Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока русского языка"Имя существительное"»
ОТКРЫТЫЙ УРОКпо русскому языку3 класс
Учитель начальных классов Куринная Елизавета Федоровна
Тема урока:ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Цели: дать более глубокое представление об имени существительном как части речи; отрабатывать умения находить существительные в тексте; формировать грамматическое понятие «имя существительное»; развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость.
Оборудование: карточки со словами: изображение дома с фундаментом; 4 этажа с фундаментом и крышей для постройки дома имени существительного; смайлики (грустный, веселый).
Ход урока:
I. Оргмомент
-Подравняйтесь. Проверьте свои рабочие места, в порядке ли они?
- Всё ли для урока у вас имеется?
-Обратите внимание у вас у каждого на парте есть по 2 смайлика(веселый, грустный).
Это смайлик «Настроение» .
- Поднимите, пожалуйста ту карточку, которая соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке. (поднимают смайлик) - Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, к концу урока хорошее настроение будет у всех, а теперь мы с вами приступаем к уроку
-Запишите число, классная работа.
Минута каллиграфии
Сообщение темы и цели урока; Словарная работа.
на доске:М..рковь, в..робей, дев..чка, к..ньки, м..шина, ж..лтый, уч..ник, к..рабль, п..тух.(на какой вопрос отвечает)
- прочитайте слова.
- Что общего? (это всё словарные слова) Вставляем по ходу пропущенные буквы.
- Кто догадался, какое слово отличается от других и чем? (жёлтый, т.к. это прилагательное, а все остальные слова- имена существительные)
(убираем слово «жёлтый»)
- Кто сможет сказать тему урока? (тема урока – имена существительные) Слайд 1,
- Итак, сегодня мы с вами обобщим знания об имени существительном и сделаем некоторые выводы.
- А что вы уже знаете об этой части речи? (Имя существительное – это часть речи,Слайд2 которая отвечает на вопросы кто? или что? Слайд 3,4
и обозначает предмет) Слайд 5
- У каждого слова своя работа, одни, называют предмет, другие – их признаки, третьи – действия. Имя существительное – всё то, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. А все части речи живут в большой стране. У каждой части речи (а какие части речи вы знаете?....) Слайд7 есть свой дом. И вот сегодня мы будем строить такой дом для имени существительного.
IV. Работа по теме.
- У каждого дома есть фундамент, основание (показываю рисунок с изображением дома на фундаменте).
И в нашем доме ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ является фундаментом. (вывешиваю на доску)
- Для того, чтобы построить первый этаж дома, у вас на листочках написаны слова. На какие 2 группы их можно разделить? (слова, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?; Слайд 8одушевлённые и неодушевлённые) Слайд 9
- Это и будет первым этажом для дома имени существительного (прикрепить на доске первый этаж)
Итак, немного Сведений из истории.
– Слова – существительные делятся на два больших разряда: одушевленные и неодушевленные.
– Почему одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО?
(Обозначают живых существ).
– Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос ЧТО? ведь из урока окружающего мира мы знаем, что это – живая природа?!
Ответ на этот вопрос следует искать в глубокой древности.
Наши далекие предки считали живым только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигались, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой с точки зрения биологии - науки о живом) оказался в языке неодушевленным.
– Итак, запишите в тетрадь получившиеся группы и мы будем учиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. На доске слова, которые нужно распределить на одушевленные и неодушевленные имена существительные. Будете работать в группах.
-Давайте запишем данные слова в два столбика. В левый – неодушевлённые существительные, в правый – одушевлённые.Шофер, плакат, катер, трактор, ученик, сахар, учительница, юноша. Слайд 10
- А теперь посмотрите, как с этим заданием справился лучше Слайд11
Девочки хлопают( по 1 разу на нужное слово) услышав одушевлённое имя сущ.; мальчики – неодушевлённое.
Девочки (одушевленные)
Мальчики( неодушевленные)
Кот,
Дом
ворона,
окно,
карась
лопата
дятел,
книга,
гусь,
мяч
муха,
стучит,
доктор,
платок,
красный.
гвоздь,
гром
- Сейчас будем строить второй этаж для дома имени существительного. Мы знаем, что имя существительное – это(дети говорят) часть речи, которая обозначает предмет. Слайд 13
- также мы знаем что имена существительные бывают Собственные и Нарицательные
- Сейчас и разберёмся в этом вопросе.
Я буду называть слова, а вы должны назвать их одним словом:
Иванов, Петров, Сидоров…. ФАМИЛИИ
Катя, Надя, Инна, Даша …Имена
Жучка, Галка, Милка, Машка… клички животных
Донецк, Ростов, Киев….Города
Россия, Украина, Польша, Германия….Название стран
Значит вспомним что обозначает Имя собственное ( Ответ детей: Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, рек)
Слайд 14
Слово «собственный» также образовалось от старославянского слова и означает «личное, себе принадлежащее».
Имя собственное – это имя, которым называют предмет, чтобы отличить его от другого однородного предмета.
Собственные имена существительные – это названия отдельных лиц, единичных предметов.
Например, мы говорим «ученик» и понимаем, о чём идет речь.
Имена собственные таким свойством не обладают.
К именам собственным относятся:
• Фамилии, имена, отчества людей, а также клички животных.
• Географические названия
• Названия газет, журналов.
Чтобы выделить на письме имена собственные, их принято писать с заглавной буквы.
Нарицательные имена – это все остальные имена существительные)
Имена нарицательные
В русском языке по значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные.
Слово «нарицательное» образовался от старославянского слова и означает «говорить».
Нарицательные имена существительные – это общее название для всех однородных предметов и явлений.
Выпишите в левую колонку имена собственные, а в Правую – нарицательные. Будьте внимательны! Слайд 15
Проверим правильно ли сделали наши группы Слайд 16
Ярославль, город, Днепр, река, Байкал, озеро, Максим Горький, писатель, собака, Жучка.
- Молодцы справились с заданием (вывешиваю второй этаж дома)
Перед тем, как построить следующий этаж, отдохнём.
ФИЗМИНУТКА слайд 18
- Сейчас будем строить следующий этаж для дома имени существительного
Мы знаем и помним что имена существительные изменяются по числам
-А какие бывают числа( ответ детей: единственное и множественное)
-Единственное число Обозначает один предмет. Например: Кто? Конь Что? цветок )
-Множественное число Обозначает несколько предметов. Например:
Кто? Кони Что? цветы) Слайд 19
-Подумай и угадай Слайд 20, 21,22,23.
- Молодцы ребята справились с заданием.
ВЫВОД: Имена существительные могут быть в предложении как единственным числом так и множественным, (вывешивается третий этаж ).
- В доме для имени существительного есть ещё четвертый этаж, но мы его сможем построить немного позже, изучив нужные для этого темы. (вывешиваю пустой этаж и крышу дома).
Итог:
Давайте обобщим наши сегодняшние полученные знания по этажам. (ученик делает вывод с помощью дома)
Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными,
-Собственные и нарицательные
-единственного и множественного числа
А теперь вернемся к смайликам «Настроение» .
- Поднимите, пожалуйста ту карточку, которая соответствует вашему настроению к концу урока . (поднимают смайлик) - Я рада, что у большинства из вас осталось хорошее настроение.