kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к проекту "Загадки фразеологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для защиты проекта. Подготовка к ОГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к проекту "Загадки фразеологии"»

Проект  Загадки   фразеологии

Проект

Загадки

фразеологии

Актуальность реализованного проекта:     В настоящее время возникла проблема отсутствия у учащихся знаний о фразеологизмах, и сейчас она стоит особенно остро, потому что выпускники 9 и 11-х классов стали сдавать ОГЭ и ЕГЭ.  Оказалось, что многие из старшеклассников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют употреблять фразеологизмы в речи.    Фразеологические обороты – особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа – должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.  Наша задача – узнать как можно больше о фразеологизмах, проведя определённую поисковую работу.

Актуальность реализованного проекта:

В настоящее время возникла проблема отсутствия у учащихся знаний о фразеологизмах, и сейчас она стоит особенно остро, потому что выпускники 9 и 11-х классов стали сдавать ОГЭ и ЕГЭ.

Оказалось, что многие из старшеклассников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют употреблять фразеологизмы в речи.

Фразеологические обороты – особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа – должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.

Наша задача – узнать как можно больше о фразеологизмах, проведя определённую поисковую работу.

Основополагающий вопрос проекта: Зачем нужны фразеологизмы в языке?

Основополагающий вопрос проекта:

Зачем нужны фразеологизмы в языке?

Гипотеза Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой.

Гипотеза

Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой.

Задачи проекта:   произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах;  выяснить источники происхождения фразеологизмов;  познакомиться с фразеологическими словарями русского языка; • составить свой словарь  фразеологизмов.

Задачи проекта:

  • произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах;
  • выяснить источники происхождения фразеологизмов;
  • познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;

составить свой словарь

фразеологизмов.

Этапы подготовки и реализации проекта Разработка проектного задания Сбор и уточнение информации Представление и оценка результатов Контрольный этап

Этапы подготовки и реализации проекта

  • Разработка проектного задания
  • Сбор и уточнение информации
  • Представление и оценка результатов
  • Контрольный этап

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным.  На краю света (земли) – далеко; намылить шею – проучить, наказать;  водить за нос – обманывать.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным.

На краю света (земли) – далеко;

намылить шею – проучить, наказать;

водить за нос – обманывать.

Источники фразеологизмов: 1) исконно русские  (топорная работа, зелёная улица) ; 2) старославянские  (ищите и обрящете) ; 3) латинские и греческие (авгиевы конюшни); 4) западноевропейские (синий чулок,  бросить перчатку)

Источники фразеологизмов:

1) исконно русские (топорная работа, зелёная улица) ;

2) старославянские (ищите и обрящете) ;

3) латинские и греческие (авгиевы конюшни);

4) западноевропейские (синий чулок,

бросить перчатку)

Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой. Так выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек и т.д.», т е. делать несложное, нетрудное дело.

Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой. Так выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек и т.д.», т е. делать несложное, нетрудное дело.

Фразеологизмы, пришедшие из мифов. Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения. Ахиллесова пята – уязвимое место. Дамоклов меч – нависшая, угрожающая опасность. Двуликий Янус - двуличный человек.

Фразеологизмы, пришедшие из мифов.

Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения.

Ахиллесова пятауязвимое место.

Дамоклов мечнависшая, угрожающая опасность.

Двуликий Янус - двуличный человек.

Фразеологизмы, пришедшие из Библии: Глас вопиющего в пустыне – напрасные призывы, остающиеся без ответа. Допотопные времена – доисторические времена. Зарыть талант в землю – о человеке, не развивающем свои природные способности.   

Фразеологизмы, пришедшие из Библии:

Глас вопиющего в пустыненапрасные призывы, остающиеся без ответа.

Допотопные временадоисторические времена.

Зарыть талант в землю – о человеке, не развивающем свои природные способности.

 

Социологический опрос

Социологический опрос

  • Знаете ли вы, что такое фразеологизм?
  • Где вы чаще всего встречаете фразеологизмы?
  • Приведите примеры фразеологизмов.
  • Ваш любимый фразеологизм.
  • Употребляете ли вы фразеологизмы в своей речи?
  • Откуда пришли к нам фразеологизмы?
Любимый фразеологизм У учителей – ни свет ни заря. У учеников – как с гуся вода. У родителей – зарубить на носу.

Любимый фразеологизм

У учителей – ни свет ни заря.

У учеников – как с гуся вода.

У родителей – зарубить на носу.

Употребляют ли наши писатели в своих произведениях фразеологизмы ?     Для получения результата были исследованы басни И. А. Крылова. В них мы нашли 8 фразеологизмов:

Употребляют ли наши писатели в своих произведениях фразеологизмы ?

Для получения результата были исследованы басни И. А. Крылова. В них мы нашли 8 фразеологизмов:

Басни И.А. Крылова 1. «Осёл и Соловей» 2. «Тришкин кафтан» 3. «Две собаки» 4. «Обезьяна» 5. «Кот и повар» 6. «Демьянова уха» 7. «Белка» 8. «Ларчик»

Басни И.А. Крылова

1. «Осёл и Соловей»

2. «Тришкин кафтан»

3. «Две собаки»

4. «Обезьяна»

5. «Кот и повар»

6. «Демьянова уха»

7. «Белка»

8. «Ларчик»

  • на тысячу ладов; за тридевять земель;
  • тришкин кафтан;
  • ходить на задних лапах;
  • мартышкин труд;
  • А Васька слушает да ест;
  • демьянова уха;
  • как белка в колесе;
  • а ларчик просто открывался.
Перечитывая сказки Салтыкова-Щедрина , мы нашли 23 фразеологизма, вот некоторые из них:  Фразеологизм Лексическое значение фразеологизма держать камень за пазухой Название сказки таить злобу ни пяди не уступить стоять на своём нисколько не отдать «Дикий помещик» «Дикий помещик» добиваться выполнения своих требований некуда носу высунуть «Дикий помещик» некуда выйти ума палата гляди в оба «Премудрый пескарь» иметь много ума «Премудрый пескарь» будь бдителен сон в руку «Премудрый пескарь» вещий сон нам ко двору «Премудрый пескарь» к месту держи карман шире  «Карась-идеалист» не надейся на что-либо «Карась-идеалист»

Перечитывая сказки Салтыкова-Щедрина , мы нашли 23 фразеологизма, вот некоторые из них:

Фразеологизм

Лексическое значение фразеологизма

держать камень за пазухой

Название сказки

таить злобу

ни пяди не уступить

стоять на своём

нисколько не отдать

«Дикий помещик»

«Дикий помещик»

добиваться выполнения своих требований

некуда носу высунуть

«Дикий помещик»

некуда выйти

ума палата

гляди в оба

«Премудрый пескарь»

иметь много ума

«Премудрый пескарь»

будь бдителен

сон в руку

«Премудрый пескарь»

вещий сон

нам ко двору

«Премудрый пескарь»

к месту

держи карман шире

«Карась-идеалист»

не надейся на что-либо

«Карась-идеалист»

Мы узнали, что существуют фразеологические словари, в которых представлены источники происхождения фразеологизмов, их значение.

Мы узнали, что существуют фразеологические словари, в которых представлены источники происхождения фразеологизмов, их значение.

У фразеологизмов бывают омонимы, синонимы и антонимы. Пустить петуха - означает фальшиво произвести мелодию. Пустить петуха – это поджечь что-то. Ума палата -семи пядей во лбу Голова на плечах - светлая голова. Два сапога пара – одного поля ягоды. Перековать мечи на орала – вложить меч в ножны. Хоть пруд пруди - кот наплакал. Засучив рукава – спустя рукава. Заварить кашу – расхлёбывать кашу. Тяжёл на подъём - лёгок на подъём

У фразеологизмов бывают омонимы, синонимы и антонимы.

Пустить петуха - означает фальшиво произвести мелодию.

Пустить петуха – это поджечь что-то.

Ума палата -семи пядей во лбу

Голова на плечах - светлая голова.

Два сапога пара – одного поля ягоды.

Перековать мечи на орала – вложить меч в ножны.

Хоть пруд пруди - кот наплакал.

Засучив рукава – спустя рукава.

Заварить кашу – расхлёбывать кашу.

Тяжёл на подъём - лёгок на подъём

Мы пришли к выводу:

Мы пришли к выводу:

  • Необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами, чтобы речь стала точнее, богаче.
  • Для этого нужно больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, опираясь на творчество писателей, труды русских учёных.
Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Источники изображений http://content.foto.mail.ru/bk/u1177/_blogs/i-1108.jpg  http://cle.pickens.k12.sc.us/images/announcement/142542-2081126-857.gif

Источники изображений

http://content.foto.mail.ru/bk/u1177/_blogs/i-1108.jpg

http://cle.pickens.k12.sc.us/images/announcement/142542-2081126-857.gif


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к проекту "Загадки фразеологии"

Автор: Харитонова Ольга Валерьевна

Дата: 03.04.2018

Номер свидетельства: 464786


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства