kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рекомендации к написанию сочинения-рассуждения 15.1, 15.2, 15.3

Нажмите, чтобы узнать подробности

В итоговой аттестации по русскому языку 2015 года вы найдете много изменений. С 18 до 15 сократилось количество заданий. Теперь они представлены в режиме сквозной нумерации, без буквеных обозначений А,В, С. Уменьшен максимальный балл за выполнение работы с 42 до 39. Изменена форма записи ответа в задания 2-14. Добавлены альтернативный задания 15.2 и 15.3 (сочинения-рассуждения)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации к написанию сочинения-рассуждения 15.1, 15.2, 15.3 »

Справка о планируемых изменениях КИМ основного государственного  экзамена (ОГЭ) в 2015  г.

Справка о планируемых изменениях КИМ основного государственного экзамена (ОГЭ) в 2015 г.

  • Изменилось количество заданий в экзаменационной работе (количество заданий сократилось с 18 до 15 ). Изменен максимальный балл за выполнение работы ( уменьшен с 42 до 39).
  • Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С.
  • Изменена форма записи ответа на каждое из заданий 2–14: в КИМ 2015 г. требуется записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа.
  • Добавлены два альтернативных задания 15.2 и 15.3 (сочинение-рассуждение).
- В задании 15.1 будут те же 6 4 цитаты, опубликованные в «Открытом банке заданий», или добавятся новые? И ещё: как создаётся словник понятий для задания 15.3?  Ответ Цыбулько И.П .   - Пополнение заданий будет. Задания 15.3 тоже будут опубликованы: в каждом из 4 текстов блока будет тема, обусловленная содержанием текста для аудирования.  - При выполнении заданий 15.1 и 15.2 ученик может процитировать высказывания из этих заданий.  Учитываются ли они при подсчёте общего числа слов сочинения?  Ответ Цыбулько И.П .  - Учитываются. Но если цитаты неоправданно велики и не имеют отношения к коммуникативному замыслу учащегося, то тогда цитата исключается из подсчёта слов.    - Как быть с формулировкой учеником понятия в задании 15.3? Ведь она может не совпадать с трактовкой эксперта. Ответ Цыбулько И.П .  -  Главное, чтобы формулировка (так, как её понимает ученик) была раскрыта в сочинении.  - Что предполагает аргумент «из Вашего жизненного опыта»?  Ответ Цыбулько И.П .  -  Это любой пример из жизни.

- В задании 15.1 будут те же 6 4 цитаты, опубликованные в «Открытом банке заданий», или добавятся новые? И ещё: как создаётся словник понятий для задания 15.3?

Ответ Цыбулько И.П .

- Пополнение заданий будет. Задания 15.3 тоже будут опубликованы: в каждом из 4 текстов блока будет тема, обусловленная содержанием текста для аудирования.

- При выполнении заданий 15.1 и 15.2 ученик может процитировать высказывания из этих заданий.

Учитываются ли они при подсчёте общего числа слов сочинения?

Ответ Цыбулько И.П .

- Учитываются. Но если цитаты неоправданно велики и не имеют отношения к коммуникативному замыслу учащегося, то тогда цитата исключается из подсчёта слов.

- Как быть с формулировкой учеником понятия в задании 15.3? Ведь она может не совпадать с трактовкой эксперта.

Ответ Цыбулько И.П .

-  Главное, чтобы формулировка (так, как её понимает ученик) была раскрыта в сочинении.

- Что предполагает аргумент «из Вашего жизненного опыта»?

Ответ Цыбулько И.П .

-  Это любой пример из жизни.

(1)Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (3)Одевались они понятно как — ведь они едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.

(5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи.

(7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера и начинает выть.

(8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало…

(10)Выла Рыжуха час-полтора.

(11)— Дура рыжая, — кривила губы Маринка Быкова. (12)— И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома.

(14)А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом…

(15)В день последнего экзамена Нинка Пчелкина устроила запись желающих в очередной поход.

(16)Женька подошёл к Рыжухе и сказал:

(17)— Рыжуха, сделай доброе дело, а? (18)Не езди с нами на прогулку!

(19)— Я с вами поеду, — высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, — а буду отдельно.

(20)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (21)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:

(22)— В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я.

(23)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже выполнил обещанное…

(24)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (25)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство.

(26)За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька.

( 27)— Это твоя сумка? — спросил Женька и кивнул на допотопную сумку.

(28)— Моя, — ответила Светка.

(29)— Алле хоп! — воскликнул Женька, c хватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала: (30)— Эй, Рыжая! (31)Вон где твоя сумочка!

(32)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно. (33)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит — и к выходу. (34)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил.

(35)Женька Светке рукой машет и орёт:

(36)— До свиданья, Рыжая! (37)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!

(38)А девчонки давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.

(39)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (40)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — недаром её ни на одной фотографии нет. (41)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (42)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала…

(43)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли…

(44)В десятый класс Рыжая не пошла. (45)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.

(46)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с Наташей, которая повела меня в Мариинку, на оперу.

(47)В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. (48)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

(49)— Рыжуха! — ахнул я.(50)— Мы с ней в одном классе учились!

(51)— Что ты говоришь?! (52)Это же наша восходящая звезда!

(53)— Как её звать? — ещё на что-то надеясь, спросил я.

(54)— Светлана Сергеева.

(55)Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце — восторга или стыда.

(56)После спектакля Наташа предложила:

(57)— Может, пойдёшь за кулисы? (58)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника.

(59)— Нет, давай в другой раз, — скромно ответил я.

(60)Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз.

(61)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (62)Теперь я не говорил, что она «выла».

(64)— Надо же! — удивлялась Наташа.(65) — С Сергеевой в одном классе учился!

(63)Мой авторитет в её глазах значительно вырос.

(66)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (67)Светка оказалась золотой. (68)А рыжие мы. (69)Весь класс рыжий.

( По Е. Габовой )

Задание 15.1  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского  филолога Л. В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.  Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.  Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. В. Успенского.  Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.  Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского  филолога Л. В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. В. Успенского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 15.2  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий».  Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.  Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.  Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов .  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов .

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Понимание и интерпретация текста  Раскрытие именно того смысла, который вложен в произведение автором.  Суть понимания состоит в достижении определенного уровня или степени идентичности исходного, понимаемого текста и его постижения понимающим субъектом.   Понял ли читатель смысл, который вложил в него автор  текста?  Нахождение собственного смысла читателем.  Интерпретация есть выработка своего отношения к воспринимаемому тексту и выражение этого отношения .   Какой свой смысл читатель нашел в сообщении автора?

Понимание и интерпретация текста

Раскрытие именно того смысла, который вложен в произведение автором.

Суть понимания состоит в достижении определенного уровня или степени идентичности исходного, понимаемого текста и его постижения понимающим субъектом.

Понял ли читатель смысл, который вложил в него автор текста?

Нахождение собственного смысла читателем. Интерпретация есть выработка своего отношения к воспринимаемому тексту и выражение этого отношения .

Какой свой смысл читатель нашел в сообщении автора?

Задание 15.2  проверяет умение самостоятельно и н т е р п р е т и р о в а т ь  (истолковывать, разъяснять, раскрывать)  смысл ключевого фрагмента текста (как правило, это финал, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста).

Задание 15.2 проверяет умение самостоятельно

  • и н т е р п р е т и р о в а т ь

(истолковывать, разъяснять, раскрывать)

смысл ключевого фрагмента текста

(как правило, это финал, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста).

Тексты на ЕГЭ и ОГЭ

Тексты на ЕГЭ и ОГЭ

Обратите внимание! Идея  текста  всегда связана с   главным  героем  текста;    основным  событием   текста.

Обратите внимание!

Идея текста

всегда связана с

  • главным

героем

текста;

  • основным

событием

текста.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы . Весь класс рыжий ».  Назовите лексическое явление, использованное автором в этих предложениях. (Контекстные антонимы) В каком словаре можно уточнить лексическое значение выделенных слов? (В толковом словаре)

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы . Весь класс рыжий ».

  • Назовите лексическое явление, использованное автором в этих предложениях.

(Контекстные антонимы)

  • В каком словаре можно уточнить лексическое значение выделенных слов?

(В толковом словаре)

Словарь Ожегова РЫ́ЖИЙ  ЗОЛОТОЙ Цвета меди, красно-жёлтый. Рыжая белка. Рыжая лиса. Р. парик. 1. см. золото.  2. Золотая монета достоинством в три, пять, десять рублей (империал, а также полуимпериал); вообще, монета из золота, червонец.  3. Цвета золота, блестяще-желтый (золотые кудри, золотая осень).  4.(Перен) счастливый, благоприятный. золотая пора. 3. век (время расцвета искусств и наук).  5. перен. прекрасный, замечательный. 3. работник. золотые руки (умелые; разг.).  6. перен. дорогой, любимый. 2. С волосами такого цвета, рыжеволосый. 3. То же, что клоун, первонач. всегда выступавший в парике рыжего цвета (разг.). 4. Что я - рыжий? (разг.) вопрос, означающий: я не дурак, не глупее, не хуже других. Вариант 4: рыжий - дурак Вариант 5: прекрасный, замечательный

Словарь Ожегова

РЫ́ЖИЙ

ЗОЛОТОЙ

  • Цвета меди, красно-жёлтый. Рыжая белка. Рыжая лиса. Р. парик.

1. см. золото.

2. Золотая монета достоинством в три, пять, десять рублей (империал, а также полуимпериал); вообще, монета из золота, червонец.

3. Цвета золота, блестяще-желтый (золотые кудри, золотая осень).

4.(Перен) счастливый, благоприятный. золотая пора. 3. век (время расцвета искусств и наук).

5. перен. прекрасный, замечательный. 3. работник. золотые руки (умелые; разг.).

6. перен. дорогой, любимый.

2. С волосами такого цвета, рыжеволосый.

3. То же, что клоун, первонач. всегда выступавший в парике рыжего цвета (разг.).

4. Что я - рыжий? (разг.) вопрос, означающий: я не дурак, не глупее, не хуже других.

Вариант 4: рыжий - дурак

Вариант 5: прекрасный, замечательный

- Какова роль контекстных антонимов в данном случае?    уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее; б) дать более полную характеристику какого-либо явления; в) выразить предельное различие между предметами, явлениями, качествами; г)  выразить авторскую оценку обозначаемого.

- Какова роль контекстных антонимов в данном случае?

  • уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее;

б) дать более полную характеристику какого-либо явления;

в) выразить предельное различие между предметами, явлениями, качествами;

г) выразить авторскую оценку обозначаемого.

«…Я думал о том, что не Светка дура. Светка оказалась замечательной. А дураки  мы . Весь класс - дураки. » Почему рассказчик делает такой вывод?   (Запоздало осознает свою вину, вину одноклассников; сожалеет, что никто из них не захотел увидеть в Светке талант, понять её внутренний мир).

«…Я думал о том, что не Светка дура. Светка оказалась замечательной. А дураки мы . Весь класс - дураки. »

  • Почему рассказчик делает такой вывод?

(Запоздало осознает свою вину, вину одноклассников; сожалеет, что никто из них не захотел увидеть в Светке талант, понять её внутренний мир).

- Назовите ключевое слово, характеризующее отношение одноклассников к Светке.  (не любили) Какая грамматическая конструкция передаёт их отношение к девочке? (сложное предложение 1 с однородными придаточными) Какова роль этого грамматического явления? (однородные придаточные помогают понять, почему Светку не любили в классе)

- Назовите ключевое слово, характеризующее отношение одноклассников к Светке.

(не любили)

  • Какая грамматическая конструкция передаёт их отношение к девочке?

(сложное предложение 1 с однородными придаточными)

  • Какова роль этого грамматического явления?

(однородные придаточные помогают понять, почему Светку не любили в классе)

  • Как вы оцениваете такое отношение одноклассников к девочке?
Найдите в тексте, КАК одноклассники выражали свою нелюбовь к девочке?  «Одевались они понятно как — ведь они едва концы с концами сводили. Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы»; (Роль фразеологизма как лексического явления?) « Дура рыжая» (Роль инверсии как грамматического явления?) « Не езди с нами на прогулку!» (Роль глагола в повелительном наклонении? Побудительного предложения?) «Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, …ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала …» (Роль противительного союза в ССП? С/с со связью ПРИМЫКАНИЕ?)  Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство.
  • Найдите в тексте, КАК одноклассники выражали свою нелюбовь к девочке?
  • «Одевались они понятно как — ведь они едва концы с концами сводили. Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы»;

(Роль фразеологизма как лексического явления?)

  • « Дура рыжая»

(Роль инверсии как грамматического явления?)

  • « Не езди с нами на прогулку!»

(Роль глагола в повелительном наклонении? Побудительного предложения?)

  • «Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, …ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала …»

(Роль противительного союза в ССП? С/с со связью ПРИМЫКАНИЕ?)

  • Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство.

(Роль неполного предложения?)

Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера и начинает выть. Вернее, она пела, но мы это пением не называли. Выла Рыжуха час-полтора.   - Какое лексическое явление использует автор, чтобы подчеркнуть неприязненное отношение одноклассников к пению Светки?  («пела» – «выла»; контекстные синонимы)    По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла»». Почему рассказчик умолчал о прежнем отношении к Светке?  (Роль словосочетаний со связью ПРИМЫКАНИЕ?)

Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера и начинает выть. Вернее, она пела, но мы это пением не называли. Выла Рыжуха час-полтора.

  • - Какое лексическое явление использует автор, чтобы подчеркнуть неприязненное отношение одноклассников к пению Светки?

(«пела» – «выла»; контекстные синонимы)

По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла»».

  • Почему рассказчик умолчал о прежнем отношении к Светке?

(Роль словосочетаний со связью ПРИМЫКАНИЕ?)

Как рассказчик говорит о том, что одноклассники должны были понять: пение Светки уникально?   А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом…  (Роль союза в ССП? Однородных членов? и т.п.)

Как рассказчик говорит о том, что одноклассники должны были понять: пение Светки уникально?

А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом…

(Роль союза в ССП? Однородных членов? и т.п.)

Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце - восторга или стыда. не любили презирали  оскорбляли унижали  отвергали   В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.  (Роль фразеологизмов?  Слов с переносным значением? Несогласованных определений?  Придаточного времени?)

Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце - восторга или стыда.

  • не любили
  • презирали
  • оскорбляли
  • унижали
  • отвергали

В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

(Роль фразеологизмов?

Слов с переносным значением? Несогласованных определений?

Придаточного времени?)

Вариант сочинения – рассуждения (15.1)  По мнению  филолога Л. В. Успенского, «один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».  В самом деле, лексика и грамматика — две стороны одной медали — нашей речи. Важно не только употребить нужное слово, чтобы передать мысль, но и построить предложение так, чтобы сила воздействия этого слова увеличилась многократно. Как это можно увидеть в тексте Е.Габовой?  Так, рассказывая о том, как жилось Светкиной семье, повествователь использует фразеологизм «едва сводили концы с концами» (предложение 3), и это лексическое явление помогает читателю понять, какой несладкой была жизнь девочки.  Однако одноклассники ничуть не жалели Светку, бездушно обходились с ней: инверсия «дура рыжая» передает их пренебрежительное отношение к Сергеевой.  Таким образом, умелое использование лексики и грамматики помогло автору буквально в двух предложениях многое рассказать о героях текста.

Вариант сочинения – рассуждения (15.1)

По мнению  филолога Л. В. Успенского, «один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

В самом деле, лексика и грамматика — две стороны одной медали — нашей речи. Важно не только употребить нужное слово, чтобы передать мысль, но и построить предложение так, чтобы сила воздействия этого слова увеличилась многократно. Как это можно увидеть в тексте Е.Габовой?

Так, рассказывая о том, как жилось Светкиной семье, повествователь использует фразеологизм «едва сводили концы с концами» (предложение 3), и это лексическое явление помогает читателю понять, какой несладкой была жизнь девочки.

Однако одноклассники ничуть не жалели Светку, бездушно обходились с ней: инверсия «дура рыжая» передает их пренебрежительное отношение к Сергеевой.

Таким образом, умелое использование лексики и грамматики помогло автору буквально в двух предложениях многое рассказать о героях текста.

Вариант сочинения – рассуждения (15.2)  Как часто мы бываем жестоки и несправедливы к окружающим и как часто потом жалеем об этом!  Вот и рассказчик, заканчивая повествование о бездушном отношении одноклассников к Сергеевой, честно пишет: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий».  Слова «рыжий» – «золотой» употреблены в тексте в переносном значении. Называя Светку «золотой», повествователь подчёркивает, что она расцвела (предл.47); ее умение петь, которое раздражало всех одноклассников (предл. 7-11), раскрылось во всей красе.  А говоря, что «рыжие» они, «весь класс рыжий», рассказчик сожалеет о том, что Светку дразнили, унижали и обижали (предл. 18, 32,37,38,42), смеялись над ее пением. Они, жестокие школьники, просто не видели глубины её внутреннего мира.  Жизнь со временем показала истинный «цвет» каждого.

Вариант сочинения – рассуждения (15.2)

Как часто мы бываем жестоки и несправедливы к окружающим и как часто потом жалеем об этом!

Вот и рассказчик, заканчивая повествование о бездушном отношении одноклассников к Сергеевой, честно пишет: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий».

Слова «рыжий» – «золотой» употреблены в тексте в переносном значении. Называя Светку «золотой», повествователь подчёркивает, что она расцвела (предл.47); ее умение петь, которое раздражало всех одноклассников (предл. 7-11), раскрылось во всей красе.

А говоря, что «рыжие» они, «весь класс рыжий», рассказчик сожалеет о том, что Светку дразнили, унижали и обижали (предл. 18, 32,37,38,42), смеялись над ее пением. Они, жестокие школьники, просто не видели глубины её внутреннего мира.

Жизнь со временем показала истинный «цвет» каждого.

Задание 15. 3  Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое жестокость» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.  Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-  аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.  Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, тотакая работа оценивается нулём баллов.  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 15. 3

Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое жестокость» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, тотакая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) С 3 К1 Толкование значения слова     Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение и прокомментировал его   2   Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение,   но  не прокомментировал его 1   Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует 0

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)

С 3 К1

Толкование значения слова

 

 

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение и прокомментировал его

 

2

 

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение,

 

но не прокомментировал его

1

 

Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

0

С 3 К2   Наличие примеров-аргументов     Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента: один пример приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта , или  экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента  из прочитанного текста 3  Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста   2    Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта. 1  Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента 0  

С 3 К2

 

Наличие примеров-аргументов

 

 

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента: один пример приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта ,

или

экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из прочитанного текста

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста

 

 

Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта.

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

0

 

С 3 К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения    Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста     Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста   2   В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста 1   0

С 3 К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

в работе нет нарушений абзацного членения текста

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

 

2

 

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста

1

 

0

С 3 К4 Композиционная стройность работы    Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет      Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста 2   В работе допущено 2 и более ошибки в построении текста 1     0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1- С3К4 9

С 3 К4

Композиционная стройность работы

 

Работа характеризуется композиционной стройностью

и завершённостью, ошибок в построении текста нет

 

 

Работа характеризуется композиционной стройностью

и завершённостью,

но

допущена 1 ошибка в построении текста

2

 

В работе допущено 2 и более ошибки в построении текста

1

 

 

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1- С3К4

9

Конкретные художественные образы Абстрактные  идеи Общее Частное От конкретных ситуаций к общей проблеме

Конкретные

художественные

образы

Абстрактные

идеи

Общее

Частное

От конкретных

ситуаций

к

общей проблеме

Работаем со словарями ЖЕСТО́КИЙ  Немилосердый, немилостивый, безжалостный или бесчеловечный; не знающий жалости, сожаления, сочувствия . ЖЕСТО́КОСТЬ , -и, ж.  Свойство по прил.  Жестокий  (Толковые словари Даля и Ожегова) Жестокость - поведение, характеризующееся целенаправленным причинением страданий живому или неживому существу.  (Словарь этики)

Работаем со словарями

ЖЕСТО́КИЙ

Немилосердый, немилостивый, безжалостный или бесчеловечный; не знающий жалости, сожаления, сочувствия .

ЖЕСТО́КОСТЬ , -и, ж.

Свойство по прил. Жестокий

(Толковые словари Даля и Ожегова)

Жестокость - поведение, характеризующееся целенаправленным причинением страданий живому или неживому существу.

(Словарь этики)

  • Словарь синонимов : безжалостность, беспощадность, жестокосердие, бессердечность, бессердечие, бесчеловечность. 
  • Словарь антонимов : доброта, жалость, сострадание, гуманность, милосердие, человечность.
Формулируем тезис

Формулируем тезис

  • Жестокость - безразличное отношение к страданиям людей или сознательные действия, причиняющие эти страдания.
  • Жестокость предполагает полное безразличие к чувствам и страданиям другого человека или живого существа.
  • Жестокость – это осознанное причинение боли или страдания другому существу.
  • Жесткость - равнодушие или пренебрежение чужими страданиями.
  • Жестокость - это когда кому-то незаслуженно делают очень больно.
  • Жестокость - это способность причинять страдания людям или животным.
  • Жестокость – это свойство человека, не знающего жалости, сожаления, сочувствия.
Рассуждаем вместе… Что порождает жестокость? Бездушие, бессердечие  Отсутствие собственного мнения, нежелание выглядеть «белой вороной»  Светка с матерью и двумя сестрёнками…едва концы с концами сводили. Но наши девчонки …презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы. Отсутствие желания признавать, принимать поведение и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли… Вернее, она пела, но мы это пением не называли. Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — недаром её ни на одной фотографии нет.

Рассуждаем вместе…

Что порождает жестокость?

Бездушие,

бессердечие

Отсутствие собственного мнения, нежелание выглядеть «белой вороной»

Светка с матерью и двумя сестрёнками…едва концы с концами сводили. Но наши девчонки …презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.

Отсутствие желания признавать, принимать поведение и взгляды других людей, которые отличаются от собственных.

Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли…

Вернее, она пела, но мы это пением не называли.

Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — недаром её ни на одной фотографии нет.

Рассуждаем вместе… Что порождает жестокость?  Желание самоутвердиться за счет более слабого. Ложное осознание собственного превосходства  Девчонки давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.  Неумение и нежелание понять чувства и переживания другого человека  — В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я. Женька подвалил к Рыжухе и сказал: — Рыжуха, сделай доброе дело, а? Не езди с нами на прогулку! Ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала.

Рассуждаем вместе…

Что порождает жестокость?

Желание самоутвердиться за счет более слабого.

Ложное осознание собственного превосходства

Девчонки давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.

Неумение и нежелание понять чувства и переживания другого человека

В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я.

Женька подвалил к Рыжухе и сказал:

Рыжуха, сделай доброе дело, а? Не езди с нами на прогулку!

Ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала.

Рассуждаем вместе… Что порождает жестокость?  Ложный коллективизм, на деле скрывающий под своей маской обыкновенный стадный инстинкт толпы, объединённый неприятием тех, кто хоть чем-то от нее отличается.

Рассуждаем вместе…

Что порождает жестокость?

Ложный коллективизм, на деле скрывающий под своей маской обыкновенный стадный инстинкт толпы, объединённый неприятием тех, кто хоть чем-то от нее отличается.

Жестокость - бессердечное, недоброе, грубое отношение к людям. Жестокий человек с легкостью причиняет страдания другим, не задумываясь о том, как глубоко он может ранить, как сильно может оскорбить.

Именно поэтому поступок Женьки из рассказа Е. Габовой можно назвать жестоким. Если бы на минуту мальчишка задумался о чувствах Рыжухи, то понял бы, что ей не меньше остальных ребят хотелось поехать на озеро, что обманом заставить ее остаться на берегу в последний момент - это бесчеловечно, но ему было все равно. Он просто не хотел портить свой отдых ее «воем».

Меня также поразила жестокость, с которой дети в фильме «Чучело» издевались над своей сверстницей, Леной Бессольцевой, взявшей на себя вину трусливого Димки Сомова и этим спасшей его от расправы одноклассников. В качестве наказания окружающие оскорбляли её, унижали, даже били, считая себя при этом «борцами» за справедливость.

Да, страшно стать объектом издевательств сверстников. Страшно быть не таким, как все. Но ещё страшнее - оказаться вместе с бездушным большинством, потому что рано или поздно проснётся беспощадная совесть, и покоя она не даст.

В Японии жил старый мудрый самурай. Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация: он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой.  Молодой боец начал оскорблять старика: он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия.  В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси.  Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его:  — Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения?  Старый самурай ответил:  — Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок?  — Своему прежнему хозяину, — ответил один из учеников.   -— - То же самое касается оскорблений, бездушия и унижений. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес.

В Японии жил старый мудрый самурай. Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация: он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой. Молодой боец начал оскорблять старика: он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия.

В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси. Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его: — Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения? Старый самурай ответил: — Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок? — Своему прежнему хозяину, — ответил один из учеников.

-— - То же самое касается оскорблений, бездушия и унижений. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рекомендации к написанию сочинения-рассуждения 15.1, 15.2, 15.3

Автор: Гаврилова Светлана Ивановна

Дата: 29.03.2015

Номер свидетельства: 193420


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства