kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит презентацию к уроку по подготовке к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (ОГЭ, задание 15.1). В презентации представлена работа с цитатами о выразительности, богатстве русского языка, даны определения некоторых изобразительно-выразительных средств с примерами их употребления, приведены аргументы, иллюстрирующие высказывания. В презентации есть гиперссылки на сайты для подготовки к ОГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«gia-2013-russkiy._variant_11»

ВАРИАНТ 11 ГИА - 2013

Часть 2


Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.

(1)Охотничий сезон уже близился к концу, когда Ян в одно ветреное морозное утро встретил знакомого дровосека. (2)Дровосек рассказал ему о том, что видел в лесу гигантского оленя, у которого «был целый лес рогов на голове».

(3)Ян понял, что это именно тот олень, которого он уже давно выслеживает, и быстро пошёл по направлению, что указал ему дровосек. (4)Вскоре он напал на следы, принадлежавшие, несомненно, оленю Песчаных холмов.

(5)Целый день охотник гнался по следам и отмечал каждую мелочь, радуясь, что следы на этот раз отпечатались на снегу особенно резко. (6)Он освободился от лишней одежды и мешавших ему вещей, и теперь ничто не препятствовало ему бесшумно передвигаться вперёд и вперёд.

(7)Внезапно вдали что-то мелькнуло среди кустов, растущих здесь особенно густо. (8) «Может быть, это птица?» – подумал Ян. (9)Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах – это олень Песчаных холмов!

(10)Какой он был величественный! (11)Ян глядел на него с благоговейным восторгом.

(12)Стрелять в него теперь, когда он отдыхал, не подозревая об опасности, было бы преступлением... (13)Но Ян ведь жаждал этой встречи уже давно, он должен выстрелить!

(14)«Стреляй, стреляй скорей! (15)Ведь ты этого добивался!» – говорил ему внутренний голос. (16)Но голос этот звучал так неуверенно, так слабо... (17)И ружьё дрогнуло в руке Яна....

(18)В этот момент олень повернул голову и посмотрел прямо на охотника. (19)Ян и олень Песчаных холмов встретились наконец лицом к лицу. (20)Олень стоял, как изваяние. (21)Он стоял и смотрел прямо в глаза Яну.

(22)Мысль об убийстве теперь казалась невозможной. (23)Ян смотрел на оленя, и олень не сводил с него своих умных, ясных глаз. (24)Казалось, они читали в глазах и сердцах друг друга. (25)Ян не мог отнять у него жизнь, и то, что давно уже зарождалось в нём, что незаметно укреплялось и зрело, заговорило вдруг властно и громко:

(26)«Бедное, прекрасное животное! (27)Долго мы были врагами: я был преследователем, ты – жертвой, но теперь всё переменилось. (28)Много дней я преследовал тебя, а теперь ты можешь без страха стоять передо мною. (29)Никогда рука моя не поднимется, чтоб убить тебя. (30)Ступай, без страха броди по лесистым холмам – никогда более не стану я преследовать тебя. (31)Чем больше я узнаю жизнь, тем ближе становишься ты мне, и я не могу смотреть на тебя как на добычу.

(32)Ступай спокойно, без страха. (33)Мы никогда с тобой не встретимся. (34)Прощай!»

(По Э. Сетон-Томпсону)*


* Эрнест Сетон-Томпсон (1860 1946) канадский писатель. Известность ему принесла серия рассказов о диких животных и жизни леса с собственными иллюстрациями.


Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.


А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Ян не стал стрелять в оленя?»

1) У Яна было неисправное ружьё.

2) Сезон, когда была разрешена охота, уже закончился.

3) Ян не захотел, чтобы охота превратилась в убийство.

4) Убить оленя Песчаных холмов считалось преступлением.


А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «резко» (предложение 5).

1) грубо 2) чётко 3) внезапно 4) порывисто


А3 В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) (2)Дровосек рассказал ему о том, что видел в лесу гигантского оленя у которого «был целый лес рогов на голове».

2) (16)Но голос этот звучал так неуверенно, так слабо...

3) (20)Олень стоял, как изваяние.

4) (23)Ян смотрел на оленя, и олень не сводил с него своих умных, ясных глаз.


А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ГИГАНТСКОГО согласный звук [т] не произносится.

  2. В слове ТЕПЕРЬ все согласные звуки мягкие.

  3. В слове ВСКОРЕ первый звук – [ф].

  4. В слове ЯСНЫХ количество звуков и букв совпадает.


А5 Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
1) отмечал 2) растущих 3) внезапно 4) добивался


А6 В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного?

1) рассказал 2) бесшумно 3) всмотревшись 4) изваяние


А7 В каком слове правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением)?

1) ветреным 2) песчаных 3) несомненно 4) величественный


Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.


В1 Замените книжное слово «благоговейный» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:________________________________________


В2 Замените словосочетание «охотничий сезон» (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_________________________________________



В3 Выпишите грамматическую основу предложения 7.
Ответ: _____________________________


В4 Среди предложений 5 - 9 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

Ответ:____________________________________________


В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Ян понял,1 что это именно тот олень,2 которого он уже давно выслеживает,3 и быстро пошёл по направлению,4 что указал ему дровосек. Вскоре он напал на следы,5 принадлежавшие,6 несомненно,7 оленю Песчаных холмов.

Ответ:___________________________________________________


В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 27. Ответ запишите цифрой.

Ответ:____________________________________________


В7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного

предложения, связанными подчинительной связью.

Стрелять в него теперь,1 когда он отдыхал,2 не подозревая об опасности,3 было бы преступлением... Но Ян ведь жаждал этой встречи уже давно,4 он должен выстрелить!

Ответ:_______________________________________

В8 Среди предложений 1 – 4 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:__________________________________________



В9 Среди предложений 26 – 31 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ:____________________________________




Часть 3

С2 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.


Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста А.А.Зеленецкого: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.А. Зеленецкого.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
















Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? – Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека.

Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.

(По В.А. Сухомлинскому)

183 слова


















ОТВЕТЫ


Проверка и оценивание задания С1


№ абзаца

Микротема

1

Без доброты невозможна душевная красота человека.

2

Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путём человека.

3

Воспитывать в ребёнке добрые чувства трудно, для этого ребёнок должен пройти эмоциональную школу.



Проверка и оценивание заданий А и В


задания

ответы

А1

3

А2

2

A3

3

А4

4

А5

2

А6

3

А7

1

В1

почтительный

уважительный

В2

сезон охоты

ВЗ

что-то мелькнуло

В4

5, 9 9, 5

В5

6, 7 7, 6

В6

4

В7

1, 3 3, 1

В8

3

В9

27


Просмотр содержимого документа
«gia-2013-russkiy._variant_18»

ВАРИАНТ 18 ГИА - 2013

Часть 2


Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.


(1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (3)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.

(5)Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку.

(6)Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.

(7)И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и, видимо, добилась-таки своего. (8)Рука порозовела, стала тёплой, и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груше осознанно и заплакал. (9)И она заплакала тоже. (10)Только её слёзы лёгкие были. (11)Знала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь... (12)Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?

(13)После выписки тётя Груня привела Алексея в свой домик, чистенький и уютный.

(14)В углу за занавеской вроде отдельной комнатки, и тётя Груня кивнула на неё:

– (15)Вон твоя комнатушка.

– (16)Тётя Груня, как с тобой рассчитываться-то стану? – улыбнулся Пряхин. – (17)Каким златом-серебром?

– (18)И-и, милай, – ответила тётя Груня сердито. – (19)Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. (20)Храни нас Бог от этого магазина! (21)Тогда уж добро изничтожится! (22)Не станет его.

– (23)Почему? – удивился Алексей. (24)Тётя Груня строго на него поглядела.

– (25)Потому как добро без корысти. (26)Аль не знал?

(По А. Лиханову)*

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.


Задания А1 А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1 А7 обведите кружком.


А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему тётя Груня по вечерам обходила госпитальные палаты?»

1) Это входило в её обязанности.

2) Тётя Груня была корыстным человеком, она ждала от раненых благодарности и платы за уход.

3) Раненые просили приходить почаще.

4) Тётя Груня как мать и жена не могла остаться равнодушной к чужой беде.


А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «холодный» (предложение 2).

1) не имеющее отопления 3) невыразительное, бледное

2) мало греющее 4) равнодушное


А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) (1) Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась.

2) (4) И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.

3) (6) Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.

4) (12) Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?


А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове КОЕК звуков больше, чем букв.

  2. В слове ПОВЯЗКА происходит оглушение согласного звука.

  3. В слове ЧИСТЕНЬКИЙ все согласные звуки глухие.

  4. В слове УЮТНЫЙ три слога.


А5 Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) наклонилась 2) задержалась 3) победил 4) удивился


А6 В каком слове правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»?

1) приступ 2) приложила 3) приподняла 4) привела


А7 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется -НН-»?

1) суконное 2) расширенные 3) осознанно 4) неожиданно


Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.


В1 Замените просторечное слово «бедолага» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:______________________________________________


В2 Замените словосочетание «кладя компрессы» (предложение 4), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_________________________________________________


В3 Выпишите грамматическую основу предложения 10.
Ответ:___________________________________________________


В4 Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

Ответ:________________________________________________


В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.


И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и,1 видимо,2 добилась-таки своего. Рука порозовела,3 стала тёплой,4 и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груню осознанно и заплакал.

Ответ:_______________________________________________________


В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.

Ответ:_____________________________________________


В7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.


Когда заканчивалось её дежурство,1 усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея,2 смачивала уголком полотенца ссохшиеся,3 запёкшиеся его губы,4 и обтирала лицо,5 и подносила водички,6 и всё время гладила она его холодную,7 неживую руку и приговаривала,8 приговаривала,9 не жалея слов,10 мягких,11 как хорошая повязка.

Ответ:______________________________________________


В8 Среди предложений 1-4 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________________


В9 Среди предложений 7-12 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________________


Часть 3


С2 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.


Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.И. Горшкова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для изложения


Время меняет людей. Но, кроме времени, есть ещё одна категория, воздействующая на тебя, может, даже посильнее, чем время. Это образ жизни, отношение к ней, сострадание к другим. Существует соображение, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Я верю, что сострадание – это особый талант, и без него трудно оставаться человеком.

Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них и дети. Да, несчастья и беды – это неизбежность. Но жизнь устроена так, что несчастье счастливому кажется чаще всего далёким, порой даже нереальным. Если у тебя всё хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками, несчастье кажется нетипичным, а типичным – счастье. Счастье не будет счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе.

Собственные беды оставляют в душе рубцы и учат человека важным истинам. Но если человек запоминает только такие уроки, у него заниженная чувствительность. Плакать от собственной боли нетрудно. Трудней плакать от боли чужой. Знаменитый мыслитель прошлого сказал: «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия – наши добродетели».

(По А.А. Лиханову) 165 слов





















ОТВЕТЫ


Проверка и оценивание задания С1


Информация о тексте для сжатого изложения

абзаца

Микротема

1

Сострадание – это особый талант, и без него трудно оставаться человеком.

2

Несчастья и беды – это неизбежность, но о них нельзя думать постоянно, чтобы не омрачать счастья.

3

Умение переживать чужую боль раскрывает истинные добродетели человека.


Проверка и оценивание заданий А и В


задания

ответы

А1

4

А2

2

A3

3

А4

3

А5

1

А6

3

А7

2

В1

несчастный

страдалец

В2

класть компрессы

ВЗ

слёзы лёгкие были

В4

4

В5

1, 2 2, 1

В6

6

В7

6

В8

2

В9

11


Просмотр содержимого документа
«gia-2013-russkiy._variant_24»

ВАРИАНТ 24 ГИА – 2013


Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.


(1)По возвращении домой из краёв далёких засаживал я свой огород в деревне рябинами. (2)Одну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной дороги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло. (3)Каждый путник её бранил за то, что в неудачном месте выросла. (4)И решил я: увезу деревце в свой одичавший огород и посажу рядом с другими рябинками из питомника.

(5)Два года спустя дичка моя совсем взрослая и весёлая сделалась. (6)Одной осенью особенно уж много крупных гроздей с яркими ягодами на ней появилось.

(7)И вдруг стая свиристелей* на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. (8)И переговариваются, переговариваются: вот какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. (9)Минут за десять, наверное, хохлатые нарядные работницы обчистили деревце. (10)Обработали деловые птахи дикую рябинку, а на те, что рядом росли, даже и не присели. (11)Думал я, что птицы непременно прилетят позже, когда корма меньше по лесам и садам останется. (12)Нет, не прилетели.

(13)В следующие осени, коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес, они уж привычно рассаживались на рябинке-дичке, а на деревца, привезённые из питомника, так ни разу и не позарились.

(14)Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. (15)Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек, да и я однажды пощипал с веток ярких плодов. (16)Крепки, терпки, тайгою отдают – сохранило деревце в жилах своих сок таёжный.

(17)А вокруг рябины цветы растут – медуница-веснянка. (18)После долгой зимы первой из цветов начинает радовать глаз. (19)Первое время густо её цвело по огороду: на грядках кое-где вырастало по несколько бархатных кустиков, которые сразу же начинали цвести. (20)Следом календула появляется и всё-то лето светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий.

(21)Тётка моя невоздержанна на слово была: взялась полоть в огороде и ну отчаянно бранить медуницу с календулой, да и я – доблестный хозяин – к тётке подсоединился и раз-другой обругал свободные неприхотливые растения.

(22)Приезжаю следующей весной – в огороде у меня пусто, скорбная земля покрыта бурьяном, ни медуницы, ни календулы нет, и другие растения как-то испуганно растут, к забору жмутся, под строениями прячутся.

(23)Поскучнел мой огород, впору его уж участком назвать. (24)Лишь поздней порой где-то в борозде, под забором, увидел я униженно прячущуюся, скромно синеющую некрупными цветами медуничку. (25)Встал я на колени, разгрёб мусор и старую траву вокруг цветка, взрыхлил пальцами землю и попросил у растения прощения за бранные слова.

(26)Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растёт ныне по всему огороду широко и привольно. (27)Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет... (28)Пробовал сажать – одно лето поцветут, а на следующее уже нигде не всходят.

(29)Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить растение и благодать всякую.

(По В. Астафьеву) *

*Свиристель – небольшая птица отряда воробьиных, имеющая мягкое шелковистое оперение, красные наконечники перьев на крыльях и пышный хохолок на голове.


*Астафьев Виктор Петрович (1924 -2001) – русский прозаик, один из немногих писателей, кого ещё при жизни называли классиком. В его творчестве в равной мере воплотились две важнейшие темы отечественной литературы – военная и деревенская.


Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.


А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему дикая рябинка хорошо росла и плодоносила, а цветы в огороде исчезли?»

1) Потому что рябинку-дичку пересаживали, а цветы – нет.

2) Потому что у растений есть душа, и грубости они не терпят.

3) Потому что цветы были однолетними растениями.

4) Потому что рассказчик попросил прощения у цветов, а у рябинки-дички нет.


А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «худое» (предложение 29)

1) дырявое 2) тощее 3) недоброе 4) испорченное


А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являем олицетворение.

1) (2)Одну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной дороги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло.

2) (7)И вдруг стая свиристелей* на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой.

3) (15)Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек, да и я однажды пощипал с веток ярких плодов.

4) (20)Следом календула появляется и всё-то лето светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий.


А4 Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ДОБЛЕСТНЫЙ согласный [т] не произносится.

2) В конце слова ГЛАЗ происходит оглушение согласного звука [з].

3) В слове БУРЬЯНОМ 7 звуков.

4) В слове МЯЛО количество звуков и букв совпадает.

А5 Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) возвращении 2) современной 3) появилось 4) растений


А6 В каком слове правописание приставки не зависит от глухости или звонкости последующего согласного?

1) сделалась 2) разгрёб 3) рассаживались 4) взрыхлил


А7 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В краткой форме прилагательного пишется столько Н, сколько пишется в этом слове в полной форме»?

1) испуганно 2) привезённые 3) невоздержанна 4) отчаянно


Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.


В1 Замените устаревшее слово «ныне» в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

Ответ:______________________________________________


В2 Замените словосочетание «бетонная дорога» (предложение 2), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:________________________________________________


В3 Выпишите грамматическую основу предложения 27.

Ответ:________________________________________________

В4 Среди предложений 26-28 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________________________________


В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Минут за десять,1 наверное,2 хохлатые нарядные работницы обчистили деревце. Обработали деловые птахи дикую рябинку,3 а на те,4 что рядом росли,5 даже и не присели.

Ответ:_________________________________________________


В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 22. Ответ запишите цифрой.

Ответ:________________________________________________

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

В следующие осени,1 коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес,2 они уж привычно рассаживались на рябинке-дичке,3 а на деревца,4 привезённые из питомника,5 так ни разу и не позарились.

Ответ:__________________________________________________


В8 Среди предложений 7-12 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________________________________


В9 Среди предложений 17-21 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _____________________________________________________



Часть 3

С2 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.


Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Георгия Яковлевича Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Я. Солганика. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.












Текст для изложения


Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, – человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д.С. Лихачёву) 136 слов



















Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Грубость в языке и поведении человека свидетельствует о его слабости и невоспитанности, а иногда и жестокости.

2

Сильный человек силён своим благородством и великодушием.

3

Учиться хорошей речи – долго, но необходимо, поскольку речь – важнейшее свойство личности.



задания

ответы

А1

2

А2

3

A3

3

А4

3

А5

4

А6

1

А7

3

В1

теперь сейчас

В2

дорога из бетона

В3

нет

В4

27

В5

1, 2 2, 1

В6

5

В7

1, 2 2, 1

В8

11

В9

21


Просмотр содержимого документа
«gia-2013-russkiy._variant_8»

ВАРИАНТ 8 ГИА - 2013

Часть 2


Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.

(1)Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко
разевал рот! (2)Потом энергично тряс головой - разгонял сон - и снова глядел
на доску. (3)А через несколько минут снова зевал.

– (4)Почему ты зеваешь?! – раздражённо спрашивала Женечка – так за глаза ребята звали свою учительницу Евгению Ивановну – маленькую, худенькую, с длинными волосами, собранными на макушке конским хвостом.

(5)Она была уверена, что он зевает от скуки. (6)Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.

(7)Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой. (8)И все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. (9)0н отнял и снова поставил в воду. (10)И каждый день менял воду.

(11)Но однажды веник зацвёл. (12)Прутики покрылись маленькими светло-
лиловыми цветами, похожими на фиалки, прорезались светло-зелёные листочки.
(13)А за окном ещё поблёскивали кристаллики уходящего последнего снега.

(14)Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.

– (15)Багульник! – буркнул он и пошёл прочь.

(16)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (17)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (18)На всякий случай думают, что плохое. (19)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.

(20)Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник. (21)Подумали, что он волшебник.

(22)И Евгения Ивановна стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством.

(23)Женечка обратила внимание, что звонок с последнего урока – для Косты сигнальная ракета. (24)Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за школьной дверью. (25)Куда он мчался? (26)В свою загадочную жизнь, о которой никто, видимо, не имел представления.

(27)Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. (28)Но через некоторое время его встречали с другой собакой, боксёром. (29)А позднее он вёл на поводке чёрную головешку на маленьких кривых ногах.

(30)Однажды Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь своего ученика. (31)После звонка она выскользнула из класса вслед за Костой и, прячась за спины прохожих, проводила его до дома. (32)Коста исчез в подъезде и минут через пять появился снова.(33)Даже не заметив свою учительницу, он пронёсся мимо, а Женечка поспешила за ним.

(34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка – он был прикован к постели. (35)Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках. (36)Женечка стояла под окном и слышала разговор Косты и больного мальчика.

– (37)Она тебя ждёт, – говорил больной.

– (38)Ты болей, не волнуйся, – слышался голос Косты.

– (39)Мать хочет продать Лаптя. (40)Ей некогда с ним гулять.

– (41)Приду утром, – после некоторого раздумья отвечал Коста. – (42)Только очень рано, до школы. (43)Пошли, Лапоть!

(44)Таксу звали Лаптем. (45)Коста вышел, держа собаку под мышкой, и вскоре они уже шагали по тротуару.

(46)Евгения Ивановна шла за мальчиком. (47)Ей захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека. (48)Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (49)Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника.

(По Ю. Яковлеву)*

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923-1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.


Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.


А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: : «Почему Евгения Ивановна стала присматриваться к Косте с нескрываемым любопытством?»

1) Коста вызывающе зевал на уроках, и Евгения Ивановна думала, что он зевает от скуки.

2) Коста был молчальником, и Евгения Ивановна не любила его за это.

3) Когда зацвёл багульник, все решили, что Коста – волшебник.

4) Евгения Ивановна начала догадываться, что у Косты своя жизнь, о которой она ничего не знала.


А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «представление» (предложение 26).

1) домысел, плод фантазии 3) знание о чём-либо

2) знакомство с кем-либо 4) спектакль, зрелище


А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой.

2) Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках.

3) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!

4) Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник.


А4 Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ВИДЕЛИ все согласные звуки мягкие.

2) В слове БАГУЛЬНИК мягкость согласного [л'] на письме обозначается буквой Ь (мягкий знак).

3) В слове ИСЧЕЗ все согласные звуки глухие.

4) В слове ПОДЪЕЗД букв больше, чем звуков.


А5 Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) зевал 2) растение 3) выдержала 4) подмести


А6 В каком слове правописание приставки определяется её значением – «присоединение »?

1) принёс 2) приходится 3) присматриваться 4) прикован


А7 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано».

1) раздражённо 2) длинными 3) уверена 4) больной


Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.


В1 Замените разговорное слово «буркнул» в предложении 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:__________________________________________


В2 Замените словосочетание «школьная дверь» (предложение 24), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:


В3 Выпишите грамматическую основу предложения 27.
Ответ:


В4 Среди предложений 34 -37 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________


В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса,1 хватал пальто и,2 на ходу попадая в рукава,3 скрывался за школьной дверью. Куда он мчался? В свою загадочную жизнь,4 о которой никто,5 видимо,6 не имел представления.

Ответ:__________________________________


В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 14. Ответ запишите цифрой.

Ответ:_____________________________________


В7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Евгения Ивановна шла за мальчиком. Ей захотелось заговорить с Костой,1 расспросить его о собаках,2 которых он кормил,3 выгуливал,4 поддерживая в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика,5 который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником.

Ответ:


В8 Среди предложений 16 - 21 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:


В9 Среди предложений 5 - 8 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

Ответ:_________________________


Часть 3

С2 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.


Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Бориса Николаевича Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Б.Н. Головина. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.







Текст для изложения


Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.


(По Д.С. Лихачёву) 157 слов
























ОТВЕТЫ


Проверка и оценивание задания С1


Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Пожелание добра людям – выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы.

2

Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие.

3

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.


Проверка и оценивание заданий А и В


задания

ответы

А1

4

А2

3

A3

2

А4

4

А5

2

А6

4

А7

1

В1

сказал тихо сказал

В2

дверь школы

ВЗ

видели

В4

35

В5

5, 6 6, 5

В6

3

В7

2, 5 5, 2

В8

20

В9

6, 8



Просмотр содержимого документа
«Тесты»

1 вариант.


А3-1. Укажите предложение, в котором содержится сравнение.

1) Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия.

2) Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг

выпала большая белая роза.

3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.

4) Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.




А3-2. Укажите предложение, в котором содержится эпитет.

1) Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать.

2) Мы ходили с нашим учителем по городу и фотографировали все подряд при разном освещении.

3) Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования.

4) Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли плавали.




А3-3. В каком предложении средством выразительности речи является метафора?

1) Горе людское собралось сюда и слушает мою песню.

2) Очень мне жаль, что ни с улыбкой, ни без улыбки не провожала меня мать.

3) Вот так штука!

4) Рюрик, по-моему, человек неистребимый.




А3-4. Укажите предложение, в котором содержится фразеологизм.

1) Все дни он просиживал на палубе и смотрел на берега – искал места для этюдов.

2) То подслеповатая старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стертый пятак.

3) Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей.

4) То дети, подталкивая друг друга в спину, попросят, чтобы их нарисовали, потом прыснут от смеха и разбегутся в мгновение ока.



А3-5. Укажите, каким средством художественной выразительности является сочетание слов «планета по-своему реагирует» в предложении № 12: «Может быть, планета по-своему реагирует на вспышки противоречий в социальной сфере человечества?»

  1. Сравнение.

  2. Олицетворение.

  3. Синекдоха.

  4. Метафора.



А3-6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются разговорные слова.

1) У Татьяны Львовны заболел внук, она не может от него отойти, а сегодня для библиотеки привезут дрова.

2) Она просто смотрела на нас как на взрослых, и улыбка всё отчётливее проступала на лице.

3) На двери по-прежнему висел замок, а во дворе валялись брёвна, сброшенные, видно, с машины как попало.

4) А через пятнадцать минут во двор, придерживая платок, ворвалась Татьяна Львовна.




А3-7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Вода тёплая, точно подогретая.

2) Плетёные кресла удобны, в комнате тихо, уютно.

3) Особенно мне нравилось, как барон сам себя за косу из болота тащит.

4) Всё небо усеяно плевками зениток.





А3-8. В каком предложении средством выразительности речи является инверсия?

1) Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..

2) Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка, принёс его к себе и теперь воспитывает.

3) Коржиков – это новенький в нашем классе, – объяснила Таня.

4) Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса.

Ответ: ____________________________________________________





2 вариант.


А3-1. Укажите предложение, в котором содержится олицетворение.

1) Студент ушёл огорчённый.

2) Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил

этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях,

налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, – этот

удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты.

3) Недавно в Петербурге восторженный студент спросил его, в чем

тайна его музыкального гения.

4) Я сажусь за рояль, как сапожник садится тачать сапоги.



А3-2. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, используемые автором в предложениях 17-19: «(17)Небрежность? (18)Халатность? (19)Точнее, преступность поведения — и бушуют пожары на десятках и сотнях гектаров, уничтожая леса, отрывая людей от работы, заставляя расходовать огромные материальные средства для ликвидации пожаров и их последствий»?

1) градация

2) фразеологизм

3) синтаксический параллелизм

4) сравнительный оборот



А3-3. Укажите предложение, в котором содержится гипербола.

1) Звонили, наверно, раз сто!

2) …все папины товарищи по институту стали, как назло,

главными врачами, профессорами или, в крайнем случае,

кандидатами медицинских наук.

3) Неужели вы думаете, – сказал я маме и бабушке, – что, если

бы этот ваш… кандидат наук заболел гриппом, ему бы

столько звонили?

4) Больше всего мне хотелось, чтоб мама узнала, как о папе

волнуются совершенно посторонние люди, ведь ни мама, ни

бабушка не ожидали, что будет столько звонков!..


А3-4. В каком варианте ответа средством выразительности является метафора?

1) В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень.

2) А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы, виднелись пупырышки завязи будущих лапок.

3) Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял её и улыбнулся: «Вот оно в чём дело!»

4) Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня, расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и

вскармливал дитя.


А3-5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.

1) А внутри на некоторых страницах встречались следы пальцев, даже синели чернильные кляксы.

2) Анна Николаевна тогда приходила хмурая, пока флажки на Волге вдруг не зашевелились и не принялись двигаться вперёд, к границе.

3) Рассказывала, как наконец-то окружили фашистов, захватили клещами, будто ржавый гвоздь, и выдернули его.

4) Не ту, что прочитала бабушка или мама возле постели, когда, у тебя была ангина и тебе отчего-то хотелось плакать.


А3-6. Укажите предложение, в котором содержится гипербола.

1) Женщины кинулись искать припрятанную мелочь (крупных отродясь не было) и выскочили, обгоняя одна другую.

2) Продавец спрашивал просто так, от нечего делать, но мальчишка ответил серьезно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».

3) − Ассалам-алейкум, большой купец! − сказал он, щуря свои лукавые глаза.

4) − Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.


А3-7. Укажите предложение, в котором содержатся синонимы.

1) Больше всего в письме только что прибывшего из командировки Ивана мне понравились слова: «мужской разговор», и я поехал к нему прямо из школы, с портфелем.

2) Когда мы вошли в квартиру, он, бросив свое пальто на диван, потом бросил туда мою куртку и мою ушанку, начал ходить из угла в угол.

3) Разве я мог теперь упросить Ивана, уговорить?

4) Первый раз в жизни я должен был подняться к нам на третий этаж взрослым, совсем взрослым.


А3-8. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложениях 23 – 28:

На что еще жалуешься, молодой человек?

Хи-хи! – кашлянул Илико. – Еще он немного того... – и он выразительно покрутил пальцем у своего виска.

Да? Ну, сколько это? – спросил врач и поднес к моему носу растопыренную пятерню.

Семь! – сказал я и украдкой показал Илико кулак.

1) просторечные слова

2) эпитет

3) метафора

4) слова научного стиля


3 вариант


А3-1. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в

предложениях 20 – 24:

Здравствуй! Что мы сегодня будем делать? вопрошала она.

Сегодня? Закончу вам прополку кукурузы, потом корову на выпас, потом сбегаю на дядину мельницу, а потом уроки, говорил я, мешая русские и грузинские слова.

Ну, валяй! благословляла учительница, и я приступал к занятиям.

1) фразеологический оборот

2) эпитет

3) слова возвышенного стиля

4) гипербола

Ответ: __________________________________________________

А3-2. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в

предложениях 10 – 13:

Моя бабушка здесь бы сказала: «Чтоб ты провалился сквозь землю, бесстыдник», – говорю я.

Я пытаюсь еще что-то сказать про бабушку – Мери смеется, закрывает мне рот рукой: не мешай, мол. Потом я читаю свои стихи, которые, хотя их и нет в программе, я обязательно прочту на экзамене, а сейчас хочу прочесть Мери:

Через тысячу лет я тебя призываю: иди!

1) эпитет

2) неологизм

3) фразеологизм

4) слова разговорного стиля

Ответ __________________________________________


А3-3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в

предложениях 1 – 4:

Как-то я возвращался из школы. Ягоды колхозного винограда призывно поглядывали на меня сквозь листву деревьев, но я терпел.

Сил хватило ненадолго, я повесил сумку на сук, быстро очутился на дереве, на самой верхушке, и принялся за виноград.

Эй, кто это расхищает колхозное добро?! – раздался вдруг грозный окрик.

1) синонимы

2) олицетворение

3) гипербола

4) слова научного стиля

Ответ: ____________________________________________________


А3-4. Прочитайте предложения 22—28. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях для того, чтобы акцентировать внимание читателя на внутренней сущности Ленки?

(22)Вот именно, — обрадовался Николай Николаевич. — (23)Ну, улыбнись, улыбнись!.. (24)Улыбка многое говорит о че­ловеке, а ты замечательно улыбаешься!

(25)Ленка застенчиво улыбнулась, и уголки её губ привычно поползли к ушам.

(26)Как же я сразу не догадался. (27)Столько лет смотрел на неё — и не догадался. (28)Это же последняя работа прапрадеда.

1)сравнение 2) однокоренные слова

3) разговорная лексика 4) антитеза

Ответ: ____________________________________________________

А3-5. В каком предложении средством выразительности речи является инверсия?

1) Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..

2) Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка, принёс его к себе и теперь воспитывает.

3) Коржиков – это новенький в нашем классе, – объяснила Таня.

4) Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса.

Ответ: ____________________________________________________


А3-6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.

2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?

3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.

4) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.

Ответ: ____________________________________________________


А3-7. Укажите предложение, в котором содержится сравнение.

1) Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия.

2) Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг

выпала большая белая роза.

3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.

4) Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.

Ответ: ____________________________________________________


А3-8. Укажите предложение, в котором содержится гипербола.

1) Женщины кинулись искать припрятанную мелочь (крупных отродясь не было) и выскочили, обгоняя одна другую.

2) Продавец спрашивал просто так, от нечего делать, но мальчишка ответил серьезно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».

3) − Ассалам-алейкум, большой купец! − сказал он, щуря свои лукавые глаза.

4) − Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.

Ответ: ____________________________________________________


Ответы А3.


1 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

3

1

1

4

3

3

4

1


2 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

2

1

1

4

3

4

3

1


3 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

3

3

2

2

1

4

3

4




Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft Office PowerPoint [Автосохраненный]»

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

Структура текста-рассуждения Вступление Тезис Доказательства Аргумент + пример Аргумент + пример Вывод Заключение

Структура текста-рассуждения

Вступление

Тезис

Доказательства

Аргумент + пример

Аргумент + пример

Вывод

Заключение

Вариант 8

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Бориса Николаевича Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?»

Вариант 18

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Ивановича Горшкова: « Выразительность это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление » .

Вариант 24

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Георгия Яковлевича Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».

Вариант 11

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста А.А.Зеленецкого: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».

Примеры аргументов

ЭПИТЕТ МЕТАФОРА СРАВНЕНИЕ ОЛИЦЕ- ТВОРЕНИЕ ГИБЕРБОЛА АНТИТЕЗА

ЭПИТЕТ

МЕТАФОРА

СРАВНЕНИЕ

ОЛИЦЕ-

ТВОРЕНИЕ

ГИБЕРБОЛА

АНТИТЕЗА

СРАВНЕНИЕ - изобразительное средство языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов, при котором одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение может быть представлено:  а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК);  б) сравнительным придаточным предложением;  в) существительным в Т.п.    Роль сравнений в тексте Сравнения, как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций. Сравнения как средства языковой выразительности могут использоваться не только в художественных текстах, но и в публицистических, разговорных, научных.

СРАВНЕНИЕ - изобразительное средство языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов, при котором одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением.

Сравнение может быть представлено: а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК); б) сравнительным придаточным предложением; в) существительным в Т.п.

Роль сравнений в тексте

Сравнения, как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.

Сравнения как средства языковой выразительности могут использоваться не только в художественных текстах, но и в публицистических, разговорных, научных.

Например:  Хорошо и тепло, как зимой у печки , и берёзы стоят, как большие свечки . Как хищный зверь , в смиренную обитель Врывается штыками победитель... (М. Ю. Лермонтов) Глядит апрель на птичий перелет  Глазами синими, как лед . (Д. Самойлов) И стоят за дубровыми сетками, Словно нечисть лесная , пеньки. (С. Есенин) Как птичка в клетке , Сердце запрыгает. (М. Ю. Лермонтов) Моим стихам, как драгоценным винам , Настанет свой черед. (М. И. Цветаева) Уж близок полдень. Жар пылает.  Как пахарь , битва отдыхает. (А. С. Пушкин) Прошедшее, как дно морское ,  Узором стелется вдали. (В. Брюсов)

Например:

Хорошо и тепло, как зимой у печки , и берёзы стоят, как большие свечки . Как хищный зверь , в смиренную обитель

Врывается штыками победитель... (М. Ю. Лермонтов)

Глядит апрель на птичий перелет

Глазами синими, как лед . (Д. Самойлов)

И стоят за дубровыми сетками,

Словно нечисть лесная , пеньки. (С. Есенин)

Как птичка в клетке ,

Сердце запрыгает. (М. Ю. Лермонтов)

Моим стихам, как драгоценным винам ,

Настанет свой черед. (М. И. Цветаева)

Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь , битва отдыхает. (А. С. Пушкин)

Прошедшее, как дно морское ,

Узором стелется вдали. (В. Брюсов)

Например :  Закружилась листва золотая  В розоватой воде на пруду, Точно бабочек легкая стая  С замираньем летит на звезду . (С. А. Есенин) Дождик сеет, сеет, сеет,  С полуночи моросит,  Словно занавес кисейный За окошками висит . (В. Тушнова) Тяжелый снег, крутясь, закрыл Бессолнечную высь,  Как будто сотни белых крыл  Бесшумно понеслись . (В. Тушнова)  Как дерево роняет тихо листья , Так я роняю грустные слова. (С. Есенин)  Как царь любил богатые чертоги , Так полюбил я древние дороги И голубые вечности глаза! (Н. Рубцов)

Например :

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Точно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду . (С. А. Есенин)

Дождик сеет, сеет, сеет,

С полуночи моросит,

Словно занавес кисейный

За окошками висит . (В. Тушнова)

Тяжелый снег, крутясь, закрыл

Бессолнечную высь,

Как будто сотни белых крыл

Бесшумно понеслись . (В. Тушнова)

Как дерево роняет тихо листья ,

Так я роняю грустные слова. (С. Есенин)

Как царь любил богатые чертоги ,

Так полюбил я древние дороги

И голубые вечности глаза! (Н. Рубцов)

Например: Соловьем залетным Юность пролетела, Волной в непогоду Радость отшумела. (А. В. Кольцов) Луна скользит блином в сметане . (Б. Пастернак) Звездопадом летела листва. (Д. Самойлов) На солнце золотом сверкает дождь летучий. (В. Набоков) Стеклянной бахромой висят сосульки. (И. Шмелев) Узорным чистым полотенцем  Свисает радуга с берез. (Н. Рубцов)

Например:

Соловьем залетным

Юность пролетела,

Волной в непогоду

Радость отшумела. (А. В. Кольцов)

Луна скользит блином в сметане . (Б. Пастернак)

Звездопадом летела листва. (Д. Самойлов)

На солнце золотом сверкает дождь летучий. (В. Набоков)

Стеклянной бахромой висят сосульки. (И. Шмелев)

Узорным чистым полотенцем

Свисает радуга с берез. (Н. Рубцов)

Эпитет - художественное определение, которое выделяет в объекте изображения индивидуальные, неповторимые признаки и тем самым заставляет оценивать этот объект с необычной точки зрения.  Чаще всего выражается именами прилагательными и наречиями.  Например:  Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.  НО: НЕ являются эпитетами имена прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.  Например:  дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет).

Эпитет - художественное определение, которое выделяет в объекте изображения индивидуальные, неповторимые признаки и тем самым заставляет оценивать этот объект с необычной точки зрения. Чаще всего выражается именами прилагательными и наречиями. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. НО: НЕ являются эпитетами имена прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет).

ЭПИТЕТЫ: - усиливают выразительность, образность языка произведения; - придают художественную, поэтическую яркость речи; - обогащают содержание высказывания; выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак; - создают живое представление о предмете; оценивают предмет или явление; - вызывают определённое эмоциональное отношение к ним; - помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

ЭПИТЕТЫ:

- усиливают выразительность, образность языка произведения;

- придают художественную, поэтическую яркость речи;

- обогащают содержание высказывания;

выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;

- создают живое представление о предмете;

оценивают предмет или явление;

- вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;

- помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметам приписываются действия, которые допустимы лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметам приписываются действия, которые допустимы лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.

МЕТАФОРА - скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами, которое используется для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.

Метафора (от греч. metaphora - перенос, образ) перенесение свойств одного предмета (явления или аспекта бытия) на другой по принципу их сходства в к.-л. отношении или по контрасту, напр.: "говор волн", "нос самолета", "свинцовые тучи" и т. п. В отличие от сравнения, где присутствуют оба члена сопоставления, М. - это скрытое сравнение, в котором слова "как", "как будто", "словно" и т. п. опущены, но подразумеваются.

Разновидности метафоры:

1. лексическая метафора, или стертая, в которой прямое значение полностью уничтожено; дождь идет, время бежит, стрелка часов, дверная ручка;

2. простая метафора - построенная на сближении предметов или по одному какому-либо общему признаку у них: град пуль, говор волн, заря жизни, ножка стола, заря пылает;

3. реализованная метафора - буквальное понимание значений слов, составляющих метафору, акцентирование прямых значений слов: Да на вас же лица нет - на вас только рубашка и брюки (С.Соколов);

4. развернутая метафора - распространение метафорического образа на несколько фраз или на все произведение (например, стихотворение А.С.Пушкина «Телега жизни» или «Он долго не мог уснуть: оставшаяся шелуха слов засоряла и мучила мозг, колола в висках, никак нельзя было от нее избавиться» (В.Набоков).

АНТИТЕЗА - стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста.  Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д. Например:  Они сошлись. Волна и камень ,  Стихи и проза , лёд и пламень… Наиболее четко выраженная и простая по строению антитеза основывается на употреблении антонимов: Я царь – я раб, я червь – я бог! (Г. Державин). Но противопоставление может быть выражено и описательно: Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? (М. Лермонтов).

АНТИТЕЗА - стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.

Например:

Они сошлись. Волна и камень , Стихи и проза , лёд и пламень…

Наиболее четко выраженная и простая по строению антитеза основывается на употреблении антонимов: Я царь – я раб, я червь – я бог! (Г. Державин). Но противопоставление может быть выражено и описательно:

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

(М. Лермонтов).

ГИПЕРБОЛА - образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.  Например:  Я тебе миллион раз говорил . Литота (греч. litotes – простота) – прием, противоположный гиперболе, т.е. состоящий в количественном преуменьшении признаков предмета, явления, действия: И шествуя важно в спокойствии чинном Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок.  (Н.А. Некрасов)

ГИПЕРБОЛА - образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.

Например: Я тебе миллион раз говорил .

Литота (греч. litotes – простота) – прием, противоположный гиперболе, т.е. состоящий в количественном преуменьшении признаков предмета, явления, действия:

И шествуя важно в спокойствии чинном

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок.

(Н.А. Некрасов)

Тренировочные упражнения

Тренировочные упражнения

Назовите изобразительно-выразительное средство 1)«Рыцарь дрался как лев» 2)«Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» 3)«Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит» 4)«Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой» 5)«Мужичок с ноготок» 6)«Исчезла грусти тень» 7)«Отговорила роща золотая» 8)«Побледневшие звезды» 9)«Редкая птица долетит до середины Днепра» 10)«Голод вооружал их храбростью» 11)«Черный ветер, белый снег» 12) «Глаза, как небо, голубые» 13) «Мрачной яркостью богатые»  Проверь себя!

Назовите изобразительно-выразительное средство

1)«Рыцарь дрался как лев»

2)«Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить»

3)«Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит»

4)«Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой»

5)«Мужичок с ноготок»

6)«Исчезла грусти тень»

7)«Отговорила роща золотая»

8)«Побледневшие звезды»

9)«Редкая птица долетит до середины Днепра»

10)«Голод вооружал их храбростью»

11)«Черный ветер, белый снег»

12) «Глаза, как небо, голубые»

13) «Мрачной яркостью богатые»

Проверь себя!

Проверь себя! 1)Сравнение. 2)Литота. 3)Сравнение. 4)Эпитет. 5)Литота. 6)Метафора. 7)Олицетворение. 8)Эпитет. 9)Гипербола. 10)Олицетворение. 11)Антитеза. 12)Сравнение. 13) Оксюморон.

Проверь себя!

1)Сравнение.

2)Литота.

3)Сравнение.

4)Эпитет.

5)Литота.

6)Метафора.

7)Олицетворение.

8)Эпитет.

9)Гипербола.

10)Олицетворение.

11)Антитеза.

12)Сравнение.

13) Оксюморон.

Вариант 8 : предложение 24 (фразеологизм «сломя голову»), предложение 26 ( эпитет «загадочную жизнь»), предложение 49 (сравнение «как веточка багульника»), предложение 29 (метафора «черную головешку на маленьких кривых ногах»). Вариант 18 : предложение 6 (сравнение «как хорошая повязка»), предложение 10 (эпитет «легкие слезы»), предложение 4 (лексический повтор «приговаривая, приговаривая»). Вариант 24 : предложение 10 (эпитет «деловые птахи»), предложение 20 (метафора «светится горячими угольями соцветий»), предложение 26 (олицетворение «медуничка имела милостивую душу, простила хозяина…»), предложение 21 (ирония «доблестный хозяин»), предложение 13 (антитеза, противопоставление дикой рябинки и деревьев из питомника). Вариант 11 : предложение 11 (эпитет «с благоговейным восторгом»), предложение 22 (эпитет «умных, ясных глаз»), предложение 26 (эпитет «бедное, прекрасное животное»).

Вариант 8 : предложение 24 (фразеологизм «сломя голову»), предложение 26 ( эпитет «загадочную жизнь»), предложение 49 (сравнение «как веточка багульника»), предложение 29 (метафора «черную головешку на маленьких кривых ногах»).

Вариант 18 : предложение 6 (сравнение «как хорошая повязка»), предложение 10 (эпитет «легкие слезы»), предложение 4 (лексический повтор «приговаривая, приговаривая»).

Вариант 24 : предложение 10 (эпитет «деловые птахи»), предложение 20 (метафора «светится горячими угольями соцветий»), предложение 26 (олицетворение «медуничка имела милостивую душу, простила хозяина…»), предложение 21 (ирония «доблестный хозяин»), предложение 13 (антитеза, противопоставление дикой рябинки и деревьев из питомника).

Вариант 11 : предложение 11 (эпитет «с благоговейным восторгом»), предложение 22 (эпитет «умных, ясных глаз»), предложение 26 (эпитет «бедное, прекрасное животное»).

Рефлексия

Рефлексия

  • Что повторили сегодня на уроке?
  • Чему научились?
  • Какой этап урока показался самым интересным?
  • Что вызвало трудности?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Презентация "Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"

Автор: Полухина Татьяна Олеговна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166186


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства