- обогатить речь уч-ся, используя находки мастеров слова.
О б о р у д о в а н и е : дидактический материал; литературный монтаж о снеге, иллюстративный материал, отрывки из стихотворений и прозаических произведений о снеге.
Х о д у р о к а.
1.Вступительное слово
учителя.
Цель:задатьэмоциональныйнастрой
- В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснешься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строчки:
- Мороз и солнце; день чудесный!
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит…
( А.С. Пушкин )
Снег да снег. Всю избу занесло. Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, свежо и бело!
А.Толон.
- Давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий – художника.
Пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя.
Отрывок из « Разговора о снеге» Б. П е т р о в а : …Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик…снега во всю Россию.
- Сами эти слова своим звучанием
Вызывают такое ощущение, будто
возносишься на качелях.
Представятся вдруг
молчаливые заснеженные просеки,
оснеженные поля с темными
лесными островами…
Снег ты наш, снежище ,
снежик … снега во всю Россию.
- Вот и мы с вами постараемся сегодня на уроке научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.
Тема сочинения , над которой вы будете работать,« С Н Е Г Д А С Н Е Г… »
- По моей просьбе вы наблюдали за снегом. Поделитесь своими наблюдениями.
- Каков же снег?
- Всегда ли он одинаков?
- От чего зависит состояние, вид снега?
Утром – хрустящий; легкий, рыхлый, сыпучий, влажный; очень скользкий…
От времени года, времени суток, погоды…
Перевернем странички зимы назад и вспомним самое начало ее.
(Звучит вальс Свиридова к повести А.С. Пушкина
« Метель »)
Литературный монтаж о первом снеге (заранее подготовлен)
1. Первый снег…
(Я. Аким ).
2. Самый первый снег робок и тих.
( С. Иванов ).
3. Спит первый снег .
(А. Горбунова ).
П е р в ы й с н е г …(Я. Аким)
Утром кот
Принес на лапках
П е р в ы й с н е г !
П е р в ы й с н е г !
Он имеет
Вкус и запах,
П е р в ы й с н е г !
П е р в ы й с н е г !
Он кружится,
Л е г к и й ,
Н о в ы й ,
У ребят над головой,
Он успел
Платок п у х о в ы й
Расстелить
На мостовой…
Самый первый снег робок и тих. (С. Иванов).
Самый первый снег робокитих.
Ложится на черную ноябрьскуюземлю: «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следапоследнего велосипедиста. Первый снег. Он лежит словно просто для красоты – чтобы лишь подчеркнуть,какчерна напившаяся осенней воды земля, как озимое полесвежо сверкает…Небо серое, снежок белый и легкий, словно на акварельном рисунке…
Спит первый снег. (А. Горбунова)
Спит п е р в ы й с н е г .
Открыт букварь зимы.
Его еще не прочитали мы.
Но вот уже на первую страницу
Вспорхнула пестрой буковкой синица.
Она звенит, как маленький звонок,
Как будто первый начался урок…
Вопросы:
- Как охарактеризован первый снег в прослушанных произведениях?
- Почему он робок и тих?
- Какие еще слова и выражения вам показались интересными необычными?
- Так было в начале зимы.
Мы с вами живем в ее середине.
- Что же вы увидели, проводя наблюдения за снегом?
А вот что рассказал о январском снеге С. Иванов, чьи наблюдения из серии «Каким бывает снег?» мы сегодня уже слышали.
Каким бывает снег?..
Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья…
Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна!
Но потом выйдешь и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц…
Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.
Через поле проложена синяя тропинка. Идешь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото…
(С. Иванов).
- Каким же увидел автор январский снег ?
- Что показалось вам интересным в этой зарисовке?
- А теперь посмотрим на снег глазами художника.
Подберем цветовую лексику , которую вы сможете использовать в своем сочинении.
молочный
жемчужный белый
опаловый
небесный
лазурный голубой
бирюзовый
пепельный
серебристыйсерый
зеленый
синийсапфировый
фиолетовый
лиловый-
сиреневый
розовый
багровый
СВЕТЛО -
ТЕМНО -
ЯРКО -
НЕЖНО -
оват
- Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться с читающим или слушающим своим настроением.
Давайте поможем в этом поиске друг другу, обогатим нашу речь, используя находки мастеров слова.
Что делает нашу речь выразительной?
Какиесравнения
олицетворения(стр. 2. стих.Вяземского)
эпитеты
вам встретились в стихотворениях и рассказах о снеге?
Что ещё обогащает и разнообразит нашу речь?
Подберём синонимы к слову
б л е с т е т ь .
Чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к
П л а н у .
План (можете использовать, можете создать свой.)
С н е г д а с н е г…
Как зима беспредельна!
Н. Матвеев.
I «Здравствуй, гостья-зима!»
II «Снег да снег кругом…»
1.Снежное покрывало.
2.Снег на деревьях и домах.
3.Снежные забавы.
III «Прошла её пора…»
Работа над сочинением в черновиках.
Редактирование первого варианта текста.
Переписывание сочинения начисто.
Итог урока:
Домашнее задание:
Закончить работу над сочинением, красочно оформив его.
Блистать, искриться, переливаться всеми цветами радуги, сверкать, светиться, сиять и т. д.
Синонимы – слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.
Опаловый - БЛЕДНЫЙ СТЕКЛОВИДНЫЙ камень.
Жемчужный – твердое вещество, образующееся в раковинах некоторых моллюсков в виде зерен обычного БЕЛОГО или ЖЕЛТО-БЕЛОГО, ( реже ЧЕРНОГО ) цвета.
Л а з у р ь – СВЕТЛО-СИНИЙ цвет, СИНЕВА.
(Чиста небесная лазурь,
Светлей и ярче солнце стало.)
Б и р ю з о в ы й – драгоценный камень ГОЛУБОГО или ЗЕЛЕНОВАТОГО цвета