kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие каллиграфического письма на уроках русского языка и математики в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие каллиграфического письма на уроках русского языка и математики в начальных классах»

« Развитие каллиграфического письма на уроках русского языка и математики»    Пенчук Татьяна Сергеевна учитель начальных классов МБОУ «Верх – Марушинская основная общеобразовательная школа»

« Развитие каллиграфического письма на уроках русского языка и математики»

Пенчук Татьяна Сергеевна

учитель начальных классов

МБОУ «Верх – Марушинская основная

общеобразовательная школа»

Каллиграфия – это искусство писать чётким, почерком.

Каллиграфия – это искусство писать чётким,

почерком.

«Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»  

«Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»

 

В трудах психологов:  Л.С. Выгодского «Мышление  и речь»;   П.Я. Гальперина «Теория поэтапного формирования  умственной деятельности»;   Д.Б. Эльконина «Психология обучения младших  школьников»    можно найти ответ на вопрос: как научить детей писать быстро и красиво ?

В трудах психологов:

  • Л.С. Выгодского «Мышление

и речь»;

  • П.Я. Гальперина «Теория поэтапного формирования

умственной деятельности»;

  • Д.Б. Эльконина «Психология обучения младших

школьников»

можно найти ответ на вопрос:

как научить детей писать

быстро и красиво ?

Авторские приемы обучению письму . В.Л. Илюхиной «Письмо с секретом» суть методики заключается в следующем: -упрощение письма; -строгий размер движения – тайна красивого письма; -систематическое повторение базовых  7 упражнений. «Письмо с секретом» помогает на только получить хорошее качество работ учащихся, но и развивать внимание, память, письменную и устную речь.

Авторские приемы обучению письму .

В.Л. Илюхиной «Письмо с секретом» суть

методики заключается в следующем:

-упрощение письма;

-строгий размер движения – тайна красивого

письма;

-систематическое повторение базовых

7 упражнений.

«Письмо с секретом» помогает на только

получить хорошее качество работ учащихся,

но и развивать внимание, память,

письменную и устную речь.

У детей нередко очень мал: опыт выполнения графических заданий;  рисования;  несовершенна координация движений руки;  низок уровень зрительно-моторных координации, пространственного восприятия и зрительной памяти; большинство школьников неправильно держат ручку и карандаш; не умеют правильно сидеть;  не знают, как расположить бумагу;  редко кто владеет основами звуко- буквенного анализа.

У детей нередко очень мал:

  • опыт выполнения графических заданий;
  • рисования;
  • несовершенна координация движений руки;
  • низок уровень зрительно-моторных координации, пространственного восприятия и зрительной памяти;
  • большинство школьников неправильно держат ручку и карандаш;
  • не умеют правильно сидеть;
  • не знают, как расположить бумагу;
  • редко кто владеет основами звуко- буквенного анализа.

Очень важно для овладения навыками письма развитие движений пальцев и кисти руки.  Развитие пальцев и кисти достигается правильно организованным рисованием, лепкой, конструированием, что в дальнейшем очень поможет детям в овладении навыками письма .

Очень важно для овладения навыками письма развитие движений пальцев и кисти руки.

Развитие пальцев и кисти достигается правильно организованным рисованием, лепкой, конструированием, что в дальнейшем очень поможет детям в овладении навыками письма .

Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков.

Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков.

Что же такое навык письма? Первый этап – аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия.  Второй этап условно назван синтетическим. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.     Третий этап  – автоматизация – этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость. Основное в формировании навыка – упражнения и тренировка.

Что же такое навык письма?

Первый этап – аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия.

Второй этап условно назван синтетическим. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.

Третий этап – автоматизация – этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость.

Основное в формировании навыка – упражнения и тренировка.

Методы формирования навыков каллиграфического письма Копировальный метод -

Методы формирования навыков каллиграфического письма

Копировальный метод -

Линейный метод – Учащиеся обучаются на основе точных, одинаковых расстояний между элементами букв, точных пропорций высоты и ширины букв, можно пользоваться вспомогательной сеткой.

Линейный метод

Учащиеся обучаются на основе точных, одинаковых расстояний между элементами букв, точных пропорций высоты и ширины букв, можно пользоваться вспомогательной сеткой.

Генетический метод заключается в изучении букв в порядке от более простых по форме и начертанию к более сложным. В школе этот метод известен еще со средних веков, его с успехом применял Песталоцци. В методических разработках последнего времени метод применяется для отработки формы букв в послебукварный период, например, в пособии

Генетический метод

заключается в изучении букв в порядке от более простых по форме и начертанию к более сложным. В школе этот метод известен еще со средних веков, его с успехом применял Песталоцци. В методических разработках последнего времени метод применяется для отработки формы букв в послебукварный период, например, в пособии "Дидактические материалы по обучению письму" для 2 и 3 классов.

Ритмический или тактический метод – письмо под счет, в одинаковом ритме. Метод удобен для фронтальной работы с классом, развивает уверенность и плавность руки, устанавливает нужную скорость письма, довольно широко применяется в современной методике обучения письму. Необходимо помнить, что при длительном применении метод не оправдывает себя, так как дети быстро утомляются от постоянного счета.

Ритмический или тактический метод

письмо под счет, в одинаковом ритме. Метод удобен для фронтальной работы с классом, развивает уверенность и плавность руки, устанавливает нужную скорость письма, довольно широко применяется в современной методике обучения письму. Необходимо помнить, что при длительном применении метод не оправдывает себя, так как дети быстро утомляются от постоянного счета.

Учитель задаёт ритм « и- раз – и – два – и…» При письме основных штрихов – счёт «раз» и нажим, счёт «и» - соединительный штрих без нажима, расслабление .

Учитель задаёт ритм « и- раз – и – два – и…» При письме основных штрихов – счёт «раз» и нажим, счёт «и» - соединительный штрих без нажима, расслабление .

Метод обучения письму путем прописывания специальных упражнений (метод Карстера) - этот метод ставил главной задачей выработку у учащихся четкой и красивой скорописи. Карстер применял целый ряд упражнений в быстром письме волосяными линиями в сочетании их с буквами и словами. Все эти упражнения писались на бумаге без какой-либо разлиновки. Это делалось для того, чтобы все учащиеся научились пользоваться пространством бумаг, а также с целью достижения более утонченно развитого глазомера. По мнению методистов, система упражнений Карстера была больше пригодна для взрослых при выработке скорости письма или исправления почерков, чем для детей. Однако впоследствии отдельные упражнения успешно используются и для обучения детей (прописи Н.И.Ткаченко и А.И.Воскресенской, пособия В.А.Саглина, Н.Н,Боголюбова и др.).  Наилучшего результата при первоначальном обучении письму дают, как правило, сочетание всех этих методов без выделения ведущего

Метод обучения письму путем прописывания специальных упражнений (метод Карстера) - этот метод ставил главной задачей выработку у учащихся четкой и красивой скорописи. Карстер применял целый ряд упражнений в быстром письме волосяными линиями в сочетании их с буквами и словами. Все эти упражнения писались на бумаге без какой-либо разлиновки. Это делалось для того, чтобы все учащиеся научились пользоваться пространством бумаг, а также с целью достижения более утонченно развитого глазомера.

По мнению методистов, система упражнений Карстера была больше пригодна для взрослых при выработке скорости письма или исправления почерков, чем для детей. Однако впоследствии отдельные упражнения успешно используются и для обучения детей (прописи Н.И.Ткаченко и А.И.Воскресенской, пособия В.А.Саглина, Н.Н,Боголюбова и др.).

Наилучшего результата при первоначальном обучении письму дают, как правило, сочетание всех этих методов без выделения ведущего

Приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма   Показ Показываю процесс письма и объясняю способы написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика.        Показываются способы соединения букв; показ сопровождается объяснением: где начинаю писать букву, куда веду руку, в какую сторону делаю закругление, указываю на величину элемента.

Приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма

Показ

Показываю процесс письма и объясняю способы написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика.

Показываются способы соединения букв; показ сопровождается объяснением: где начинаю писать букву, куда веду руку, в какую сторону делаю закругление, указываю на величину элемента.

Списывание с готового образца Прием основан на подражании, воспроизводстве образца письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различно для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет ученика.

Списывание с готового образца

Прием основан на подражании, воспроизводстве образца письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различно для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет ученика.

Воображаемое письмо, или письмо в воздухе Прием опирается на двигательные ощущения и на зрительно- воспринимаемый образец. В воображаемом обведении ребенок пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.  Анализ формы буквы может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы, например, а состоит из овала и маленькой прямой наклонной с закруглением вправо. Некоторые буквы пишутся одним неделимым движением, например, буквы в и б .

Воображаемое письмо, или письмо в воздухе

Прием опирается на двигательные ощущения и на зрительно- воспринимаемый образец. В воображаемом обведении ребенок пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы. Анализ формы буквы может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы, например, а состоит из овала и маленькой прямой наклонной с закруглением вправо. Некоторые буквы пишутся одним неделимым движением, например, буквы в и б .

Показ ошибочного написания Спорным является приём показа ошибочного написания. Я применяю его для того, чтобы дети сами увидели, в чём ошибка и нашли ответ, как не допускать таких ошибок. При этом пример ошибочного написания на доску не выносится, а показывается карточка.

Показ ошибочного написания

Спорным является приём показа ошибочного написания.

Я применяю его для того, чтобы дети сами увидели, в чём ошибка и нашли ответ, как не допускать таких ошибок. При этом пример ошибочного написания на доску не выносится, а показывается карточка.

Этапы формирования навыка 1. Штриховка Штриховка – развитие мускульной памяти. Этот этап определяет успех всего обучения.  Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи фигурных линеек (трафаретов). Задание: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия, быстро, легко, как в игре. Отрабатываются штрихи: сверху вниз, снизу вверх, слева направо.

Этапы формирования навыка

1. Штриховка

Штриховка – развитие мускульной памяти. Этот этап определяет успех всего обучения. Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи фигурных линеек (трафаретов). Задание: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия, быстро, легко, как в игре. Отрабатываются штрихи: сверху вниз, снизу вверх, слева направо.

2. Развитие тактильной памяти Понятие у ребёнка образуется, когда сформировано ощущение. Понятию и образу буквы целесообразно учить через осязание. Делается это так. На картон наклеиваются две буквы (заглавная и строчная и соединение их). Выполняются буквы из бархатной бумаги. Ощупывая букву, ребёнок проговаривает себе весь путь пальчика. Часто используется игра «Угадай букву»: дети, закрыв глазки, находят начало буквы и называют её.

2. Развитие тактильной памяти

Понятие у ребёнка образуется, когда сформировано ощущение. Понятию и образу буквы целесообразно учить через осязание. Делается это так. На картон наклеиваются две буквы (заглавная и строчная и соединение их). Выполняются буквы из бархатной бумаги. Ощупывая букву, ребёнок проговаривает себе весь путь пальчика. Часто используется игра «Угадай букву»: дети, закрыв глазки, находят начало буквы и называют её.

Строчные буквы: з, б, ч, к, д, н, т, ж; Прописные : Н, В, Д, Ж, Б, З.  Группы букв. и, ш, л, м; - К,Н; И, Ш, Щ; - л, г, щ, ц, ш, ч; -П,Т Я, Л, М, А; -о,а,д,б,ю; н,ю; -Д,в,з; В,З,Е,Ё; -Н,Ю,О.

Строчные буквы: з, б, ч, к, д, н, т, ж;

Прописные : Н, В, Д, Ж, Б, З.

Группы букв.

  • и, ш, л, м; - К,Н;
  • И, Ш, Щ; - л, г,
  • щ, ц, ш, ч; -П,Т
  • Я, Л, М, А; -о,а,д,б,ю;
  • н,ю; -Д,в,з;
  • В,З,Е,Ё; -Н,Ю,О.

Для автоматизации навыка письма большое значение имеет соблюдение принципа повторности , который осуществляется в основном в упражнениях . Всякий навык закрепляется и совершенствуется, приобретает скорость и точность в процессе упражнения.  .

Для автоматизации навыка письма большое значение имеет

соблюдение принципа повторности , который осуществляется

в основном в упражнениях .

Всякий навык закрепляется и совершенствуется, приобретает

скорость и точность в процессе упражнения.

.

Подготовка к письму и обучение графическим навыкам Подготовка к письму ведётся на счёт 1, 2, 3, 4, 5. 1 – ноги поставить вместе, прямо, стопы на полу или подставке; 2 – спиной опереться на спинку стула, кулачком проверить расстояние между краем парты и грудью; 3 – наклон головы. Локоть правой руки на столе, кончиками пальцев коснуться виска; 4 – правильно взять ручку. Расстояние от указательного пальца до металлической части стержня – один пальчик;        5 – наклон тетради. Нижний левый край тетради находится на середине груди. Тетрадь придерживается левой рукой. Писать прямо, а наклон  будет создаваться за счет наклонного  положения тетради.

Подготовка к письму и обучение графическим навыкам

Подготовка к письму ведётся на счёт 1, 2, 3, 4, 5.

1 – ноги поставить вместе, прямо, стопы на полу или подставке;

2 – спиной опереться на спинку стула, кулачком проверить расстояние между краем парты и грудью;

3 – наклон головы. Локоть правой руки на столе, кончиками пальцев

коснуться виска;

4 – правильно взять ручку. Расстояние от указательного пальца до

металлической части стержня – один пальчик;

5 – наклон тетради. Нижний левый

край тетради находится на середине

груди. Тетрадь придерживается

левой рукой. Писать прямо, а наклон

будет создаваться за счет наклонного

положения тетради.

Для того, чтобы правильно объяснить, как пишутся графические элементы (буквы), важно учитывать некоторые правила:  Объяснить, как пишется графический элемент, – в какой точке начинается движение, направление движения, изменение траектории, окончание движения. В объяснении не должно быть ни одного неполного и незнакомого слова. Кроме словесного объяснения, необходим показ движения. Замедленное движение «под диктовку». Повторение инструкции. Самостоятельное выполнение действия.

Для того, чтобы правильно объяснить, как пишутся графические элементы (буквы), важно учитывать некоторые правила:

  • Объяснить, как пишется графический элемент, – в какой точке начинается движение, направление движения, изменение траектории, окончание движения.
  • В объяснении не должно быть ни одного неполного и незнакомого слова.
  • Кроме словесного объяснения, необходим показ движения.
  • Замедленное движение «под диктовку».
  • Повторение инструкции.
  • Самостоятельное выполнение действия.

На уроках математики . 1. требовать поля с внешней стороны тетради; 2. каждую цифру прописывать в каждой клетке; 3.знак + , -, = писать ровно красиво; 4.при решении выражений со скобками, скобки пишем на высоте клетки; 5. цифры записываем только в правой половине клетки; 6. записи в тетрадях вести светлой пастой.

На уроках математики .

1. требовать поля с внешней стороны тетради;

2. каждую цифру прописывать в каждой клетке;

3.знак + , -, = писать ровно красиво;

4.при решении выражений со скобками, скобки пишем на высоте клетки;

5. цифры записываем только в правой половине клетки;

6. записи в тетрадях вести светлой пастой.

«КРАСИВО ПИСАТЬ – КРАСОТУ ТВОРИТЬ»

«КРАСИВО ПИСАТЬ – КРАСОТУ ТВОРИТЬ»

ВСЕ ЦИФРЫ ПИШУТСЯ В РАБОЧИХ КЛЕТКАХ.

ВСЕ ЦИФРЫ ПИШУТСЯ В РАБОЧИХ КЛЕТКАХ.

Процесс формирования каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Так, приучая школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их почерка, учитель воспитывает аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение к людям, к их труду, наконец, способствует их эстетическому воспитанию.

Процесс формирования каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Так, приучая школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их почерка, учитель воспитывает аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение к людям, к их труду, наконец, способствует их эстетическому воспитанию.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пенчук Татьяна Сергеевна

Дата: 16.02.2024

Номер свидетельства: 645731


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства