1. Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются ни по родам ,ни по числам ,ни по падежам( В )
2.Прилагательные в форме простой сравнительной степени в предложении бывают сказуемыми.( В )
3.Ярче –прилагательное в простой форме превосходной степени( Н )
4.Красивейший –прилагательное в составной форме сравнительной степени.( Н )
5.Прилагательные в составной превосходной степени в предложении чаще всего бывают определениями.( Н )
5 балл - «5» 4 балл - «4» 3 – 2 балл - «3»
Что такое качественные прилагательные?
Качественные прилагательные обозначает признак предмета ,который может быть большей или меньшей степени. И отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
Например :красивый –красивая, красивое, красивые.
Качественные имена прилагательные могут обозначать разные признаки предмета: по цвету (зелёный, красный),
По форме и размеру (квадратный, круглый),
по вкусу (сладкий, кислый),
по внешнему впечатлению (высокий, толстый, тонкий.),
по особенностям характера человека (добрый - злой, грустный,веселый ).
Упражнение265,стр.145
Подберите антонимы к данным качественным прилагательным.
Веселый праздник - грустный праздник
Громкий смех - тихий смех
Вежливое слово – грубое слово
Дорогой билет – дешёвый билет
Кроссворд
1.Самый дорогой человек.
2.Человек,который даёт знания.
3.Его можно получить ,но невидимо.
4.1-й слог местоимение,2-й слог лягушка и получает овощ.
5.Знания без нее , как птица без крыльев.
6.Буквы музыки.
Предтекстовые задания
Ученики сейчас внимательно слушаем рассказ.
Вы обратите внимание, постарайтесь запомнить герои рассказа.
Словарная работа
слива-олхури
нюхать-хидламок
съесть-емок
мимо-яқинидан
сочла-санади
покраснел-кизариб кетди
беда-фалокат
косточка-данак
проглотить-ютуб юборди
побледнел-окариб кетти(куркиб кетти)
окошка-дераза
засмеялись-кулиб юборишди
заплакал-йиглаб юборди
Рассказ "Косточка" Л.Н.Толстого
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в комнате, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит - одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит:
- А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
- Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
- Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
- Что, съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
- Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
косточка
Опорные слова
Ваня
Косточка
Слива
Мать
Отец
Закрытые вопросы.
Что делала мать ?
Где они лежали?
Когда-нибудь ел ли сливки Ваня?
Что он сделал когда не смог схватить сливу?
Что делала мать перед обедом?
Что сказал отец?
Как ответили дети?
Почему заплакал Ваня?
Открытые вопросы
-О чем идёт речь в этом тексте?
-Как вы думаете, Ваня - какой мальчик ?
-По вашему Ваня поступил правильно?
-Если бы вы были на месте Вани, как вы поступали?
-Вы попробовали сливы?
-Как вы думаете почему все засмеялись?
-Ваня осознал свою ошибку?
-Что хотел сказать автор в этом рассказе?
Л.Н.Толстой хотел сказать что в семье все должны уважать друг друга и любили,говорили правду,не обманывали друг друга .
Сейчас мы будем охарактеризовать Ваню
Положительные Отрицательные
-терпеливый -нетерпеливый
-справедливый -врал
-умный -обманчивый
-маленький -непослушный
-совестливый
-любопытный -не уважал
Домашнее задание. Упражнение 268,стр.146
Продолжите текст по данному началу. Для характеристики героев используйте качественные прилагательные.