Этапы работы в 10-11 классах над заданием 26 ЕГЭ.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Методические рекомендации для учителей вечерних школ по выполнению задания 26 Е»
Методические рекомендации по написанию сочинения – рассуждения по тексту
Работа с 26 тестовым заданием ЕГЭ
Задание 26 (ЕГЭ) проверяет умения и навыки вдумчивого, осмысленного чтения учащихся, зрелость их суждений при интерпретации текста.
Вопросы, с которыми сталкивается учитель:
- Как научить учащихся ясно, грамотно, логически излагать свои мысли?
- Как помочь ребятам уверенно справиться с заданием 26 ЕГЭ?
- Как построить работу, чтобы выпускники без страха шли на экзамен и ожидали положительных результатов?
Что нужно знать?
Одной из задач учителя русского языка и литературы является вовлечение учащихся в активный творческий процесс на каждом уроке.
Учитель единомышленники
философы
Ученик открыватели
Работа, проводимая с обучающимися 10 класса.
Богатая классическая литература позволяет учителю отрабатывать на занятиях отдельные этапы написания сочинения по предложенному тексту.
Изучаемые произведения:
- А. Н. Островский «Гроза»,
- И. А. Гончаров «Обломов»,
- И.С. Тургенев «Отцы и дети».
Этапы работы над произведением:
- выделяем те значимые проблемы, которые поднимает в своем произведении тот или иной автор;
- останавливаемся на одной из проблем, наиболее актуальной, по мнению учащихся;
- сначала в устной, а затем в письменной форме размышляем над проблемой.
Вспомогательные вопросы:
- Какую проблему поднимает писатель? К какой категории она относится?
- Является ли данная проблема значимой для публициста и почему?
- Как автору удалось привлечь к ней внимание читателя?
- Что делает проблему жизнеспособной?
Работа, проводимая с обучающимися 11 класса.
Работа по выявлению авторской позиции и умению аргументировать свое мнение.
Изучаемые произведения:
- Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»,
- Л. Н. Толстой «Война и мир»,
- произведения А. П. Чехова,
- произведения А. М. Горького.
Помнить о том, что авторская позиция должна соответствовать заявленной проблеме.
Авторская позиция может быть выражена
- в названии текста,
- в отдельных предложениях текста,
- через ряд аргументов,
- через риторические вопросы,
- через лексические повторы,
- через оценочную лексику,
- через речь и поступки героев.
Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции.
- Автор считает, что…
- Автору важно убедить читателя в том, что…
- Автор подводит читателя к мысли о том, что…
- Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
- Автор убеждает нас в том, что…
- Конечно, трудно не согласиться с позицией автора в том, что…но я считаю…
Аргументация собственного мнения
- Аргумент – опора на читательский опыт.
- Аргумент – опора на жизненный опыт.
Тезис
Аргумент Доказательство
Вывод
Композиция сочинения
Проблема
Комментарий к проблеме
Позиция автора
Собственное мнение
Аргумент 1
Аргумент 2
Вывод
Что должны уметь обучающиеся?
- 10 класс – формулировать и комментировать выбранную проблему;
- 11 класс – определять позицию автора, соответствующую данной проблеме, аргументировать собственное мнение.