1 вариант.
А3-1. Укажите предложение, в котором содержится сравнение.
1) Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия.
2) Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг
выпала большая белая роза.
3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.
4) Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.
А3-2. Укажите предложение, в котором содержится эпитет.
1) Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать.
2) Мы ходили с нашим учителем по городу и фотографировали все подряд при разном освещении.
3) Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования.
4) Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли плавали.
А3-3. В каком предложении средством выразительности речи является метафора?
1) Горе людское собралось сюда и слушает мою песню.
2) Очень мне жаль, что ни с улыбкой, ни без улыбки не провожала меня мать.
3) Вот так штука!
4) Рюрик, по-моему, человек неистребимый.
А3-4. Укажите предложение, в котором содержится фразеологизм.
1) Все дни он просиживал на палубе и смотрел на берега – искал места для этюдов.
2) То подслеповатая старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стертый пятак.
3) Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей.
4) То дети, подталкивая друг друга в спину, попросят, чтобы их нарисовали, потом прыснут от смеха и разбегутся в мгновение ока.
А3-5. Укажите, каким средством художественной выразительности является сочетание слов «планета по-своему реагирует» в предложении № 12: «Может быть, планета по-своему реагирует на вспышки противоречий в социальной сфере человечества?»
Сравнение.
Олицетворение.
Синекдоха.
Метафора.
А3-6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются разговорные слова.
1) У Татьяны Львовны заболел внук, она не может от него отойти, а сегодня для библиотеки привезут дрова.
2) Она просто смотрела на нас как на взрослых, и улыбка всё отчётливее проступала на лице.
3) На двери по-прежнему висел замок, а во дворе валялись брёвна, сброшенные, видно, с машины как попало.
4) А через пятнадцать минут во двор, придерживая платок, ворвалась Татьяна Львовна.
А3-7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Вода тёплая, точно подогретая.
2) Плетёные кресла удобны, в комнате тихо, уютно.
3) Особенно мне нравилось, как барон сам себя за косу из болота тащит.
4) Всё небо усеяно плевками зениток.
А3-8. В каком предложении средством выразительности речи является инверсия?
1) Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..
2) Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка, принёс его к себе и теперь воспитывает.
3) Коржиков – это новенький в нашем классе, – объяснила Таня.
4) Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса.
Ответ: ____________________________________________________
2 вариант.
А3-1. Укажите предложение, в котором содержится олицетворение.
1) Студент ушёл огорчённый.
2) Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил
этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях,
налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, – этот
удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты.
3) Недавно в Петербурге восторженный студент спросил его, в чем
тайна его музыкального гения.
4) Я сажусь за рояль, как сапожник садится тачать сапоги.
А3-2. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, используемые автором в предложениях 17-19: «(17)Небрежность? (18)Халатность? (19)Точнее, преступность поведения — и бушуют пожары на десятках и сотнях гектаров, уничтожая леса, отрывая людей от работы, заставляя расходовать огромные материальные средства для ликвидации пожаров и их последствий»?
1) градация
2) фразеологизм
3) синтаксический параллелизм
4) сравнительный оборот
А3-3. Укажите предложение, в котором содержится гипербола.
1) Звонили, наверно, раз сто!
2) …все папины товарищи по институту стали, как назло,
главными врачами, профессорами или, в крайнем случае,
кандидатами медицинских наук.
3) Неужели вы думаете, – сказал я маме и бабушке, – что, если
бы этот ваш… кандидат наук заболел гриппом, ему бы
столько звонили?
4) Больше всего мне хотелось, чтоб мама узнала, как о папе
волнуются совершенно посторонние люди, ведь ни мама, ни
бабушка не ожидали, что будет столько звонков!..
А3-4. В каком варианте ответа средством выразительности является метафора?
1) В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень.
2) А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы, виднелись пупырышки завязи будущих лапок.
3) Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял её и улыбнулся: «Вот оно в чём дело!»
4) Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня, расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и
вскармливал дитя.
А3-5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.
1) А внутри на некоторых страницах встречались следы пальцев, даже синели чернильные кляксы.
2) Анна Николаевна тогда приходила хмурая, пока флажки на Волге вдруг не зашевелились и не принялись двигаться вперёд, к границе.
3) Рассказывала, как наконец-то окружили фашистов, захватили клещами, будто ржавый гвоздь, и выдернули его.
4) Не ту, что прочитала бабушка или мама возле постели, когда, у тебя была ангина и тебе отчего-то хотелось плакать.
А3-6. Укажите предложение, в котором содержится гипербола.
1) Женщины кинулись искать припрятанную мелочь (крупных отродясь не было) и выскочили, обгоняя одна другую.
2) Продавец спрашивал просто так, от нечего делать, но мальчишка ответил серьезно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».
3) − Ассалам-алейкум, большой купец! − сказал он, щуря свои лукавые глаза.
4) − Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.
А3-7. Укажите предложение, в котором содержатся синонимы.
1) Больше всего в письме только что прибывшего из командировки Ивана мне понравились слова: «мужской разговор», и я поехал к нему прямо из школы, с портфелем.
2) Когда мы вошли в квартиру, он, бросив свое пальто на диван, потом бросил туда мою куртку и мою ушанку, начал ходить из угла в угол.
3) Разве я мог теперь упросить Ивана, уговорить?
4) Первый раз в жизни я должен был подняться к нам на третий этаж взрослым, совсем взрослым.
А3-8. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложениях 23 – 28:
– На что еще жалуешься, молодой человек?
– Хи-хи! – кашлянул Илико. – Еще он немного того... – и он выразительно покрутил пальцем у своего виска.
– Да? Ну, сколько это? – спросил врач и поднес к моему носу растопыренную пятерню.
– Семь! – сказал я и украдкой показал Илико кулак.
1) просторечные слова
2) эпитет
3) метафора
4) слова научного стиля
3 вариант
А3-1. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в
предложениях 20 – 24:
− Здравствуй! Что мы сегодня будем делать? − вопрошала она.
− Сегодня? Закончу вам прополку кукурузы, потом корову на выпас, потом сбегаю на дядину мельницу, а потом уроки, − говорил я, мешая русские и грузинские слова.
− Ну, валяй! − благословляла учительница, и я приступал к занятиям.
1) фразеологический оборот
2) эпитет
3) слова возвышенного стиля
4) гипербола
Ответ: __________________________________________________
А3-2. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в
предложениях 10 – 13:
– Моя бабушка здесь бы сказала: «Чтоб ты провалился сквозь землю, бесстыдник», – говорю я.
Я пытаюсь еще что-то сказать про бабушку – Мери смеется, закрывает мне рот рукой: не мешай, мол. Потом я читаю свои стихи, которые, хотя их и нет в программе, я обязательно прочту на экзамене, а сейчас хочу прочесть Мери:
Через тысячу лет я тебя призываю: иди!
1) эпитет
2) неологизм
3) фразеологизм
4) слова разговорного стиля
Ответ __________________________________________
А3-3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в
предложениях 1 – 4:
Как-то я возвращался из школы. Ягоды колхозного винограда призывно поглядывали на меня сквозь листву деревьев, но я терпел.
Сил хватило ненадолго, я повесил сумку на сук, быстро очутился на дереве, на самой верхушке, и принялся за виноград.
– Эй, кто это расхищает колхозное добро?! – раздался вдруг грозный окрик.
1) синонимы
2) олицетворение
3) гипербола
4) слова научного стиля
Ответ: ____________________________________________________
А3-4. Прочитайте предложения 22—28. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях для того, чтобы акцентировать внимание читателя на внутренней сущности Ленки?
— (22)Вот именно, — обрадовался Николай Николаевич. — (23)Ну, улыбнись, улыбнись!.. (24)Улыбка многое говорит о человеке, а ты замечательно улыбаешься!
(25)Ленка застенчиво улыбнулась, и уголки её губ привычно поползли к ушам.
— (26)Как же я сразу не догадался. (27)Столько лет смотрел на неё — и не догадался. (28)Это же последняя работа прапрадеда.
1)сравнение 2) однокоренные слова
3) разговорная лексика 4) антитеза
Ответ: ____________________________________________________
А3-5. В каком предложении средством выразительности речи является инверсия?
1) Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..
2) Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка, принёс его к себе и теперь воспитывает.
3) Коржиков – это новенький в нашем классе, – объяснила Таня.
4) Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса.
Ответ: ____________________________________________________
А3-6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.
2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?
3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.
4) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.
Ответ: ____________________________________________________
А3-7. Укажите предложение, в котором содержится сравнение.
1) Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия.
2) Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг
выпала большая белая роза.
3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.
4) Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.
Ответ: ____________________________________________________
А3-8. Укажите предложение, в котором содержится гипербола.
1) Женщины кинулись искать припрятанную мелочь (крупных отродясь не было) и выскочили, обгоняя одна другую.
2) Продавец спрашивал просто так, от нечего делать, но мальчишка ответил серьезно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».
3) − Ассалам-алейкум, большой купец! − сказал он, щуря свои лукавые глаза.
4) − Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.
Ответ: ____________________________________________________
Ответы А3.
1 вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
3 | 1 | 1 | 4 | 3 | 3 | 4 | 1 |
2 вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
2 | 1 | 1 | 4 | 3 | 4 | 3 | 1 |
3 вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 4 | 3 | 4 |