kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для урока-закрепления правил орфографии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены схемы.алгоритмы и таблицы для обобщения и систематизации ЗУН  по русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока-закрепления правил орфографии»

Пособие по русскому языку Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 81 Денисова Лидия Павловна

Пособие по русскому языку

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 81 Денисова Лидия Павловна

Аннотация:   В данном пособии представлены обобщающие теоретические (в виде схем, таблиц, алгоритмов) материалы по курсу русского языка.  Работать с пособием можно как под руководством учителя, так и самостоятельно.  Использование компьютерных технологий на уроках повышает интерес у учащихся к данному предмету.

Аннотация:

  • В данном пособии представлены обобщающие теоретические (в виде схем, таблиц, алгоритмов) материалы по курсу русского языка.

  • Работать с пособием можно как под руководством учителя, так и самостоятельно.

  • Использование компьютерных технологий на уроках повышает интерес у учащихся к данному предмету.

Оглавление: Фонетический разбор слова. Морфологический разбор. Синтаксический разбор. Орфография. Знаки препинания при прямой речи . Бессоюзные сложные предложения . Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению . Стили речи . Типы речи . Материалы для комплексного анализа текста .

Оглавление:

  • Фонетический разбор слова.
  • Морфологический разбор.
  • Синтаксический разбор.
  • Орфография.
  • Знаки препинания при прямой речи .
  • Бессоюзные сложные предложения .
  • Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению .
  • Стили речи .
  • Типы речи .
  • Материалы для комплексного анализа текста .

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА   Порядок разбора 1. Поделить слово на слоги, указать количество  слогов. 2. Поставить ударение. 3. Дать характеристику звуков, обозначенных  буквами, в соответствии с их расположением  в слове, по схеме:  для гласного звука: ударный—безударный;  для согласного звука: звонкий—глухой, парный— непарный;  мягкий—твердый, парный—непарный. 4. Указать количество букв и звуков.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА

Порядок разбора

1. Поделить слово на слоги, указать количество

слогов.

2. Поставить ударение.

3. Дать характеристику звуков, обозначенных

буквами, в соответствии с их расположением

в слове, по схеме:

для гласного звука: ударный—безударный;

для согласного звука: звонкий—глухой, парный— непарный;

мягкий—твердый, парный—непарный.

4. Указать количество букв и звуков.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА   Помни, что гласные буквы в начале слова, после гласной буквы, после ъ и ь обозначают два звука: е  — [й] и [э], ё  — [й] и [о], ю — [й] и [у] ,  я  — [й] и [а].

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА

Помни, что гласные буквы в начале слова, после гласной буквы, после ъ и ь обозначают два звука:

е — [й] и [э],

ё — [й] и [о],

ю — [й] и [у] ,

я [й] и [а].

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР    Морфологический разбор имени существительного  1. Часть речи. Начальная форма (именительный падеж, единственное число).  2. Морфологические признаки: постоянные: собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное; род; склонение; непостоянные: число; падеж.  3. Синтаксическая роль в предложении.  Например: В цветах - существ., (что?) цветок, нариц., неодуш., конкретн., муж. р., II скл., в форме мн. ч., предл. п.; (в чём?) в цветах- косвенное дополнение.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Морфологический разбор имени существительного

1. Часть речи. Начальная форма (именительный падеж, единственное число).

2. Морфологические признаки:

постоянные: собственное или нарицательное; одушевлённое или

неодушевлённое; конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное; род;

склонение;

непостоянные: число; падеж.

3. Синтаксическая роль в предложении.

Например: В цветах - существ., (что?) цветок, нариц., неодуш., конкретн., муж. р., II скл., в форме мн. ч., предл. п.; (в чём?) в цветах- косвенное дополнение.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР    Морфологический разбор имени прилагательного Часть речи. Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род). Морфологические признаки: постоянные: разряд по значению (качественное, относительное или притяжательное; непостоянные: у качественных краткая или полная форма, степень сравнения; у всех - число; род (в ед. ч.), падеж.  Синтаксическая функция. Например: Яркие - прилаг., (какой?) яркий, качеств., полн. форма, именит. пад., мн. ч.; звёзды (какие?) яркие - согласованное определение.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Морфологический разбор имени прилагательного

  • Часть речи. Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).
  • Морфологические признаки:

постоянные: разряд по значению (качественное, относительное или притяжательное;

непостоянные: у качественных краткая или полная форма, степень сравнения; у всех - число; род (в ед. ч.), падеж.

  • Синтаксическая функция.

Например: Яркие - прилаг., (какой?) яркий, качеств., полн. форма, именит. пад., мн. ч.; звёзды (какие?) яркие - согласованное определение.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР    Морфологический разбор имени числительного Часть речи. Начальная форма (именительный падеж, мужской род, единственное число). Морфологические признаки: постоянные: разряд по структуре (простое, сложное или составное); разряд по значению (количественное, собирательное или порядковое). непостоянные: падеж, если есть - число и род. Синтаксическая функция Например: Двадцать второй (ученик) - числит., двадцать два, сост., порядк., в форме именит. пад., ед. ч., муж. р., ученик (который?) двадцать второй - согласованное определение.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Морфологический разбор имени числительного

  • Часть речи. Начальная форма (именительный падеж, мужской род, единственное число).
  • Морфологические признаки:

постоянные: разряд по структуре (простое, сложное или составное); разряд по значению (количественное, собирательное или порядковое).

непостоянные: падеж, если есть - число и род.

  • Синтаксическая функция

Например: Двадцать второй (ученик) - числит., двадцать два, сост., порядк., в форме именит. пад., ед. ч., муж. р., ученик (который?) двадцать второй - согласованное определение.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР    Морфологический разбор местоимения Часть речи. Начальная форма (именительный падеж, единственное число). Морфологические признаки: постоянный: разряд; непостоянные: падеж, число и род (если есть).  Синтаксическая функция. Например: У него - мест., он, личн., род. пад., 3 л., ед. ч.; у него - дополнение.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Морфологический разбор местоимения

  • Часть речи. Начальная форма (именительный падеж, единственное число).
  • Морфологические признаки:

постоянный: разряд;

непостоянные: падеж, число и род (если есть).

  • Синтаксическая функция.

Например: У него - мест., он, личн., род. пад., 3 л., ед. ч.;

у него - дополнение.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР    Морфологический разбор глагола 1. Часть речи. Начальная форма (инфинитив). 2. Морфологические признаки: постоянные: вид (совершенный или несовершенный), спряжение, переходный ли непереходный, возвратный или невозвратный. непостоянные: наклонение (изъявительное, повелительное или условное), время (в изъявительном наклонении), лицо (в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени), число. 3. Синтаксическая роль. Например: Рисовал - глаг., рисовать, несов. вид, I спр., переходн., невозвр,, изъявит.накл., прош. вр., ед. ч., муж. р.; (художник) не рисовал - простое глагольное сказуемое.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Морфологический разбор глагола

1. Часть речи. Начальная форма (инфинитив).

2. Морфологические признаки:

постоянные: вид (совершенный или несовершенный), спряжение, переходный ли непереходный, возвратный или невозвратный.

непостоянные: наклонение (изъявительное, повелительное или условное), время (в изъявительном наклонении), лицо (в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени), число.

3. Синтаксическая роль.

Например: Рисовал - глаг., рисовать, несов. вид, I спр., переходн., невозвр,, изъявит.накл., прош. вр., ед. ч., муж. р.; (художник) не рисовал - простое глагольное сказуемое.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР    Морфологический разбор причастия 1. Часть речи. Начальная форма (именит, падеж, ед. ч., муж. род). 2. Морфологические признаки: постоянные: действительное или страдательное, вид совершенный или несовершенный, время (настоящее или прошедшее). непостоянные: у страдательных - полная или краткая форма, число, в единственном числе - род, у полных причастий - падеж. 3. Синтаксическая роль. Например: Выглянувшее - особ. ф. гл., причастие, выглянувший, действ., сов. вид, прош. вр., ед. ч., ср. р., имен. пад .; солнце (какое?) выглянувшее - согласованное определение.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Морфологический разбор причастия

1. Часть речи. Начальная форма (именит, падеж, ед. ч., муж. род).

2. Морфологические признаки:

постоянные: действительное или страдательное, вид совершенный или несовершенный, время (настоящее или прошедшее).

непостоянные: у страдательных - полная или краткая форма, число, в единственном числе - род, у полных причастий - падеж.

3. Синтаксическая роль.

Например: Выглянувшее - особ. ф. гл., причастие, выглянувший, действ., сов. вид, прош. вр., ед. ч., ср. р., имен. пад .; солнце (какое?) выглянувшее - согласованное определение.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР    Морфологический разбор деепричастия Часть речи. Морфологические признаки: вид, возвратное или невозвратное. Синтаксическая роль. Например: Красуясь - особ, неизм. ф. гл., дееприч., несоверш. в., возвр.; весело красуясь - обстоятельство образа действия.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Морфологический разбор деепричастия

  • Часть речи.
  • Морфологические признаки: вид, возвратное или невозвратное.
  • Синтаксическая роль.

Например: Красуясь - особ, неизм. ф. гл., дееприч., несоверш. в., возвр.; весело красуясь - обстоятельство образа действия.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР    Морфологический разбор наречия 1. Часть речи. 2. Разряд по значению. 3. Степень сравнения (если есть). 4. Синтаксическая роль.  Например: Сгоряча - нар., обстоят, (причины), неизм.; ударил (как?) сгоряча - обстоя­тельство образа действия.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Морфологический разбор наречия

1. Часть речи.

2. Разряд по значению.

3. Степень сравнения (если есть).

4. Синтаксическая роль.

Например: Сгоряча - нар., обстоят, (причины), неизм.; ударил (как?) сгоряча - обстоя­тельство образа действия.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР    Морфологический разбор служебной части речи 1. Назвать часть речи. 2. Указать: у предлога - произв. или непроизв., простой, сложный или составной, со словом в каком падеже употреблён, какие отношения выражает; у союза - сочинительный или подчинительный, разряд по значению, простой или составной, какие синтаксические единицы связывает; у частицы - функция, разряд по значению; у междометия - разряд по значению, разряд по происхождению. Например: Из-за - предл., непроизв., сложи., из-за туч (род. пад.) - причинные отношения. Или - союз, сочин., разделит.,, одиночн., простой, непроизв.  Вот-част., смысловая, указат. Увы - междом., эмоц., непроизв., выражает  сожаление.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Морфологический разбор служебной части речи

1. Назвать часть речи.

2. Указать: у предлога - произв. или непроизв., простой, сложный или составной, со словом в каком падеже употреблён, какие отношения выражает;

у союза - сочинительный или подчинительный, разряд по значению, простой или

составной, какие синтаксические единицы связывает;

у частицы - функция, разряд по значению;

у междометия - разряд по значению, разряд по происхождению.

Например:

Из-за - предл., непроизв., сложи., из-за туч (род. пад.) - причинные отношения.

Или - союз, сочин., разделит.,, одиночн., простой, непроизв.

Вот-част., смысловая, указат.

Увы - междом., эмоц., непроизв., выражает

сожаление.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР  Синтаксический разбор простого предложения Порядок разбора  1. Тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное,  вопросительное). 2. Тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное). 3. Тип предложения по структуре (простое, сложное). 4. Тип предложения по составу грамматической основы (двусоставное, односоставное).  У односоставных указать вид (определенно-личное, неопределенно-личное,  обобщенно-личное, безличное, назывное). 5. Тип предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов  (распространенное, нераспространенное). 6. Тип предложения по наличию или отсутствию необходимого члена предложения  (полное, неполное). 7. Указать, чем осложнено (однородными членами, обособленными членами,  обращением, вводными словами). 8. Указать главные и второстепенные члены предложения, определить их типы.   9. Составить схему.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Синтаксический разбор простого предложения

Порядок разбора

1. Тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное,

вопросительное).

2. Тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Тип предложения по структуре (простое, сложное).

4. Тип предложения по составу грамматической основы (двусоставное, односоставное).

У односоставных указать вид (определенно-личное, неопределенно-личное,

обобщенно-личное, безличное, назывное).

5. Тип предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов

(распространенное, нераспространенное).

6. Тип предложения по наличию или отсутствию необходимого члена предложения

(полное, неполное).

7. Указать, чем осложнено (однородными членами, обособленными членами,

обращением, вводными словами).

8. Указать главные и второстепенные члены предложения, определить их типы.

9. Составить схему.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР     Синтаксический разбор сложного предложения Порядок разбора 1. Тип предложения по цели высказывания. 2. Тип предложения по эмоциональной окраске. 3. Тип предложения по структуре. Указать вид сложного предложения  (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, с разными видами связи). 4. У сложноподчиненного предложения указать главное, придаточное; определить  вид придаточного, назвать средство связи (союз, союзное слово). Если в  предложении несколько придаточных, указать тип подчинения(последовательное,  параллельное однородное или неоднородное, комбинированное).  У остальных видов сложного предложения определить количество смысловых  частей и как они связаны. 5. Дать характеристику смысловым частям (из скольких простых предложений  состоит каждая часть, какая между этими предложениями связь, что является  средством связи). 6. Разобрать каждое простое предложение по схеме, указанной выше, начиная    с 4-го пункта.   7. Составить схему сложного предложения.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Синтаксический разбор сложного предложения

Порядок разбора

1. Тип предложения по цели высказывания.

2. Тип предложения по эмоциональной окраске.

3. Тип предложения по структуре. Указать вид сложного предложения

(сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, с разными видами связи).

4. У сложноподчиненного предложения указать главное, придаточное; определить

вид придаточного, назвать средство связи (союз, союзное слово). Если в

предложении несколько придаточных, указать тип подчинения(последовательное,

параллельное однородное или неоднородное, комбинированное).

У остальных видов сложного предложения определить количество смысловых

частей и как они связаны.

5. Дать характеристику смысловым частям (из скольких простых предложений

состоит каждая часть, какая между этими предложениями связь, что является

средством связи).

6. Разобрать каждое простое предложение по схеме, указанной выше, начиная

с 4-го пункта.

7. Составить схему сложного предложения.

ОРФОГРАФИЯ   Чередующиеся гласные в корнях Гар- – гор - Зар- – зор - под ударением пишется а ,  под ударением пишется гласная в соответствии с произношением , без ударения - а : зарево , з о рька – з а рница без ударения пишется о :   Исключения:  з о рянка, з о ревать. заг а р - заг о релый.  Клан- -  клон  Кас- - кос(н) пишется о , если дальше следует согласная н , в остальных случаях - а : к а саться - к о с н уться. под ударением пишется гласная в соответствии с произношением , без ударения - о : кл а няться, покл о н - покл о нение.  Лаг- - лож  под ударением пишется - перед г пишется а , перед ж - о : предл а гать -предл о жить. Исключение:  пол о г .

ОРФОГРАФИЯ

Чередующиеся гласные в корнях

Гар- – гор -

Зар- – зор -

под ударением пишется а ,

под ударением пишется гласная в соответствии с произношением , без ударения - а : зарево , з о рька – з а рница

без ударения пишется о :

Исключения: з о рянка, з о ревать.

заг а р - заг о релый.

Клан- - клон

Кас- - кос(н)

пишется о , если дальше следует согласная н , в остальных случаях - а : к а саться - к о с н уться.

под ударением пишется гласная в соответствии с произношением , без ударения - о : кл а няться, покл о н - покл о нение.

Лаг- - лож

под ударением пишется - перед г пишется а , перед ж - о : предл а гать -предл о жить.

Исключение: пол о г .

