kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сочинение-описание "Снег да снег".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить уч-ся передавать красоту окружающего мира, паходя слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-описание "Снег да снег".»

Урок русского языка  в 7 классе Работу выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ Крюковской СОШ Л. В. П у з а н о в а

Урок русского языка в 7 классе

Работу выполнила учитель

русского языка и литературы

МБОУ Крюковской СОШ

Л. В. П у з а н о в а

Тема урока: « Подготовка к  сочинению - описанию по личным впечатлениям »   Ц е л и у р о к а :  -научиться передавать красоту окружающего мира;  - обогатить речь уч-ся, используя находки мастеров слова.

Тема урока: « Подготовка к сочинению - описанию по личным впечатлениям »

Ц е л и у р о к а :

-научиться передавать красоту окружающего мира;

- обогатить речь уч-ся, используя находки мастеров слова.

О б о р у д о в а н и е :   дидактический материал; литературный монтаж о снеге, иллюстративный материал, отрывки из стихотворений и прозаических произведений о снеге.

О б о р у д о в а н и е : дидактический материал; литературный монтаж о снеге, иллюстративный материал, отрывки из стихотворений и прозаических произведений о снеге.

Х о д у р о к а.  1.Вступительное слово учителя.  Цель: задать эмоциональный   настрой

Х о д у р о к а.

1.Вступительное слово

учителя.

Цель: задать эмоциональный настрой

- В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснешься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строчки:

- В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснешься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строчки:

- Мороз и солнце; день чудесный!   Под голубыми небесами  Великолепными коврами,  Блестя на солнце снег лежит…  ( А.С. Пушкин )   Снег да снег. Всю избу занесло. Снег белеет кругом по колено.  Так морозно, свежо и бело!  А.Толон.

- Мороз и солнце; день чудесный!

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит…

( А.С. Пушкин )

Снег да снег. Всю избу занесло. Снег белеет кругом по колено.

Так морозно, свежо и бело!

А.Толон.

- Давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмем в попутчики  чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий – художника.  Пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя.

- Давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий – художника.

Пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя.

Отрывок из  « Разговора о снеге»  Б. П е т р о в а :   …Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик…снега во всю Россию.

Отрывок из « Разговора о снеге» Б. П е т р о в а : …Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик…снега во всю Россию.

- Сами эти слова своим звучанием Вызывают такое ощущение, будто возносишься на качелях.  Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами…  Снег ты наш, снежище , снежик … снега во всю Россию.

- Сами эти слова своим звучанием

Вызывают такое ощущение, будто

возносишься на качелях.

Представятся вдруг

молчаливые заснеженные просеки,

оснеженные поля с темными

лесными островами…

Снег ты наш, снежище ,

снежикснега во всю Россию.

- Вот и мы с вами постараемся сегодня на уроке научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.

- Вот и мы с вами постараемся сегодня на уроке научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.

Тема сочинения , над которой вы будете работать,   « С Н Е Г Д А С Н Е Г… »  - По моей просьбе вы наблюдали за снегом. Поделитесь своими наблюдениями.   - Каков же снег?  - Всегда ли он одинаков?  - От чего зависит состояние, вид снега?

Тема сочинения , над которой вы будете работать, « С Н Е Г Д А С Н Е Г… »

- По моей просьбе вы наблюдали за снегом. Поделитесь своими наблюдениями.

- Каков же снег?

- Всегда ли он одинаков?

- От чего зависит состояние, вид снега?

Утром – хрустящий; легкий, рыхлый, сыпучий, влажный; очень скользкий…

Утром – хрустящий; легкий, рыхлый, сыпучий, влажный; очень скользкий…

От времени года,  времени суток,  погоды…

От времени года, времени суток, погоды…

Перевернем странички зимы назад и вспомним самое начало ее.  ( Звучит вальс Свиридова к повести А.С. Пушкина  « Метель »)

Перевернем странички зимы назад и вспомним самое начало ее.

( Звучит вальс Свиридова к повести А.С. Пушкина

« Метель »)

Литературный монтаж о первом снеге (заранее подготовлен)  1. Первый снег…  (Я. Аким ).  2. Самый первый снег робок и тих.  ( С. Иванов ).  3. Спит первый снег .  (А. Горбунова ).

Литературный монтаж о первом снеге (заранее подготовлен)

1. Первый снег…

(Я. Аким ).

2. Самый первый снег робок и тих.

( С. Иванов ).

3. Спит первый снег .

(А. Горбунова ).

П е р в ы й с н е г …(Я. Аким) Утром кот Принес на лапках П е р в ы й с н е г ! П е р в ы й с н е г ! Он имеет Вкус и запах, П е р в ы й с н е г ! П е р в ы й с н е г !  Он кружится, Л е г к и й , Н о в ы й , У ребят над головой, Он успел Платок п у х о в ы й Расстелить На мостовой…

П е р в ы й с н е г …(Я. Аким)

Утром кот

Принес на лапках

П е р в ы й с н е г !

П е р в ы й с н е г !

Он имеет

Вкус и запах,

П е р в ы й с н е г !

П е р в ы й с н е г !

Он кружится,

Л е г к и й ,

Н о в ы й ,

У ребят над головой,

Он успел

Платок п у х о в ы й

Расстелить

На мостовой…

Самый первый снег робок и тих.  (С. Иванов).  Самый первый снег робок и тих.  Ложится на черную ноябрьскую  землю : «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где  притаится  по бороздкам, оставшимся от змеиного следа  последнего велосипедиста . Первый снег. Он лежит словно просто для красоты – чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле  свежо сверкает … Небо серое, снежок белый и легкий , словно на акварельном рисунке…

Самый первый снег робок и тих. (С. Иванов).

Самый первый снег робок и тих.

Ложится на черную ноябрьскую землю : «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста . Первый снег. Он лежит словно просто для красоты – чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает Небо серое, снежок белый и легкий , словно на акварельном рисунке…

Спит первый снег. (А. Горбунова) Спит п е р в ы й с н е г . Открыт букварь зимы. Его еще не прочитали мы. Но вот уже на первую страницу Вспорхнула пестрой буковкой синица. Она звенит, как маленький звонок,  Как будто первый начался урок…

Спит первый снег. (А. Горбунова)

Спит п е р в ы й с н е г .

Открыт букварь зимы.

Его еще не прочитали мы.

Но вот уже на первую страницу

Вспорхнула пестрой буковкой синица.

Она звенит, как маленький звонок,

Как будто первый начался урок…

Вопросы:  - Как охарактеризован первый снег в прослушанных произведениях?  - Почему он робок и тих?  - Какие еще слова и выражения вам показались интересными необычными?

Вопросы:

- Как охарактеризован первый снег в прослушанных произведениях?

- Почему он робок и тих?

- Какие еще слова и выражения вам показались интересными необычными?

- Так было в начале зимы. Мы с вами живем в ее середине.  - Что же вы увидели, проводя наблюдения за снегом?

- Так было в начале зимы.

Мы с вами живем в ее середине.

- Что же вы увидели, проводя наблюдения за снегом?

А вот что рассказал о январском снеге С. Иванов, чьи наблюдения из серии «Каким бывает снег?» мы сегодня уже слышали.

А вот что рассказал о январском снеге С. Иванов, чьи наблюдения из серии «Каким бывает снег?» мы сегодня уже слышали.

Каким бывает снег?.. Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья…  Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! Но потом выйдешь и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц…  Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.  Через поле проложена синяя тропинка. Идешь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото…  (С. Иванов).

Каким бывает снег?..

Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья…

Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна!

Но потом выйдешь и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц…

Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.

Через поле проложена синяя тропинка. Идешь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото…

(С. Иванов).

- Каким же увидел автор январский снег ?  - Что показалось вам интересным в этой зарисовке?  - А теперь посмотрим на снег глазами художника.  Подберем цветовую лексику , которую вы сможете использовать в своем сочинении.

- Каким же увидел автор январский снег ?

- Что показалось вам интересным в этой зарисовке?

- А теперь посмотрим на снег глазами художника.

Подберем цветовую лексику , которую вы сможете использовать в своем сочинении.

молочный жемчужный белый опаловый  небесный лазурный голубой бирюзовый  пепельный серебристый  серый  зеленый синий  сапфировый  фиолетовый лиловый - сиреневый розовый багровый  СВЕТЛО - ТЕМНО - ЯРКО - НЕЖНО -  оват

молочный

жемчужный белый

опаловый

небесный

лазурный голубой

бирюзовый

пепельный

серебристый серый

зеленый

синий сапфировый

фиолетовый

лиловый -

сиреневый

розовый

багровый

СВЕТЛО -

ТЕМНО -

ЯРКО -

НЕЖНО -

оват

- Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться с читающим или слушающим своим настроением.  Давайте поможем в этом поиске друг другу, обогатим нашу речь, используя находки мастеров слова.  Что делает нашу речь выразительной?

- Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться с читающим или слушающим своим настроением.

Давайте поможем в этом поиске друг другу, обогатим нашу речь, используя находки мастеров слова.

Что делает нашу речь выразительной?

Какие  сравнения  олицетворения   (стр. 2. стих.  Вяземского)  эпитеты  вам встретились в стихотворениях и рассказах о снеге?

Какие сравнения

олицетворения (стр. 2. стих. Вяземского)

эпитеты

вам встретились в стихотворениях и рассказах о снеге?

Что ещё обогащает и разнообразит нашу речь?

Что ещё обогащает и разнообразит нашу речь?

Подберём синонимы к слову  б л е с т е т ь .

Подберём синонимы к слову

б л е с т е т ь .

Чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к  П л а н у .

Чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к

П л а н у .

План   (можете использовать, можете создать свой.) С н е г д а с н е г… Как зима беспредельна!  Н. Матвеев.  I «Здравствуй, гостья-зима!» II «Снег да снег кругом…»  1.Снежное покрывало.  2.Снег на деревьях и домах.  3.Снежные забавы. III «Прошла её пора…»

План (можете использовать, можете создать свой.)

С н е г д а с н е г…

Как зима беспредельна!

Н. Матвеев.

I «Здравствуй, гостья-зима!»

II «Снег да снег кругом…»

1.Снежное покрывало.

2.Снег на деревьях и домах.

3.Снежные забавы.

III «Прошла её пора…»

Работа над сочинением в черновиках. Редактирование первого варианта текста. Переписывание сочинения начисто.

Работа над сочинением в черновиках.

Редактирование первого варианта текста.

Переписывание сочинения начисто.

Итог урока:  Домашнее задание: Закончить работу над сочинением, красочно оформив его.

Итог урока:

Домашнее задание:

Закончить работу над сочинением, красочно оформив его.

Блистать, искриться, переливаться всеми цветами радуги, сверкать, светиться, сиять и т. д.

Блистать, искриться, переливаться всеми цветами радуги, сверкать, светиться, сиять и т. д.

Синонимы  – слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.

Синонимы – слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.

Опаловый - БЛЕДНЫЙ СТЕКЛОВИДНЫЙ камень.  Жемчужный – твердое вещество, образующееся в раковинах некоторых моллюсков в виде зерен обычного БЕЛОГО или ЖЕЛТО-БЕЛОГО, ( реже ЧЕРНОГО  ) цвета.

Опаловый - БЛЕДНЫЙ СТЕКЛОВИДНЫЙ камень.

Жемчужный – твердое вещество, образующееся в раковинах некоторых моллюсков в виде зерен обычного БЕЛОГО или ЖЕЛТО-БЕЛОГО, ( реже ЧЕРНОГО ) цвета.

Л а з у р ь – СВЕТЛО-СИНИЙ цвет, СИНЕВА.  (Чиста небесная лазурь,  Светлей и ярче солнце стало.)  Б и р ю з о в ы й  – драгоценный камень ГОЛУБОГО или ЗЕЛЕНОВАТОГО цвета  ( море )

Л а з у р ь – СВЕТЛО-СИНИЙ цвет, СИНЕВА.

(Чиста небесная лазурь,

Светлей и ярче солнце стало.)

Б и р ю з о в ы й – драгоценный камень ГОЛУБОГО или ЗЕЛЕНОВАТОГО цвета

( море )

Сравнение (стр. 2. стихотворение Вяземского) Олицетворение – воплощение чего-нибудь в образе живого существа (Поэтически: олицетворение природы). Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности 1. Постоянный – синее море  2. Нелестный – неодобрительно характеризующий кого(что) – нибудь.

Сравнение (стр. 2. стихотворение Вяземского)

Олицетворение – воплощение чего-нибудь в образе живого существа (Поэтически: олицетворение природы).

Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности

1. Постоянный – синее море

2. Нелестный – неодобрительно характеризующий кого(что) – нибудь.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сочинение-описание "Снег да снег".

Автор: Пузанова Любовь Викторовна

Дата: 02.02.2017

Номер свидетельства: 386970


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства