 
Обособленные обстоятельства 
Урок русского языка 8 класс МАОУ «СОШ №7 Мосалёва Антонина Васильевна» 
     
О чём стихотворение?  Какое настроение создаёт автор? 
 Зелень на деревьях –  Первые листочки.  И на всех газонах –  Жёлтые цветочки.  Уличная серость  Солнышком согрета,  Свежестью залита,  Ярким майским цветом.  В голубом раздолье  Щебет не смолкает,  Пятнышком весёлым  Бабочка порхает. 
     
Анализ предложений 
- Листья, распускаясь, шепчутся, радуясь теплу. 
- Вопреки предсказанию, май будет теплый. 
 
Анализ предложений 
- Читать лежа вредно. Они слушали его рассказ затаив дыхание. 
 
Сделаем вывод! 
Обособляются 
Не обособляются 
Деепричастные обороты и одиночные деепричастия 
 
Фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия 
С предлогом несмотря на 
 
 
Наречия стоя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя и др. 
С производными предлогами благодаря, вопреки и т.д. 
 
 
     
Лодорский водопад 
Кипя, 
Шипя, 
Журча, 
Ворча, 
Струясь, 
Крутясь, 
Сливаясь, 
Вздымаясь, 
Вздуваясь, 
Мелькая, шурша, 
Резвясь и спеша, - В чём особенность стихотворения? 
 Скользя, обнимаясь, 
Делясь и встречаясь, 
Ласкаясь, бунтуя, летя, 
Играя, дробясь, шелестя, 
Блистая, взлетая, шатаясь, 
Сплетаясь, звеня, клокоча, 
Морщинясь, волнуясь, катаясь, 
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, 
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, 
Дрожа, разливаясь, стремясь, вырастая, 
Вперед и вперед убегая в свободном задоре- 
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!    Роберт Саути. 
     
Составьте простое предложение с обособленным обстоятельством 
1) Цвели фруктовые деревья. Они наполняли воздух пьянящим ароматом. 
2)  Горячим пламенем горел костёр. Бросал в темноту скупые блики света. 
3) Было раннее утро. На улице было многолюдно. 
     
В 4. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным нераспространённым обстоятельством. 
- (1) Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. (2) Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (3) В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста. 
 
В 4. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.  
- (1)В тот вечер мы играли в рыцарей. (2)У нас были деревянные мечи и щиты, вырезанные из фанеры. (3)В нашей армии было пять человек, а у противников – шесть. (4)Поэтому договорились, что мы будем укрываться в засадах, прятаться на местности, так как преимущество всегда на стороне тех, кто прячется. (5)По сигналу мы разбежались. (6)Я хорошо знал местность и сразу кинулся в заросший лопухами проход между глухой стеной двухэтажного дома и высоким сараем, из-под крашеной крыши которого торчала толстая жердь. (7)Я взобрался на крышу по рассохшимся от старости брёвнам, ухватился за жердь и повис, ожидая рыцарей чужой армии 
 
В 4. Среди предложений 22-28 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. 
- ( 22)Прошло несколько дней. (23)Укрывшись с головой одеялом, Сережка прислушивался к разговору родителей. 
- - (24)Как ты думаешь, куда он мог деться? 
- - (25)Ну что я могу думать, - усмехнулся отец. – (26)Может, пошел кот погулять, вот и все. (27)А может, украл кто. (28) Есть такие подлецы. 
 
 В 4. Среди предложений 48-52 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.   
- (48) Те несколько минут, которые пришлось прождать в передней, были слишком коротки, чтобы я успела удрать, да и перед нянькой было неловко. (49) Помню, мимо меня прошла полная барышня, что-то напевая. (50) Это меня окончательно смутило. (51) Идёт так просто, да ещё напевает и не боится. (52) Я думала, что в доме Толстого все ходят на цыпочках и говорят шёпотом. 
 
В 4. Среди предложений 5-12 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. 
- (5) Преступление мое было тяжким. (6) Я посмел писать «вечным пером», а это было строго-настрого запрещено. (7) Потому что авторучки портят почерк. (8) «Вечные перья» тогда были редкостью и стоили дорого. (9) Но я добыл его себе сам, изготовив из обломков трех или четырех сломанных. (10) Правда, иногда с пера соскакивали огромные кляксы, но зато не надо было макать в чернильницу. (11) И чернила в него заправлялись не фиолетовые, а голубые. (12) Оно вызывало всеобщую зависть, и мне уже предлагали обменять его на перочинный нож с шестью лезвиями. 
 
 В 4. Среди предложений 11-15 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.   
- (11) И зачем заставлять людей заниматься тем, что им никогда в жизни не пригодится, что им неприятно и даже противно?! (12) Понять не могу. (13) Когда кто-нибудь входит в комнату, Лева не прекращает играть, словно ничего не замечая, а мы вынуждены ходить на цыпочках. (14) Но вчера я не выдержала и сказала:  - (15) Прости меня, Лева, но есть важная новость: тебя просят выступить у нас в школе на новогоднем вечере . 
 
Рефлексия 
- 1. Я хорошо закрепил материал.   2. У меня есть проблемы. (Указать)   3. Какое задание на уроке было самым интересным? 
- 4. Что показалось трудным? 
 
Домашнее задание: 
 
 
 
 
 «4» - выписать из текста худ.произведения 5 предложений с обособленными обстоятельствами 
 «5» - написать миниатюру «Весна», используя предложения с обособленными обстоятельствами. 
Домашнее задание: