Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока русского языка "Существительное"»
ЧАСТЬ РЕЧИ –ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Имя существительное – хлеб языка.
Л. Успенский .
Цели:* повторить изученный ранее материал об имени существительном, углубить знания учащихся, познакомить со значением и морфологическими признаками имени существительного как части речи;* формировать умение составлять рассказ об имени существительном в форме научного описания, умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, умение находить имена существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; формировать навык правильного произношения; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;* способствоватьвоспитанию бережного отношения к книгам, чувства ответственности при работе в группах.
Психологическая минутка
Я тебе, а ты мне.
СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Имена существительные, написанные с заглавной буквы, называются СОБСТВЕННЫЕ.
Имена существительные, написанные со строчной буквы, называются НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ.
Распределить имена существительные по родам в три столика:
Ж.р .
Ср.р.
М.р .
волна
тётя
земля
дядя
зайчиха
девочка
гнездо
кольцо
письмо
платье
дядя
стол
дедушка
мальчик
ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Первое
Мужской
род
склонение
-а, -я
юноша
Женский
дяд я
род
птиц а
-а, -я
Мужской
Второе
род
склонение
земл я
_
отец
Средний
род
день
-о, -е
зерн о
Третье
Женский
род
счасть е
склонение
доч ь
-ь
рож ь
Определить склонение в именах существительных:
Река, облако, ночь, дом, деревня,
мышь, мама, дочь, задание, вещь,
бревно, дядя.
Определить склонение в именах существительных:
Река, облако, ночь, дом, деревня,
мышь, мама, дочь, задание, вещь,
бревно, дядя.
3
1
2
2
1
3
1
3
2
3
2
1
Проверка
Загадка
1 группа
1.Напиток, который пьют по утрам родители.
2.Подземная железная дорога.
3.Животное с сумкой на животе.
4.Аппарат, из которого слышна музыка.
5.Вид попугая.
2 группа
1.К весне новая покупка мамы .
2.Фильм по телевизору.
3.Мастерская по ремонту и пошиву одежды.
4.Учреждение, в котором наводим справки.
5.Дорога для автомобилей.
Загадка
1 группа
1.Напиток, который пьют по утрам родители. /кофе/
2.Подземная железная дорога./метро/
3.Животное с сумкой на животе./кенгуру/
4.Аппарат, из которого слышна музыка /радио/.
5.Вид попугая /какаду/.
2 группа
1.К весне новая покупка мамы /пальто/.
2.Фильм по телевизору/кино/.
3.Мастерская по ремонту и пошиву одежды/ ателье/.
4.Учреждение, в котором наводим справки/бюро/
5.Дорога для автомобилей/шоссе/
ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Имена существительные изменяются по числам:
единственное множественное
(ед.ч.) (мн.ч.)
рыба рыбы
врач врачи
окно окна
Число Красным карандашом закрасьте сущ . мн.числа.
Дневник
Колготки
Дочь
Школа
Мячи
Молодёжь
Сахар
Собака
Стулья
Цветы
Компьютер
Иголка
Кошки
Книга
Ракета
Горе
Домик
Варенье
Уши
Очки
Моря
ручки
Брюки
Горы
Число Красным карандашом закрасьте сущ . мн.числа.
Дневник
Колготки
Школа
Дочь
Молодёжь
Мячи
Сахар
Стулья
Собака
Компьютер
Цветы
Иголка
Кошки
Книга
Домик
Ракета
Горе
Варенье
Моря
ручки
Очки
Уши
Брюки
Горы
Проверка
ПАДЕЖИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Название падежа
Вспомогательные слова
Именительный падеж
есть
Падежные вопросы
Родительный падеж
Предлоги
кто? что?
нет
Дательный падеж
дать
Винительный падеж
кого? чего?
Творительный падеж
вижу
кому? чему?
без, возле, до, из, около, от, подле, с, у
к, по
доволен
кого? что?
Предложный падеж
под, за, про, через, в, на
кем? чем?
говорю
за, между, над, под, с
о ком? о чём?
в, о, об, на, при
Изменить по падежам слова:
Название падежа
Падежные вопросы
именительный падеж
родительный падеж
лиса
кто? что?
дательный падеж
кого? чего?
зонт
лиса
зонт
кому? чему?
винительный падеж
море
море
кого? что?
творительный падеж
кем? чем?
предложный падеж
о ком? о чём?
Изменить по падежам слова:
Название падежа
Падежные вопросы
именительный падеж
лиса
кто? что?
родительный падеж
зонт
лис
кого? чего?
дательный падеж
море
зонт
винительный падеж
кому? чему?
лис
кого? что?
зонт
мор
лис
творительный падеж
зонт
мор
лис
кем? чем?
предложный падеж
мор
зонт
лис
о ком? о чём?
мор
зонт
о лис
мор
о зонт
о мор
а
е
я
а
ы
е
у
ю
у
е
ой
ом
ем
е
е
е
Проверка
Страна «Иероглифы».
Страна «Иероглифы».
Ответ: Имя существительное – дирижёр грамматического оркестра
Страна Физминутка
Корректор.Вставь пропущенные буквы.2 группаВ январ…,в январ…,Много снегу на двор…,Снег на крыш…,и на крылечк….Солнце в неб… г голубом.В нашеи дом… топят печки,В небо дым идёт столбом.1 группаЛо...ка — это ло...ка,Ло...кой су... едят.Ко...ка — это ко...ка,У ко...ки семь котят.Тря...ка — это тря...ка,Тря...кой вытру стол.
Корректор.Вставь пропущенные буквы.2 группаВ январе,в январе,Много снегу на дворе,Снег на крыше,и на крылечке.Солнце в небе голубом.В нашеи доме топят печки,В небо дым идёт столбом.1 группаЛожка — это ложка,Ложкой суп едят.Кошка — это кошка,У кошки семь котят.Тряпка — это тряпка,Тряпкой вытру стол.