Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа. Они должны вернуться в нашу речь и обогатить её.
Цель работы - изучение природы фразеологизмов и формирование умения использовать фразеологизмы в своей речи на примере произведений русских писателей-классиков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект: Фразеологизмы – наши «крылатые помощники»»
МАОУ СОШ №36
Фразеологизмы – наши «крылатые» помощники
Автор: Парышкова София,
ученица 4 В класса МАОУ СОШ № 36
Руководитель: Постульгина Е. В.
Актуальность темы
В настоящее время возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах, и сейчас она стоит особенно остро, так как школьники встречаются с заданиями, которые требуют знания фразеологизмов. Оказалось, что многие из них с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют использовать в речи.
Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, - должны вернуться в нашу речь и обогатить её.
Цель работы:
изучение природы фразеологизмов
и формирование умения использовать
фразеологизмы в своей речи на примере
произведений русских писателей-классиков.
Задачи исследования
Познакомиться с фразеологизмами.
Изучить происхождение фразеологизмов.
Выявить самые известные фразеологические обороты русского языка.
Определить наиболее употребляемые фразеологизмы в речи учеников.
Определить фразеологизмы, используемые учителем в образовательном процессе.
Гипотеза…Фразеологизмы делают нашуречь яркой, образнойивыразительной.
Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов.
Кот наплакал- означает «очень мало, почти ничего».Задирать нос- важничать, зазнаваться.Сидеть как на иголках- волноваться, нервничать.
«Эти загадочные фразеологизмы»
Зарождение фразеологизмов
Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки).
Происхождение фразеологизмов
Фразеологические обороты образовались по-разному:
1. Большинство фразеологизмов пришло из народной речи: «кривить душой», «рукой подать», «себе на уме», а также созданы на основе пословиц и поговорок («голод не тётка», «рука руку моет»).
2. Довольно много фразеологических оборотов пришло к нам из различных профессий («заварить кашу» (повар); «как рукой сняло» (доктор); «точить лясы» (токарь)).
3. Некоторые выражения пришли из мифов («ахиллесова пята»), литературных произведений (мартышкин труд из басни И. А. Крылова «Мартышка и очки»), а также из Библии. Например, такие выражения как: «волк в овечьей шкуре», «зарывать таланты в землю», «блудный сын» и так далее.
Фразеологизм и его признак
Признаки свободных словосочетаний
Признаки фразеологизмов
1. Любое из слов можно заменить другими словами
1. В их составе нельзя заменять слова по своему желанию
2. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность
2. Слова теряют свою смысловую самостоятельность
3. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания
3. Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания
Фразеологизм и его признак
Фразеологизм можно заменить
одним словом – синонимом.
Крокодильи слёзы –неискренние (лживые).
Как баран на новые ворота –удивлённо.
Тянуть кота за хвост –затягивать.
Как мокрая курица –неопрятный.
Великий русский писатель А. С. Пушкин как никто другой в своих произведениях виртуозно использовал фразеологизмы!
В «Сказке о рыбаке и рыбке» насчитывается более 30 фразеологизмов.
О наивном, доверчивом, простодушном человеке.
О крушении планов, неоправданности надежд.
Означает злость человека.
«Дурачина ты, простофиля!»
«Разбитое корыто»
«Проклятая баба»
В «Сказке о царе Салтане…» - более 15 таких выражений.
О возможности исполнения загаданного желания.
Оценка жизни за пределами России.
Означает обращение к кому-либо.
«Кабы я была царица»
«За морем житьё не худо»
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!»
В «Сказке о золотом петушке» 7 крылатых фраз.
Означает, что в каждом вымышленном произведении есть поучительный урок.
Означает, что у человека всегда есть выбор.
О пассивном, бездеятельном правлении.
«Сказка-ложь, да в ней намек!»
«Перед ним его два сына, без шеломов и без лат»
«Царствуй, лежа на боку!»
Басни И. А. Крылова
Глядеть во все глаза
Калачом не заманишь
Бежать во всю прыть
Накостылять по шее
Бить баклуши
С ног валиться
Засучив рукава
Намылить шею
Броситься наутек
В два счета
И дело с концом
Не видать, как своих ушей
Как в воду глядел
Ни жив, ни мертв
В трех соснах заблудиться
Как в воду опущенные
Пойти на край света
Взять на буксир
Как с Луны свалился
Вывести на чистую воду
Сидел как на иголках
Мы узнали, что существуют фразеологические словари, в которых представлены источники происхождения фразеологизмов, их значение.
Опрос одноклассников
Где вы встречаете фразеологизмы?
Опрос одноклассников
Объясните значение фразеологизмов:
медвежья услуга, зубы заговаривать, руки дырявые, как об стенку горох, как с гуся вода.
Крылатые выражения, которые чаще всего используются в речи учащихся
«вешать лапшу на уши»;
«кончил дело – гуляй смело»;
«на козе не подъедешь»;
«яблоко от яблони не далеко падает»;
«как рыба в воде»;
«работать спустя рукава»;
«сердце в пятки ушло»
Фразеологизмы, используемые учителем в образовательном процессе
«ворон считать»;
«хоть кол на голове теши»;
«семи пядей во лбу»;
«как белка в колесе»;
«собаку съел»;
«краса ненаглядная»
Наиболее распространенные фразеологические обороты
«Вот где собака зарыта» говорит о сути происходящего, истинной причине.
«Водить за нос» означает обманывать, вводить в заблуждение.
Гипотеза подтвердилась!
Фразеологизмы делают нашу речь яркой, образной и выразительной.
Вывод
Фразеологические оборы встречаются в нашей речи ежедневно.
Фразеологизмы позволяют быстро и кратко донести мысль, обеспечить её понимание.
Крылатые слова чаще всего используются в разговорной речи и в художественных произведениях, воспитывают интерес и любовь к творчеству народа.
Список используемой литературы:
Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. - М.: Просвещение, 2018
Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. – М.: Просвещение, 2019
Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Горецкий В. Г. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2019
Пушкин А. С. Золотой петушок и другие сказки А. С. Пушкина.:- Санкт-Петербург. СЗКЭО, 2015
Фёдоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ. 2008