Просмотр содержимого документа
«Презентация «Межпредметные связи – важнейший фактор активизации учебно-познавательной деятельности учащихся»»
Выступление
на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы
«Межпредметные связи – важнейший фактор активизации учебно-познавательной деятельности учащихся»
Коваленко Людмила Александровна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Грушевской ООШ
Все, что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой же связи.
Ян Амос Коменский
Как сделать урок интересным, ярким?
Как увлечь ребят своим предметом?
Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?
Основная цель обучения – это не только накопление учеником определенной суммы знаний, умений и навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.
О межпредметных связях говорится очень много. Каждому учителю ясно, что надо в своем предмете искать точки соприкосновения с материалом других предметов. Но межпредметные связи заключаются не только в этом. Наиболее глубокие связи лежат не столько в содержании фактического материала, сколько в характере умственного труда
в русском языке:звук, антоним, переносное значение слова, фразеологизм, сравнительный оборот, обратный порядок слов, ав литературе:звукопись, рифма, антитеза, олицетворение, троп, символ, аллегория, устойчивое выражение, сравнение, инверсия;
в русском языке:развитие языка, устаревшие слова, новые слова, национальный язык, диалект, ав истории:развитие общества, новые явления в жизни общества, нация, народ;
в русском языке:имя числительное, количественное числительное, порядковое числительное, дробное числительное, ав математике: количество, число, дробь;
Коммуникативно-речевой межпредметный материал
в русском языке:план (простой и сложный), текст, стиль, описание, повествование, рассуждение, конспект, тезис;
в географии:описание географических объектов, составление характеристик отдельных компонентов природы и т.д.;
в математике:несложные доказательства с опорой на известные определения и теоремы и т.д.;
в литературе:рассуждение о поступках героев и т.д.;
в изобразительном искусстве:устное описание содержания и художественных средств произведений живописи и т.д.
Учебно-дидактический межпредметный материал
Контекстный материал других наук используется на уроках русского языка в качестве текстов упражнений, закрепляющих те или иные изучаемые языковые или речевые явления.
Уроки русского языка и литературы на межпредметной основе позволяют решить следующие задачи:
объединить изучаемые в школе дисциплины за счет использования взаимосвязей между учебными предметами, которые дают возможность выстроить целостное представление об изучаемых действиях, явлениях, процессах;
Развитие устной и письменной речи школьников – одно из стержневых направлений в методике преподавания, как литературы, так и русского языка.
Межпредметная связь литературы с русским языком направлена на закрепление и совершенствование стилистических знаний и умений школьников на материале текста художественного произведения, обучение различным жанрам устных и письменных высказываний, знакомство с художественными средствами языка и их функциями в литературных произведениях.
Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся.
Живопись способствует более внимательному, целостному восприятию художественного текста, обогащает методику школьного изучения литературы. Знакомство с живописными полотнами помогает раздвинуть горизонты жизни и развить многообразные духовные потребности.
Музыка, как и любое другое искусство, возникает из самой жизни и является ее частью. У музыки и литературы очень много общих точек соприкосновения.
Межпредметные связи - это особая категория обучения, которая влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
Межпредметные связи являются важным фактором развития современного процесса обучения и познавательной деятельности учащихся.