Просмотр содержимого документа
«Развитие речи с использованием дидактических игр у младших школьников с умственной отсталостью на уроках русского языка»
Развитие речи с использованием дидактических игр у младших школьников с умственной отсталостью на уроках русского языка
Выполнила: Карамова Альфина Карамовна
ПЛАН
Введение
Теоретические основы изучения игры как средства развития связной речи
Экспериментальное изучение влияния дидактических игр на развитие речи у младших школьников с умственной отсталостью на уроках русского языка
Заключение
В последнее время в педагогике происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.
Повышенный интерес педагогов к применению игровых методов в обучающем процессе связан с необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.
Для ребят младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания.
Игровая педагогика – ведущий метод воспитания и обучения детей младшего школьного возраста.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению школьных предметов.
Таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.
Теоретические основы изучения игры как средства развития связной речи
Игра для ребёнка является изначальной школой поведения, школой жизни, считал К.Гросс.
Игра - основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности.
Цель игры - осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе.Педагогу игра поможет, прежде всего, установить контакт с ребенком, вступить с ним в доверительные и дружеские отношения.Игра также является прекрасным средством диагностики, как личности, так и группы.
Обучающая функция - развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, речь и другие.
Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
Коммуникативная функция - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения.
Релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка приинтенсивном обучении, труде.
Психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.
Функция самовыражения - стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.
Компенсаторная функция - создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые невыполнимы (трудновыполнимы) в реальной жизни.
Диагностическая функция - выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.
Коррекционная функция - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.
Итак, игра – это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом. По сложности характера игр можно судить о бытие, правах и навыках данного общества. Для ребёнка в игре предоставляется возможность представить себя в роли взрослого, копировать увиденные когда-либо действия и тем самым, приобретая определённые навыки, которые могут пригодиться ему в будущем. Дети анализируют определённые ситуации в играх и делают выводы, предопределяя свои действия в схожих ситуациях в будущем.
Дидактическая игра как средство обучения и развития
С.Л.Новоселова, основоположник современной классификации детских игр, выделяет три класса игр, которые исторически тесно связаны между собой:
первый класс игр - возникающие по инициативе самих детей. Они являются своеобразной практической формой размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности;
во второй класс входят игры (обучающие и досуговые), возникающие по инициативе взрослого. К детям они приходят от взрослых, но, освоив их, дети могут играть в них самостоятельно, что, в свою очередь, способствует обогащению игр первого класса;
третий класс составляют так называемые традиционные или народные игры, происходящие из глубины этнической культуры.
Дидактические игры - это специально создаваемые или приспособленные игры для достижения целей обучения. Системы дидактических игр впервые разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем и М. Монтессори, для начального обучения - О. Декроли. В отечественной педагогической практике в 1940-50-е гг. дидактические игры рассматривались преимущественно как форма работы в дошкольном воспитании. В 60-70-х гг. они стали применяться не только в начальных, но и в средних классах. В обучении младших школьников, как правило, применяются игры с заранее очерченным ходом игровых действий и чётко выраженным "обучающим" началом, связанным с передачей и применением знаний, упражнениями.
Дидактические игры отличаются от дидактических упражнений наличием обязательных элементов: игрового замысла, дидактической задачи, игрового действия и правил. Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом.
Цель дидактических игр - обучение, развитие и воспитание обучающихся.Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Основными структурными компонентами дидактических игр являются:игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат.
Структурные компоненты дидактической игры:
Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе.
Правилаигры определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки.
Игровые действи я – основа игры. Они регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание или дидактическая задача. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр, игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Дидактические игры, способствующие развитию речи младших школьников.
Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний. С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарь, тем лучше уровень их познавательных возможностей и культуры.
«Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще», - рекомендуют С.Н. Карпова, Э.И.Труве.
«Развитие речиу младшего школьника выражается в том, что у него вырабатывается навык чтения, т. е. достаточно быстрое и правильное узнавание букв и их сочетаний и превращение увиденных знаков в произносимые звуки, звукосочетания, т.е. в слова. Осмысленность чтения проявляется в том, что появляются правильные интонации, дети обращают внимание на знаки, стоящие в конце предложения: точку, вопросительный и восклицательный знаки. Позже осмысленность чтения начинает проявляться в более тонкой интонационной его выразительности», - отмечает А. Люблинская.
Психолог П. Блонский указывает на важность процесса перехода от громкого чтения к чтению про себя, т. е. интериоризация чтения. В результате которой обнаружено несколько форм речевого поведения детей:
Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия.
Задача учителя – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры.
Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.
Дидактические игры (игры-путешествия, Игры-поручения, Игры-предположения, Игры-загадки, Игры-беседы).
Игровая деятельность решает цели:
дидактические:расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний в практике, формирование определённых умений и навыков, развитие универсальных учебных действий, развитие трудовых навыков;
социализирующие:приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению.
Таким образом, дидактические игры развивают речь детей, они пополняют активный и пассивный словарь, способствуют его активизации, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Чтобы быть понятыми сверстниками, дети коррекционных групп пытаются контролировать своё звукопроизношение.
Экспериментальное изучение влияния дидактических игр на развитие речи у младших школьников с умственной отсталостью на уроках русского языка.
В течение двух недель использовались дидактические игры по повышению уровня развития речи.
Каждая проведённая игра имела свою дидактическую задачу, разнообразные игровые действия, правила, подбиралось соответствующее оборудование. После игры подводился итог. Продолжительность игры ограничивалось временными рамками (5-10 минут).
В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях и внеклассных мероприятиях, лежат следующие принципы:
- актуальность дидактического материала;
- коллективность;
- соревновательность.
Констатирующий эксперимент
Цель:Выявление реального уровня развития речи в 3-м классе.
Исследование проводилось в 3-м классе.
Эксперимент проводилсяв форме диктанта по теме «Падежные окончания имен существительных».
Формирующий эксперимент.
Цель:развитие грамматического строя речи.
Тема:"Падежные окончания имен существительных" на уроках русского языка в 3-м классе.
В экспериментальной группена уроках русского языка проводились следующие дидактические игры.
В экспериментальной группена уроках русского языка проводились следующие дидактические игры.
«Поход в гости».
Воспитательная задача:научить правильно вести себя в гостях.
Дидактическая задача : Повторить склонения имен существительных.
Игра расширяет и обобщает базовые знания детей о растениях и животных леса. Позволяет вырабатывать у детей физические качества, дает навыки преодоления препятствий, встречающихся в лесу.
Контрольный эксперимент.
Цель:Сравнить результаты среза с результатами, полученными в ходе констатирующего эксперимента.
Контрольный срез проводился в форме диктанта по теме «Падежные окончания имен существительных».
Результаты констатирующего эксперимента в 3-м классе
В ходе исследования было установлено:
В выбранных классах качество усвоения темы "Падежные окончания имен существительных" находится приблизительно на одном уровне.
Средняя оценка по проведенному срезу в обоих классах близка к 3,6 баллов.
Разброс подготовленности учащихся вокруг средней (дисперсия) достаточно велик и приблизительно одинаков в обоих классах.
Результаты контрольного эксперимента в 3 – ем классе
Заключение
Игра - не урок. Это не значит; что не надо играть на уроке. Игровой приём, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, … - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на уроке.
Игра занимает существенное место в жизнедеятельности и жизни младших школьников. Игра позволяет не только отвлечь ребёнка от учебной деятельности, но и помогает его умственному, психическому и физическому развитию, с помощью игры ребёнок учится общаться с другими людьми.
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательнее, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний, способствует формированию устойчивого интереса к учению и снятию напряжения, формированию психических новообразований, обще учебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, адекватных взаимоотношений. Она является ценным средством воспитания умственной активности детей, активизирует у учащихся живой интерес к процессу познания.
Подводя итог, можно сказать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.