| Роль художественной детали в картине В.А.Серова «Девочка с персиками» |
Слайд 1
Формулировку темы предлагает учитель: «Роль художественной детали в картине В.А.Серова «Девочка с персиками». Затем ученики анализируют данную формулировку. (Раньше мы писали: «Сочинение по картине…». Сегодня тема сформулирована не совсем обычно. Внимательно прочитайте формулировку темы урока еще раз, подумайте над ней и скажите: что будет предметом нашего исследования?).
Слайд 2
Актуализация знаний.
Предмет исследования – картина. На уроках уже знакомились с жанрами изобразительного искусства. Их необходимо вспомнить.
Ученики называют известные им жанры изобразительного искусства (марина, батальная картина, портрет, пейзаж) и художников, которые работали в данных жанрах.
Работая с этими картинами, ученики прежде всего отвечали на вопрос, нравятся они им или нет? Почему?
Слайд 3
Задача данного урока гораздо сложнее. В ходе урока они должны понять, для чего была создана картина, что с ее помощью хотел сказать автор.
Слайд 4
Работа по теме урока.
Информация о художнике. (Художника, о котором пойдет речь, зовут Валентином Александровичем Серовым. Он жил и работал на рубеже 19 и 20 века, был очень талантливым человеком и проявил себя практически во всех жанрах изобразительного искусства: он писал портреты, пейзажи, натюрморты, исторические и бытовые картины. Он работал маслом и гуашью, темперой и углем).
Слайд 5
Справка об истории названия картины.
(Сегодня нам предстоит познакомиться с самой первой его большой картиной, которая называется «Девочка с персиками». Но такое имя картина получила не сразу. Вначале Валентин Александрович называл ее просто «Портрет Веры Мамонтовой», потому что изображал на ней дочь русского промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова – Веру. Но потом художник почему-то называет ее не «Портрет Веры Мамонтовой», а «Девочка с персиками». Почему? Вот это нам с вами и нужно понять.
Мотивация к учебной деятельности.
(Есть такое хорошее выражение: прочитать картину. Как вы думаете, что это значит? Разве картину можно читать? Прочитать – это значит понять. Давайте «прочитаем» портрет Веры Мамонтовой).
Поиск путей решения проблемы
(Можно ли сделать так, как мы делали раньше – через композицию? Да, можно. Что тогда мы получим? На переднем плане картины, т.е. в ее центре изображена девочка. Ее изображение – смысловой центр картины.
Слайд 6
Рассмотрим смысловой центр картины. Что можно сказать о девочке? Какая у нее одежда, поза, выражение лица. Но даже подробно описав девочку, сможем ли мы ответить на вопрос, почему картина называется «Девочка с персиками»? Вряд ли.
Слайд 7
Попробуем «войти» в картину через художественную деталь. Вспомним, что такое художественная деталь.
Художественная деталь – мелочь, подробность, на которую падает значительная смысловая и эмоциональная нагрузка.
Мы уже работали с деталями в художественном произведении, сталкивались с ними в жизненных ситуациях. Вспомните, на какие детали мы обращали внимание? На побелевшую щеку вашего одноклассника. О чем говорит эта деталь? (Щеку он отморозил). На длинный нос героя. А эта деталь о чем говорит? (Он очень любопытный и везде сует свой нос).
Слайд 8
Но в жизни или в художественном произведении детали следуют одна за другой, предлагаются постепенно. А на картине художественные детали представлены все вместе, но не все они воспринимаются зрителями одинаково.
Убедимся в этом. Посмотрите еще раз на картину. Попробуем вычленить в ней детали.
Слайд 11
Для облегчения задачи уберем из картины композиционный центр произведения. Что на картине осталось? (Детали). Назовите их.
Попробуем понять, все ли детали имеют одинаковое значение для восприятия картины? Есть ли среди них такие, без которых можно было бы обойтись? (Керамическая тарелка на стене, спинки стульев, открытая дверь).
Слайд 9
Вернемся к картине и посмотрим: какие детали следует считать главными? (Персики на столе – даже в названии картины они присутствуют).
Детали бывают разные, в зависимости от той задачи, которую они выполняют. Художественные детали бывают главные (существенные) и второстепенные (незначительные).
Слайд 10
Докажем, что именно персики являются главной деталью. Посмотрите: вместо персиков я добавила в картину другую деталь. Какой смысл она вносит в картину? Как эта деталь характеризует девочку?
Слайд 11
Представим, что на столе ничего нет. Никакая деталь не отвлекает нашего внимания. Что в картине изменилось? Может быть, она стала менее солнечной, менее яркой? Нет. Но можно ее назвать «Девочка с персиками»? Нет. А подходит для нее название «Портрет Веры Мамонтовой»? Да. Картина приобретет документальный характер: вот такой была Верочка Мамонтова в 12 лет.
Но это ли нужно автору? Неужели для него главное просто изобразить на картине девочку? Конечно, нет. Авторская мысль другая. А вот какова эта мысль, нам предстоит понять.
Слайд 12
Физкультминутка
Слайд 13
Чтобы понять авторскую мысль, посмотрим, как главная художественная деталь – персики – перекликается с портретом девочки: ее лицом, костюмом. У каждого из вас есть листочек с заданием. Вам предложен определенный предмет для описания (щеки, губы, одежда девочки или персики), даны определения. Выберете из них только те, которые подходят для описания предложенного вам предмета.
Золотисто-розовый, розовый, круглый, шелковистый, бархатистый, сочный, румяный, пухлый, отражающий солнечные блики, подернутый пушком, естественный, простой, свежий, нежный, юный, красивый.
Прочитайте определения. Многие из них повторяются при описании разных предметов. Значит, между этими предметами есть определенное сходство.
Попробуем об этом сходстве рассказать. Конечно, начнем с персиков: где и как лежат, какие они. Они лежат живописной кучкой два поодаль, а один на кленовом листочке, как в уютном гнездышке или в колыбельке. Золотисто-розовые, с шелковистой кожицей. Самый спелый, оранжевый у девочки в руках. От персиков падает на стол тень, они кажутся объемными, крупными, сочными, напоенными солнцем.
Опишите девочку. Какие у нее щеки, губы, одежда. Щеки девочки румяные, пухлые, бархатистые. Губы розовые, как бы подернутые пушком. Кофточка розовая, с черным бантом, но серединка алая, что тоже гармонирует с плодами.
Обратите внимание, и на лице, и на одежде, и на персиках солнечные блики. За окном яркий осенний день. Он озаряет солнцем всю картину. Ощущение юности, свежести, нежности.
Так о чем хотел рассказать нам автор в этой картине? Детали картины (прежде всего, персики и солнечный день за окном) помогают выразить очарование детства и юности: свежесть, чистоту, полноту чувств, красоту естественности и простоты.
Слайд 14
Составление примерного плана сочинения
Что такое художественная деталь в картине?
Персики на белой скатерти как главная художественная деталь.
Портрет девочки, воспринимаемый через соседство персиков (щеки, губы, одежда).
Идея портрета.