ОРФОГРАФИЯ   Чередующиеся гласные в корнях  Раст- - Рост Мак- -Мок М а к - содержится в глаголах, имеющих значение „ погружать в жидкость ”: обм а кнуть перо в чернила . пишется а  перед последующим сочетанием ст  (также перед щ ), в остальных случаях пишется о : р а ст и, нар а щ ение - выр о сший, пор о сль . М о к - содержится в глаголах со значением „ пропускать жидкость ”: пром о кнуть написанное .  Исключения:  отр а сль (хотя нет ст); р о сток, выр о сток, р о стовщик, Р о стов и др. (хотя есть ст).  Правило распространяется на производные слова : м а кание, пром о кательная бумага.  Скак- - скоч  Равн- - ровн  В безударном корне - перед к  пишется а , перед ч - о : подскакать - подскочить . Равн - имеется в словах со значением „ равный, одинаковый, наравне ”: ур а внение, ср а внить .  Исключения:  ск а чок, ск а чу. Ровн - - в словах со значением „ ровный, прямой, гладкий ”: зар о внять, р о весник .

ОРФОГРАФИЯ

Чередующиеся гласные в корнях

Раст- - Рост

Мак- -Мок

М а к - содержится в глаголах, имеющих значение „ погружать в жидкость ”: обм а кнуть перо в чернила .

пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ ), в остальных случаях пишется о : р а ст и, нар а щ ение - выр о сший, пор о сль .

М о к - содержится в глаголах со значением „ пропускать жидкость ”: пром о кнуть написанное .

Исключения: отр а сль (хотя нет ст); р о сток, выр о сток, р о стовщик, Р о стов и др. (хотя есть ст).

Правило распространяется на производные слова : м а кание, пром о кательная бумага.

Скак- - скоч

Равн- - ровн

В безударном корне - перед к пишется а , перед ч - о : подскакать - подскочить .

Равн - имеется в словах со значением „ равный, одинаковый, наравне ”: ур а внение, ср а внить .

Исключения: ск а чок, ск а чу.

Ровн - - в словах со значением „ ровный, прямой, гладкий ”: зар о внять, р о весник .

ОРФОГРАФИЯ   Чередующиеся гласные в корнях Бер- - бир-, дер- - дир, мер- - мир-, пер- - лир-, тер- - тир-, блест- - блист-, жег- -жиг-, стел- - стил-, чет- - чит - пишется и , если дальше следует суффикс -а- : соб и р а ть, зад и р а ть, зам и р а ть; в противном случае пишется  е : б е ру, д е ру, ум е реть.  Исключения:  соч е тать, соч е тание.  Твар- - твор под ударением пишется гласная в соответствии с произношением , без ударения - о : тв о рчество - тв о рить.  Исключение:  утв а рь .

ОРФОГРАФИЯ

Чередующиеся гласные в корнях

Бер- - бир-, дер- - дир, мер- - мир-, пер- - лир-, тер- - тир-, блест- - блист-, жег- -жиг-, стел- - стил-, чет- - чит - пишется и , если дальше следует суффикс -а- : соб и р а ть, зад и р а ть, зам и р а ть; в противном случае пишется е : б е ру, д е ру, ум е реть.

Исключения: соч е тать, соч е тание.

Твар- - твор

под ударением пишется гласная в соответствии с произношением , без ударения - о : тв о рчество - тв о рить.

Исключение: утв а рь .

ОРФОГРАФИЯ   Гласные после шипящих Ж, Ч, Ш, Щ не пишутся буквы  я, ю, ы , а пишутся соответственно  а, у, и , например: про щ а льный, ч у до, щ у риться, ж и р. под ударением в корне пишется е (ё) , соответствующее в произношении звуку о , если в родственных словах или в другой форме того же слове пишется е  (ч ё рный - ч е рнеть, ж ё лтый - ж е лтизна) ; при отсутствии таких соотношений пишется о . Ср.: а) беч ё вка, веч ё рка, деш ё вый, ж ё ваный, ж ё лоб, ж ё лудь; б) артиш о к, дж о нка, изж о га, крыж о вник.  Исключения:  брош ю ра, ж ю ри, параш ю т, пш ю т, фиш ю  и некоторые другие слова иноязычного происхождения.

ОРФОГРАФИЯ

Гласные после шипящих Ж, Ч, Ш, Щ

не пишутся буквы я, ю, ы , а пишутся соответственно а, у, и , например: про щ а льный, ч у до, щ у риться, ж и р.

под ударением в корне пишется е (ё) , соответствующее в произношении звуку о , если в родственных словах или в другой форме того же слове пишется е ё рный - ч е рнеть, ж ё лтый - ж е лтизна) ; при отсутствии таких соотношений пишется о . Ср.: а) беч ё вка, веч ё рка, деш ё вый, ж ё ваный, ж ё лоб, ж ё лудь; б) артиш о к, дж о нка, изж о га, крыж о вник.

Исключения: брош ю ра, ж ю ри, параш ю т, пш ю т, фиш ю и некоторые другие слова иноязычного происхождения.

ОРФОГРАФИЯ   Гласные после Ц В  ударяемом слоге после  Ц  пишется о , если произносится звук  о , например: ц о кать, ц о коль, ц о кот . После Ц  буквы ю и я  могут писаться только в нерусских собственных именах (географических названиях, фамилиях и т.д.), например: Ц ю рих,  Ц я ньшань, Ц ю рюпа. Примечание. В словах иноязычного происхождения  о после Ц  может писаться и в безударном слоге , например: герц о г, скерц о , палацц о .  После  Ц  в корне пишется и , а не ы : ц и анистый, ц и вилизация. Исключения :  ц ы ган, ц ы пленок, на ц ы почках, ц ы ц и однокоренные с ними слова ( ц ы ганский , ц ы плятина, ц ы кать и др.).

ОРФОГРАФИЯ

Гласные после Ц

В ударяемом слоге после Ц пишется о , если произносится звук о , например: ц о кать, ц о коль, ц о кот .

После Ц буквы ю и я могут писаться только в нерусских собственных именах (географических названиях, фамилиях и т.д.), например: Ц ю рих, Ц я ньшань, Ц ю рюпа.

Примечание. В словах иноязычного происхождения о после Ц может писаться и в безударном слоге , например: герц о г, скерц о , палацц о .

После Ц в корне пишется и , а не ы : ц и анистый, ц и вилизация.

Исключения : ц ы ган, ц ы пленок, на ц ы почках, ц ы ц и однокоренные с ними слова ( ц ы ганский , ц ы плятина, ц ы кать и др.).

ОРФОГРАФИЯ   Правописание согласных в корне  Звонкие и глухие согласные. Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово , с тем чтоб за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л, м, и, р .  Например: сма з ка -сма з а ть, моло т ьба - моло т и ть.  Ср. :Луга шли впереме ж ку с полями (переме ж аться). - Черные карандаши были разбросаны впереме ш ку с цветными (переме ш аться); или иногда используется чередование звуков . Ср.: коври ж ка, пичу ж ка (от коври г а , пичу г а , с чередованием г-ж ). Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по орфографическому словарю , например: а с бест, бо н боньерка, варе ж ка, во к зал, ко б чик (птица), ко п чик (кость в оконечности позвоночника), мун д штук, фу т бол, я гд таш.

ОРФОГРАФИЯ

Правописание согласных в корне

Звонкие и глухие согласные.

Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово , с тем чтоб за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л, м, и, р . Например: сма з ка -сма з а ть, моло т ьба - моло т и ть.

Ср. :Луга шли впереме ж ку с полями (переме ж аться). - Черные карандаши были разбросаны впереме ш ку с цветными (переме ш аться); или иногда используется чередование звуков . Ср.: коври ж ка, пичу ж ка (от коври г а , пичу г а , с чередованием г-ж ). Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по орфографическому словарю , например: а с бест, бо н боньерка, варе ж ка, во к зал, ко б чик (птица), ко п чик (кость в оконечности позвоночника), мун д штук, фу т бол, я гд таш.

ОРФОГРАФИЯ

Правописание согласных в корне

Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня .

Двойное ж пишется в корнях слов во жж и, дро жж и, жж ение, жу жж ать, мо жж евельник и однокоренных с ними. Ср. : во зж ечь (во з + ж ечь) - воз жж ешь (во з + жж ешь), также во зжж енный.

Примечание 1 . При наличии звукового чередования зг - дж, эд - зж пишется не двойное ж , а зж , например: ви зж ать (визг), прие зж ать (приезд). Ср.: бре зж ить, брю зж ать, дребе зж ать и т.п.

Примечание 2 . В словах бры ж ейка, бры ж и пишется только одно ж. Двойное с пишется в слове сс ора и однокоренных с ним.

Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: гла вв рач, по сс овет, ро дд ом.

Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: во зз вание, по дд елать.

В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются, например: ба лл - пятиба лл ьный, компроми сс - компроми сс ный, гру пп а - гру пп ка.

Исключения. В некоторых словах, в частности в уменьшительных именах лиц, в рассматриваемом случае пишется одна согласная. Например: криста лл - криста л ьный, фи нн - фи н ский.

ОРФОГРАФИЯ   Правописание согласных в корне  Непроизносимые согласные Для проверки написания слов, имеющих в своем составе группу согласных вств, здн, ндск, нтск, стл, стн  и др., нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, с тем чтобы после первого или второго согласного этой группы стоял гласный , например: грус т ный (грус т и ть) - гну с ный (гну с е н). Примечание . Пишется бле сн уть (хотя бле ст еть), лес тн ица (хотя ле с енка), пле сн уть (хотя пле с кать), ск лянка (хотя стек ло).

ОРФОГРАФИЯ

Правописание согласных в корне

Непроизносимые согласные

Для проверки написания слов, имеющих в своем составе группу согласных вств, здн, ндск, нтск, стл, стн и др., нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, с тем чтобы после первого или второго согласного этой группы стоял гласный , например: грус т ный (грус т и ть) - гну с ный (гну с е н).

Примечание . Пишется бле сн уть (хотя бле ст еть), лес тн ица (хотя ле с енка), пле сн уть (хотя пле с кать), ск лянка (хотя стек ло).

ОРФОГРАФИЯ   Правописание приставок без-, воз- (вз-), из-, низ-, раз-, чрез- (через-) пишутся с буквой э  перед гласными и звонкими согласными  (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р)  и с буквой с  перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, ж, ц, ч, ш, щ) . Например: бе з в одный - бе с к лассовый . Примечание 1 . В словах низкий, низший  согласный з  входит в состав корня , а не приставки, поэтому на письме не происходит замены з - с . Ср. сложное слово близсидящий. Примечание 2 . Написания расчет, расчесть - рассчитать, рассчитывать  основаны на правиле: перед корнем чет - пишется одно с (кроме слова бе сс четный). Перед корнем чит - - два с .  с-   раз- (рас-) - роз- (рос-)  без ударения пишется а , под ударением - о , например: разв а лить - р о звальни, р а списание - р о спись. остается неизменной, независимо от того, находится ли она перед глухой или звонкой согласной, например: с пилить - с бить. Примечание . В современном языке в словах здание, здесь, здоровье, ни зги  приставка не выделяется .

ОРФОГРАФИЯ

Правописание приставок

без-, воз- (вз-), из-, низ-, раз-, чрез- (через-)

пишутся с буквой э перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) и с буквой с перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, ж, ц, ч, ш, щ) . Например: бе з в одный - бе с к лассовый .

Примечание 1 . В словах низкий, низший согласный з входит в состав корня , а не приставки, поэтому на письме не происходит замены з - с . Ср. сложное слово близсидящий.

Примечание 2 . Написания расчет, расчесть - рассчитать, рассчитывать основаны на правиле: перед корнем чет - пишется одно с (кроме слова бе сс четный). Перед корнем чит - - два с .

с-

раз- (рас-) - роз- (рос-)

без ударения пишется а , под ударением - о , например: разв а лить - р о звальни, р а списание - р о спись.

остается неизменной, независимо от того, находится ли она перед глухой или звонкой согласной, например: с пилить - с бить.

Примечание . В современном языке в словах здание, здесь, здоровье, ни зги приставка не выделяется .

ОРФОГРАФИЯ   Правописание приставок пре-  в значении высокой степени качества или действия (можно заменить словами

ОРФОГРАФИЯ

Правописание приставок

пре-

в значении высокой степени качества или действия (можно заменить словами " очень ", " весьма ", например: пре интересный, пре неприятный ; в значении " через ", " по-иному " (близка к значению приставки пере- ), например: пре вращать, пре ображать.

при-

в значении пространственной близости, смежности, например: при брежный , при школьный ; прибавления, приближения, присоединения, например: при делать, при бивать ; совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок, например: при открыть, при остановиться ; доведения действия до конца, например: при думать, при стукнуть ; совершения действия в чьих-либо интересах, например: при беречь, при прятать .

ОРФОГРАФИЯ

Правописание окончаний

Имен существительных

В существительных, имеющих перед падежными окончаниями гласный и , пишется в предложном падеже единственного числа (у слов женского рода также в дательном падеже) буква и , например: о ген ии , на лезв ии (но: на остр иё - под ударением ). В существительных среднего рода на - ье в предложном падеже единственного числа пишется буква е .например: мечта о счасть е , (но: в забыть и - под ударением ). Существительные на неударяемые -ья и -ье имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ий , а на ударяемые -ья и -ьё - окончание -ей. Например: шалунья - шалуний, скамья - скамей, (но: копьё - копий).

В родительном падеже множественного числа существительных на - ня с предшествующим согласным (твердым или мягким) или й буква ь на конце не пишется, например: вишня - вишен

Исключения: барышень, боярышень, деревень, кухонь .

Названия населенных пунктов на -ов, -ев, -ин, -ын, -ово, -ево, -ино, -ыно имеют в творительном падеже окончание -ом. Например: за Львов ом , под Бородин ом . Существительные мужского и среднего рода с суффиксом -ищ- имеют в именительном падеже единственного числа окончание - е , существительные женского рода -окончание - а . Например: дом -домищ е , рука - ручищ а .

ОРФОГРАФИЯ   Правописание окончаний  Глаголов  Различается написание личных окончаний глаголов в настоящем или будущем простом времени: в I спряжении: -ешь, -ет, -ем, -ете, -уг или -ют ; во II спряжении:- ишь , -ит, -им, -ите, -ат или -ят. Ко II спр . относятся (из числа имеющих безударные окончания) глаголы на - ить в инфинитиве, кроме глаголов брить, зиждиться (бреешь - бреют, зиждется -зиждутся), и следующие 11 глаголов: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, дышать, слышать, а также производные от них. Глагол брезж ить  имеет формы брезж ит - брезж ут . Остальные глаголы относятся к I спряжению (ср.: мол оть - мел ешь  - мел ют , се ять - се ешь - се ют ).

ОРФОГРАФИЯ

Правописание окончаний

Глаголов

Различается написание личных окончаний глаголов в настоящем или будущем простом времени: в I спряжении: -ешь, -ет, -ем, -ете, -уг или -ют ; во II спряжении:- ишь , -ит, -им, -ите, -ат или -ят.

Ко II спр . относятся (из числа имеющих безударные окончания) глаголы на - ить в инфинитиве, кроме глаголов брить, зиждиться (бреешь - бреют, зиждется -зиждутся), и следующие 11 глаголов: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, дышать, слышать, а также производные от них. Глагол брезж ить имеет формы брезж ит - брезж ут .

Остальные глаголы относятся к I спряжению (ср.: мол оть - мел ешь - мел ют , се ять - се ешь - се ют ).

ОРФОГРАФИЯ   Гласные в суффиксах причастий  В действительных причастиях настоящего времени пишутся: а) суффиксы -ущ-, -ющ-  у глаголов I спряжения, например: бор ющ ийся, стел ющ ий; б) суффиксы -ащ-, -ящ-  у глаголов II спряжения, например: знач ащ ий, стро ящ ийся. Примечание. От глагола брезжить образуется причастие брезжущий. В страдательных причастиях настоящего времени пишется: а) суффикс - ем - у глаголов I спряжения, например: колебл ем ый, проверя ем ый; б) суффикс - им - у глаголов II спряжения, например: вид им ый, слыш им ый. В страдательных причастиях прошедшего времени пишется: а) -анный, -янный , если соответствующий глагол оканчивается в неопределенной форме на -ать, -ять , например : напис ать - напис анный ; б) -енный , если глагол в неопределенной форме оканчивается на -еть , - ить, -ти  (после согласной), - чь , например: вид еть - вид енный . Ср.: ковры для просушки развеш ан ы (развешать) во дворе - продукты в магазине заблаговременно развеш ен ы (развесить).

ОРФОГРАФИЯ

Гласные в суффиксах причастий

В действительных причастиях настоящего времени пишутся:

а) суффиксы -ущ-, -ющ- у глаголов I спряжения, например: бор ющ ийся, стел ющ ий;

б) суффиксы -ащ-, -ящ- у глаголов II спряжения, например: знач ащ ий, стро ящ ийся.

Примечание. От глагола брезжить образуется причастие брезжущий.

В страдательных причастиях настоящего времени пишется:

а) суффикс - ем - у глаголов I спряжения, например: колебл ем ый, проверя ем ый;

б) суффикс - им - у глаголов II спряжения, например: вид им ый, слыш им ый.

В страдательных причастиях прошедшего времени пишется:

а) -анный, -янный , если соответствующий глагол оканчивается в неопределенной форме на -ать, -ять , например : напис ать - напис анный ;

б) -енный , если глагол в неопределенной форме оканчивается на -еть , - ить, -ти (после согласной), - чь , например: вид еть - вид енный . Ср.: ковры для просушки развеш ан ы (развешать) во дворе - продукты в магазине заблаговременно развеш ен ы (развесить).

ОРФОГРАФИЯ   Правописание нн и н в причастиях отглагольных прилагательных  НН  пишется в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; как правило, эти причастия имеют при себе приставки или пояснительные слова. Например: исправле нн ая рукопись, правле нн ые корректором гранки. НН  пишется в приставочных образованиях, даже если они имеют значение имени прилагательного, например: выдержа нн ое вино ; в прилагательных глагольного происхождения на -ованный , -ёванный , например: балов анный ребенок . В кратких отглагольных прилагательных (как и в отыменных) сохраняется написание НН .  - Игра актера была проникнове нн а и взволнованна (отглагольные прилагательные отвечают на вопросы: каков? какова? каково? каковы?).  Н  пишется при отсутствии приставок или пояснительных слов, например: правле н ый текст . Н  пишется в кратких страдательных причастиях  Мировая общественность была взволнова н а сообщениями о зверствах фашистов.

ОРФОГРАФИЯ

Правописание нн и н в причастиях отглагольных прилагательных

НН пишется в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; как правило, эти причастия имеют при себе приставки или пояснительные слова. Например: исправле нн ая рукопись, правле нн ые корректором гранки.

НН пишется в приставочных образованиях, даже если они имеют значение имени прилагательного, например: выдержа нн ое вино ; в прилагательных глагольного происхождения на -ованный , -ёванный , например: балов анный ребенок .

В кратких отглагольных прилагательных (как и в отыменных) сохраняется написание НН . - Игра актера была проникнове нн а и взволнованна (отглагольные прилагательные отвечают на вопросы: каков? какова? каково? каковы?).

Н пишется при отсутствии приставок или пояснительных слов, например: правле н ый текст .

Н пишется в кратких страдательных причастиях Мировая общественность была взволнова н а сообщениями о зверствах фашистов.

ОРФОГРАФИЯ   Правописание наречий  Гласные на конце наречий.   Наречия на шипящую.  Наречия с приставками в-, за-,  на - , образованные от кратких прилагательных, имеют на конце букву о , а наречия такого же происхождения с приставками до-, из-, с - имеют на конце букву а . Например: вправ о , досыт а . На конце наречий после шипящих пишется буква ь , например:  наотмаш ь , настежь, проч ь :  Исключения:  замуж, невтерпеж, уж.  Отрицательные наречия. В отрицательных наречиях под ударением пишется не , без ударения - ни  (в обоих случаях написание слитное). Например: не когда заниматься пустяками - ни когда не занимался пустяками.

ОРФОГРАФИЯ

Правописание наречий

Гласные на конце наречий.

Наречия на шипящую.

Наречия с приставками в-, за-, на - , образованные от кратких прилагательных, имеют на конце букву о , а наречия такого же происхождения с приставками до-, из-, с - имеют на конце букву а . Например: вправ о , досыт а .

На конце наречий после шипящих пишется буква ь , например: наотмаш ь , настежь, проч ь :

Исключения: замуж, невтерпеж, уж.

Отрицательные наречия.

В отрицательных наречиях под ударением пишется не , без ударения - ни (в обоих случаях написание слитное). Например: не когда заниматься пустяками - ни когда не занимался пустяками.

ОРФОГРАФИЯ   Правописание наречий Слитно пишутся наречия: а) образованные соединением предлогов-приставок с наречием, например: донельзя, навсегда ; б) образованные соединением предлогов-приставок в и на с собирательными числительными, например: вдвое, надвое  (но: по двое) ; в) образованные соединением предлогов-приставок с краткими прилагательными, например: влево, задолго ; г) образованные соединением предлогов-приставок с полными прилагательными и местоимениями, например: вплотную  (подойти), врассыпную (броситься); д) имеющие в своем составе такие существительные или такие именные формы, которые в современном литературном языке не употребляются, например: вдоволь, вдребезги, взаперти ; е) наречия с пространственным и временным значением, имеющие в своем составе существительные верх, низ, перед, зад, высь, даль, глубь, ширь, начало, конец, век . Например: вверх, вверху, доверху, кверху, наверх.

ОРФОГРАФИЯ

Правописание наречий

Слитно пишутся наречия:

а) образованные соединением предлогов-приставок с наречием, например: донельзя, навсегда ;

б) образованные соединением предлогов-приставок в и на с собирательными числительными, например: вдвое, надвое (но: по двое) ;

в) образованные соединением предлогов-приставок с краткими прилагательными, например: влево, задолго ;

г) образованные соединением предлогов-приставок с полными прилагательными и местоимениями, например: вплотную (подойти), врассыпную (броситься);

д) имеющие в своем составе такие существительные или такие именные формы, которые в современном литературном языке не употребляются, например: вдоволь, вдребезги, взаперти ;

е) наречия с пространственным и временным значением, имеющие в своем составе существительные верх, низ, перед, зад, высь, даль, глубь, ширь, начало, конец, век . Например: вверх, вверху, доверху, кверху, наверх.

ОРФОГРАФИЯ   Правописание наречий Через дефис пишутся наречия: а) с приставкой по, образованные от полных прилагательных и местоимений и оканчивающиеся на -ому, -ему, -км, -ьн , например: работать по-новому, б) с приставкой в- (во-),  образованные от порядковых числительных, например: во-первых, в-четвертых ; в) неопределенные наречия с частицами -то, -либо, -нибудь, кое-, -таки , например: когда-то, все-таки ; г) образованные повторением того же самого слова или той же основы, а также сочетанием двух синонимических или связанных по ассоциации слов, например: едва-едва, чуть-чуть ; д) технический термин на-гора .

ОРФОГРАФИЯ

Правописание наречий

Через дефис пишутся наречия:

а) с приставкой по, образованные от полных прилагательных и местоимений и оканчивающиеся на -ому, -ему, -км, -ьн , например: работать по-новому,

б) с приставкой в- (во-), образованные от порядковых числительных, например: во-первых, в-четвертых ;

в) неопределенные наречия с частицами -то, -либо, -нибудь, кое-, -таки , например: когда-то, все-таки ;

г) образованные повторением того же самого слова или той же основы, а также сочетанием двух синонимических или связанных по ассоциации слов, например: едва-едва, чуть-чуть ;

д) технический термин на-гора .

ОРФОГРАФИЯ   Правописание наречий Раздельно пишутся наречные выражения: а) состоящие из двух повторяющихся существительных с предлогом между ними, например: бок о бок ; б) с усилительным значением, образованные сочетанием двух одинаковых существительных, из которых одно стоит в именительном падеже, другое - в творительном, например: честь честью; в) употребленные в наречном значении сочетания имен существительных с предлогами: без, в, до, за, на, от, по, под, с , например: без ведома, в дым, до зарезу, за полночь, на бегу, от силы  (три килограмма и т.п.), по старинке, под стать, с ведома . То же при предлогах в и на с существительными во множественном числе, например: в головах, на днях ; употребленные в роли наречия сочетания имен существительных с различными предлогами, если существительное сохранило некоторые падежные формы, например: в насмешку , наречные сочетания, состоящие из предлога в и существительных, начинающихся с гласной буквы, например: в обмен, в обрез .

ОРФОГРАФИЯ

Правописание наречий

Раздельно пишутся наречные выражения:

а) состоящие из двух повторяющихся существительных с предлогом между ними, например: бок о бок ;

б) с усилительным значением, образованные сочетанием двух одинаковых существительных, из которых одно стоит в именительном падеже, другое - в творительном, например: честь честью;

в) употребленные в наречном значении сочетания имен существительных с предлогами: без, в, до, за, на, от, по, под, с , например: без ведома, в дым, до зарезу, за полночь, на бегу, от силы (три килограмма и т.п.), по старинке, под стать, с ведома . То же при предлогах в и на с существительными во множественном числе, например: в головах, на днях ;

употребленные в роли наречия сочетания имен существительных с различными предлогами, если существительное сохранило некоторые падежные формы, например: в насмешку ,

наречные сочетания, состоящие из предлога в и существительных, начинающихся с гласной буквы, например: в обмен, в обрез .

ОРФОГРАФИЯ   Правописание предлогов   Через дефис   Раздельно  пишутся сложные предлоги из-за, из-под, по-за, по-над, по-под, с-под, для-ради, за-ради ,  например: из-за стола, из-под шкафа. пишутся предлоги, в виде, в связи с, в продолжение, в течение , наречие-предлог в заключение (последние три сочетания при обозначении времени имеют на конце е), например: в виде исключения, в течение двух часов (ср.: неожиданные перемены в течении болезни).  Слитно  пишутся предлоги: ввиду, вместо, вроде, вследствие, наподобие, насчет, сверх , например: вследствие засухи (но: включить в следствие ).

ОРФОГРАФИЯ

Правописание предлогов

Через дефис

Раздельно

пишутся сложные предлоги из-за, из-под, по-за, по-над, по-под, с-под, для-ради, за-ради , например: из-за стола, из-под шкафа.

пишутся предлоги, в виде, в связи с, в продолжение, в течение , наречие-предлог в заключение (последние три сочетания при обозначении времени имеют на конце е), например: в виде исключения, в течение двух часов (ср.: неожиданные перемены в течении болезни).

Слитно

пишутся предлоги: ввиду, вместо, вроде, вследствие, наподобие, насчет, сверх , например: вследствие засухи (но: включить в следствие ).

ОРФОГРАФИЯ   Правописание союзов  Слитное написание союзов .  Союз чтобы  пишется слитно в значении для того чтобы . Союзы тоже и также  пишутся слитно (синонимичны союзу и ). Союзы причем и притом , которые имеют присоединительное значение (

ОРФОГРАФИЯ

Правописание союзов

Слитное написание союзов .

Союз чтобы пишется слитно в значении для того чтобы .

Союзы тоже и также пишутся слитно (синонимичны союзу и ).

Союзы причем и притом , которые имеют присоединительное значение (" в добавление к этому "), пишутся слитно.

Союз зато, наречия зачем, затем, отчего, оттого, почему, потому, посему, поэтому, почем пишутся слитно в отличие от созвучных им сочетаний предлогов с местоимениями.

Раздельное написание союзов.

Раздельно (без дефиса) пишутся пояснительные союзы то есть, то бишь и сложные союзы потому что, так как, так что, для того чтобы и др.

ОРФОГРАФИЯ   Правописание частиц   Раздельное написание частиц.  Частицы бы (б), же (ж), ли (ль)  пишутся раздельно, например: однако ж . Раздельно пишутся частицы ведь, вот, мол  и некоторые другие.  Дефисное написание частиц.  Пишутся через дефис частицы - то,-либо, -нибудь, кое- (кой-), -ка, -де, -с, -тка, -тко , например: кто-то, что-либо, чей-нибудь . Частица - таки  пишется через дефис: после наречий, например: верно-таки ; после частиц, например: все-таки ; после глаголов, например: настоял-таки . В остальных случаях - таки  пишется отдельно, например: старик таки добился своего . Если частица, которая пишется через дефис, стоит после другой частицы, то дефис опускается, например: все же так и ,

ОРФОГРАФИЯ

Правописание частиц

Раздельное написание частиц.

Частицы бы (б), же (ж), ли (ль) пишутся раздельно, например: однако ж .

Раздельно пишутся частицы ведь, вот, мол и некоторые другие.

Дефисное написание частиц.

Пишутся через дефис частицы - то,-либо, -нибудь, кое- (кой-), -ка, -де, -с, -тка, -тко , например: кто-то, что-либо, чей-нибудь . Частица - таки пишется через дефис: после наречий, например: верно-таки ; после частиц, например: все-таки ; после глаголов, например: настоял-таки . В остальных случаях - таки пишется отдельно, например: старик таки добился своего . Если частица, которая пишется через дефис, стоит после другой частицы, то дефис опускается, например: все же так и ,

ОРФОГРАФИЯ   Правописание частиц  Не  пишется слитно с существительными: а) которые без  не  не употребляются, например: невежда ; б ) которые в сочетании с не  приобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимами без не , например: неправда (ср.: ложь); в) которые в сочетании с не образуют слова со значением противопоставления, например: немарксист, нерусский, неспециалист .  Не пишется раздельно с существительными: если имеется или подразумевается противопоставление, например: это не осторожность, а трусость . Не  пишется слитно с прилагательными: а) которые без не не употребляются, например: небрежный ; б) которые в сочетании с не приобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимами без не . Например: небольшой (ср.: маленький ). Не  пишется раздельно с прилагательными : а) если имеется или подразумевается противопоставление, например: проблема не простая, а сложная; б) с относительными прилагательными, придавая отрицание выражаемому ими признаку, например: часы не золотые .

ОРФОГРАФИЯ

Правописание частиц

Не пишется слитно с существительными:

а) которые без не не употребляются, например: невежда ;

б ) которые в сочетании с не приобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимами без не , например: неправда (ср.: ложь);

в) которые в сочетании с не образуют слова со значением противопоставления, например: немарксист, нерусский, неспециалист .

Не пишется раздельно с существительными:

если имеется или подразумевается противопоставление, например: это не осторожность, а трусость .

Не пишется слитно с прилагательными:

а) которые без не не употребляются, например: небрежный ;

б) которые в сочетании с не приобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимами без не . Например: небольшой (ср.: маленький ).

Не пишется раздельно с прилагательными :

а) если имеется или подразумевается противопоставление, например: проблема не простая, а сложная;

б) с относительными прилагательными, придавая отрицание выражаемому ими признаку, например: часы не золотые .

ОРФОГРАФИЯ   Правописание частиц  Не  пишется раздельно с именами числительными , например: не два, не трое .  Не  пишется раздельно с  местоимениями  (за исключением отрицательных, употребленных без предлога), например: не я и не ты, не каждый .  Не  пишется слитно с  Не  пишется раздельно с  глаголами:  глаголами  (в личной форме, в инфинитиве, в форме деепричастия), например: не брать, не был, не зная. а) которые без не не употребляются, например: негодовать, недоумевать; б) с составной приставкой недо - , придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия, например: недоварить картофель.

ОРФОГРАФИЯ

Правописание частиц

Не пишется раздельно с именами числительными , например: не два, не трое .

Не пишется раздельно с

местоимениями

(за исключением отрицательных, употребленных без предлога), например: не я и не ты, не каждый .

Не пишется слитно с

Не пишется раздельно с

глаголами:

глаголами

(в личной форме, в инфинитиве, в форме деепричастия), например: не брать, не был, не зная.

а) которые без не не употребляются, например:

негодовать, недоумевать;

б) с составной приставкой недо - , придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия, например: недоварить картофель.

ОРФОГРАФИЯ   Правописание частиц  Не  пишется слитно с причастиями: а) с полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: невычитанная рукопись ; б) при наличии в качестве пояснительных слов наречий меры и степени, например: совершенно невычитанна я рукопись. Не  пишется раздельно с причастиями: а) имеющими при себе пояснительные слова, например: не возвращенная автору рукопись; б) с краткими причастиями, например: рукопись не отредактирована ; в) с причастиями, при которых имеется или предполагается противопоставление, например: не  законченный, а только начатый рассказ .

ОРФОГРАФИЯ

Правописание частиц

Не пишется слитно с причастиями:

а) с полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: невычитанная рукопись ;

б) при наличии в качестве пояснительных слов наречий меры и степени, например: совершенно невычитанна я рукопись.

Не пишется раздельно с причастиями:

а) имеющими при себе пояснительные слова, например: не возвращенная автору рукопись;

б) с краткими причастиями, например: рукопись не отредактирована ;

в) с причастиями, при которых имеется или предполагается противопоставление, например: не законченный, а только начатый рассказ .

ОРФОГРАФИЯ

Правописание частиц

Не пишется слитно с наречиями:

а) которые без не не употребляются, например : неизбежно, нелепо ;

б) в отрицательных наречиях, например: негде, некуда ;

в) в отыменных наречиях, например: невдалеке, невдомек ;

г) с наречиями на - о , которые в сочетании с не приобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимами без не , например : неплохо (ср.: хорошо) .

Не пишется раздельно с наречиями:

а) на - о , если имеется или подразумевается противопоставление, например: живут не богато, а бедно ; если при них в качестве пояснительного слова стоит отрицательное наречие, начинающееся с ни, либо сочетание далеко не, вовсе не, отнюдь не , например: докладчик говорил нисколько неубедительно.

б) с местоименными и усилительными наречиями, например: не здесь, не так, не вполне;

в) с предикативными наречиями, не соотносительными с прилагательными, например: не надо, не время, не жаль (но: недосуг, неохота и др.);

г) со сравнительной степенью наречий, например: работает не хуже других;

д) с обстоятельственными наречиями, например: не сегодня, не иначе и др.;

е) с наречиями, которые пишутся через дефис, например: не по-моему ;

ж) в сочетаниях отыменного происхождения, например: не в зачет, не в меру.

ОРФОГРАФИЯ   Правописание частиц  Ни (безударная) пишется слитно , когда входит в состав отрицательных местоимений никто, ничто, никакой  и др. и отрицательных наречий нигде, никуда, никогда  и др.  Ни  пишется раздельно , за исключением отрицательных местоимений (без предлога) и отрицательных наречий. Ср.: никого - ни от кого - ниоткуда ; а) когда повторяющаяся частица ни  имеет значение соединительного союза, например: по этой дороге ни проехать, ни пройти . б) когда одиночное или повторяющееся ни  входит в состав устойчивых оборотов, например: во что бы то ни стало . в) в независимых восклицательных и вопросительных предложениях (часто со словами только, уж ) пишется отрицательная частица не , а в придаточных предложениях (с уступительным оттенком значения) для усиления утвердительного смысла - частица ни . Ср.: Куда только он не обращался! (общий смысл:

ОРФОГРАФИЯ

Правописание частиц

Ни (безударная) пишется слитно , когда входит в состав отрицательных местоимений никто, ничто, никакой и др. и отрицательных наречий нигде, никуда, никогда и др.

Ни пишется раздельно ,

за исключением отрицательных местоимений (без предлога) и отрицательных наречий. Ср.: никого - ни от кого - ниоткуда ;

а) когда повторяющаяся частица ни имеет значение соединительного союза, например: по этой дороге ни проехать, ни пройти .

б) когда одиночное или повторяющееся ни входит в состав устойчивых оборотов, например: во что бы то ни стало .

в) в независимых восклицательных и вопросительных предложениях (часто со словами только, уж ) пишется отрицательная частица не , а в придаточных предложениях (с уступительным оттенком значения) для усиления утвердительного смысла - частица ни . Ср.: Куда только он не обращался! (общий смысл: "обращался во многие места"). - Куда только он ни обращался, везде встречал сочувственное отношение.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

Прямая речь после авторских слов. Прямая речь выделяется кавычками, если

идет в строку (в подбор), например: В маленький городок вихрем ворвалась

ошеломляющая весть: "Царя скинули!" (Н. Островский).

Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире,

например: ...Никита, поклонясь в землю, сказал: -Прости, батюшка (М. Горький).

Прямая речь впереди авторских слов. Если прямая речь стоит перед авторскими

словами, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак,

многоточие) и тире; слова автора начинаются со строчной буквы. Например:

"Мать, наверное, не спит, а я с работы не возвращаюсь", -думал Павка (Н. Островский).

Авторские слова внутри прямой речи. Если авторские слова стоят внутри прямой

речи, выделяемой кавычками, то последние ставятся только в начале и в конце прямой

речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами (такая пунктуация

встречалась в произведениях писателей XIX в.). Например: "Я командовать приехал,

-заявил Чапаев, -а не с бумажками возиться". (Д. Фурманов).

Прямая речь внутри авторских слов. Если прямая речь стоит внутри авторских слов,

то перед ней ставится двоеточие, а после нее - запятая или тире (по условиям контекста).

Например: Ко мне подходит Борис, говорит: "Хорошо сбил, замечательно", но глаза

его блестят, полные зависти (В. Кудашев); На вопрос мой: "Жив ли старый смотритель?"

- никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. (А. Пушкин).

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ.    Запятая в бессоюзном сложном предложении.  и  [ ], = [ ]. – одновременность действий, перечисление фактов, событий. Неожиданно пришла весна, побежали неугомонные ручьи. Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.  [ , ]; [ ]. – перечисление фактов более распространено (внутри уже есть знаки препинания). Лес встретил нас гомоном птиц, запахом трав и цветов; где-то далеко слышался стук дятла. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.  [ ]: [ причина ]. Я не пошел в школу: серьезно заболел.  потому что  [ ]: [ пояснение ]. Мы подошли к сверкающей реке: за ночь она замерзла.  [ ]: [ дополнение ]. Решено: завтра идем в поход.  что Тире в бессоюзном сложном предложении. [ время ] - [ ]. Вечер – пора размышлений [ условие ] - [ ]. Назвался груздем – полезай в кузов. [ ] - [ противопоставление ]. Труд кормит – лень портит. [ ] - [ вывод, следствие ]. Красный закат – к ветру.

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ.

Запятая в бессоюзном сложном предложении.

и

[ ], = [ ]. – одновременность действий, перечисление фактов, событий.

Неожиданно пришла весна, побежали неугомонные ручьи.

Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

[ , ]; [ ]. – перечисление фактов более распространено (внутри уже есть знаки препинания).

Лес встретил нас гомоном птиц, запахом трав и цветов; где-то далеко слышался стук дятла.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

[ ]: [ причина ]. Я не пошел в школу: серьезно заболел.

потому что

[ ]: [ пояснение ]. Мы подошли к сверкающей реке: за ночь она замерзла.

[ ]: [ дополнение ]. Решено: завтра идем в поход.

что

Тире в бессоюзном сложном предложении.

[ время ] - [ ]. Вечер – пора размышлений

[ условие ] - [ ]. Назвался груздем – полезай в кузов.

[ ] - [ противопоставление ]. Труд кормит – лень портит.

[ ] - [ вывод, следствие ]. Красный закат – к ветру.

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ  СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ  ПО ИХ ЗНАЧЕНИЮ    Придаточные определительные Который, кто, что, где Придаточные изъяснительные Что, как, чтобы, союзные слова, частица ли Придаточные обстоятельственные Образа действия или степени Места Времени Условия Причины Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто Где, куда, откуда 6. Цели 7. Сравнения Когда, пока, как только, едва, до тех пор пока Если, когда, раз (если…то) 8. Уступки 9. Следствия Потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что Чтобы, для того чтобы Как, чем, словно, будто, точно Хотя, пускай, несмотря на то что Так что

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ИХ ЗНАЧЕНИЮ

Придаточные определительные

Который, кто, что, где

Придаточные изъяснительные

Что, как, чтобы, союзные слова, частица ли

Придаточные обстоятельственные

  • Образа действия или степени
  • Места
  • Времени
  • Условия
  • Причины

Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто

Где, куда, откуда

6. Цели

7. Сравнения

Когда, пока, как только, едва, до тех пор пока

Если, когда, раз (если…то)

8. Уступки

9. Следствия

Потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что

Чтобы, для того чтобы

Как, чем, словно, будто, точно

Хотя, пускай, несмотря на то что

Так что

СТИЛИ РЕЧИ    Признаки Употребление Разговорный Обыденная речь, беседа Официально-деловой Цель Научный Форма реализации стиля Переписка учреждений с гражданами, друг с другом и др. Общение, обмен впечатлениями, мыслями Научные труды, исследовательская работа Диалог Публицистический Информация Художественный Агитационно-массовая работа Сообщение о научных результатах, их объяснение Монолог Монолог Словесно-художественное творчество Воздействие на слушателей и читателей Воздействие на читателей и слушателей с помощью созданных образов Монолог (устный или письменный) Драма, поэзия, проза

СТИЛИ РЕЧИ

Признаки

Употребление

Разговорный

Обыденная речь, беседа

Официально-деловой

Цель

Научный

Форма реализации стиля

Переписка учреждений с гражданами, друг с другом и др.

Общение, обмен впечатлениями, мыслями

Научные труды, исследовательская работа

Диалог

Публицистический

Информация

Художественный

Агитационно-массовая работа

Сообщение о научных результатах, их объяснение

Монолог

Монолог

Словесно-художественное творчество

Воздействие на слушателей и читателей

Воздействие на читателей и слушателей с помощью созданных образов

Монолог (устный или письменный)

Драма, поэзия, проза

ТИПЫ РЕЧИ    Описание Рассуждение Повествование - описание признаков человека, явлений, предметов, животных; - описание событий в определенной последовательности; - утверждается или отрицается какое-то явление, событие, понятие и др. - разговорный и художественный стили; - научный стиль и его разновидности; - описание в любом стиле; - описание явления, предмета и др. - рассуждение по плану: тезис, аргументы (доказательства), вывод. - повествование по схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. может быть в начале текста, в середине и заканчиваться им.

ТИПЫ РЕЧИ

Описание

Рассуждение

Повествование

- описание признаков человека, явлений, предметов, животных;

- описание событий в определенной последовательности;

- утверждается или отрицается какое-то явление, событие, понятие и др.

- разговорный и художественный стили;

- научный стиль и его разновидности;

- описание в любом стиле;

- описание явления, предмета и др.

- рассуждение по плану: тезис, аргументы (доказательства), вывод.

- повествование по схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

может быть в начале текста, в середине и заканчиваться им.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА    КАТ№1 Старый дуб весь пр..ображе(н, нн)ый раскинувшись шатром сочной темной зел..н.. млел чуть колыхаясь в лучах в..черн.. солнца. (Ни, не) корявых пальц..в, (не, ни) б..лячек (не, ни) старого горя и (не)доверия (не, ни)чего (не)было видно. Скво..ь жестк.. кору пробились без сучков соч(?)ные м..лодые листья так что верить нельзя было что это старик произвел их. Да это тот самый дуб подумал князь Андрей и на него вдруг нашло бе..причи(н, нн).. весе(н, нн).. чу(?)ство радост.. и обн..вления. Все лучш.. минуты его жизн.. вдруг в одно и то(же) время вспомнились ему. (Л. То л с то и.) 1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препина­ния. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Про­читайте. 2. Определите стиль и тип речи. 3. Подберите к тексту заголовок. 4. Какие изобразительные средства языка использовал автор? 5. Составьте схему второго предложения. 6. Укажите по одному словосочетанию с разными видами связи. 7 Объясните употребление не—ни и и—ни.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА

КАТ№1

Старый дуб весь пр..ображе(н, нн)ый раскинувшись шатром сочной темной зел..н.. млел чуть колыхаясь в лучах в..черн.. солнца. (Ни, не) корявых пальц..в, (не, ни) б..лячек (не, ни) старого горя и (не)доверия (не, ни)чего (не)было видно. Скво..ь жестк.. кору пробились без сучков соч(?)ные м..лодые листья так что верить нельзя было что это старик произвел их. Да это тот самый дуб подумал князь Андрей и на него вдруг нашло бе..причи(н, нн).. весе(н, нн).. чу(?)ство радост.. и обн..вления. Все лучш.. минуты его жизн.. вдруг в одно и то(же) время вспомнились ему.

(Л. То л с то и.)

1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препина­ния. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Про­читайте.

2. Определите стиль и тип речи.

3. Подберите к тексту заголовок.

4. Какие изобразительные средства языка использовал автор?

5. Составьте схему второго предложения.

6. Укажите по одному словосочетанию с разными видами связи.

7 Объясните употребление не—ни и и—ни.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА

КАТ№:2

Город к..зался вым..ршим пусты(н, нн)ые улицы зам..ло снегом хо­лодные гр..мады домов з..яли ранами бе..жизне(н, нн)о повисли сорва(н, нн)ые провода троллейбусы (на)мертво вмерзли в сугробы.

Но ране(н, нн)ый измуче(н, нн)ый город продолжал жить творче­ской жизнью в ос..жде(н, нн)ом городе Шостакович написал свою зна­менитую симфонию назва(н, нн)ую Ленинградской в подвалах Эрмита­жа работали прославле(н, нн)ые художники архитекторы ученые отк..завшиеся (не)смотря на преклонный возр..ст и гаснущее здоровье уехать из Ленинграда. Билибин замечательный художник (сказочник) до последнего своего дня он умер в феврале 1942 года работал над обр..зами были(н, нн)ых русских б..гатырей. На все предложения уехать старый художник (не, ни)изме(н, нн)о отвечал Из ос..жде(н, нн)ой кре-пост.. (не, ни) бегут а обор..няю(тся, ться).

(По И. Никифоровскои.)

1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препина­ния. Приготовьтесь к выразительному чтению текста. Прочитайте.

2. Укажите стиль речи, обоснуйте ответ.

3. Подберите к тексту заголовок, отражающий его основную мысль.

4. Какие типы речи сочетаются в тексте?

5. Найдите предложение с составным именным сказуемым. Укажите, чем оно выражено

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА

КАТ №3

Бодро хорошо идти по земле ра..ним утром. Воздух еще (не)ставший знойным пр..ятно осв..жает гортань и грудь. Солнце еще (не)вошедшее в силу гре..т бережно и ласко..о. Под косыми лучами утре..него света все кажется рельефнее выпуклее ярче и мостик через канаву и деревья подножия которых еще затопле. .ны тенью а верхушки важно поблеск..вают румя..ные и яркие. Даже (не)большие (не)ровности по до­роге и по сторонам ее бросают свои маленькие тени чего уж., (не)будет в (пол)день.

В лесу то и дело поп..дают..ся болотца черные и глянцевитые. Тем зеленее трава растущая возле них. Иногда из глубины леса прибежит ручеек. Он пересекает дорогу и торопливо скрывается в лесу. А в одном месте к нашим ногам выполз из лесного мрака словно гиган..ский удав сочный пышный (не)стерпимо яркий поток мха. В середине его почти (не)естестве..ной зелени струился кофейно(коричневый) ручеек.

(В. Солоухин.)

1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препина­ния. Выразительно прочитайте текст.

2. Укажите ключевые слова текста. Как это связано с типом речи? Определите его.

3. Озаглавьте текст. Укажите средства выразительности язы­ка, использованные в нем.

4. Используя примеры из текста, расскажите об обособлении определений.

5. Объясните постановку знаков препинания в предложениях текста.

6. На примере слов из текста расскажите о написании не с различными частями речи.

Автор презентации Денисова Лидия Павловна МОУ СОШ № 81 им. Героя Советского Союза генерала Д.М. Карбышева Ульяновск, 2016

Автор презентации

Денисова Лидия Павловна

МОУ СОШ № 81

им. Героя Советского Союза генерала

Д.М. Карбышева

Ульяновск, 2016


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация для урока-закрепления правил орфографии

Автор: Денисова Лидия Павловна

Дата: 27.10.2016

Номер свидетельства: 352797


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства