kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОСС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация дает понять. как отличить традиционный урок и урок по ФГОС, объясняет виды универсальных учебных действий. Приводятся элементы уроков(имя прилагательное, имя числительное), даются задания, развивающие у детей УУД.В презентации разбирается,как и зачем работать со словарями и Интернет-ресурсами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОСС »

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Сравнение традиционного и инновационного уроков 1. Тему урока учитель сообщает сам. 2.Учитель сообщает цели и задачи урока . 3.Учитель сообщает, какую работу должны выполнить ребята. 1.Формулируют учащиеся. 2.Форм. учащиеся, определяя границы знания и незнания. 3.Учащиеся планируют способы достижения цели.

Сравнение традиционного и инновационного уроков

1. Тему урока учитель сообщает сам.

2.Учитель сообщает цели и задачи урока .

3.Учитель сообщает, какую работу должны выполнить ребята.

1.Формулируют учащиеся.

2.Форм. учащиеся, определяя границы знания и незнания.

3.Учащиеся планируют способы достижения цели.

Сравнение традиционного и инновационного уроков 4.Под руководством учителя выполняется ряд практических задач. 5.Учитель осуществляет контроль за выполнением работы. 4.Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. 5.Учащиеся осуществляют контроль(самоконтроль, взаимоконтроль)

Сравнение традиционного и инновационного уроков

4.Под руководством учителя выполняется ряд практических задач.

5.Учитель осуществляет контроль за выполнением работы.

4.Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану.

5.Учащиеся осуществляют контроль(самоконтроль, взаимоконтроль)

Сравнение традиционного и инновационного уроков 6.Учитель в ходе выполнения и по итогам работы осуществляет коррекцию. 7.Учитель оценивает учащихся за работу на уроке. 6.Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию сами. 7.Учащиеся дают оценку сами (самооценивание, оценивание результатов работы товарищей).

Сравнение традиционного и инновационного уроков

6.Учитель в ходе выполнения и по итогам работы осуществляет коррекцию.

7.Учитель оценивает учащихся за работу на уроке.

6.Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию сами.

7.Учащиеся дают оценку сами (самооценивание, оценивание результатов работы товарищей).

Сравнение традиционного и инновационного уроков 8.Учитель выясняет , что запомнили ученики, подводит итог. 9.Учитель объявляет и комментирует домашнее задание (чаще-одно для всех) 8.Проводится рефлексия. 9.Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.

Сравнение традиционного и инновационного уроков

8.Учитель выясняет , что запомнили ученики, подводит итог.

9.Учитель объявляет и комментирует домашнее задание

(чаще-одно для всех)

8.Проводится рефлексия.

9.Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.

Универсальные учебные действия познавательные регулятивные  коммуникативные личностные

Универсальные учебные действия

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

Личностные УУД

Личностные УУД

  •   Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор
  • Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).
Регулятивные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Познавательные УУД

  • Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире
  • Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации
Коммуникативные УУД

Коммуникативные УУД

  • Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми
  • Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Элементы(задания) урока русского языка:  Имя прилагательное

Элементы(задания) урока русского языка: Имя прилагательное

  • коммуникативных, познавательных УУД.
  • регулятивных УУД.

В русском языке существуют разные способы обозначения цвета. Сравните: белеть (глагол), белизна (существительное), белый (имя прилагательное). И всё же чаще всего для этого используются имена прилагательные. Многие из них дают представление о цвете через предмет, который является носителем этого цвета: малиновый – цвет малины, салатный – цвет салата, вишневый – цвет вишни, бирюзовый – цвет бирюзы, песочный – цвет песка. Подобные имена прилагательные появились в нашем языке в середине XVIII – начале XIX века.

Но синий, красный, белый, жёлтый – прилагательные с собственным цветовым значением. У славян красный обозначал «красивый, хороший» (красна девица, красно солнышко) и символизировал радость, красоту, любовь. В праздники обычно парни надевали красные рубахи, а девушки – красные сарафаны. Белый цвет символизировал чистоту, добродетель. Многие прилагательные, обозначающие цвет, пришли к нам из других языков. Так, из французского – оранжевый ( orange – апельсин),

палевый ( pale – бледный, бледно-жёлтый, с розовым оттенком),

лиловый ( lilas – сирень), фиолетовый (от названия цветка –

violette – фиалка).

Имена прилагательные как бы расцвечивают окружающий нас мир. Как правило, понятие «цвет и его оттенки» может быть представлено множеством имён прилагательных. Возьмём, к примеру, синий – это васильковый, голубой, небесно-голубой, бирюзовый, сапфировый, лазурный; серый – это и дымчатый , и пепельный , и мышиный . Подберите имена прилагательные, обозначающие зелёный цвет и его оттенки , запишите их вместе с существительными. С 2–3 словосочетаниями составьте и запишите предложения .

Имена прилагательные как бы расцвечивают окружающий нас мир. Как правило, понятие «цвет и его оттенки» может быть представлено множеством имён прилагательных. Возьмём, к примеру, синий – это васильковый, голубой, небесно-голубой, бирюзовый, сапфировый, лазурный; серый – это и дымчатый , и пепельный , и мышиный .

Подберите имена прилагательные, обозначающие зелёный цвет и его оттенки , запишите их вместе с существительными. С 2–3 словосочетаниями составьте и запишите предложения .

светло-зелёный______________, густо-зелёный_______________, серо-зелёный _______________, прозрачно-зелёный __________, малахитовый ________________, оливково-зелёный ___________, жёлто-зелёный ______________, травяной ___________________, салатный ___________________, фисташковый________________, изумрудный_________________, темно-зелёный_______________, ярко-зелёный _______________, тускло-зелёный_______________.

светло-зелёный______________,

густо-зелёный_______________,

серо-зелёный _______________,

прозрачно-зелёный __________,

малахитовый ________________,

оливково-зелёный ___________,

жёлто-зелёный ______________,

травяной ___________________,

салатный ___________________,

фисташковый________________,

изумрудный_________________,

темно-зелёный_______________,

ярко-зелёный _______________,

тускло-зелёный_______________.

Задание : Составьте с данными в скобках существительными словосочетания, запишите их в два столбика:  Прямое значение Переносное значение чёрствый (хлеб, человек), холодный (день, взгляд), скользкий (пол, человек), яркий (огонь, пример), высокие (помыслы, сосны), золотой (характер, браслет), косой (шов, взгляд), сладкий (чай, сон), ленивая (девочка, поза), узкие (интересы, тропинки), бледный (мальчик, рассказ), железная (решётка, дисциплина), твёрдый (грунт, характер), жаркие (денёчки, споры), свежая (мысль, булка).

Задание :

Составьте с данными в скобках существительными словосочетания, запишите их в два столбика:

Прямое значение

Переносное значение

чёрствый (хлеб, человек),

холодный (день, взгляд),

скользкий (пол, человек),

яркий (огонь, пример),

высокие (помыслы, сосны),

золотой (характер, браслет),

косой (шов, взгляд),

сладкий (чай, сон),

ленивая (девочка, поза),

узкие (интересы, тропинки),

бледный (мальчик, рассказ),

железная (решётка, дисциплина),

твёрдый (грунт, характер),

жаркие (денёчки, споры),

свежая (мысль, булка).

Проверка Прямое значение чёрствый хлеб Переносное значение холодный день чёрствый человек холодный взгляд скользкий пол скользкий человек яркий огонь яркий пример высокие сосны высокие помыслы сладкий чай сладкий сон косой шов золотой браслет косой взгляд ленивая девочка золотой характер ленивая поза узкие тропинки узкие интересы бледный мальчик бледный рассказ железная решётка железная дисциплина твёрдый грунт твёрдый характер жаркие денёчки жаркие споры свежая булка свежая мысль

Проверка

Прямое значение

чёрствый хлеб

Переносное значение

холодный день

чёрствый человек

холодный взгляд

скользкий пол

скользкий человек

яркий огонь

яркий пример

высокие сосны

высокие помыслы

сладкий чай

сладкий сон

косой шов

золотой браслет

косой взгляд

ленивая девочка

золотой характер

ленивая поза

узкие тропинки

узкие интересы

бледный мальчик

бледный рассказ

железная решётка

железная дисциплина

твёрдый грунт

твёрдый характер

жаркие денёчки

жаркие споры

свежая булка

свежая мысль

Задание 19 . Определите, одинаково ли значение прилагательного глубокий в данных стихотворных предложениях. Аргументируйте свой ответ с помощью синонимов . 1. Туманы над Днепром глубоким ; Пора коням их отдохнуть. Вот под горой путём широким Широкий пересёкся путь.   2. Толпа волнуется, валит Туда, где на одре высоком, На одеяле парчевом Княжна лежит во сне глубоком . 3. Наш витязь с жадностью внимал Рассказы старца; ясны очи Дремотой лёгкой не смыкал И тихого полёта ночи В глубокой думе не слыхал.   4. Руслан стремится за женой; Стремглав летит во тьме глубокой ... Глубокий Днепр – глубоководный, бездонный. Глубокая дума – неотступная, серьёзная. Глубокий сон – бес(=не)пробудный. Глубокая тьма – непроглядная, чёрная.

