kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теория и практика к заданию 16, ЕГЭ по русскому языку

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами.»

Задание 16. ЕГЭ   Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами.  Анатольева Галина Николаевна. МКОУ «Лодейнопольская СОШ №3». Г. Лодейное Поле, Ленинградская область.

Задание 16. ЕГЭ

Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами.

Анатольева Галина Николаевна.

МКОУ «Лодейнопольская СОШ №3».

Г. Лодейное Поле, Ленинградская область.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета Лев Щерба был награждён за блестящую работу по языкознанию золотой медалью и ему предложили остаться в университете. 2) Зажглись фонари и от фонарей поползли по морю золотистые дорожки света. 3) О древних поселениях говорят и названия улиц и старые здания и археологические раскопки. 4) Пыль и пепел разносятся ветром на сотни и тысячи километров. 5) В воздушной оболочке Земли есть как кислород так и углекислый газ.
  • 16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • 1) Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета Лев Щерба был награждён за блестящую работу по языкознанию золотой медалью и ему предложили остаться в университете.
  • 2) Зажглись фонари и от фонарей поползли по морю золотистые дорожки света.
  • 3) О древних поселениях говорят и названия улиц и старые здания и археологические раскопки.
  • 4) Пыль и пепел разносятся ветром на сотни и тысячи километров.
  • 5) В воздушной оболочке Земли есть как кислород так и углекислый газ.
I. Пунктуация при однородных членах предложения

I. Пунктуация при однородных членах предложения

  • Запятая не нужна:
  • 1) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом, например:
  • Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, изучали и систематизировали их.
  • Схема: о, о и о
  • 2) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару, например:
  • Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их.
  • Схема: о и о
  • 2) в устойчивых сочетаниях, например:
  • ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря
Запятая ставится: 1) между однородными членами, не связанными союзами, например: Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи. Схема: о, о, о, о, о (здесь и далее: о – однородный член) 2) между однородными членами, связанными противительными союзами  а, но, да  (в значении  но ),  однако, зато, же, например: Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, но организовать выставку в то время они не могли. Схема: о, о, о, но о
  • Запятая ставится:
  • 1) между однородными членами, не связанными союзами, например:
  • Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.
  • Схема: о, о, о, о, о (здесь и далее: о – однородный член)
  • 2) между однородными членами, связанными противительными союзами  а, но, да  (в значении  но ),  однако, зато, же, например:
  • Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, но организовать выставку в то время они не могли.
  • Схема: о, о, о, но о
3) между однородными членами, связанными повторяющимися союзами:  сочинительными и, да (в значении  и ), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то) , например: Сотрудники музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовывали выставки, и публиковали научные статьи. Схема: и о, и о, и о, и о, и о 4) перед второй частью двойных союзов не только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько; хотя и…, но…; если не…, то и др., например: Сотрудники музея не только хранили коллекции, но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи. Схема: не только о, но и о, о, о, о
  • 3) между однородными членами, связанными повторяющимися союзами: сочинительными и, да (в значении  и ), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то) , например:
  • Сотрудники музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовывали выставки, и публиковали научные статьи.
  • Схема: и о, и о, и о, и о, и о
  • 4) перед второй частью двойных союзов не только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько; хотя и…, но…; если не…, то и др., например:
  • Сотрудники музея не только хранили коллекции, но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.
  • Схема: не только о, но и о, о, о, о
5) между парными однородными членами, связанными союзами и , или: Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи. Схема: о и о, о и о  
  • 5) между парными однородными членами, связанными союзами и , или:
  • Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи.
  • Схема: о и о, о и о
  •  
Запятая ставится перед первым И, если однородный ряд был начат до него: Люби душу свою, и утешай сердце своё, и удаляй от себя печаль.  НО: Один и тот же человек редко бывает и великим , и хорошим.

Запятая ставится перед первым И, если однородный ряд был начат до него:

  • Люби душу свою, и утешай сердце своё, и удаляй от себя печаль.

  • НО:
  • Один и тот же человек редко бывает и великим , и хорошим.

  II. Пунктуация в сложносочинённом предложении с союзами   и, или, либо, да(=и)        

  II. Пунктуация в сложносочинённом предложении с союзами   и, или, либо, да(=и)

 

  • Знаки препинания не ставятся:
  • 1. Если есть общий член предложения, например:
  • Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.
  • ( Осенью  – общий член:  природа засыпает  (когда?)  осенью, люди готовятся к зиме  (когда?)  осенью . Запятая не нужна.)
  • 2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:
  • К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.
3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например: Когда мама вошла в комнату, 1  /осколки вазы валялись на полу 2 / и дети пытались их собрать 3 . (каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)
  • 3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например:
  • Когда мама вошла в комнату, 1  /осколки вазы валялись на полу 2 / и дети пытались их собрать 3 .
  • (каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)
4. Если части сложносочинённого предложения являются: вопросительными предложениями, например:  Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться? побудительными предложениями, например:  Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится! восклицательными предложениями, например:  Как у вас хорошо и как мне всё нравится! назывными предложениями, например:  Жара и духота. Холод и дождь. безличными предложениями, например:   Жарко и душно. Холодно и дождливо.
  • 4. Если части сложносочинённого предложения являются:
  • вопросительными предложениями, например:  Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?
  • побудительными предложениями, например:  Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!
  • восклицательными предложениями, например:  Как у вас хорошо и как мне всё нравится!
  • назывными предложениями, например:  Жара и духота. Холод и дождь.
  • безличными предложениями, например:   Жарко и душно. Холодно и дождливо.
          1Укажите номера предложений, в которых надо поставить одну запятую

        1Укажите номера предложений, в которых надо поставить одну запятую

  •      
  •   1) То левой то правой лапой медведь катил в берлогу ворох листьев.
  • 2) Подводить  итог сказанному  может  предложение или целый абзац.
  • 3) Уже увяли  и  почернели  травы и цветы.
  • 4) Стоял он в сторонке ни жив ни мертв.
  • 5) Как декоративное растение пион культивируют в Китае уже полторы тысячи лет и там же он является любимым национальным растением, как хризантема у японцев, роза  у европейцев.
2.Укажите номера предложений, в которых надо поставить одну запятую

2.Укажите номера предложений, в которых надо поставить одну запятую

  • 1) Темнота раннего зимнего утра скрывала и площадку на берегу и поселок  и самих людей.
  • 2) Мимо меня шли измученные походом солдаты  и изо всех сил поддержать их весёлой шуткой старался какой-то молодой офицер. 
  • 3) Эти стихи взволновали и тронули меня простотой и  особым  ритмом.
  • 4) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или березка с клейкими   листочками.
  • 5) Мне  понравился  не столько сюжет  спектакля  сколько игра  актёров  и их энергия. 
3.Укажите номера предложений, в которых надо поставить одну запятую

3.Укажите номера предложений, в которых надо поставить одну запятую

  • 1) Разделяете вы точку зрения автора или не согласны с ним?
  • 2) И лежат в земле груды золота  и во всех концах света белого про тебя идёт слава громкая. 
  • 3) От верхушки до основания пень как бы тлел то ярко-сияющими то тускло-серебристыми пятнами.
  • 4) Мы  увидели и созвездие Дельфина и туманные огни и огненную черту  Персея.
  • 5) Раскольников старается контролировать свои мысли и чувства и не дает возможности своей совести «выбраться» наружу.
4. Укажите номера предложений, в которых надо поставить одну запятую

4. Укажите номера предложений, в которых надо поставить одну запятую

  • 1) В этом магазине вы можете приобрести  не только продукты но и электротовары косметику и книги.
  • 2) В Средневековье в руках ученых появились термометр и барометр  телескоп и микроскоп первая печатная книга и газета.
  • 3) У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских и азиатских стран.
  • 4) Староста деревни не то снова опаздывал на собрание не то просто забыл о нем.
  • 5) Речка оказалась неглубокой и её без труда удалось перейти вброд.
5.Укажите номера предложений, в которых надо поставить одну запятую

5.Укажите номера предложений, в которых надо поставить одну запятую

  • 1) Уже три раза приезжал я в Москву по различным делам и каждый раз приходилось заново привыкать к этому большому шумному городу. 
  • 2) Эта машина приводила в движение как воздуходувки и прокатные станки так и все машины прокатного цеха.
  • 3) Дымы дальних пожаров медленно всходили к небу или отдельными кучными  облаками летали по горизонту. 
  • 4) Везде её встречали весело и дружелюбно  и уверяли ее в любви и  вечной преданности.
  • 5) Дядя Ерошка и в горы ходил и у русских воровал и в остроге два раза сидел.
6.Укажите номера предложений, в которых надо поставить одну запятую

6.Укажите номера предложений, в которых надо поставить одну запятую

  • 1) Волк каждый год линяет да своего обличия не меняет.
  • 2) В слове тысячелетиями накапливаются и живут мысли и опыт народа.
  • 3) Яркое летнее солнце коснулось линии горизонта и всё вокруг внезапно окрасилось в розовые и красные тона.
  • 4) Одна Анютка осталась дома щи варить да горницу прибирать.
  • 5) Молнии разрезали небо и слева и справа и впереди.
7.Укажите номера предложений, в которых надо поставить одну запятую

7.Укажите номера предложений, в которых надо поставить одну запятую

  • 1) Марина встала ни свет ни заря и всё равно не успела ни доделать работу ни приготовить ужин.
  • 2) Ему  нравилось  гулять  по паркам  и лесам  и наблюдать  за людьми  птицами  природой.
  • 3) Над  поляной  блистали  стрекозы  и  неумолчно  трещали  кузнечики.
  • 4) Он подложил в костер сухой травы и хворосту и раздул пламя.
  • 5) Ветер на кургане особенно силен и видно отсюда степь до самого горизонта. 
8.Укажите номера предложений, в которых надо поставить одну запятую

8.Укажите номера предложений, в которых надо поставить одну запятую

  • 1) В городском саду играл духовой оркестр и пел хор ветеранов. 
  • 2) Тогдашнею критикою и тогдашнею публикой были равно не поняты как недостатки  так и достоинства «Полтавы». 
  • 3) Мама приготовила суп и салат и поджарила картошку. 
  • 4) То ли какая-то неуловимая песня звенела в памяти то ли весенние запахи не давали покоя. 
  • 5) Челкаш завидовал или сожалел об этой молодой жизни или подсмеивался над ней.
1.                 1, 5 2.                 2, 5 3.                 2, 3 4.                 4, 5 5.                 1, 2 6.                 1, 3 7.                 1, 5 8.                 2, 4
  • 1.                 1, 5
  • 2.                 2, 5
  • 3.                 2, 3
  • 4.                 4, 5
  • 5.                 1, 2
  • 6.                 1, 3
  • 7.                 1, 5
  • 8.                 2, 4


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Галина Николаевна Анатольева

Дата: 25.09.2024

Номер свидетельства: 656810

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Пунктуация в простых предложениях с однородными членами. Подготовка к ЕГЭ "
    ["seo_title"] => string(84) "punktuatsiia-v-prostykh-priedlozhieniiakh-s-odnorodnymi-chlienami-podghotovka-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "140633"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417974638"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства