«Пути формирования самостоятельной работы обучающихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»
«Пути формирования самостоятельной работы обучающихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»
Цель моей работы – научить ребят добывать знания самостоятельно. Самостоятельная работа - вид мыслительной деятельности, который организуется и направляется учителем и в процессе которого обучающиеся коррекционной школы, приобретая необходимые знания и навыки, учатся наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, рассуждать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Пути формирования самостоятельной работы обучающихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»»
«Пути формирования самостоятельной работы обучающихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»
Подготовила:
Ванькова Людмила Ивановна учитель русского языка и литературы
МБОУ «СКШИ VIII вида»
г.Чернушка Пермский край 2016 г.
«Самостоятельность человека–залогвеличия его»
А.С.Пушкин
Цель моей работы – научить ребят добывать знания самостоятельно.
Самостоятельная работа - вид мыслительной деятельности, который организуется и направляется учителем и в процессе которого обучающиеся коррекционной школы, приобретая необходимые знания и навыки, учатся наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, рассуждать.
Л.Н.Толстой : «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».
Слог
Спиши предложения. Вместо скобок напиши те слова, в которых только один слог.
Мама купила (…)
дынюсоль
(…) – домашнее животное
–корова– коза – конь
Разделительный Ъ
Игра“Третий лишний”.
подъёмпьётотъезд
разъярённыйбельёобъяснил
Склонение прилагательных
Вставьте буквы, выделите окончания, определите их падеж.
На син_м вечерн_м небе; по нижн_му тенист_му парку; рыж_й белкой; до ближн_й деревни; у хорош_ ученика; на дальн_ планету; талантлив_ дети.
Площадка «Мастерская слова»
Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу прилагательные.
( ) солнце безжалостно палило с ( ) неба. Бабочка – крапивница ( ) пятнышком мелькнула у ( ) окна и порхнула к потолку ( ) веранды. Там она прицепилась вверх ногами в самом ( ) углу. Еще несколько бабочек висели там, свесив вниз ( ) крылья.
Например,к данным словам подобрать однокоренные антонимы:
очарование –(разочарование)
раскрывать –(закрывать)
опытный –(неопытный)
распахнуть –(запахнуть)
подходить –(отходить)
На уроке«Сначала было слово…» даю ребятам следующее задание для самостоятельной работы: приведите примеры с этими словами, употребив их в переносном значении:
Железные гвозди –(железное здоровье)
Стальной стержень –(стальные нервы)
Золотое кольцо –(золотое сердце)
Глухой старик –(глухой переулок)
Сердечная мышца –(сердечный человек).
При выполнении упражнений из учебника очень важно обеспечить большую самостоятельность учеников. Нужно видеть возможности для повышения самостоятельности, заложенные в упражнениях. Оценить эти возможности помогут такие критерии, как уровни самостоятельности и познавательной активности обучающихся в упражнениях.
На уроках русского языка и литературы я использую также методиндивидуальных заданий . Даю ребятам разноуровневые карточки . В них разные задания по степени трудности:
задания исполнительного характера;
самостоятельное выполнение упражнений комбинированного характера (например, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания);
задания, которые предполагают наряду с воспроизведением усвоенных знаний внесение некоторых элементов творчества (составление словосочетаний и предложений, составление схем и таблиц, изложения и сочинения с грамматическим заданием);
творческие работы.
Умения и навыки, развивающиеся в результате таких условий, позволяют обучающимся с умственной отсталостью в дальнейшем совершенно самостоятельно приобретать знания.
Задание Iгоуровня – соединить синонимы стрелкой:
ЛунаГраница
ЖараХолод
МорозПекло
РубежМесяц
ПургаРабота
Враг Вьюга
ТрудКлятва
Обещание Неприятель
Задание IIгоуровня:
С какими словами из скобок можно соединить синонимы?
Густой, дремучий(волос, лес)
Горячий, знойный(лето, вода)
Коричневый, карий(платье, глаза)
Старый, древний(обычай, дом)
.
Кчислу стабильных видов самостоятельных видов работы с учениками относится
домашняя самостоятельная работа
Главная ее цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности обучающихся с умственной отсталостью.
Один из самых сложных и важных вопросов – это работа надсочинениями,мини- рассказами,стихами. Это тоже самостоятельная творческая работа. Нужно научить учеников коррекционной школы глубоко раскрывать тему, грамотно и логично излагать свои мысли, сформировать у обучающихся интерес к чтению, развивать речь.
1.Конкурсные сочинения, мини-рассказы
2.Общешкольные конкурсы
3.Викторины по творчеству писателей и поэтов.
Викторина по творчеству.Н.Некрасова.
1. В каком году родился Н.А.Некрасов?(1821)
2. Как называется стихотворение, в котором рассказывается о тяжелой судьбе пахаря- крестьянина? («Несжатая полоса»)
3. В каком году написано стихотворение «Несжатая полоса?»
4. Назовите забавное стихотворение медведе, которого принимают за генерала?(Генерал Топтыгин).