kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Готовимся к ОГЭ: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание 15.1)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал отражает все этапы написния сочинения-расссуждения на лингвистическую тему.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Готовимся к ОГЭ: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание 15.1)"»

Задание 15.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. В  задании 15.1  предлагается прокомментировать слова известного учёного-лингвиста, писателя или публициста о русском языке. Основная задача - раскрыть смысл высказывания, опираясь на конкретный языковой материал.

Задание 15.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

В  задании 15.1  предлагается прокомментировать слова известного учёного-лингвиста, писателя или публициста о русском языке. Основная задача - раскрыть смысл высказывания, опираясь на конкретный языковой материал.

Языковые явления лексические явления ( слова и словосочетания:  антонимы, синонимы, многозначные слова, фразеологизмы, окрашенные слова )  грамматические явления ( синтаксис и пунктуация: восклицательные и вопросительные предложения, однородные члены, обособленные члены )

Языковые явления

  • лексические явления ( слова и словосочетания: антонимы, синонимы, многозначные слова, фразеологизмы, окрашенные слова )

  • грамматические явления ( синтаксис и пунктуация: восклицательные и вопросительные предложения, однородные члены, обособленные члены )

2 пример языкового явления и его роль в тексте 1 пример языкового явления и его роль в тексте Рассуждение о смысле высказывания Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Вывод

2 пример языкового явления и его роль в тексте

1 пример языкового явления и его роль в тексте

Рассуждение о смысле высказывания

Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Вывод

Клише Типовые конструкции для вступления

Клише

Типовые конструкции для вступления

  • Автор пишет о ….
  • В высказывании … говорится о ….
  • Как отмечает …
  • Бесспорно мнение автора о том, что…
  • Я полностью согласен с тем, что …
  • Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
  • Попробуем доказать эту мысль примером из текста.
Типовые конструкции для аргументации

Типовые конструкции для аргументации

  • Чтобы подтвердить сказанное обратимся к предложению №…
  • Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения …
  • Пример можно найти в предложении № …
  • Рассмотрим предложение … В нём использовано такое лексическое/ грамматическое явление, как …
Типовые конструкции для заключения

Типовые конструкции для заключения

  • Таким образом…
  • Итак, …
  • Как видим, …
  • Нам удалось доказать, что …
  • В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
  • Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
Шаг 1. Работаем с цитатой. «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает, другим людям». выделяем ключевые слова Слово дано человеку для воплощения и передачи мысли или чувства другим людям. формулируем проблему Зачем человеку даны слово, речь?

Шаг 1. Работаем с цитатой.

«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает, другим людям».

выделяем ключевые слова

Слово дано человеку для воплощения и передачи мысли или чувства другим людям.

формулируем проблему

Зачем человеку даны слово, речь?

Шаг 2. Работаем с текстом. Языковые средства, передающие мысли и чувства.  предположение вопросительные предложения неуверенность отчаяние восторг восклицательные предложения удивление гнев междометия образно-выразительные средства

Шаг 2. Работаем с текстом.

Языковые средства, передающие мысли и чувства.

предположение

вопросительные предложения

неуверенность

отчаяние

восторг

восклицательные предложения

удивление

гнев

междометия

образно-выразительные средства

Шаг 3. Пишем сочинение.  Зачем человеку даны слово, речь? Размышляя над высказывание В.Г. Короленко, мы приходим к выводу, что основная задача человеческой речи - передавать окружающим мысли и чувства. Попробуем доказать эту мысль примерами из текста.  Так, восклицательные предложения № 11, 44, 51 позволяют передать читателю все сложные чувства героини, в которых смешаны страх, горечь и стыд за совершённый поступок.  С помощью риторических вопросов (предложения 26-28) автор выражает состояние сомнения и отчаяния, он воздействует на читателя, заставляя его задуматься: а было ли в моей жизни что-либо похожее? как бы я поступил в данном случае?  Итак, примеры из текста доказывают правоту Короленко: слово, действительно, имеет огромную силу воздействия на человека и позволяет передать другому разнообразные мысли и чувства.

Шаг 3. Пишем сочинение.

Зачем человеку даны слово, речь? Размышляя над высказывание В.Г. Короленко, мы приходим к выводу, что основная задача человеческой речи - передавать окружающим мысли и чувства. Попробуем доказать эту мысль примерами из текста.

Так, восклицательные предложения № 11, 44, 51 позволяют передать читателю все сложные чувства героини, в которых смешаны страх, горечь и стыд за совершённый поступок.

С помощью риторических вопросов (предложения 26-28) автор выражает состояние сомнения и отчаяния, он воздействует на читателя, заставляя его задуматься: а было ли в моей жизни что-либо похожее? как бы я поступил в данном случае?

Итак, примеры из текста доказывают правоту Короленко: слово, действительно, имеет огромную силу воздействия на человека и позволяет передать другому разнообразные мысли и чувства.

Совет №1. Используйте синонимы. Синонимы, которые помогут избежать повторов автор цитаты, автор высказывания, лингвист, учёный, языковед, филолог утверждает, полагает, считает, пишет, рассуждает высказывание, цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно

Совет №1. Используйте синонимы.

Синонимы, которые помогут избежать повторов

автор цитаты, автор высказывания, лингвист, учёный, языковед, филолог

утверждает, полагает, считает, пишет, рассуждает

высказывание, цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова

справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно

Совет №2. Избегайте общих фраз. С помощью антонимов «чёрный» и «белый» автор выражает противопоставление. КАКОЕ? Говоря о «белых ночах» и «чёрных днях блокады», автор с помощью антонимов противопоставляет мирную жизнь Ленинграда ужасам войны.

Совет №2. Избегайте общих фраз.

С помощью антонимов «чёрный» и «белый» автор выражает противопоставление.

КАКОЕ?

Говоря о «белых ночах» и «чёрных днях блокады», автор с помощью антонимов противопоставляет мирную жизнь Ленинграда ужасам войны.

Совет №3. Ищите подсказки в цитате. Если в цитате упоминается СЛОВО , следует писать о лексических явлениях, если автор говорит о МЫСЛИ и РЕЧИ , то следует искать синтаксические явления. *** «Уменьшительно-ласкательные суффиксы в русском языке, являясь ярким выразительным средством грамматики, позволяют ёмко и полно охарактеризовать предмет и выразить отношение к нему автора».  «Однородные члены предложения могут придавать речи повествовательную плавность или, наоборот, энергичность».

Совет №3. Ищите подсказки в цитате.

Если в цитате упоминается СЛОВО , следует писать о лексических явлениях, если автор говорит о МЫСЛИ и РЕЧИ , то следует искать синтаксические явления.

***

«Уменьшительно-ласкательные суффиксы в русском языке, являясь ярким выразительным средством грамматики, позволяют ёмко и полно охарактеризовать предмет и выразить отношение к нему автора».

«Однородные члены предложения могут придавать речи повествовательную плавность или, наоборот, энергичность».

Нельзя! просто цитировать высказывание приводя примеры, переносить нумерацию со скобками: В тексте: (11) Смешно сказать! В сочинении: Предложение 11 является восклицательным.

Нельзя!

  • просто цитировать высказывание
  • приводя примеры, переносить нумерацию со скобками:

В тексте: (11) Смешно сказать!

В сочинении: Предложение 11 является восклицательным.

  • в качестве примера приводить языковые явления, которые не упоминаются в высказывании
1. «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».  2. «Графика тоже может служить средством выражения дополнительных смыслов и использоваться как стилистический приём выразительного оформления текста».  3. «Писатель умеет находить такой ритм, такой словарь, такие сочетания слов, которые вызвали бы нужные эмоции, нужное настроение».

1. «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

2. «Графика тоже может служить средством выражения дополнительных смыслов и использоваться как стилистический приём выразительного оформления текста».

3. «Писатель умеет находить такой ритм, такой словарь, такие сочетания слов, которые вызвали бы нужные эмоции, нужное настроение».

4. «Язык, по самой природе своей, есть орудие общения».  5. «Фразеологизмы косвенно отражают воззрения народа, общественный строй, идеологию своей эпохи».  6. «Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов…»  7. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

4. «Язык, по самой природе своей, есть орудие общения».

5. «Фразеологизмы косвенно отражают воззрения народа, общественный строй, идеологию своей эпохи».

6. «Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов…»

7. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Иванникова Наталья Геннадьевна

Дата: 06.11.2016

Номер свидетельства: 355871


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства