Данный материал используется при проведении урока развития речи в 6 классе. Цель - повторить типы речи, вспомнить их различия; научить написанию сочинения-рассуждения: показать структуру рассуждения; развить понятие честный поступок; формировать культуру письменной речи: выразительность речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Сочинение-рассуждение"»
Сочинение-рассуждение
6 класс
Урок развития речи
Чаплыгина Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина
Цель урока:
Повторить типы речи, вспомнить их различия;
Научить написанию сочинения-рассуждения: показать структуру рассуждения;
Развивать понятие честный поступок;
Формировать культуру письменной речи;
Мотивация учебной деятельности
Вопросы к обучающимся:
Какие три типа речи вы знаете?
2. Как различаются типы речи?
3. Что вам известно о тексте повествования?
4. Какие особенности имеет рассуждение?
Словарная работа
В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя.
Чаще всего в рассуждении используются наречия
Практическая работа
Задание. Определите, к какому типу нужно отнести данный текст?
Текст 1:
Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. Ксамым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело сто звоном: “Весна пришла!”
(А. Толстой)
Дети определяют, что это повествование, так как есть сюжет, развивается действие.
Текст 2:
На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи не растаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки.
(А. Толстой)
Это описание, так как нет движения, картина статичная, словно фотография, только словесная. Есть эпитеты, метафоры (подтверждают текстом).
Текст 3
Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!
Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод.
Давайте подумаем, из каких составных должен состоять текст типа рассуждения. (записываем)
Тезиз
Доказательство (аргументы)
Вывод
Как вы думаете, без какой части не будет текста-рассуждения? И почему?
Найдите тезис и доказательства в последнем тексте.
А сейчас обратимся к содержанию текста, лежащего у вас на столах. Прочтем его по ролям. Василий Шукшин ДЯДЯ ЕРМОЛАЙ
Какая проблема затронута в этом тексте?
К какому типу текста принадлежит текст? Обоснуйте свой ответ.
Сформулируйте тему текста.
Правильно ли поступили ребята?
Как вы считаете, всегда ли надо говорить правду? Почему?
Закрепление изученного материала
- Я предлагаю вам подискутировать на эту тему (Работа в группах и с родителями).
1-ая группа: Правду надо говорить всегда (5-7 аргументов)
2-ая не стоит всегда говорить правду (5-7 аргументов)
3-ья группа (родители): правильно ли поступили мальчики (5-7 аргументов).
Аргументы записываем в таблицу, которая у вас на партах.
Домашнее задание.
Сочинение-рассуждение. Дома вы будете рассуждать на тему честности: нужна ли она нам, для чего, что было бы, если бы люди бы всегда говорили неправду, а самое главное, подумайте над вопросом: что лучше горькая правда или сладкая ложь? Приведите аргументы и сделайте вывод.