kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сложносочиненные предложения с соединительными союзами(и,да(в значении и)тоже)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ

Cложносочинённые предложения с соединительным союзом И

Чрез полчаса дверь отворилась и Петр вышел. (А.С. Пушкин)

Наташа подмигнула брату, и оба удерживались недолго и звонко расхохотались. (Л.Н. Толстой)

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит; прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (А.С. Пушкин)

По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались чёрные тела на виселицах, и над ними кричали вороны.(А.И. Куприн)

Старый князь был ещё в городе, и его ждали каждую минуту. (Л.Н. Толстой)

Хаджи-Мурат остановился, загорелое лицо его буро покраснело, и глаза налились кровью. (Л.Н. Толстой)

Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился, и шестикрылый серафим на перепутье мне явился. (А.С. Пушкин)

Княжна Марья читала бумагу, и сухие рыдания задёргали её лицо. (Л.Н. Толстой)

Лиза слушала с увлечением, и новая знакомая, с её неудержной, охотливой речью, показалась очень занимательной. (К.А. Федин)

Негодование росло, и дамы стали говорить о нём в разных углах самым неблагоприятным образом. (Н.В. Гоголь)

Парадные двери были заперты, и всё спало. (Л.Н. Толстой)

Потолки были везде расписаны пёстрыми узорами, и небольшие белые двери всегда блестели, точно они вчера были выкрашены; мягкие тропинки вели по всему дому из комнаты в комнату. (Д.Н. Мамин-Сибиряк)

Княгиня с московским франтом сидела на лавке в крытой галерее, и оба были заняты, кажется, серьёзным разговором. (М.Ю. Лермонтов)

Впереди, в дыму, уже были видны, ряды серых шинелей, и офицер, увидав Багратиона, с криком побежал за солдатами. (Л.Н. Толстой)

Кучер вдруг осадил лошадей, и коляска остановилась у дома, выкрашенного заново в серый цвет. (А.П. Чехов)

Дети были, наверно, очень дружны, и быстрый Вася привык читать правду с лица спокойной умницы Зины. (М.М. Пришвин)

Она высока, легка и стройна, и её цветущее лицо прекрасно. (А.И. Куприн)


 

Cложносочинённые предложения с соединительным союзом ДА

Изредка вдали зачернеет кибитка, разбитая калмыками-табунщиками, да пройдёт косяк степных лошадей.(А.С. Серафимович)

Мы были одни; только воробьи возились кругом да ласточки бесшумно влетали и вылетали в окна старой часовни…(В.Г. Короленко)

У церкви сиротливо мерцал одинокий фонарь, да ещё здание школы светилось огнями. (В. Шишков)

Эти фигуры нисколько не походили на аристократических нищих из замка, – город их не признавал, да и их отношения к городу имели чисто боевой характер. (В.Г. Короленко)

Духом-то я уже давно смирился, да голове моей всё ещё не хотелось нагнуться. (И.С. Тургенев)

Передо мной было только кладбище, пустынное и тихое, без малейших признаков обитаемости, только воробьи чирикали на свободе да густые кусты черёмухи, жимолости и сирени, прижимаясь к южной стене часовни, о чём-то тихо шептались густо разросшеюся тёмной листвой. (В.Г. Короленко)

Весь сад нежно зеленел первой красою весеннего расцветания; не было ещё слышно летнего, сильного гуденья насекомых; молодые листья лепетали – да зяблики кое-где пели, да две горлинки ворковали все на одном и том же дереве, да куковала одна кукушка, перемещаясь всякий раз, – да издалека, из-за мельничного пруда, приносился дружный грачиный гам, подобный скрипу множества тележных колес. (И.С. Тургенев)

Темно! Навстречу ни души,
Ямщик на козлах спал,
Голодный волк в лесной глуши
Пронзительно стонал,
Да ветер бился и ревел,
Играя на реке,
Да инородец где-то пел
На странном языке. (Н. Некрасов)


 

Cложносочинённые предложения с соединительным союзом ДА И

Газеты ничего не подсказывали, да и мало их было. (М. Горький)

Вы разве забыли? Бывшая княжна Засекина, в которую мы все были влюблены, да и вы тоже. (И.С. Тургенев)

Над Герасимом однако глумиться не все решались; он шуток не любил: да и её при нём оставляли в покое. (И.С. Тургенев)

Ну, что бы я тогда, например, с моими сапогами стал делать? Они у меня, замечу вам мимоходом, маточка, почти всегда в заплатках, да и подмётки, по правде сказать, отстают иногда весьма неблагопристойно. (Ф.М. Достоевский)

Кликушу он уже знал, её привели не издалека, из деревни всего вёрст за шесть от монастыря, да ипрежде её водили к нему. (Ф.М. Достоевский)

Я думаю, что мне надо ехать, а то неучтиво. Можно вооружить против себя всю публику: князь уж сердится, да и Великатов может обидеться. (А. Островский)

Я шёл в каком-то опьянении, да и было отчего. (В.М. Гаршин)

Очень редко удавалось им украсть что-нибудь; ходить по деревням неудобно и холодно, и на снегу оставались следы, да и бесполезно посещать деревни, когда всё в них заперто и занесено снегом.(М. Горький)

Решение Лизы сняло с его сердца камень, да и весь дом сразу ожил, точно от ниспосланного мира.(К.А. Федин)

Поговаривали, что происходил он от однодворцев и состоял будто где-то прежде на службе, но ничего положительного об этом не знали; да и от кого было и узнавать, – не от него же самого. (И.С. Тургенев)

Я ничего не отвечал, – да и зачем мне было отвечать? (И.С. Тургенев)

Очень, очень может быть, что и она даже не пошла бы за него ни за что, если б узнала о нём своевременно побольше подробностей. Но дело было в другой губернии; да и что могла понимать шестнадцатилетняя девочка. (Ф.М. Достоевский)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Сложносочиненные предложения с соединительными союзами(и,да(в значении и)тоже)"»

Сложное предложение

[править | править вики-текст]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 апреля 2016; проверки требуют 14 правок.

Сло́жное предложе́ние — предложение, имеющее две или более грамматических основ и представляющее собой смысловое единство, оформленное интонационно. Выделяют 3 вида сложных предложений: сложносочинённое предложениесложноподчинённое предложениебессоюзное сложное предложение к примеру (- =,-=.). Например: Впереди нас круто спускался коричневый глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая гора.

Содержание

  [скрыть] 

  • 1Виды сложных предложений

    • 1.1Сложносочинённое предложение

    • 1.2Сложноподчинённое предложение

    • 1.3Бессоюзное сложное предложение

    • 1.4Сложное предложение с разными видами связи

  • 2Примечания

  • 3Ссылки

  • 4Литература

Виды сложных предложений[править | править вики-текст]

Сложные предложения бывают многих видов, которые различают по типам связи между простыми предложениями в составе сложного.

Сложносочинённое предложение[править | править вики-текст]

Основная статья: Сложносочинённое предложение

Характеризуется наличием сочинительной связи между простыми предложениями. Простые предложения соединяются сочинительными союзами.

Сложноподчинённое предложение[править | править вики-текст]

Основная статья: Сложноподчинённое предложение

Характеризуется подчинительной связью между простыми предложениями. Состоит из главного и одного или нескольких придаточных предложений. Простые предложения соединяются подчинительными союзами или союзными словами, перед которыми ставится запятая.

Бессоюзное сложное предложение[править | править вики-текст]

Основная статья: Бессоюзное сложное предложение

В бессоюзном сложном предложении отсутствуют какие-либо союзы и союзные слова, хотя во многих случаях можно подставить союз на месте разделения простых предложений. Связь между предложениями только смысловая.

Сложное предложение с разными видами связи[править | править вики-текст]

Сложные синтаксические конструкции (сложные предложения смешанного типа).

В сложных синтаксических конструкциях представлены сочетания:

  • сочинительной и подчинительной связи,

  • сочинительной и бессоюзной,

  • подчинительной и бессоюзной,

  • сочинительной, подчинительной и бессоюзной.

В таких усложнённых предложениях смешанного типа иногда выделяют кроме частей сложные блоки, объединяющие несколько более тесно связанных между собой частей. Граница между такими блоками проходит в месте сочинительной или бессоюзной связи.

В сущности, довольно часто 1/, когда на протяжении многих явно побочных страниц объясняется 2/, что 3/ и как нам следует думать по тому или иному поводу 4/ или что, к примеру, думает сам Толстой о войне, мире и сельском хозяйстве 5/, чары его слабеют 1/, и начинает казаться 6/, что прелестные новые знакомые, ставшие уже частицей нашей жизни, вдруг отняты у нас 7/, дверь заперта и не откроется до тех пор 8/, пока величавый автор не завершит утомительного периода и не изложит нам свою точку зрения на брак, на Наполеона, на сельское хозяйство или не растолкует своих этических и религиозных воззрений 9/ (В. Набоков).

Здесь сложное предложение с союзной и бессоюзной связью состоит из двух блоков, соединенных сочинительным союзом «и».

Первый блок состоит из 5 частей и представляет собой по форме СПП с последовательным и однородным подчинением.

Второй блок состоит из 4 частей и представляет собой СПП с однородным и последовательным подчинением.

Примечания[править | править вики-текст]

Сложные предложения могут быть простыми, если их изменить, также могут быть союзными и бессоюзными.

Ссылки[править | править вики-текст]

  • Основные виды сложных предложений (видеоурок, программа 9 класса)

Литература[править | править вики-текст]

  • Грамматика современного русского литературного языка. — М.: Наука, 1970. — 767 с.

  • Гулыга Е. В. Теория сложноподчиненного предложения в современном немецком языке. — М.: Высшая школа, 1971. — 206 с.

  • Джепко Л. П. Структурно-семантические и функциональные особенности бессоюзных сложносочиненных предложений в современном английском языке: Дис. … канд. филол. наук. — М.: МГЛУ, 1993. — 250 с.

  • Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. — М.: Наука, 1973. — 351 с.

  • Иванова И. П., Бурлакова B. В., Почепцов Г. Г. Теоретическая грамматика современного английского языка. — М.: Высшая школа, 1981. — 286 с.

  • Ильенко С. Г. Вопросы теории сложноподчиненного предложения в современном русском языке: Автореф. дис. … доктора филол. наук. — Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т, 1964. — 37 с.

  • Иофик Л. Л. Проблема структуры сложного предложения в новоанглийском языке: Автореф. дис. … доктора филол. наук. — Л.: Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова, 1965. — 41 с.

  • Иофик Л. Л. Сложное предложение в новоанглийском языке. — Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1968. — 214 с.

  • Колосова Т. А. Семантические отношения в сложном предложении.// НДВШ. Филологические науки. — 1972. — № 5. — C. 61-72.

  • Крючков С. Е., Максимов Л. Ю. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. — М.: Просвещение, 1977. — 188 с.

  • Максимов Л. Ю. Многомерная классификация сложноподчиненных предложений (на материале современного русского литературного языка): Автореф. дис. … доктора филол. наук. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1971. — 29 с.

  • Пешковский A. M. Русский синтаксис в научном освещении. — 7-е изд. — М.: Учпедгиз, 1956. — 511 с.

  • Пешковский A. M. Существует ли в русском языке сочинение и подчинение предложений.// Пешковский A. M. Избранные труды. — М.: Учпедгиз, 1959. — С. 52-57.

  • Поспелов Н. С. О грамматической природе сложного предложения.// Вопросы синтаксиса современного русского языка: Сб. статей. — М.: Учпедгиз, 1950. — C. 321—337.

  • Русская грамматика. Синтаксис. — Т. 2./ Под ред. Н. Ю. Шведовой. — М.: Наука, 1980. — 709 с.

[скрыть]

Синтаксис


Основные понятия

Предложениепростоеосложнённоесложное (сложносочинённоесложноподчинённоебессоюзное) • Член предложения • Однородные члены предложения • Клауза • Грамматическая основа • Словосочетание • Зависимость • Синтаксическая связьсочинительнаяподчинительная (согласованиеуправлениепримыкание) • Валентность • Нексус и юнкция • Актант • Сирконстант • Грамматика зависимостей • Грамматика составляющих • Поверхностная структура • Глубинная структура • Трансформация


Персоналии

А. М. Пешковский • Л. Теньер • Н. Хомский • Ч. Филлмор • И. А. Мельчук • Дж. Хокинс


Синтаксические теории

Категориальная грамматика • Теория «Смысл-Текст» • Порождающая грамматика: стандартная теория, теория принципов и параметровминималистская программа


Связанные понятия

Уровни языка • Грамматика • Морфология • Грамматическая семантика • Семантическая роль • Переходность • Конгруэнтность


Фонетика и фонология • Морфология • Портал:Лингвистика






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Сложносочиненные предложения с соединительными союзами(и,да(в значении и)тоже)"

Автор: Рустем Карасайулы

Дата: 25.01.2017

Номер свидетельства: 383723


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства