Тема урока: «Правило Оли и еще кое-что».
Цели:
1)дать понятие о правописании сложных слов с первым корнем пол- и полу-;
2)формирование навыков правописания сложных слов с первым корнем пол- и полу-;
3)развитие чувства
Оборудование: презентация к уроку и раздаточный материал.
Ход урока.
- Тренировка речевого аппарата.
Ученики выбирают одну скороговорку и повторяют быстро 3 раза.
У хламидомонады и хлореллы в хроматофорах хранится хлорофилл.
Стаффордширский терьер ретив,
А черношёрстный ризеншнауцер резв.
Снега лавина сползла с половины,
Сползла с половины пологой горы.
Ещё половина снежной лавины
Лежит на пологой горе до поры.
II.Обобщение изученного о способах образования существительных в русском языке.
Ответить на вопрос: «Какие способы образования слов вы знаете?» - Приставочный (внук → правнук), суффиксальный (учить → учитель), приставочно-суффиксальный (окно→подоконник), бессуффиксальный (выходить →выход), сложение (везде ходить →вездеход), переход из одной части речи в другую (мы купили мороженую (прилагательное) рыбу – мы купили мороженое (существительное).
Распределить существительные столбиком по способу образования: суперъяхта, безбилетный, диван-кровать, ультразвук, пригородный, читатель, музыкант, Подмосковье, овощехранилище, белизна, рыбозащита.
Ответ.
приставочный
суффиксальный
приставочно-суффиксальный
сложение
суперъяхта, ультразвук
читатель,
белизна,
музыкант
пригородный, Подмосковье, безбилетный
овощехранилище, рыбозащита,
диван-кровать
- .Музыкальная пауза.
Ученики встают, подтягиваются потом усаживаются на свои места и слушают, закрыв глаза, музыку под чтение рассказа М.Пришвина «Живительный дождик».
Солнышко на восходе показалось и мягко закрылось, пошел дождь, такой теплый и живительный для растения, как нам любовь.
Да, этот теплый дождь, падающий на смолистые почки оживающих растений, так нежно касается коры, прямо тут же под каплями изменяющей цвет, что чувствуешь: эта теплая небесная вода для растений то же самое, что для нас любовь. И та же самая любовь, как и у нас, та же самая их вода — любовь — внизу обмывала, ласкала корни высокого дерева, и вот оно сейчас от этой любви — воды — рухнуло и стало мостом с одного берега на другой, а небесный дождь — любовь — продолжает падать и на поваленное дерево с обнаженными корнями, и от этой самой любви, от которой оно повалилось, теперь раскрываются почки и пахнут смолистыми ароматами, и будет оно цвести этой весной, как и все, цвести и давать жизнь другим.
IV. Изучение новой темы.
1.Слово учителя.
Через дефис
Вторя часть – имя собственное
Пол-Оли, пол-Москвы, пол-Европы.
Вторая часть начинается с Л
Пол-лимона, пол-лица, пол-лука.
Вторая часть начинается с гласной буквы
Пол-яблока, пол-озера, пол-ананаса.
Слитно
Вторая часть начинается с согласной буквы
Полведра, полтарелки, полгорода.
Полу…
Полуостров, полуботинки, полушубок.
2.Тренировочные упражнения.
А) Словарный диктант. Ученики пишут у доски по очереди слова: пол-лимона, пол-ананаса, полпомидора, пол-Астрахани, полдень, полчаса, пол-Америки, полсела, полведра, пол-Европы, полгода, пол-луга, полпути, пол-ящика, полмира, пол-апельсина, пол-Днепра, пол-огурца, полуостров, полминуты, полушубок, полметра, пол-лимона, пол-оврага, пол-Одессы, пол-оборота, пол-окна, пол-узла, полкниги, пол-ёлки, полтома, пол-юрты, полдыни, полупальто, пол-листа, пол-одиннадцатого, полжизни, пол-Турции.
Б) Мини-сочинение. Со словами пол-Оли, пол-Европы, пол-лица, пол-ананаса, полгорода, полуостров, полуботинки сделайте связный текст.
V.Домашняя работа.
Сочинение «Дождь»