kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект: Фразеологизмы – наши «крылатые помощники»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа. Они должны вернуться в нашу речь и обогатить её.

Цель работы - изучение природы фразеологизмов и формирование умения использовать фразеологизмы в своей речи на примере произведений русских писателей-классиков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект: Фразеологизмы – наши «крылатые помощники»»

МАОУ СОШ №36 Фразеологизмы – наши «крылатые» помощники Автор: Парышкова София, ученица 4 В класса МАОУ СОШ № 36 Руководитель: Постульгина Е. В.

МАОУ СОШ №36

Фразеологизмы – наши «крылатые» помощники

Автор: Парышкова София,

ученица 4 В класса МАОУ СОШ № 36

Руководитель: Постульгина Е. В.

Актуальность темы

Актуальность темы

  • В настоящее время возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах, и сейчас она стоит особенно остро, так как школьники встречаются с заданиями, которые требуют знания фразеологизмов. Оказалось, что многие из них с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют использовать в речи.
  • Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, - должны вернуться в нашу речь и обогатить её.
Цель работы:   изучение природы фразеологизмов и формирование умения использовать фразеологизмы в своей речи на примере  произведений русских писателей-классиков.

Цель работы:

изучение природы фразеологизмов

и формирование умения использовать

фразеологизмы в своей речи на примере

произведений русских писателей-классиков.

Задачи исследования

Задачи исследования

  • Познакомиться с фразеологизмами.
  • Изучить происхождение фразеологизмов.
  • Выявить самые известные фразеологические обороты русского языка.
  • Определить наиболее употребляемые фразеологизмы в речи учеников.
  • Определить фразеологизмы, используемые учителем в образовательном процессе.
Предмет исследования: происхождение, употребление, классификация фразеологизмов.   Объект исследования:

Предмет исследования:

  • происхождение, употребление, классификация фразеологизмов.

Объект исследования:

  • тематические группы фразеологизмов.
Этапы подготовки и реализации исследования Разработка исследования Поиск необходимой информации Обработка информации Составление словаря фразеологизмов Оценка результатов

Этапы подготовки и

реализации исследования

Разработка исследования

Поиск необходимой информации

Обработка

информации

Составление словаря фразеологизмов

Оценка

результатов

Гипотеза  …  Фразеологизмы делают нашу  речь яркой, образной  и  выразительной.

Гипотеза Фразеологизмы делают нашу речь яркой, образной и выразительной.

Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов. Кот наплакал - означает «очень мало, почти ничего».  Задирать нос - важничать, зазнаваться.  Сидеть как на иголках - волноваться, нервничать.

Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов.

Кот наплакал - означает «очень мало, почти ничего». Задирать нос - важничать, зазнаваться. Сидеть как на иголках - волноваться, нервничать.

«Эти загадочные фразеологизмы»

«Эти загадочные фразеологизмы»

Зарождение фразеологизмов Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки).

Зарождение фразеологизмов

Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки).

Происхождение фразеологизмов  Фразеологические обороты образовались по-разному:

Происхождение фразеологизмов

Фразеологические обороты образовались по-разному:

  • 1. Большинство фразеологизмов пришло из народной речи: «кривить душой», «рукой подать», «себе на уме», а также созданы на основе пословиц и поговорок («голод не тётка», «рука руку моет»).
  • 2. Довольно много фразеологических оборотов пришло к нам из различных профессий («заварить кашу» (повар); «как рукой сняло» (доктор); «точить лясы» (токарь)).
  • 3. Некоторые выражения пришли из мифов («ахиллесова пята»), литературных произведений (мартышкин труд из басни И. А. Крылова «Мартышка и очки»), а также из Библии. Например, такие выражения как: «волк в овечьей шкуре», «зарывать таланты в землю», «блудный сын» и так далее.
Фразеологизм и его признак Признаки свободных словосочетаний Признаки фразеологизмов 1. Любое из слов можно заменить другими словами 1. В их составе нельзя заменять слова по своему желанию 2. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность 2. Слова теряют свою смысловую самостоятельность 3. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания 3. Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания

Фразеологизм и его признак

Признаки свободных словосочетаний

Признаки фразеологизмов

1. Любое из слов можно заменить другими словами

1. В их составе нельзя заменять слова по своему желанию

2. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность

2. Слова теряют свою смысловую самостоятельность

3. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания

3. Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания

Фразеологизм и его признак  Фразеологизм можно заменить одним словом – синонимом.    Крокодильи слёзы – неискренние (лживые). Как баран на новые ворота – удивлённо. Тянуть кота за хвост – затягивать. Как мокрая курица – неопрятный.

Фразеологизм и его признак

Фразеологизм можно заменить

одним словом – синонимом.

Крокодильи слёзы – неискренние (лживые).

Как баран на новые ворота – удивлённо.

Тянуть кота за хвост – затягивать.

Как мокрая курица – неопрятный.

Великий русский писатель А. С. Пушкин как никто другой в своих произведениях виртуозно использовал фразеологизмы!

Великий русский писатель А. С. Пушкин как никто другой в своих произведениях виртуозно использовал фразеологизмы!

В «Сказке о рыбаке и рыбке» насчитывается более 30 фразеологизмов.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» насчитывается более 30 фразеологизмов.

  • О наивном, доверчивом, простодушном человеке.
  • О крушении планов, неоправданности надежд.
  • Означает злость человека.
  • «Дурачина ты, простофиля!»
  • «Разбитое корыто»
  • «Проклятая баба»
В «Сказке о царе Салтане…» - более 15 таких выражений.

В «Сказке о царе Салтане…» - более 15 таких выражений.

  • О возможности исполнения загаданного желания.
  • Оценка жизни за пределами России.
  • Означает обращение к кому-либо.
  • «Кабы я была царица»
  • «За морем житьё не худо»
  • «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!»
В «Сказке о золотом петушке» 7 крылатых фраз.

В «Сказке о золотом петушке» 7 крылатых фраз.

  • Означает, что в каждом вымышленном произведении есть поучительный урок.
  • Означает, что у человека всегда есть выбор.
  • О пассивном, бездеятельном правлении.
  • «Сказка-ложь, да в ней намек!»
  • «Перед ним его два сына, без шеломов и без лат»
  • «Царствуй, лежа на боку!»
Басни И. А. Крылова

Басни И. А. Крылова

Глядеть во все глаза Калачом не заманишь Бежать во всю прыть Накостылять по шее Бить баклуши С ног валиться Засучив рукава Намылить шею Броситься наутек В два счета И дело с концом Не видать, как своих ушей Как в воду глядел Ни жив, ни мертв В трех соснах заблудиться Как в воду опущенные Пойти на край света Взять на буксир Как с Луны свалился Вывести на чистую воду Сидел как на иголках

Глядеть во все глаза

Калачом не заманишь

Бежать во всю прыть

Накостылять по шее

Бить баклуши

С ног валиться

Засучив рукава

Намылить шею

Броситься наутек

В два счета

И дело с концом

Не видать, как своих ушей

Как в воду глядел

Ни жив, ни мертв

В трех соснах заблудиться

Как в воду опущенные

Пойти на край света

Взять на буксир

Как с Луны свалился

Вывести на чистую воду

Сидел как на иголках

Мы узнали, что существуют фразеологические словари, в которых представлены источники происхождения фразеологизмов, их значение.

Мы узнали, что существуют фразеологические словари, в которых представлены источники происхождения фразеологизмов, их значение.

Опрос одноклассников  Где вы встречаете фразеологизмы?

Опрос одноклассников

Где вы встречаете фразеологизмы?

Опрос одноклассников Объясните значение фразеологизмов: медвежья услуга, зубы заговаривать, руки дырявые, как об стенку горох, как с гуся вода.

Опрос одноклассников

Объясните значение фразеологизмов:

медвежья услуга, зубы заговаривать, руки дырявые, как об стенку горох, как с гуся вода.

Крылатые выражения, которые чаще всего используются в речи учащихся

Крылатые выражения, которые чаще всего используются в речи учащихся

  • «вешать лапшу на уши»;
  • «кончил дело – гуляй смело»;
  • «на козе не подъедешь»;
  • «яблоко от яблони не далеко падает»;
  • «как рыба в воде»;
  • «работать спустя рукава»;
  • «сердце в пятки ушло»
Фразеологизмы, используемые учителем в образовательном процессе

Фразеологизмы, используемые учителем в образовательном процессе

  • «ворон считать»;
  • «хоть кол на голове теши»;
  • «семи пядей во лбу»;
  • «как белка в колесе»;
  • «собаку съел»;
  • «краса ненаглядная»
Наиболее распространенные фразеологические обороты

Наиболее распространенные фразеологические обороты

  • «Вот где собака зарыта» говорит о сути происходящего, истинной причине.
  • «Водить за нос» означает обманывать, вводить в заблуждение.
Гипотеза подтвердилась! Фразеологизмы делают нашу речь яркой, образной и выразительной.

Гипотеза подтвердилась!

Фразеологизмы делают нашу речь яркой, образной и выразительной.

Вывод

Вывод

  • Фразеологические оборы встречаются в нашей речи ежедневно.
  • Фразеологизмы позволяют быстро и кратко донести мысль, обеспечить её понимание.
  • Крылатые слова чаще всего используются в разговорной речи и в художественных произведениях, воспитывают интерес и любовь к творчеству народа.
Список используемой литературы:

Список используемой литературы:

  • Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. - М.: Просвещение, 2018
  • Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. – М.: Просвещение, 2019
  • Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Горецкий В. Г. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2019
  • Пушкин А. С. Золотой петушок и другие сказки А. С. Пушкина.:- Санкт-Петербург. СЗКЭО, 2015
  • Фёдоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ. 2008
  • https://rus-michelson-tolk-dict.slovaronline.com
  • https://obraz-ola.ru/gumanitarnye-nauki/istoriya-proishozhdeniya-frazeologizmov.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект: Фразеологизмы – наши «крылатые помощники»

Автор: Постульгина Елена Владимировна

Дата: 23.03.2023

Номер свидетельства: 628171


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства