kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектно-исследовательская работа "Что в имени тебе моем?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

проектно-исследовательская работа, посвященная истории происхождения имен

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская работа "Что в имени тебе моем?"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кшенская основная общеобразовательная школа» Советского района Курской области Проект  «Что в имени тебе моём…» Руководитель: Захарова Ольга Валерьевна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кшенская основная общеобразовательная школа»

Советского района Курской области

Проект «Что в имени тебе моём…»

Руководитель:

Захарова Ольга Валерьевна

В нашей речи звучат не случайно:  Как загадочна эта страна –  Так и имя – загадка и тайна.  В этой жизни, а может, и в той,  Под земною звездою небесной  Охраняет любого святой,  Не для каждого, впрочем,  Известный.   А. Бобров. «Имена».

В нашей речи звучат не случайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна.

В этой жизни, а может, и в той,

Под земною звездою небесной

Охраняет любого святой,

Не для каждого, впрочем,

Известный.

А. Бобров. «Имена».

Тема проекта : «Что в имени тебе моем? Учебный год:  2014-2015 Время работы над проектом:  сентябрь 2014 – март 2015 Школа: МКОУ Кшенская основная общеобразовательная школа. Авторы проекта : ученики 5,6 классов Руководитель проекта: Захарова О.В. План работы над проектом: Определение темы Определение источников информации Анализ информации, написание и оформление работы  Материально-техническое обеспечение проекта:
  • Тема проекта : «Что в имени тебе моем?
  • Учебный год: 2014-2015
  • Время работы над проектом: сентябрь 2014 – март 2015
  • Школа: МКОУ Кшенская основная общеобразовательная школа.
  • Авторы проекта : ученики 5,6 классов
  • Руководитель проекта: Захарова О.В.
  • План работы над проектом:
  • Определение темы
  • Определение источников информации
  • Анализ информации, написание и оформление работы
  • Материально-техническое обеспечение проекта:
  • Компьютер

Проанализировать материал по теме «Антропонимика»;  узнать происхождение имён учеников 5,6 классов; проанализировать имена учеников школы;  определить соотношение имён по начальным буквам; выделить распространённые и редкие имена; отобрать литературоведческий материал.
  • Проанализировать материал по теме «Антропонимика»;
  • узнать происхождение имён учеников 5,6 классов;
  • проанализировать имена учеников школы;
  • определить соотношение имён по начальным буквам;
  • выделить распространённые и редкие имена;
  • отобрать литературоведческий материал.

1.Изучить литературу по выбранной теме; 2. Провести опрос в школе; 3. Распределить имена по начальным буквам; 4. Определить самые распространённые и редкие имена. 5. Проанализировать имена с точки зрения происхождения. 6. Составить буклет.

1.Изучить литературу по выбранной теме;

2. Провести опрос в школе;

3. Распределить имена по начальным буквам;

4. Определить самые распространённые и редкие имена.

5. Проанализировать имена с точки зрения происхождения.

6. Составить буклет.

стали имена собственные. стали личные имена учеников школы

стали имена собственные.

стали личные имена учеников школы

Если мы больше узнаем о своих именах, об именах сверстников, то сможем избежать каких-либо ошибок в общении и поведении

Если мы больше узнаем о своих именах, об именах сверстников, то сможем избежать каких-либо ошибок в общении и поведении

В результаты работы над проектом мы разделились на 3 группы: Знатоки антропонимики Социологи Литераторы

В результаты работы над проектом мы разделились на 3 группы:

Знатоки антропонимики

Социологи

Литераторы

АНТРОПОНИМИКА

АНТРОПОНИМИКА

Личное имя служит для обозначения отдельного человека, даётся ему для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, говорить о нём с другими
  • Личное имя служит для обозначения отдельного человека, даётся ему для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, говорить о нём с другими

Индивидуальные Групповые  Самые короткие имена :  (Зоя, Кай, Ия,Лев, Ева, Глеб)  Самые длинные и трудные в произношении:  Фессалоникия, Никтополиос

Индивидуальные Групповые

Самые короткие имена : (Зоя, Кай, Ия,Лев, Ева, Глеб)

Самые длинные и трудные в произношении:

Фессалоникия, Никтополиос

Как на Руси появлялись имена Как рождались имена По внешности,  «номеру»  и характеру Время и место появления Профессия  родителей Имена-обереги,  радости, Гнилозуб, Ончутка, Ждан, Любава Губа, Шумило, Первуша Суббота, Зима, Дорога Сом, Муковоз

Как на Руси появлялись имена

Как рождались

имена

По внешности,

«номеру»

и характеру

Время и место

появления

Профессия

родителей

Имена-обереги,

радости,

Гнилозуб, Ончутка,

Ждан, Любава

Губа, Шумило,

Первуша

Суббота, Зима,

Дорога

Сом,

Муковоз

Откуда мы можем узнать значение наших имён?

Откуда мы можем узнать

значение наших имён?

Александр – «мужественный защитник» Валерия – «выносливая» Оксана – «чужестранка»
  • Александр – «мужественный защитник»
  • Валерия – «выносливая»
  • Оксана – «чужестранка»

15

Известен случай, когда в 1920-е годы, дети в одной семье были названы именами: сын Рева, а дочь Люция (часть слова «революция»), Искра, Идея, Воля, Новомир, Пионер, Баррикада. Многие мальчики тогда получили имя Коммунар, с девочки Коммунара. Появились имена Октябрь, Майя, Октябрина, Декабрина. Новые имена пытались осмыслить, придать им значение, созвучное с новой революционной эпохой (Первое мая и т.д.) А встречаются и чисто семейные осмысления: родившуюся в сентябре девочку называли Сентябриной, Снежанной.  Или из имен отца и матери составляли имя для новорожденного:  Лев + Анна = Левана  Антон + Нина = Антонина 15

Известен случай, когда в 1920-е годы, дети в одной семье были названы именами: сын Рева, а дочь Люция (часть слова «революция»), Искра, Идея, Воля, Новомир, Пионер,

Баррикада.

Многие мальчики тогда получили имя Коммунар, с девочки Коммунара. Появились имена Октябрь, Майя, Октябрина, Декабрина. Новые имена пытались осмыслить, придать им значение, созвучное с новой революционной эпохой (Первое мая и т.д.)

А встречаются и чисто семейные осмысления: родившуюся в сентябре девочку называли Сентябриной, Снежанной.

Или из имен отца и матери составляли имя для новорожденного:

Лев + Анна = Левана

Антон + Нина = Антонина

15

Древнерусские имена-прозвания представляют собой огромный интерес. Они раскрывают богатство русского народного языка. Древнерусские имена-прозвания, были разнообразны.  Например:  Первак - Первой, Второй, Вторак, Третьяк (это имя было одним из самых распространенных), Третий, и т.д. Мы встречаем прямых потомков этих имен- фамилии: Первов, Третьяк или Третьяков и т.д. Или, например, такие  имена - Черныш, Беляк, Белой и др.-данные по цвету волос, кожи.  Имена присваивались и по другим внешним признакам- росту, особенностям телосложения, характеру, по времени рождения. 15

Древнерусские имена-прозвания представляют собой огромный интерес. Они раскрывают богатство русского народного языка. Древнерусские имена-прозвания, были разнообразны. Например: Первак - Первой, Второй, Вторак, Третьяк (это имя было одним из самых распространенных), Третий, и т.д. Мы встречаем прямых потомков этих имен- фамилии: Первов, Третьяк или Третьяков и т.д. Или, например, такие имена - Черныш, Беляк, Белой и др.-данные по цвету волос, кожи.

Имена присваивались и по другим внешним признакам- росту, особенностям телосложения, характеру, по времени рождения.

15

Самое простое и благозвучное имя нарицательное прозвучит для нас дико, если мы внезапно превратим его в имя собственное. Но это как раз и происходило в первые годы советской власти, когда стали давать имена Трактор, Электрификация, Энергий и т. п.
  • Самое простое и благозвучное имя нарицательное прозвучит для нас дико, если мы внезапно превратим его в имя собственное. Но это как раз и происходило в первые годы советской власти, когда стали давать имена Трактор, Электрификация, Энергий и т. п.

15

Святцы – список христианских праздников и святых, расположенных в календарном порядке. Вспомним стихотворение М. Владимова:  Был в старину такой обычай: Несли младенцев в церковь. Там, В страницы святцев Пальцем тыча, Поп имена давал по дням. Коль ты родился в день Ефима, То назван именем таким. Но если в день Иеронима То хошь, не хошь –Иероним. 15

Святцы список христианских праздников и святых, расположенных в календарном порядке.

Вспомним стихотворение М. Владимова:

Был в старину такой обычай:

Несли младенцев в церковь. Там,

В страницы святцев Пальцем тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима

То хошь, не хошь –Иероним.

15

Сергеями, Андреями, Иванами,  Иринами, Маринами, Татьянами  Теперь детей стараются назвать.  А было время- именами странными  Одаривали их отец и мать.  Вот стали взрослыми,  А то и старыми  Энергия, Ванцетти, Володар,  И Военмор- во славу Красной Армии,  И Трудомир- в честь мира и труда.  Родварком окрещен рожденный в Арктике,  Поняв, что этот век неповторим,  Старались и краскомы и рабфаковки,  Его вручить наследникам своим.

Сергеями, Андреями, Иванами, Иринами, Маринами, Татьянами

Теперь детей стараются назвать. А было время- именами странными Одаривали их отец и мать. Вот стали взрослыми, А то и старыми Энергия, Ванцетти, Володар, И Военмор- во славу Красной Армии, И Трудомир- в честь мира и труда. Родварком окрещен рожденный в Арктике, Поняв, что этот век неповторим, Старались и краскомы и рабфаковки, Его вручить наследникам своим.

И в новых именах бессмертье видели.  Их увлеченье не было игрой.  Не надо обижаться на родителей,  Перемудривших раннею порой.  Сложились судьбы тех детей по-разному,  Но имя тоже освещало путь,  Гори, когда Энергией ты названа,  А Володар- как Володарский будь!  Вы, названные Нинами, Маринами,  Андреями, Петрами в наши дни,  Не тяготитесь отчествами длиными,  Что утверждались в жизни октябринами,-  Свою эпоху славили они.

И в новых именах бессмертье видели. Их увлеченье не было игрой. Не надо обижаться на родителей, Перемудривших раннею порой. Сложились судьбы тех детей по-разному, Но имя тоже освещало путь, Гори, когда Энергией ты названа, А Володар- как Володарский будь! Вы, названные Нинами, Маринами, Андреями, Петрами в наши дни, Не тяготитесь отчествами длиными, Что утверждались в жизни октябринами,- Свою эпоху славили они."

«Октябрины» поэт Евгений Долматовский

Люцефер Весна Звезда Солнце
  • Люцефер
  • Весна
  • Звезда
  • Солнце

Алмаз Сюрприза Идеал Черешня Космос Фифа Монитор Пятница Жужа Олимпиада Россия
  • Алмаз Сюрприза
  • Идеал Черешня
  • Космос Фифа
  • Монитор
  • Пятница
  • Жужа
  • Олимпиада
  • Россия

Полные Сокращенные
  • Полные Сокращенные

Что в глазах ненастенько,

Дождики косые,

Ася, Стася, Настенька

Дочь Анастасия?

Просто жизнь-фантастика

Трех матрех вместила:

Ася, Стася, Настенька.

Всё - Анастасия.

Алька Саша Шурик Александр Сандр Санёк Сашенька Санька

Алька

Саша

Шурик

Александр

Сандр

Санёк

Сашенька

Санька

Как тебя зовут? Кто тебя так назвал? Узнай у родителей, как это произошло. Что ты знаешь о значении и происхождении своего имени? Твой день рождения. Твои именины. Как по-разному тебя можно называть?
  • Как тебя зовут?
  • Кто тебя так назвал? Узнай у родителей, как это произошло.
  • Что ты знаешь о значении и происхождении своего имени?
  • Твой день рождения.
  • Твои именины.
  • Как по-разному тебя можно называть?

Буква алфавита Количество имен А Имена 2 В 4 Александр, Артем Д Владимир, Виталий, Валерия, Виктория 1 Е 1 И Дмитрий 3 К Евгений 2 Игорь, Иван, Ирина Н О С Т Кристина, Карина 2 2 1 1 Никита, Наталья Оксана, Ольга Сергей Татьяна

Буква алфавита

Количество имен

А

Имена

2

В

4

Александр, Артем

Д

Владимир, Виталий, Валерия, Виктория

1

Е

1

И

Дмитрий

3

К

Евгений

2

Игорь, Иван, Ирина

Н

О

С

Т

Кристина, Карина

2

2

1

1

Никита, Наталья

Оксана, Ольга

Сергей

Татьяна

(разг. Никитий, прост. Микита) происходит от греческого слова
  • (разг. Никитий, прост. Микита) происходит от греческого слова "побеждать" и означает победитель, победоносный, побеждать.

Карина Валерия
  • Карина
  • Валерия

Корни наших имён

Корни наших имён

Тут столько Эдуардов, Жанн, Эльвир... Имен заморских, говоря меж нами. Как будто удивить хотели мир Родители такими именами. Глядишь, летит какой-нибудь пострел, А дед его, взяв хворостинку, кличет: — Куды тебя несет? Убьёсся, Ричард! Куды ты, окаянный, полетел?
  • Тут столько Эдуардов, Жанн, Эльвир...
  • Имен заморских, говоря меж нами.
  • Как будто удивить хотели мир
  • Родители такими именами.
  • Глядишь, летит какой-нибудь пострел,
  • А дед его, взяв хворостинку, кличет: —
  • Куды тебя несет? Убьёсся, Ричард!
  • Куды ты, окаянный, полетел?

Тут каждый житель для меня —родной. Но разве это не чудно, не странно, Что нет в селе ни одного Ивана. И Марьи — тоже ни одной? Н. Краснова
  • Тут каждый житель для меня —родной.
  • Но разве это не чудно, не странно,
  • Что нет в селе ни одного Ивана.
  • И Марьи — тоже ни одной?
  • Н. Краснова

У Сени и Сани в сетях сом с усами. Дали Грише простокваши, а Глаше – каши. Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. Съел Слава сало, да сала было мало. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. Везёт Сеня Саню с Соней на санках. Санки – скок. Сеню с ног! Неделю Емеле прясть короб кудели.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Дали Грише простокваши, а Глаше – каши.

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

Съел Слава сало, да сала было мало.

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

Везёт Сеня Саню с Соней на санках. Санки – скок.

Сеню с ног!

Неделю Емеле прясть короб кудели.

• Варя варит, Жора жарит, Петя песенки поет. • Взял Валерка тарелку, Взял Валерка поднос. Мне тарелку Валерка На подносе принес. • Вася косит косилкой свежий овес. • Купила Марусе бусы бабуся.
  • • Варя варит, Жора жарит,
  • Петя песенки поет.
  • • Взял Валерка тарелку,
  • Взял Валерка поднос.
  • Мне тарелку Валерка
  • На подносе принес.
  • • Вася косит косилкой свежий овес.
  • • Купила Марусе бусы бабуся.

Как звали героев сказки Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик»? Вспомните имена злых и добрых волшебниц из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города»? Назовите имя главного героя серии рассказов Драгунского. Кого спасла Герда от чар Снежной королевы? В русских волшебных сказках есть героини Елена …, Василиса … Как зовут героя русской народной сказки, который разъезжал на печи?
  • Как звали героев сказки Толстого

«Приключения Буратино, или Золотой ключик»?

  • Вспомните имена злых и добрых волшебниц

из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного

города»?

  • Назовите имя главного героя серии

рассказов Драгунского.

  • Кого спасла Герда от чар Снежной королевы?
  • В русских волшебных сказках есть героини

Елена …, Василиса …

  • Как зовут героя русской народной сказки,
  • который разъезжал на печи?
24.02.17 http://aida.ucoz.ru

24.02.17

http://aida.ucoz.ru

Литераторы Источники: Волина В. Загадки от А до Я. – М.: Олма-Пресс, 1999. http://www.prozagadki.ru/102-zagadki-pro-imena.html http://vdetskommire.ru/growth/rebusy-dlya- malyshej-pro-imena/ http://www.namepoem.ru/ http://www.poskart.ru/imena.html  Знатоки антропонимики Источники: Хигир А. Энциклопедия имён. Имя, характер,  судьба. – М.: Эксмо, 2005.

Литераторы

Источники:

  • Волина В. Загадки от А до Я. – М.: Олма-Пресс, 1999.
  • http://www.prozagadki.ru/102-zagadki-pro-imena.html
  • http://vdetskommire.ru/growth/rebusy-dlya-
  • malyshej-pro-imena/
  • http://www.namepoem.ru/
  • http://www.poskart.ru/imena.html

Знатоки антропонимики

Источники:

  • Хигир А. Энциклопедия имён. Имя, характер,

судьба. – М.: Эксмо, 2005.

  • http://www.akviloncenter.ru/name/list.htm
  • http://www.calend.ru/names/
История личных имён интересна и неисчерпаема.   Интерес к личным именам способствует интересу к культуре и истории страны.

История личных имён интересна и неисчерпаема.

Интерес к личным именам способствует интересу к культуре и истории страны.

Надеюсь, что из нашего проекта, вы узнали много нового о своих собственных именах и именах своих сверстников, научились правильно употреблять различные формы имени в речи и будете более внимательными друг к другу.

Надеюсь, что из нашего проекта, вы узнали много нового о своих собственных именах и именах своих сверстников, научились правильно употреблять различные формы имени в речи и будете более внимательными друг к другу.

24.02.17 http://aida.ucoz.ru

24.02.17

http://aida.ucoz.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектно-исследовательская работа "Что в имени тебе моем?"

Автор: Захарова Ольга Валерьевна

Дата: 24.02.2017

Номер свидетельства: 395372


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства