Структурный компонент урока | Время (мин.) | Действия учителя | Действия учеников |
1.Организационный момент (Задача: создать мотивацию к действиям на уроке, проверить усвоение предыдущих знаний и умений). | 2 мин. | - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучать местоимение. Мы узнаем новый разряд этой части речи, узнаем морфологические признаки синтаксическую роль местоимений данного разряда. Давайте запишем в тетрадях дату и начнём работать! Учитель создает ситуацию успеха для активизации необходимых для новой темы знаний. Сегодня, чтобы узнать о новом разряде местоимений, я предлагаю нам всем вместе отправиться в путешествие. А на каком виде транспорта мы поедем? Давайте разгадаем загадку. Слайд 1. Загадка В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит. | Ученики включаются в деловой ритм, готовятся к работе. Ученики читают загадку и дают ответ. (поезд) |
2.Актуализация знаний. (Задача: закрепить знания о местоимении) | 5мин. | Мы с вами отправляемся на станцию «Повторяй-ка». Слайд 2 Поехали! (поезд) Слайд 3 Самостоятельная работа. Учитель даёт задание: Выписать из стихотворения местоимения. Определить их разряды и морфологические признаки. Учитель просит учащихся по цепочке зачитать выписанные местоимения, рассказать о их морфологических признаках Слайд 4 Отравляемся на станцию «Проверяй-ка» Учитель предлагает проверить, правильно ли выполнено задание. | Ученики выписывают местоимения, определяют их разряды, морфологические признаки. По цепочке зачитывают то, что у них получилось. Дети проверяют, правильно ли выполнено задание. Слайд 5 |
3. Подготовка к изучению новой темы. (Задача: создание проблемной ситуации ) | 7мин. | Отправляемся на следующую станцию – «Вопросов и ответов». Слайд 6 Учитель создаёт проблемную ситуацию. У нас есть ситуация, вопросы и готовые ответы, но ваша задача – самим постараться правильно ответить на вопросы. Смотрим на слайд, запоминаем всё, что видим. Слайды 7 и 8 - Что я вижу ? - Вижу поезд. - Кто в вагонах? - Пассажиры. - Ну а сколько же вагонов? - А вагонов – ровно три. - А какие те вагоны? - Да уютные вполне. - А который час, ребята? - Вот сейчас – девятый час. - Чей малыш один в вагоне? - Не один он – с мамой едет. - Какова же цель поездки? - Интересное узнать! Назовите выделенные слова. | Ученики дают свои ответы, сравнивают их с появившимися на слайде ответами. . |
4.Формирование новых знаний. (Задача: выяснить всё о вопросительных местоимениях, об их основных морфологических и синтаксических особенностях ) | 10 мин. | Слайд 9 Итак, мы отправляемся на станцию «Новых знаний». Все вопросы, которые встретились в стихотворении, являются вопросительными местоимениями. Учитель просит ребят записать в тетради тему. Слайд 10 Классная работа. Нацеливание на решение обозначившейся на предыдущем этапе проблемы. Учитель предлагает рассмотреть таблицу Слайд 11, назвать вопросы, на которые отвечают существительные, прилагательные, числительные После выполнения задания учитель предлагает ученикам поработать в парах. Одна пара склоняет прилагательное птичий. Другая - вопросительное местоимение чей. Результат проверяем по таблице. Слайд 12. Предлагает понаблюдать над особенностью изменения вопросительного местоимения каков слайд 13 Учитель предлагает сделать фонетическую разминку. Записать в транскрипции местоимения кто и что в форме родительного падежа. Предлагает проверить результат по слайду слайд 14 | Ученики записывают тему урока в тетрадь. Классная работа. Ученики работают, называют вопросы, на которые отвечают существительные, прилагательные, числительные. Ученики работают в парах. Одна пара склоняет прилагательное птичий. Другая - вопросительное местоимение чей. Результат проверяют по таблице. Ученики наблюдают над особенностью изменения вопросительного местоимения каков, делают вывод, что это местоимение не склоняется. А изменяется по родам и числам. Ученики записывают в транскрипции местоимения кто и что в форме родительного падежа. Правильно произносят данные формы слов. Проверяют результат по слайду. |
5. Применение новых знаний. (Задача: закрепить понимание нового материала и проверить степень усвоения темы каждым учеником). | 10 мин. | Отправляемся на станцию «Закрепляй-ка».слайд 15 Учитель сообщает задачу – мы с вами закрепим новый материал, выполняя упражнения и играя. слайд 16 предлагает выполнить упражнение 407 на стр. 172 в тетради с комментарием. Каждый по одному предложению. Нужно ли что читать с вопросительной интонацией? Нет, значит. это не вопросительное местоимение. А какое? Узнаем на следующем уроке. Объяснить орфограммы на месте пропусков. Е в окончании глагола 1-го спряжения, нн – одна в корне, другая в суффиксе прилагательного с основой на н, разделительный ь в корне слова перед гласной и. Подчеркнуть главные члены предложения. Проверить результат работы по слайду слайд 17 Учитель предлагает обратиться к материалу для наблюдения. Обратить внимание на особенность ударения в слове сколько. Ударение при склонении не «уходит» с корня. Учитель предлагает выполнить упражнение 408, но задание мы будем выполнять в форме игры «Грамматический футбол». Слайд 18 Предлагает ученикам встать из-за парт, приготовиться к игре. Бросая мяч, даёт задание назвать словосочетание в нужном падеже. Словесное поощрение. Учитель предлагает игру «Журналисты». Представьте, что вы журналисты и вам предстоит взять интервью у известных людей. Это артисты, политики, спортсмены. Вопросы. Которые вы будете задавать, должны быть корректными (ни в коем случае своими вопросами вы не должны обидеть того, кому эти вопросы адресованы). Учитель предлагает учащимся выбрать героя для интервью. По жребию, кто первый? слайд 1 9 | Ученики выполняют упражнение 172 в тетради с комментарием. Объясняют орфограммы на месте пропусков. Е в окончании глагола 1-го спряжения, нн – одна в корне, другая в суффиксе прилагательного с основой на н, разделительный ь в корне слова перед гласной и. Ученики читают материал для наблюдений. Делают вывод. Ученики читают задание, встают из-за парт. Играют. Ученики составляют и записывают вопросы, затем озвучивают их. Вместе решают, корректны ли они. |
6. Итог урока. Рефлексия. (Задача: проверить усвоение темы, провести рефлексию, оценить работу учащихся на уроке) Домашнее задание. (Задача: дать установку на отработку определённых умений) | 4 мин. | Наконец, мы отправляемся на станцию «Конечная». Слайд 20 Давайте подведём итоги урока. Учитель просит учащихся поделиться друг с другом: таблицу-подсказку с разрядами местоимений нужную картинку. слайд 21 Что нового узнали на уроке о местоимениях? Чему научились? В чем особенность вопросительных местоимений кто и что? Каков? В чём фонетическая особенность местоимений кто и что в форме родительного падежа? (кого, чего) Учитель оценивает работу учеников на уроке, выставляет оценки в дневники. Слайд 22 Если вы всё поняли, то выберите нужную картинку и вклейте её в таблицу. Учитель предлагает выбрать и вклеить в нашу таблицу-подсказку с разрядами местоимений нужную картинку. | Ученики отвечают: Узнали о вопросительных местоимениях. Научились их изменять. Местоимения кто и что не изменяются по родам и числам. Каков не изменяется по падежам. В предложении могут быть подлежащим, дополнением, сказуемым, определением. В форме род. падежа в местоимениях кого и чего пишем –ого - -его, но произносим [ова] [ева] Ученики вклеивают в таблицу-подсказку с разрядами местоимений нужную картинку. . |
2 мин. | Учитель предлагает домашнее задание и инструктаж по его выполнению. Слайд 23 С.171 (знать материал о вопросительных местоимениях) 2.Упр. 409, с.172 Учитель благодарит всех учеников за урок Слайд 24 | Ученики записывают домашнее задание, слушают инструктаж по его выполнению. |
2.
3.
4.
5.