Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему:"Главные и второстепенные члены предложения",»
Тема : Главные и второстепенные члены предложения
Цели: знают главные и второстепенные члены предложения,знают, что такое грамматическая основа предложения .
Результатыобучения:Знание синтаксических особенностей грамматической основы предложения.Умение определять члены предложения, составлять схему предложения.
Понимание усвоенного материала , побуждение к дальнейшему расширению знаний.
1.Организационный момент.
Психологический настрой.
(Деление на группы)
2.«Горячий стол»
3.Работа в парах
(Составление кластера по теме: 1 группа-главные члены предложения.2 группа-второстепенные члены предложения).
Главные члены предложения
Подлежащее
Сказуемое
Второстепенные члены предложения
Дополнение
Определение
Обстоятельство
Признаки предмета или явления обозначают определения.
Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросыкакой? чей?
Определение поясняет существительное
Чаще всего определение выражено прилагательным, местоимением, числительным
Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросыкосвенных падежей.
Дополнение поясняет, распространяет сказуемое.
Чаще всего дополнение стоит после сказуемого, так как с ним тесно связано, но бывают и перестановки.
Дополнение может быть выражено именем существительным или местоимением в косвенных падежах, словосочетанием «числит+ сущ в род.пад»
Обстоятельство – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросыгде? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?
Обстоятельства поясняют чаще всего сказуемое.
Чаще всего обстоятельства бывают выражены существительными с предлогами и без них, наречиями.
4.Выполнение заданий
1.Указать предложения(е), в которых есть дополнения.
а) Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга.
б) В кустах послышался едва заметный шорох.
в) Закат тяжело пылает.
г) От края до края раскинулась широкая радуга
д). Настало доброе летнее утро.
2. Указать предложения(е) с определениями
а) Бьются о скалы морские волны
б) Они выбегают на песок, потом уходят обратно.
в) Близко к морю подходят сады.
г) Высокой стеной стоят горы и защищают берег от туманов.
д).На берегу моря растут пальмы.
3. Найти предложения(е) с обстоятельствами
а) Постепенно гаснут звёзды на небе.
б) Чист и прозрачен воздух росистым утром.
в) Сильный порыв ветра вырвался..
г) Проходит летняя пора.
д) Заяц плакал и часто моргал красными глазами от слёз.
5.Групповая работа (составить кластер )
1 группа:«Способы выражения подлежащего»
2 группа: «Способы выражения сказуемого»
6.Разминка «Если весело живется, делай так».
Способы выражения подлежащего
Наша гимназия расположена в микрорайоне
Существительное в именительном падеже
Каждый день мы с радостным настроением бежим на уроки
Личное местоимение в именительном падеже
Два друга всегда идут на занятия вместе
Сочетание «числительное + существительное »
Рядом с гимназией расположился спортивный комплекс «Сокол»
Устойчивые, неделимые словосочетания
Один посмотрел и не заметил
Числительное в значении существительного
Учиться – всегда пригодиться
Неопределённая форма глагола
Способы выражения сказуемого
1
Сказуемое выражено глаголом ( в форме любого времени)
2
Наступила поздняя осень. Весело играет оркестр.
Краткое прилагательное
3
4
Существительным в именительном падеже
Лес пуст и гол
Ижевск – это столица Удмуртии
Числительным
5
Дважды два - четыре
Неопределённой формой глагола
Сады сажать – жизнь радовать
7. «Верные и неверные утверждения»
8.Рефлексия.
7. «Верные и неверные утверждения» 8.Рефлексия.
9.Оценивание
10.Домашнее задание
Мини-сочинение «Если бы у меня был волшебный фонарик» (использовать второстепенные члены предложения в каждом предложении.)
Что надо знать ?
Что надо уметь?
Точную формулировку главных и второстепенных членов предложения.
Способы выражения главных и второстепенных членов предложения
Находить в тексте
Определять их синтаксическую функцию.
Уметь использовать в собственной речи.
Какое из данных определений ошибочно? Какое правильное, но неполное? Какое определение точное?
1. Подлежащее-главный член предложения, который вместе со сказуемым составляет грамматическую основу предложения
2. Подлежащее - часть речи, которая отвечает на вопросы: Кто? Что?
3. Подлежащее-главный член предложения, который вместе со сказуемым составляет грамматическую основу предложения, отвечает на вопросы: Кто? Что? Выражено именем существительным.
4. Подлежащее-главный член предложения, который вместе со сказуемым составляет грамматическую основу предложения, отвечает на вопросы: Кто? Что? Может быть выражено существительным, местоимением, инфинитивом, неделимым словосочетание, сочетанием числительного и существительного
Какое из данных определений ошибочно? Какое правильное, но неполное? Какое определение точное?
1. Сказуемое – это главный член предложения, который вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения
2. Сказуемое – это часть речи , отвечающая на вопросы что делает? Что сделает?
3. Сказуемое –это главный член предложения, который вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения и отвечает на вопросы: Что делает предмет? Что такое предмет? Каков предмет?