Задание 19 .

Определите, одинаково ли значение прилагательного глубокий в данных стихотворных предложениях. Аргументируйте свой ответ с помощью синонимов .

1.

Туманы над Днепром глубоким ;

Пора коням их отдохнуть.

Вот под горой путём широким

Широкий пересёкся путь.

 

2.

Толпа волнуется, валит

Туда, где на одре высоком,

На одеяле парчевом

Княжна лежит во сне глубоком .

3.

Наш витязь с жадностью внимал

Рассказы старца; ясны очи

Дремотой лёгкой не смыкал

И тихого полёта ночи

В глубокой думе не слыхал.

 

4.

Руслан стремится за женой;

Стремглав летит во тьме глубокой ...

Глубокий Днепр – глубоководный, бездонный.

Глубокая дума – неотступная, серьёзная.

Глубокий сон – бес(=не)пробудный.

Глубокая тьма – непроглядная, чёрная.

Задание Дополните ряд фразеологизмов, в состав которых входят имена прилагательные. Объясните значения этих фразеологизмов. Авгиевы ______________ конюшни, ______________ пята, ______________ меч, ______________ слёзы, ______________ труд ______________ ослица ______________ столпы ______________ клятва ______________ век ______________ законы ______________ печать ______________ пир Ахиллесова Дамоклов Крокодиловы Сизифов Валаамова Геркулесовы Ганнибалова Мафусаилов Драконовские Каинова Лукуллов

Задание

Дополните ряд фразеологизмов, в состав которых входят имена прилагательные. Объясните значения этих фразеологизмов.

Авгиевы

______________ конюшни,

______________ пята,

______________ меч,

______________ слёзы,

______________ труд

______________ ослица

______________ столпы

______________ клятва

______________ век

______________ законы

______________ печать

______________ пир

Ахиллесова

Дамоклов

Крокодиловы

Сизифов

Валаамова

Геркулесовы

Ганнибалова

Мафусаилов

Драконовские

Каинова

Лукуллов

Проверка Авгиевы конюшни – очень грязное помещение; сильная запущенность, беспорядок в делах. Ахиллесова пята – наиболее уязвимое место у кого-либо. Дамоклов  меч – постоянно угрожающая кому-либо опасность, неприятность. Крокодиловы  слёзы – притворные слёзы, притворное сожаление. Сизифов  труд – тяжёлая, бесконечная и бесплодная работа. Валаамова  ослица – молчаливый и покорный человек, который неожиданно для окружающих проявил упрямство, выразил протест или своё мнение. Геркулесовы  столпы – крайний предел, граница чего-либо. Ганнибалова  клятва – твёрдая решимость быть непримеримым в отношении кого-либо, бороться до конца. Мафусаилов  век – выражение, означающее долголетие (продолжительность земной жизни человека). Драконовские  законы – нестерпимо суровые, жестокие законы. Каинова  печать – признак порочности или преступности. Лукуллов  пир – роскошный, изысканный пир.

Проверка

Авгиевы конюшни – очень грязное помещение; сильная запущенность, беспорядок в делах.

Ахиллесова пята – наиболее уязвимое место у кого-либо.

Дамоклов меч – постоянно угрожающая кому-либо опасность, неприятность.

Крокодиловы слёзы – притворные слёзы, притворное сожаление.

Сизифов труд – тяжёлая, бесконечная и бесплодная работа.

Валаамова ослица – молчаливый и покорный человек, который неожиданно для окружающих проявил упрямство, выразил протест или своё мнение.

Геркулесовы столпы – крайний предел, граница чего-либо.

Ганнибалова клятва – твёрдая решимость быть непримеримым в отношении кого-либо, бороться до конца.

Мафусаилов век – выражение, означающее долголетие (продолжительность земной жизни человека).

Драконовские законы – нестерпимо суровые, жестокие законы.

Каинова печать – признак порочности или преступности.

Лукуллов пир – роскошный, изысканный пир.

Задание  Подберите к данным словам синонимы-фразеологизмы. Рослый, плечистый –_____________________; очень высокий – __________________; кроткий, смирный – _______________; смелый – ____________________; самый важный, самый главный – _________; худой –_____________; забывчивый – ______________________. косая сажень в плечах коломенская верста воды не замутит не из робкого десятка пуп земли кожа да кости (у него) дырявая память

Задание

Подберите к данным словам синонимы-фразеологизмы.

Рослый, плечистый –_____________________;

очень высокий – __________________;

кроткий, смирный – _______________;

смелый – ____________________;

самый важный, самый главный – _________;

худой –_____________;

забывчивый – ______________________.

косая сажень в плечах

коломенская верста

воды не замутит

не из робкого десятка

пуп земли

кожа да кости

(у него) дырявая память

Задание Укажите, какими частями речи являются выделенные слова в приведенных здесь загадках. Докажите. 1. Какие камни нужнее драгоценных? 2.  Голый  одетых убивает, а сам всегда раздет бывает. 3. Что выше колокольни? 4. Сырое не едят, вареное  выбрасывают. 5. Прохожий мужичок несёт мешок. 6. Маленький горшочек, да кашка вкусна .  7. Выше лошади, ниже собаки. 8. Живой мёртвого бьёт, мёртвый во всю голову ревёт. 9. Нос долог , голос звонок . Жернова Топор Крест Лавровый лист Брюхо Орех Седло Колокол Комар

Задание

Укажите, какими частями речи являются выделенные слова в приведенных здесь загадках. Докажите.

1. Какие камни нужнее драгоценных?

2. Голый одетых убивает, а сам всегда раздет бывает.

3. Что выше колокольни?

4. Сырое не едят, вареное выбрасывают.

5. Прохожий мужичок несёт мешок.

6. Маленький горшочек, да кашка вкусна .

7. Выше лошади, ниже собаки.

8. Живой мёртвого бьёт, мёртвый во всю голову ревёт.

9. Нос долог , голос звонок .

Жернова

Топор

Крест

Лавровый лист

Брюхо

Орех

Седло

Колокол

Комар

Задание Даны толкования лексических значений семи прилагательных.  Назовите эти прилагательные и вставьте их в соответствии с указанным номером в данный текст. У вас должен получиться отрывок из повести К. Паустовского. 1. Состоящий из слоёв, разделяющийся на слои. 2. Причиняющий уколы. 3. С длинной густой торчащей шерстью, космами ( перен.). 4. Цвета сажи, угля. 5. Признак, обозначающий часть суток между вечером и утром. 6. Красный цвет густого, тёмного оттенка. 7. Сделанный изо льда.   Текст Казалось, что (3) зима устроила себе жильё на кораблях. Комья снега слетали со снастей и с шорохом разбивались о палубы. Сосульки искрились и звенели. (2) (7) розы расцветали на иллюминаторах. (1) дым из камбузов стоял в снастях весь день до заката, когда он делался (6) , как дым (5) сражения, и постепенно превращался в (4) мглу.

Задание

Даны толкования лексических значений семи прилагательных. Назовите эти прилагательные и вставьте их в соответствии с указанным номером в данный текст. У вас должен получиться отрывок из повести К. Паустовского.

1. Состоящий из слоёв, разделяющийся на слои.

2. Причиняющий уколы.

3. С длинной густой торчащей шерстью, космами ( перен.).

4. Цвета сажи, угля.

5. Признак, обозначающий часть суток между вечером и утром.

6. Красный цвет густого, тёмного оттенка.

7. Сделанный изо льда.

  Текст

Казалось, что (3) зима устроила себе жильё на кораблях. Комья снега слетали со снастей и с шорохом разбивались о палубы. Сосульки искрились и звенели. (2) (7) розы расцветали на иллюминаторах. (1) дым из камбузов стоял в снастях весь день до заката, когда он делался (6) , как дым (5) сражения, и постепенно превращался в (4) мглу.

Проверка Казалось, что косматая  зима устроила себе жилье на кораблях. Комья снега слетали со снастей и с шорохом разбивались о палубы. Сосульки искрились и звенели. Колкие  ледяные розы расцветали на иллюминаторах. Слоистый дым из камбузов стоял в снастях весь день до заката, когда он делался багровым , как дым ночного сражения, и постепенно превращался в чёрную мглу.

Проверка

Казалось, что косматая зима устроила себе жилье на кораблях. Комья снега слетали со снастей и с шорохом разбивались о палубы. Сосульки искрились и звенели. Колкие ледяные розы расцветали на иллюминаторах. Слоистый дым из камбузов стоял в снастях весь день до заката, когда он делался багровым , как дым ночного сражения, и постепенно превращался в чёрную мглу.

«Разминка ума» И М Я  Ч И С Л И Т Е Л Ь Н О Е И Е 1 . Ч стота в квартире Мм М 2 .  Дра а Е Я тить стихи Посв 3 . астливый С Щ Ч 4 . И Е 5 . Скр петь дверью С СС 6 . Иску ный  Л ЛЛ Приви егия 7 . Е И 8 . Зав зировать документ Т Т ница 9 . Лес Е И Прож 10 . вать хлеб Л ЛЛ Ли ипут 11 . Ъ  Ь ющийся Б 12 . Н НН Ветре ый 13 . О А 14 . лять шалость Позв Е И деть от горя Пос 15 .

«Разминка ума»

И

М

Я

Ч

И

С

Л

И

Т

Е

Л

Ь

Н

О

Е

И

Е

1 .

Ч

стота в квартире

Мм

М

2 .

Дра

а

Е

Я

тить стихи

Посв

3 .

астливый

С

Щ

Ч

4 .

И

Е

5 .

Скр

петь дверью

С

СС

6 .

Иску

ный

Л

ЛЛ

Приви

егия

7 .

Е

И

8 .

Зав

зировать документ

Т

Т

ница

9 .

Лес

Е

И

Прож

10 .

вать хлеб

Л

ЛЛ

Ли

ипут

11 .

Ъ

Ь

ющийся

Б

12 .

Н

НН

Ветре

ый

13 .

О

А

14 .

лять шалость

Позв

Е

И

деть от горя

Пос

15 .

Словарь русская линейная мера, употребляемая до введения метрической системы мер, равная 2,134 м.  Сажень -   Локоть -.   Пядь -  Вершок -    Аршин -  старорусская единица измерения , равная 54 см. древнерусская мера длины, равная 17,78 см. русская мера длины - около 4,4 см, употреблявшаяся  до введения метрических мер. русская мера длины, равная 71см, применявшаяся до введения метрической системы.

Словарь

русская линейная мера, употребляемая до введения метрической системы мер, равная 2,134 м.

Сажень -

Локоть -.

Пядь -

Вершок -

Аршин -

старорусская единица измерения , равная 54 см.

древнерусская мера длины, равная 17,78 см.

русская мера длины - около 4,4 см,

употреблявшаяся

до введения метрических мер.

русская мера длины, равная 71см, применявшаяся до введения метрической системы.

Прочитайте отрывок из сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок ». … Раз Данило … Затащился в балаган. Что ж он видит? - Прекрасивых Двух коней золотогривых Да игрушечку конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами.  Какого роста был конёк и какие у него были уши?

Прочитайте отрывок из сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок ».

  • Раз Данило …
  • Затащился в балаган.
  • Что ж он видит? - Прекрасивых
  • Двух коней золотогривых
  • Да игрушечку конька
  • Ростом только в три вершка,
  • На спине с двумя горбами
  • Да с аршинными ушами.

Какого роста был конёк и какие у него были уши?

Рост конька тринадцать сантиметров  два миллиметра ( 13 см 2 мм)  Длина ушей семьдесят один сантиметр   (71см)
  • Рост конька тринадцать сантиметров два миллиметра ( 13 см 2 мм)
  • Длина ушей семьдесят один сантиметр (71см)
В этой же сказке царь спрашивает Ивана:   «- Что в промен берешь добра?  - Два пять шапок серебра».  Сколько шапок серебра берет Иван за коней? Иван берёт за коней десять шапок серебра.

В этой же сказке царь спрашивает Ивана:

«- Что в промен берешь добра?

- Два пять шапок серебра».

Сколько шапок серебра берет Иван за коней?

Иван берёт за коней десять шапок серебра.

Удивительные слова десять тысяч сто тысяч миллион десять миллионов сто миллионов Тьма Легион Леодр Ворон Колода  Запишите примеры словосочетаний или предложений с данными словами, в которых сохранилось бы значение числительного. Народу собралось тьма. Да их там тьма-тьмущая Моих сторонников во всём мире легионы.

Удивительные слова

  • десять тысяч
  • сто тысяч
  • миллион
  • десять миллионов
  • сто миллионов

Тьма

Легион

Леодр

Ворон

Колода

Запишите примеры словосочетаний или предложений с данными словами, в которых сохранилось бы значение числительного.

Народу собралось тьма.

Да их там тьма-тьмущая

Моих сторонников во всём мире легионы.

История слова миллион Слово миллион имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло , посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли , означающего «тысяча», и оне , соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища

История слова миллион

Слово миллион имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло , посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли , означающего «тысяча», и оне , соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища

История числительного сорок Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.

История числительного сорок

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.

Личностные и коммуникативные универсальные действия  Урок литературы

Личностные и коммуникативные универсальные действия Урок литературы

    Учащимся предлагается обсудить законы чести, которыми руководствовались герои повести. Ребятам даётся время для нахождения в тексте примеров на заданную тему. Далее ученики объединяются в пары, обсуждают и на основании общего решения выделяют 5-6 законов чести нашего времени. Затем по 2-3 пары объединяются в группы и обсуждают общие правила для группы. Далее объединение продолжается вплоть до общей группы. Тогда сравниваются и формулируются общие законы чести нашего времени.
    • Учащимся предлагается обсудить законы чести, которыми руководствовались герои повести. Ребятам даётся время для нахождения в тексте примеров на заданную тему.
    • Далее ученики объединяются в пары, обсуждают и на основании общего решения выделяют 5-6 законов чести нашего времени.
    • Затем по 2-3 пары объединяются в группы и обсуждают общие правила для группы. Далее объединение продолжается вплоть до общей группы. Тогда сравниваются и формулируются общие законы чести нашего времени.
      коммуникативная (электронная почта; чаты, конференции, форумы; социальные сети, живые журналы, твиттеры и т. д.); познавательная (чтение прессы, знакомство с новостями, поиск конкретной информации, дистантное образование ( e - learning), чтение художественной литературы); игровая (игры традиционные и компьютерные, групповые ролевые игры и т. д.).
      • коммуникативная (электронная почта; чаты, конференции, форумы; социальные сети, живые журналы, твиттеры и т. д.);
      • познавательная (чтение прессы, знакомство с новостями, поиск конкретной информации, дистантное образование ( e - learning), чтение художественной литературы);
      • игровая (игры традиционные и компьютерные, групповые ролевые игры и т. д.).
        поиск по запросу, сформулированному «живым» языком, в том числе с ошибками ( Как пишется слово реелтер? );  фильтрация словарной информации в соответствии с пользовательским запросом;  поиск по любой словоформе (морфологический поиск);  объединенные системы поиска по словарным базам («Проверка слова» в электронных словарях);  гипертекст (отсылочная система) в словарной статье.
        • поиск по запросу, сформулированному «живым» языком, в том числе с ошибками ( Как пишется слово реелтер? );
        • фильтрация словарной информации в соответствии с пользовательским запросом;
        • поиск по любой словоформе (морфологический поиск);
        • объединенные системы поиска по словарным базам («Проверка слова» в электронных словарях);
        • гипертекст (отсылочная система) в словарной статье.
        оперативность лексикографии; доступность широкому кругу пользователей, в идеале – всему обществу; помощь соотечественникам, проживающим за рубежом; бесплатность или «условная бесплатность»; привычность и удобство работы для молодого поколения; возможность составления «коллегиальных» словарей, основанных непосредственно на запросах пользователей и реальном словоупотреблении
        • оперативность лексикографии;
        • доступность широкому кругу пользователей, в идеале – всему обществу;
        • помощь соотечественникам, проживающим за рубежом;
        • бесплатность или «условная бесплатность»;
        • привычность и удобство работы для молодого поколения;
        • возможность составления «коллегиальных» словарей, основанных непосредственно на запросах пользователей и реальном словоупотреблении
        Спасибо за внимание!

        Спасибо

        за внимание!


        Получите в подарок сайт учителя

        Предмет: Русский язык

        Категория: Презентации

        Целевая аудитория: Прочее.
        Урок соответствует ФГОС

        Автор: Аксенова Светлана Ивановна

        Дата: 19.10.2015

        Номер свидетельства: 241676


        Получите в подарок сайт учителя

        Видеоуроки для учителей

        Курсы для учителей

        ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

        Добавить свою работу

        * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

        Удобный поиск материалов для учителей

        Проверка свидетельства