kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для урока русского языка"Имя существительное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

проверка усвоения материала. обобщение и систематизация

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока русского языка"Имя существительное"»

ОТКРЫТЫЙ УРОК по русскому языку 3 класс

Учитель начальных классов Куринная Елизавета Федоровна

Тема урока: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Цели: дать более глубокое представление об имени существительном как части речи; отрабатывать умения находить существительные в тексте; формировать грамматическое понятие «имя существительное»; развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость.

Оборудование:  карточки со словами: изображение дома с фундаментом; 4 этажа с фундаментом и крышей для постройки дома имени существительного; смайлики (грустный, веселый).

Ход урока:

I. Оргмомент

-Подравняйтесь. Проверьте свои рабочие места, в порядке ли они?

- Всё ли для урока у вас имеется?

-Обратите внимание у вас у каждого на парте есть по 2 смайлика(веселый, грустный).

Это смайлик «Настроение» .

- Поднимите, пожалуйста ту карточку, которая соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке. (поднимают смайлик) - Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, к концу урока хорошее настроение будет у всех, а теперь мы с вами приступаем к уроку

-Запишите число, классная работа.

Минута каллиграфии

Сообщение темы и цели урока; Словарная работа.

на доске:  М..рковь, в..робей, дев..чка, к..ньки, м..шина, ж..лтый, уч..ник, к..рабль, п..тух.(на какой вопрос отвечает)

- прочитайте слова.

- Что общего? (это всё словарные слова) Вставляем по ходу пропущенные буквы.

- Кто догадался, какое слово отличается от других и чем? (жёлтый, т.к. это прилагательное, а все остальные слова- имена существительные)

(убираем слово «жёлтый»)

- Кто сможет сказать тему урока? (тема урока – имена существительные) Слайд 1,

- Итак, сегодня мы с вами обобщим знания об имени существительном и сделаем некоторые выводы.

- А что вы уже знаете об этой части речи? (Имя существительное – это часть речи,Слайд2 которая отвечает на вопросы кто? или что? Слайд 3,4

и обозначает предмет) Слайд 5

- У каждого слова своя работа, одни, называют предмет, другие – их признаки, третьи – действия. Имя существительное – всё то, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. А все части речи живут в большой стране. У каждой части речи (а какие части речи вы знаете?....) Слайд7 есть свой дом. И вот сегодня мы будем строить такой дом для имени существительного.

IV. Работа по теме.

- У каждого дома есть фундамент, основание (показываю рисунок с изображением дома на фундаменте).

И в нашем доме ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ является фундаментом. (вывешиваю на доску)

- Для того, чтобы построить первый этаж дома, у вас на листочках написаны слова. На какие 2 группы их можно разделить? (слова, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?; Слайд 8одушевлённые и неодушевлённые) Слайд 9

- Это и будет первым этажом для дома имени существительного (прикрепить на доске первый этаж)

Итак, немного Сведений из истории.

– Слова – существительные делятся на два больших разряда: одушевленные и неодушевленные.

– Почему одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО?

(Обозначают живых существ).

– Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос ЧТО? ведь из урока окружающего мира мы знаем, что это – живая природа?!

Ответ на этот вопрос следует искать в глубокой древности.

Наши далекие предки считали живым только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигались, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой с точки зрения биологии - науки о живом) оказался в языке неодушевленным.

– Итак, запишите в тетрадь получившиеся группы и мы будем учиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. На доске слова, которые нужно распределить на одушевленные и неодушевленные имена существительные. Будете работать в группах.

 -Давайте запишем данные слова в два столбика. В левый – неодушевлённые существительные, в правый – одушевлённые. Шофер, плакат, катер, трактор, ученик, сахар, учительница, юноша. Слайд 10

- А теперь посмотрите, как с этим заданием справился лучше Слайд11

Следующее наше задание (Игра на внимание: «Хлопок - молчок») Слайд 12

Девочки хлопают( по 1 разу на нужное слово) услышав одушевлённое имя сущ.; мальчики – неодушевлённое.

Девочки (одушевленные)

Мальчики( неодушевленные)

Кот,

Дом

ворона,

окно,

карась

лопата

дятел,

книга,

гусь,

мяч

муха,

стучит, 

доктор, 

платок,

красный.

гвоздь,


гром


- Сейчас будем строить второй этаж для дома имени существительного. Мы знаем, что имя существительное – это(дети говорят) часть речи, которая обозначает предмет. Слайд 13

- также мы знаем что имена существительные бывают Собственные и Нарицательные

- Сейчас и разберёмся в этом вопросе.

Я буду называть слова, а вы должны назвать их одним словом:

Иванов, Петров, Сидоров…. ФАМИЛИИ

Катя, Надя, Инна, Даша …Имена

Жучка, Галка, Милка, Машка… клички животных

Донецк, Ростов, Киев….Города

Россия, Украина, Польша, Германия….Название стран

Значит вспомним что обозначает Имя собственное ( Ответ детей: Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, рек)

Слайд 14

Слово «соб­ствен­ный» также об­ра­зо­ва­лось от ста­ро­сла­вян­ско­го слова и озна­ча­ет «лич­ное, себе при­над­ле­жа­щее».

Имя соб­ствен­ное – это имя, ко­то­рым на­зы­ва­ют пред­мет, чтобы от­ли­чить его от дру­го­го од­но­род­но­го пред­ме­та.

Соб­ствен­ные имена су­ще­стви­тель­ные – это на­зва­ния от­дель­ных лиц, еди­нич­ных пред­ме­тов.

На­при­мер, мы го­во­рим «уче­ник» и по­ни­ма­ем, о чём идет речь.

Имена соб­ствен­ные таким свой­ством не об­ла­да­ют.

К име­нам соб­ствен­ным от­но­сят­ся:

• Фа­ми­лии, имена, от­че­ства людей, а также клич­ки жи­вот­ных.

• Гео­гра­фи­че­ские на­зва­ния

• На­зва­ния газет, жур­на­лов.

Чтобы вы­де­лить на пись­ме имена соб­ствен­ные, их при­ня­то пи­сать с за­глав­ной буквы.

 Нарицательные имена – это все остальные имена существительные)

Имена на­ри­ца­тель­ные

В рус­ском языке по зна­че­нию имена су­ще­стви­тель­ные де­лят­ся на соб­ствен­ные и на­ри­ца­тель­ные.

Слово «на­ри­ца­тель­ное» об­ра­зо­вал­ся от ста­ро­сла­вян­ско­го слова и озна­ча­ет «го­во­рить».

На­ри­ца­тель­ные имена су­ще­стви­тель­ные – это общее на­зва­ние для всех од­но­род­ных пред­ме­тов и яв­ле­ний.

  Выпишите в левую колонку имена собственные, а в Правую – нарицательные. Будьте внимательны! Слайд 15

Проверим правильно ли сделали наши группы Слайд 16

Ярославль, город, Днепр, река, Байкал, озеро, Максим Горький, писатель, собака, Жучка.


Рас­смот­рим кар­тин­ки. На­зо­вём пред­ме­ты. Опре­де­лим, соб­ствен­ное или на­ри­ца­тель­ное су­ще­стви­тель­ное. Слайд 17

Рис. 1.собственное

Рис. 2. нарицательная

Рис. 3. собственная

Рис. 4. нарицательное

Рис. 5. собственное

Рис. 6. собственное

Про­ве­рим, что по­лу­чи­лось.

- Молодцы справились с заданием (вывешиваю второй этаж дома)

Перед тем, как построить следующий этаж, отдохнём.

ФИЗМИНУТКА  слайд 18

- Сейчас будем строить следующий этаж для дома имени существительного

Мы знаем и помним что имена существительные изменяются по числам

-А какие бывают числа( ответ детей: единственное и множественное)

-Единственное число Обозначает один предмет. Например: Кто? Конь Что? цветок )

-Множественное число Обозначает несколько предметов. Например:

Кто? Кони Что? цветы) Слайд 19

-Подумай и угадай Слайд 20, 21,22,23.

- Молодцы ребята справились с заданием.


ВЫВОД: Имена существительные могут быть в предложении как единственным числом так и множественным, (вывешивается третий этаж ).

- В доме для имени существительного есть ещё четвертый этаж, но мы его сможем построить немного позже, изучив нужные для этого темы. (вывешиваю пустой этаж и крышу дома).

Итог:

Давайте обобщим наши сегодняшние полученные знания по этажам. (ученик делает вывод с помощью дома)

Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными,

-Собственные и нарицательные

-единственного и множественного числа

А теперь вернемся к смайликам «Настроение» .

- Поднимите, пожалуйста ту карточку, которая соответствует вашему настроению к концу урока . (поднимают смайлик) - Я рада, что у большинства из вас осталось хорошее настроение.




Спасибо за внимание! Молодцы! Слайд 24


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация для урока русского языка"Имя существительное"

Автор: Елизавета Федоровна Куринная

Дата: 01.02.2017

Номер свидетельства: 386681


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства