Просмотр содержимого документа
«Презентация к открытому уроку русского языка в 6 классе "Стилистическая окраска фразеологизмов"»
Урок русского языкав 6 классе
Душа в пятки уходит
Сесть в калошу
Авгиевы конюшни
Ахиллесова пята
Вавилонское столпотворение
Тема урока:
«Стилистическая окраска фразеологизмов»
Цель урока: научиться определять стилистическую окраску фразеологизмов и употреблять их в речи
«ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ СОСТАВЛЯЮТ НАРОДНУЮ ФИЗИОНОМИЮ ЯЗЫКА, ЕГО ОРИГИНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И ЕГО… БОГАТСТВО»
В.Г. Белинский
БЕЛИНСКИЙ
Виссарион Григорьевич
(1811 - 1848)
Проблемный вопрос
На какие группы делятся фразеологизмы в зависимости от стилистической окраски?
Фразеология – ( phrasis – выражение, logos – учение) это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.
Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий. В предложении является одним членом предложения.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Книжные
Разговорные
Задание № 1
Отгадайте, что проиллюстрировал художник?
рта не закрывать
Сесть в калошу.
Мчаться во весь опор.
Крокодиловы слезы.
Кот наплакал.
Курица лапой
Темная лошадка
Отдать сердце
Водой не разлить .
Собаке пятая нога
Как с гуся вода .
Во все глаза
Плакаться
в жилетку
А ларчик просто открывался
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-- Встанем, как аршин проглотили. -- Проголосуем обеими руками. -- Согнемся в три погибели. -- Попрыгаем, как заяц. -- Дадим задний ход. -- Посмотрим друг другу в глаза. -- Сделаем хорошую мину при плохой игре. -- Побьём друг другу челом. -- Разведем руками. -- А теперь - руки в брюки. -- Подержим нос по ветру. -- Намылим друг другу голову.
Домашнее задание
Базовый уровень:
Параграф 8, правило, упражнение 66
Продвинутый уровень:
Параграф 8, правило, упражнение 66, 65
«ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ СОСТАВЛЯЮТ НАРОДНУЮ ФИЗИОНОМИЮ ЯЗЫКА, ЕГО ОРИГИНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И ЕГО… БОГАТСТВО»
В.Г. Белинский
БЕЛИНСКИЙ
Виссарион Григорьевич
(1811 - 1848)
Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке? Довольны ли своей работой?
Продолжите фразы:
Я узнал(а)…
Я получил(а) представление…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось …
Задание №2
Подберите фразеологизм к его прямому значению, попробуй определить с помощью какого художественного приема или тропа образован фразеологизм.
Образец:Безрезультатно что – то делать – биться как
рыба об лед (сравнение)
1. Маленький –
2. Исчез мгновенно -
3. Неаккуратно, грязно писать –
4. Притворно плакать –
5. Скрывать истину-
с гулькин нос, от горшка два вершка, (литода, ирон)
след простыл (метаф), в мгновение ока, (гиперб. книж)
как курица лапой (сравнение, прост )
крокодиловы слезы (эпитет, ирон)
концы в воду, (метафора, прост)
Задание № 3
Подберите к данным фразеологизмам
синонимы
1.Вагон и маленькая тележка –
2. Во все лопатки –
3. Снять стружку –
4. Переливать из пустого в порожнее –
куры не клюют, пруд пруди, хоть отбавляй, невесть сколько,
непочатый край.
на всех порах, во всю
прыть, во весь дух, во весь опор, сломя голову.
дать нагоняй, нагреть шею,
разделать под орех, надавать по шее
точить лясы, чесать язык, толочь воду в ступе
Задание №4
Подберите к данным фразеологизмам
антонимы.
Жить душа в душу –
2. Пруд пруди –
3. За тридевять земель –
4. Засучив рукава –
как кошка с собакой.
с гулькин нос, раз – два и обчелся.
рукой подать.
спустя рукава.
Задание №5
Расположите фразеологизмы по степени нарастания признака:
1. Приводить в ярость
2. Действовать на нервы.
3. Выводить из равновесия
4. Доводить до белого каления.
Действовать на нервы
Выводить из равновесия
Приводить в ярость.
Доводить до белого каления.
Задание № 6
Прочитайте предложения. Выпишите из них фразеологизмы. Определите их значение.
Лиров стоял у косяка дверей, на занимательную картину…
Лиров и не решался даже поднять шляпу, которую в испуге выронил.