Современная лингводидактика утверждает, что текст выступает и как ведущее средство и цель обучения русскому языку. Кроме того, текст позволяет реализовать коммуникативную, образовательную и воспитательную цели обучения в их комплексе.
Именно поэтому представляется актуальным введение спецкурса «Текстоведение».
Предлагаемый спецкурс направлен на формирование коммуникативной компетенции учащихся уже с 5 класса.
Составители спецкурса разработали систему занятий по текстоведению, каждое из которых включает теоретические сведения о ключевых понятиях темы и практические задания, формирующие умения учащихся самостоятельно работать с готовым текстом, а также создавать свой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе».
5
Точность и логичность речи.
6
Письменный рассказ текста «Опасный дом».
7
Структура текста: зачин, главная часть, концовка.
8
Сочинение-миниатюра по зачину и концовке.
Календарно-тематическое планирование
9
Параллельное и последовательное раскрытие темы.
10
Практическое занятие по теме «Параллельное и последовательное раскрытие темы».
11
Особенности и нормы устной речи.
12
Особенности и нормы устной речи.
13
Практическое занятие по теме « Устная речь».
14
Комплексный анализ отрывка из повести И.С.Тургенева «Лес и степь».
15
Языковые средства выразительности речи.
16
Фонетические средства выразительности речи.
17
Практическое занятие по теме «Фонетические средства выразительности речи».
18
Словообразовательные средства выразительности речи.
19
Практическое занятие по теме «Словообразовательные средства выразительности речи».
20
Лексические средства выразительности речи.
21
Практическое занятие по теме «Лексические средства выразительности речи».
Календарно-тематическое планирование
23
Морфологические средства выразительности речи.
24
Практическое занятие по теме «Морфологические средства выразительности речи».
25
Синтаксические средства выразительности речи.
26
Практическое занятие по теме «Синтаксические средства выразительности речи».
27
28
Пунктуационные средства выразительности речи.
Практическое занятие по теме «Пунктуационные средства выразительности речи».
29
Правильность речи.
30
Рассуждение как тип речи.
31
Практическое занятие по теме «Рассуждение как тип речи».
32
Сочинение – рассуждение по пословице.
33
Словари русского языка. Словообразовательный словарь. Словарь ударений.
34
Занимательная олимпиада.
Занятие № 5.Тема: «Лексические средства выразительности речи».
Обратите внимание!
Одно из главных средств выразительности речи – употребление тропов – оборотов речи, которые имеют переносное значение. Благодаря тропам речь становится яркой, убедительной, красочной, образной.
Использование тропов дает возможность кратко, емко, одним словом нарисовать целую картину и передать настроение.
К тропам относятся сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения и др.
Сравнение – определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим: великолепными коврами , блестя на солнце, снег лежит…
Эпитет – поэтическое, образное определение предмета или явления. Если мы скажем, что день солнечный (пасмурный, ветреный ), это будут обычные логические определения, которые выделяют данный предмет из многих, но если подберем определение, имеющее переносное значение, получим эпитет: день чудесный (безрадостный, замечательный , чарующий) . Эпитет обычно выражается именем прилагательным: бархатныеслова, но может выражаться и наречием, числительным, глаголом, существительным : ночевала тучказолотаяна груди утеса-великана.
Метафора– вид иносказания, перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков, скрытое сравнение, в котором отсутствует сравнительный оборот; сыплет черемуха снегом: употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений: костер рябины красной; но остался след вморщинестарого утеса…
Выделяют следующие виды метафоры:
- олицетворение («вода бежит»);
- овеществление («стальные нервы»);
- отвлечение (поле деятельности») и др.
Занятие № 5.Тема: «Лексические средства выразительности речи».
Олицетворение– особый вид метафоры, изобразительное средство речи, заключающееся в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ: солнце спит, береза плачет; вечор, ты помнишь, вьюгазлилась, на мутном небе мгланосилась…
Метонимия– вид тропа, оборот речи, замена одного слова другим, смежным по значению: перенесение содержимого на содержащее, замена названия произведения именем автора: недаром помнит всяРоссияпро день Бородина; ятри тарелкисъел;Белинского и Гоголяс базара понесут…
Синекдоха– (разновидность метонимии) – перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений (часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множественного): белеетпарусодинокий; мы все глядим вНаполеоны;отсель грозить мы будемшведу…
Гипербола– художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления: всто сорок солнцзакат сиял…
Ирония– отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Говорится прямо противоположное тому, что подразумевается: откуда,умная, бредешь ты, голова? (об осле).
Перифраз – замена собственного имени или названия описательным выражением: погиб поэт,невольник чести…;друзья Людмилы и Руслана!(вместо:читатели).
Оксюморон– сочетание противоположных по смыслу определений, понятий: «живой труп», «убогая роскошь наряда», «худой мир лучше доброй ссоры».
Практическоезанятие № 1
1. Прочитайте начало стихотворения С.Есенина. Какая картина рисуется в вашем воображении при чтении первых двух строчек? Опишите ее. Расскажите об олицетворении природы в этих двух строках.
Месяц рогом облако бодает,
В голубой купается пыли.
В эту ночь никто не отгадает,
Отчего кричали журавли.
2. Прочитайте отрывки из стихотворений, ответьте на вопросы:
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака. (С Есенин).
Вопрос: какая картина рисуется в изображении при чтении слов поет зима ? Опишите эту картину. Выпишите эпитеты (вместе с существительными). Все ли они употреблены в переносном значении?
Весело сияет
Месяц над селом;
Белый свет сверкает
Синим огоньком. (И.Никитин).
**************
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят… (Н.Некрасов).
Вопрос: какие картины видятся вам за сравнениями: сверкает огоньком (у И.Никитина) и как молоком облитые (у Н. Некрасова). Опишите эти картины. Расскажите о двух способах выражения сравнения.
3. Какими языковыми средствами могут быть выражены сравнения? Найдите соответствующие примеры – ответ на этот вопрос в предыдущем упражнении. Прочитайте данные ниже предложения. Обратите внимание на сравнения (они заключены в скобки). Замените их другим средством выражения сравнения. Что у вас получилось?
(Как цветной чистый ковер) расстилаются под деревьями опавшие листья. Бесконечная дорога убегает (как лента) вдоль. (Как колесо) за сини горы солнце ясное скатилось. Лист опавший по ветру несется, по дороге движется (как пешеход).
4. Прочитайте выразительно стихотворение Н.Некрасова. Каким настроением оно проникнуто? Проанализируйте образную систему стихотворения, то есть объясните все тропы.
Идет-гудет Зеленый шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…
5. СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ. ВНИМАТЕЛЬНО РАССМОТРИТЕ РЕПРОДУКЦИЮ КАРТИНЫ АРКАДИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА РЫЛОВА (1870 – 1939) «ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ» (1904). О РАБОТЕ НАД ЭТОЙ КАРТИНОЙ ХУДОЖНИК ВСПОМИНАЕТ: «Я ОЧЕНЬ МНОГО ТРУДИЛСЯ НАД ЭТИМ МОТИВОМ, СТАРАЯСЬ ПЕРЕДАТЬ ОЩУЩЕНИЕ ОТ ВЕСЕННЕГО ШУМА БЕРЕЗ, ОТ ШИРОКОГО ПРОСТОРА РЕКИ. ЖИЛ Я ЛЕТОМ НА КРУТОМ ВЫСОКОМ БЕРЕГУ ВЯТКИ, ПОД ОКНОМ ШУМЕЛИ БЕРЕЗЫ ЦЕЛЫМИ ДНЯМИ, ЗАТИХАЯ ТОЛЬКО К ВЕЧЕРУ; ПРОТЕКАЛА ШИРОКАЯ РЕКА; ВИДНЕЛИСЬ ДАЛИ С ОЗЕРАМИ И ЛЕСАМИ… КОГДА Я ПРИЕХАЛ В ПЕТЕРБУРГ, ТО В УШАХ У МЕНЯ ОСТАЛСЯ ЭТОТ «ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ». РАССКАЗЫВАЮТ, ЧТО, УВИДЕВ ЭТУ КАРТИНУ, ОДИН ЗНАТОК ЖИВОПИСИ В ВОСТОРГЕ ПРОЧИТАЛ ПЕРВЫЕ СТРОКИ ИЗВЕСТНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ Н.НЕКРАСОВА «ИДЕТ-ГУДЕТ ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ». ТАК КАРТИНА ПОЛУЧИЛА СВОЕ НАЗВАНИЕ. У ВАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ СРАВНИТЬ НАСТРОЕНИЕ, ПЕРЕДАННОЕ В СТИХОТВОРЕНИИ Н.НЕКРАСОВА И НА КАРТИНЕ А.РЫЛОВА. СВОИ НАБЛЮДЕНИЯ ИЗЛОЖИТЕ В ТЕКСТЕ СОЧИНЕНИЯ.
Сочинение по картине А.А.Рылова «Зеленый шум».
6. Прочитайте стихотворение В.Солоухина «Цветы», где он признается в любви к скромному луговому цветку – одуванчику. Найдите тропы (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения), в которых отражается отношение автора к описываемому предмету. Найдите в стихотворении наиболее яркое сравнение (чему уподобляет автор цветок одуванчика?). Найдите также наиболее выразительный глагол, олицетворяющий цветок. Расскажите, что «видится» вам за этими словами и какие чувства возникают у вас.
ОН ЛЮБИТ ЭТОТ ЦВЕТОК…ЗА ТО, ВО-ПЕРВЫХ, ЧТО ВПОЛНЕ ПОДОБЕН СОЛНЦУ,КАК БУДТО СОЛНЦЕ ЧЕТКО ОТРАЗИЛОСЬВ БЕСЧИСЛЕННЫХ ОСКОЛОЧКАХ ЗЕРКАЛЬНЫХ,РАЗБРОСАННЫХ ПО ЛАСКОВОЙ ТРАВЕ.НО МОЖЕТ БЫТЬ, ЧТО ВОВСЕ НЕ ЗА ЭТОЛЮБЛЮ Я СКРОМНЫЙ МАЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОК,ЗА ТО ЕГО ЛЮБЛЮ, ЧТО ВЕЧНО ЖМЕТСЯ К ЛЮДЯМ.
7. СОЧИНЕНИЕ-МИНИАТЮРА. ПРИЗНАЙТЕСЬ В ЛЮБВИ К КАКОМУ-НИБУДЬ ЦВЕТКУ, ВЫЗЫВАЮЩЕГО У ВАС СИМПАТИИ, НЕЖНЫЕ ЧУВСТВА. ОПИШИТЕ ЦВЕТОК ТАК, ЧТОБЫ ЧУВСТВОВАЛАСЬ ВАША ЛЮБОВЬ. ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОЧИНЕНИЯ ДЕЙСТВУЙТЕ ПО ПЛАНУ: 1. ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЙ ЗАМЫСЕЛ.2. ОБДУМАЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ (СОСТАВЬТЕ РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ)3. НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ.4. ОТРЕДАКТИРУЙТЕ ЕГО.ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!ИНОГДА ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР И УПОТРЕБЛЕНИЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ ТАКЖЕ СЛУЖАТ СРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
Дидактические требования к тестам упражнений
Учет возрастных особенностей учащихся
Усложнение материала от класса к классу
Разные уровни усвоения содержания
Широта и многообразие тематики, ее связь с современной действительностью
Текст должен быть фактом национальной культуры, оказывать воспитательное воздействие
Язык отрывков произведений точный, образный, эмоциональный, лирический
Словари
УМК
Рецензия
«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильно само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя».