kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Ученые-лингвисты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация знакомит обучающихся с учеными, внесшими значительный вклад в лингвистику как науку; охарактеризованы основные направления деятельности ученых, ведущие идеи; названы монографии и статьи. Предлагаемый материал может быть использован при олимпиадной подготовке, на факультативных занятиях по предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Ученые-лингвисты"»

Ученые-лингвисты

Ученые-лингвисты

Кирилл (Константин) ок. 827 – ок. 869 и Мефодий (ок. 815 – ок. 885) - Просветители славян, создатели азбуки, братья;

Кирилл (Константин) ок. 827 – ок. 869 и Мефодий (ок. 815 – ок. 885)

- Просветители славян, создатели азбуки, братья;

  • Основной источник сведений о них – жития: Мефодий сделал административно-военную карьеру, затем принял постриг; Кирилл уже в юности тяготел к лингвистике, учился в Константинополе;
  • - переводили Священное Писание с греческого на славянский с опорой на болгарские диалекты
  • - 24 мая – День памяти
Ломоносов Михаил Васильевич  (1711 – 1765) - Первый русский ученый-естествоиспытатель, языковед, литературовед и др.;

Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765)

- Первый русский ученый-естествоиспытатель, языковед, литературовед и др.;

  • «Российская грамматика» - первая научная грамматика РЯ;
  • - фиксирует фонетич. особенности (разницу между письмом и произношением, н-р, сжался); грамматические особенности;
  • - Теория «трех штилей» в «Предисловии о пользе книг церковных»;
  • - «Риторика» (1748) – основы риторики;
  • - «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739) - основы стихосложения
Аванесов Рубен Иванович  (1902-1982) диалектолог, участвовал в подготовке диалектологического атласа русского языка;  «Теория лингвистической географии»;  его вступит. статьи к «Атласу русских народных говоров» легли в основу постулатов Московской лингвистической школы;  автор учебника «Русская диалектология»;  соавтор теории фонем Моск. фонологич. школы; - «Фонетика современного русского литературного языка» (1956 г.);

Аванесов Рубен Иванович (1902-1982)

  • диалектолог, участвовал в подготовке диалектологического атласа русского языка;
  • «Теория лингвистической географии»;
  • его вступит. статьи к «Атласу русских народных говоров» легли в основу постулатов Московской лингвистической школы;
  • автор учебника «Русская диалектология»;
  • соавтор теории фонем Моск. фонологич. школы;

- «Фонетика современного русского литературного языка» (1956 г.);

  • «Русское литературное произношение» (1950 г.)
Богородицкий Василий Алексеевич (1857-1941) Создатель первой фонетической лаборатории при Казанском ун-те;  учился у Бодуэна де Куртенэ; «Опыты физиологии общерусского произношения в связи с экспериментально-фонетическими данными»;  создатель артикуляционной классификации звуков: гласные – «ртораскрыватели», согласные – «ртосмыкатели»;  вопросы диалектологии, сравнительной грамматики индоевроп. языков, языка худ. лит-ры; - считал язык средством мышления.

Богородицкий Василий Алексеевич (1857-1941)

  • Создатель первой фонетической лаборатории при Казанском ун-те;
  • учился у Бодуэна де Куртенэ;
  • «Опыты физиологии общерусского произношения в связи с экспериментально-фонетическими данными»;
  • создатель артикуляционной классификации звуков: гласные – «ртораскрыватели», согласные – «ртосмыкатели»;
  • вопросы диалектологии, сравнительной грамматики индоевроп. языков, языка худ. лит-ры;

- считал язык средством мышления.

Бодуэн де Куртенэ Иван Александрович  (1845-1929)  Русский и польский языковед;  До него в науке о языке господствовало историческое направление – языки исследовали по письм. памятникам; он доказал, что сущность языка в реч. деятельности, значит, нужно изучать живые языки и диалекты;  ред. словарь Даля (3,4 издания); - изучал индоевропейские, славянские языки, диалекты, фиксировал фонет. особенности;

Бодуэн де Куртенэ Иван Александрович (1845-1929)

  • Русский и польский языковед;
  • До него в науке о языке господствовало историческое направление – языки исследовали по письм. памятникам; он доказал, что сущность языка в реч. деятельности, значит, нужно изучать живые языки и диалекты;
  • ред. словарь Даля (3,4 издания);

- изучал индоевропейские, славянские языки, диалекты, фиксировал фонет. особенности;

  • создал теорию фонем и фонетич. чередований («Опыт фонетических чередований»);
  • применял в лингвистике математические модели;
  • основоположник экспериментальной фонетики;
  • - основатель Казанской лингвистической школы.
Буслаев Федор Иванович  (1845-1929) лингвист, литературовед, фольклорист, искусствовед; - считал, что в языке отражается вся жизнь народа; - «Историческая грамматика русского языка» 1858 г.; - комментировал крупнейшие памятники ДРЛ;  в 60-е годы увлекся УНТ, затем иконографией; - учитель Фортунатова;

Буслаев Федор Иванович (1845-1929)

  • лингвист, литературовед, фольклорист, искусствовед;

- считал, что в языке отражается вся жизнь народа;

- «Историческая грамматика русского языка» 1858 г.;

- комментировал крупнейшие памятники ДРЛ;

  • в 60-е годы увлекся УНТ, затем иконографией;

- учитель Фортунатова;

  • основоположник научного подхода к описанию русской грамматики.
Виноградов Виктор Владимирович (1895-1969) Русский советский филолог-энциклопедист, литературовед;  ученик Шахматова и Щербы;  руководил Институтом РЯ АН СССР; - создал ж-л «Вопросы языкознания»;  исследовал памятники ДРЛ;  автор работ о языке и стиле Гоголя, Достоевского, Ахматовой; - создал две науки: историю РЛЯ и науку о языке худ. лит-ры и стилистике;  «Язык Пушкина», «Язык Гоголя», «Стиль прозы Лермонтова»; - «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947);

Виноградов Виктор Владимирович (1895-1969)

  • Русский советский филолог-энциклопедист, литературовед;
  • ученик Шахматова и Щербы;
  • руководил Институтом РЯ АН СССР;

- создал ж-л «Вопросы языкознания»;

  • исследовал памятники ДРЛ;
  • автор работ о языке и стиле Гоголя, Достоевского, Ахматовой;

- создал две науки: историю РЛЯ и науку о языке худ. лит-ры и стилистике;

  • «Язык Пушкина», «Язык Гоголя», «Стиль прозы Лермонтова»;

- «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947);

  • внес вклад в лексикографию, лексикологию, фразеологию;
  • составитель первого научного Толкового словаря РЯ, руководил работой по составлению Словаря языка Пушкина;
  • центральные понятия – «слово и стиль языка».
Винокур Григорий Осипович  (1896-1947)  переводчик, журналист, преподаватель - участвовал в создании «Толкового словаря русского языка» под ред. Ушакова и Словаря Ожегова; - заложил теоретические основы орфографии как самост. раздела языка;  опубликовал работы по словообразованию; - создал учение о продуктивных и непродуктивных моделях, об определении производной и непроизводной основ; «Русский язык. Исторический очерк»;  (проблема разграничения стилей языка и художественной литературы); - текстолог (подготовил неск. томов Акад. собрания сочинений Пушкина); - инициатор работы над Словарем языка Пушкина;

Винокур Григорий Осипович (1896-1947)

  • переводчик, журналист, преподаватель

- участвовал в создании «Толкового словаря русского языка» под ред. Ушакова и Словаря Ожегова;

- заложил теоретические основы орфографии как самост. раздела языка;

  • опубликовал работы по словообразованию;

- создал учение о продуктивных и непродуктивных моделях, об определении производной и непроизводной основ;

  • «Русский язык. Исторический очерк»;
  • (проблема разграничения стилей языка и художественной литературы);

- текстолог (подготовил неск. томов Акад. собрания сочинений Пушкина);

- инициатор работы над Словарем языка Пушкина;

  • - основоположник «Культуры речи»
Востоков Александр Христофорович (1781-1864)  Востоков – псевдоним, наст. фамилия Остенек;  историк языка, славист, поэт и исследователь русского стихосложения; - Труды по сравнительной грамматике славянских языков; - первое издание «Остромирова Евангелия»; - «Рассуждения о славянском языке» (впервые описал существование носовых гласных в стсля, гласную природу ъ и ь); - «Словарь цсл языка», «Русская грамматика» (описание живого языка и языка Пушкина); - выделил сущ. общего рода, только ед. и только мн.ч.

Востоков Александр Христофорович (1781-1864)

  • Востоков – псевдоним, наст. фамилия Остенек;
  • историк языка, славист, поэт и исследователь русского стихосложения;

- Труды по сравнительной грамматике славянских языков;

- первое издание «Остромирова Евангелия»;

- «Рассуждения о славянском языке» (впервые описал существование носовых гласных в стсля, гласную природу ъ и ь);

- «Словарь цсл языка», «Русская грамматика» (описание живого языка и языка Пушкина);

- выделил сущ. общего рода, только ед. и только мн.ч.

Даль Владимир Иванович  (1801-1872)  Профессиональный моряк, врач, также чиновник, этнограф, 53 года работал над составлением «Толкового словаря живого великорусского языка», удостоен Ломоносовской премии РАН; - словарь сод. более 200 тыс. слов разговорного и лит. языка сер. 19 в., фразеологизмов, пословиц, поговорок – «энциклопедия народной жизни»;

Даль Владимир Иванович (1801-1872)

  • Профессиональный моряк, врач, также чиновник, этнограф, 53 года работал над составлением «Толкового словаря живого великорусского языка», удостоен Ломоносовской премии РАН;

- словарь сод. более 200 тыс. слов разговорного и лит. языка сер. 19 в., фразеологизмов, пословиц, поговорок – «энциклопедия народной жизни»;

  • именно Даль ввел термин «толковый» применительно к словарю;
  • «Пословицы русского народа» - еще один известный труд Даля;
  • разрабатывал принципы классификации русских диалектов, изучал фольклор.
Фердинанд де Соссюр  (1857-1913) - Швейцарский лингвист, заложивший основы современной лингвистики, структурного метода;  Стоял у истоков семиотики; - Язык воспринимал как систему; - заявил о разграничении языка (системы норм) и речи (формы существования языка);

Фердинанд де Соссюр (1857-1913)

- Швейцарский лингвист, заложивший основы современной лингвистики, структурного метода;

  • Стоял у истоков семиотики;

- Язык воспринимал как систему;

- заявил о разграничении языка (системы норм) и речи (формы существования языка);

  • обосновал диахронический и синхронический методы изучения языка (сравнивал с шахматными фигурами, которые могут быть сделаны из разных материалов, но ходят одинаково).
Дурново Николай Николаевич  (1876-1937) Диалектолог  «Опыт диалектологической карты русского языка в Европе» (в соавторстве с Ушаковым); - разработал типологию аканья, классифицировал диалекты; - занимался вопросами разграничения морфем;  ученик Фортунатова;  «Введение в историю русского языка» (1927 г); - составил первый словарь лингв. терминов - «Грамматический словарь».

Дурново Николай Николаевич (1876-1937)

  • Диалектолог
  • «Опыт диалектологической карты русского языка в Европе» (в соавторстве с Ушаковым);

- разработал типологию аканья, классифицировал диалекты;

- занимался вопросами разграничения морфем;

  • ученик Фортунатова;
  • «Введение в историю русского языка» (1927 г);

- составил первый словарь лингв. терминов - «Грамматический словарь».

Ожегов Сергей Иванович  (1900-1964) Лексикограф; - один из составителей «Толкового словаря русского языка» под. ред. Ушакова;  автор «Словаря русского языка» (1949); - ученик Виноградова и Щербы; - занимался языком отдельных писателей.

Ожегов Сергей Иванович (1900-1964)

  • Лексикограф;
  • - один из составителей «Толкового словаря русского языка» под. ред. Ушакова;
  • автор «Словаря русского языка» (1949);

- ученик Виноградова и Щербы;

- занимался языком отдельных писателей.

Петерсон Михаил Николаевич  (1885-1962)  Специалист в сравнительно-исторической грамматике индоевропейских языков, грамматики РЯ, санскрита, теории орфографии;  ученик Фортунатова, развивал идеи Московской лингвистической школы; «Очерк синтаксиса РЯ», «Современный РЯ»; - создал классификацию словосочетаний;

Петерсон Михаил Николаевич (1885-1962)

  • Специалист в сравнительно-исторической грамматике индоевропейских языков, грамматики РЯ, санскрита, теории орфографии;
  • ученик Фортунатова, развивал идеи Московской лингвистической школы;
  • «Очерк синтаксиса РЯ», «Современный РЯ»;

- создал классификацию словосочетаний;

  • профессор Московского университета.
Пешковский Александр Михайлович  (1878-1933)  Ученик Фортунатова; - Основное направление - вопросы грамматики; - Главный труд - «Русский синтаксис в научном освещении» – учение о предложении и его предикативности, возможностях интонации;

Пешковский Александр Михайлович (1878-1933)

  • Ученик Фортунатова;

- Основное направление - вопросы грамматики;

- Главный труд - «Русский синтаксис в научном освещении» – учение о предложении и его предикативности, возможностях интонации;

  • работал над созданием школьных учебников.
Потебня Александр Афанасьевич  (1835 – 1891) Украинский и русский филолог; - исследовал обрядовую поэзию, мифы, песни славян, сравнивал РЯ и украинский;  «Мысль и язык» – проблемы взаимоотношения языка и мышления; психологических основ языкового творчества; эволюцию языка связывал с развитием мышления; - «Из записок по русской грамматике» (4 тома) – вопросы лексикологии и морфологии;  доказал, что историческим изменениям подвержен и синтаксис;  - язык есть система – основной постулат.

Потебня Александр Афанасьевич (1835 – 1891)

  • Украинский и русский филолог;

- исследовал обрядовую поэзию, мифы, песни славян, сравнивал РЯ и украинский;

  • «Мысль и язык» – проблемы взаимоотношения языка и мышления; психологических основ языкового творчества; эволюцию языка связывал с развитием мышления;

- «Из записок по русской грамматике» (4 тома) – вопросы лексикологии и морфологии;

  • доказал, что историческим изменениям подвержен и синтаксис;

- язык есть система – основной постулат.

Реформатский Александр Александрович (1900 – 1978) «Введение в языкознание» – основной университетский учебник (1947);  учение о фонемах; - Возглавлял Московскую фонологическую школу;  вопросы синхронного и диахронного анализа, системности языка, взаимоотношений языка и речи;  - долгие годы был профессор МУ.

Реформатский Александр Александрович (1900 – 1978)

  • «Введение в языкознание» – основной университетский учебник (1947);
  • учение о фонемах;

- Возглавлял Московскую фонологическую школу;

  • вопросы синхронного и диахронного анализа, системности языка, взаимоотношений языка и речи;

- долгие годы был профессор МУ.

Соболевский Алексей Иванович (1856 -1929)  - вопросы диалектологии, стсл языка, этнографии, топонимики, лексикологии, этимологии, истории русской литературы; «Лекции по истории русского языка» (первый университ. уч-к по этому вопросу) , «Опыт русской диалектологии»; - цсл язык рассматривал как основу литературных языков славянских народов; - активно участвовал в реформе русской орфографии 1917-1918 (идея исключить ять).

Соболевский Алексей Иванович (1856 -1929)

- вопросы диалектологии, стсл языка, этнографии, топонимики, лексикологии, этимологии, истории русской литературы;

  • «Лекции по истории русского языка» (первый университ. уч-к по этому вопросу) , «Опыт русской диалектологии»;

- цсл язык рассматривал как основу литературных языков славянских народов;

- активно участвовал в реформе русской орфографии 1917-1918 (идея исключить ять).

Срезневский Измаил Иванович  (1812-1880)  Вопросы исторического языкознания, этнографии, фольклора, национального характера РЯ;  ректор Петербургского ун-та;  «Мысли об истории русского языка» – впервые определены основные этапы истории РЯ;  основоположник русской диалектной лексикографии (идея лингвистического картографирования); - «Материалы для словаря ДРЯ по письменным памятникам».

Срезневский Измаил Иванович (1812-1880)

  • Вопросы исторического языкознания, этнографии, фольклора, национального характера РЯ;
  • ректор Петербургского ун-та;
  • «Мысли об истории русского языка» – впервые определены основные этапы истории РЯ;
  • основоположник русской диалектной лексикографии (идея лингвистического картографирования);

- «Материалы для словаря ДРЯ по письменным памятникам».

Трубецкой Николай Сергеевич  (1890 -1938)  Активный член Московской лингв. школы, идеолог Пражской лингв. школы; - вопросы фонологии; - «Основы фонологии» – определено понятие фонемы;  - первым противопоставил фонетику и фонологию, создал морфонологию;

Трубецкой Николай Сергеевич (1890 -1938)

  • Активный член Московской лингв. школы, идеолог Пражской лингв. школы;

- вопросы фонологии;

- «Основы фонологии» – определено понятие фонемы;

- первым противопоставил фонетику и фонологию, создал морфонологию;

  • занимался сопоставительной лингвистикой, малоизученными языками.
Ушаков Дмитрий Николаевич  (1873 – 1942)  Автор и главный редактор «Толкового словаря русского языка» (1935-1940) – 4 тома;  работы по общему языкознанию, диалектологии, орфографии, орфоэпии; - принимал участие в составлении проекта реформы 1917-1918 гг.;

Ушаков Дмитрий Николаевич (1873 – 1942)

  • Автор и главный редактор «Толкового словаря русского языка» (1935-1940) – 4 тома;
  • работы по общему языкознанию, диалектологии, орфографии, орфоэпии;

- принимал участие в составлении проекта реформы 1917-1918 гг.;

  • составитель школьных программ и учебников;
  • «Орфографический словарь русского языка».
Фортунатов Филипп Федорович  (1848 – 1914)

Фортунатов Филипп Федорович (1848 – 1914)

  • Ученик Буслаева, основатель Московской лингвистической школы;
  • учение о грамматической форме слова;
  • вопросы сравнительно –исторического языкознания;
  • открыл закон о передвижении ударения от начала слова к концу в славянских и балтийских языках (з-н Фортунатова – де Соссюра);
  • внес вклад в реформу русской орфографии.
Шахматов Алексей Александрович (1864 – 1920)  - вопросы реформы РЯ (1918 г);  уже в 17 лет опубликовал статью «К критике древнерусских текстов»; - «Исследование о языке новгородских грамот»;

Шахматов Алексей Александрович (1864 – 1920)

- вопросы реформы РЯ (1918 г);

  • уже в 17 лет опубликовал статью «К критике древнерусских текстов»;

- «Исследование о языке новгородских грамот»;

  • «Исследование в области русской фонетики», «К истории звуков РЯ»;
  • «Очерк древнейшего периода истории РЯ».
Щерба Лев Владимирович  (1880 – 1944)  Ученик Бодуэна де Куртенэ; - исследовал восточно-лужское наречие, жил в доме крестьян – стоял у истоков экспедиционной лингвистики; - фонолог и фонетист, создатель Ленинградской фонологической школы;  «Русские гласные в качественном и количественном отношении»;  «Русско-французский словарь»; - статья «О частях речи в русском языке».

Щерба Лев Владимирович (1880 – 1944)

  • Ученик Бодуэна де Куртенэ;

- исследовал восточно-лужское наречие, жил в доме крестьян – стоял у истоков экспедиционной лингвистики;

- фонолог и фонетист, создатель Ленинградской фонологической школы;

  • «Русские гласные в качественном и количественном отношении»;
  • «Русско-французский словарь»;

- статья «О частях речи в русском языке».

Якобсон Роман Осипович  (1896-1982)  - Большую часть жизни жил не в России (в Чехии, Дании) и даже считается классиком американской лингвистики, преподавал в Колумбийском и Гарвардском университетах;

Якобсон Роман Осипович (1896-1982)

- Большую часть жизни жил не в России (в Чехии, Дании) и даже считается классиком американской лингвистики, преподавал в Колумбийском и Гарвардском университетах;

  • «Звук и значение»;
  • сформулировал «теорию языковых универсалий».
Розенталь Дитмар Эльяшевич  (1900 – 1994)  Родился в Польше в еврейской семье;  создал учебник итальянского языка для вузов, знал 12 языков; - один из разработчиков и толкователей правил современного правописания; - автор более 150 книг; - Русский язык не был для него родным.

Розенталь Дитмар Эльяшевич (1900 – 1994)

  • Родился в Польше в еврейской семье;
  • создал учебник итальянского языка для вузов, знал 12 языков;

- один из разработчиков и толкователей правил современного правописания; - автор более 150 книг;

- Русский язык не был для него родным.

Лопатин Владимир Владимирович (1935) Главный научный сотрудник Института РЯ им. Виноградова; - вопросы словообразования и морфемики;

Лопатин Владимир Владимирович (1935)

  • Главный научный сотрудник Института РЯ им. Виноградова;

- вопросы словообразования и морфемики;

  • «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» - редактор.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация "Ученые-лингвисты"

Автор: Маркелова Ольга Александровна

Дата: 23.01.2017

Номер свидетельства: 382882


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства