Презентация по теме: Орфоэпия. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс.
Презентация по теме: Орфоэпия. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс.
Презентация к уроку в 10 классе по теме:
Орфоэпия. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс.
Цель: повторить и систематизировать знания об орфоэпии, фонетических средствах языковой выразительности, выявить смысловую функцию звукописи в художественных текстах.
Задачи урока:
1) обучения: актуализировать понятия аллитерации, ассонанса, формировать умение определять фонетико-интонационные особенности текста, приемы его звуковой инструментовки.
2) развития: формировать навыки исследовательской работы, воссоздающее и творческое воображение учащихся, эмоционально-образную речь;
3) воспитания: воспитывать любовь к родному языку, интерес к фольклору, к русской поэзии, к исследовательской работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: Орфоэпия. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс. »
Орфоэпия. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна.
В нем все оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может... обогащаться ежеминутно.
Н.В.Гоголь
Цель: повторить и систематизировать знания об орфоэпии, фонетических средствах языковой выразительности, выявить смысловую функцию звукописи в художественных текстах.
Спишите слова и поставьте в них знак ударения. Проверь по словарю.
Звонят туфля километр договор хозяева досуг.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ :
звон Я т т У фля килом Е тр догов О р хоз Я ева дос У г
Спишите новые слова в тетрадь и запомните их произношение.
Рота прошла через вор О та.
М Е льком взглянешь- на мель сядешь.
Рынок опт О вый, фруктовый.
Съев т О рты, не влез в шорты.
Что мы узнали?
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.
Звуки делятся на гласные и согласные.
Гласные звуки могут быть ударными и безударными.
Согласные звуки делятся на глухие, звонкие и сонорные; могут быть твердыми и мягкими.
Орфоэпия - раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения и ударения.
Ударение – это выделение одного из слогов в составе слова различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости).
Русское ударениесвободное, разнообразное, оно может падать на любой слог. Русское ударение подвижное, оно может переходить в одном и том же слове с одного слога на другой: сторона— сторонка — стороны.)
1. Анализ текста.
«Трудно переоценить роль литературного произношения — одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание.» ( К. С.Горбачевич .)
— В чём основная мысль данного высказывания? Почему автор придаёт особое значение правильному произношению?
Отгадайте загадку
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
В загадке повторяется звук Ж , подбором этого звука воспроизведены звуки, которые издают жуки, поэтому и мы, и малыши легко представили того, о ком в ней идет речь.
Как называется такой прием на языке лингвистики?
Использование определенных звуков в определенном порядке как художественный прием выразительности речи для создания образа называется звукописью.
ЗВУКОПИСЬ – это художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира.
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ – передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание явлений окружающего нас мира.
Характеризуя каждый звук речи, К.Бальмонт пытался наделить его смысловой нагрузкой, закрепить за ним определенные образы: "О - звук восторга, торжествующее пространство есть О: поле, море, простор. Все огромное определяется через О, хотя бы и темное: стон, горе, сон, полночь. Большое, как горы, остров, озеро, облако».
Говоря о звуковой инструментовке устных фраз, русский писатель Евгений Замятин писал: "Всякий звук человеческого голоса, всякая буква - сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение, однако
Звук [р] - ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.
[л] - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.
Звук [н] - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:
Звуки [д] и [т] - о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.
Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.
С [а]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.
С [о]- высокое, голубое, лоно:
С [и] - близкое, низкое, стискивающее".
Аллитерация – это фонетический приём, заключающийся в повторе согласного звука или сочетания согласных в пределах стиха или фразы, реже – в пределах более крупного отрезка художественного текста. Так, например, мы встречаем аллитерацию в виде повторяющихся звуков [ л ] и [ м ] в начальном двустишии стихотворения О.Э.Мандельштама «На бледно–голубой эмали…»:
На б л едно–го л убой э м а л и, Какая м ыс л и м а в апре л е…
Эти повторяющиеся звуки придают речи поэта вид благозвучной. Кроме того, звучащие легко и плавно сонорные согласные «поддерживают» тот зрительный образ, который должен быть внушен читателю авторской лексикой, гармонируют с ним.
Ассонанс – это фонетический приём, заключающийся в повторе ударного гласного звука или нескольких ударных гласных, концентрированном в пределах стиха или фразы, реже – в пределах более крупного отрезка художественного текста. Ассонанс (фр. assonance – созвучие) используется в поэзии как средство эвфоническое (облагозвучивающее речь). Вот яркий благозвучный фрагмент речи А.С.Пушкина из его «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»:
За нев е стою сво е й Корол е вич Елис е й Между т е м по свету скачет. Н е т как н е т! Он г о рько плачет, И ког о ни спр о сит о н, Всем вопр о с ег о мудр ё н…
Ассонанс встречается реже аллитерации , но нередко, когда появляется в тексте, ей сопутствует. Так, например, в приведенных ниже строках другого пушкинского произведения, «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», ассонанс ударного гласного [ у ] сочетается с аллитерацией согласного [ с ].
И в сум у его пуст у ю С у ют грамоту друг у ю…
Ассонансы и аллитерации бывают изобразительные (звукоподражательные) и выразительные, выражающие экспрессию, чувства.
Например:
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
Образ текущей воды, плавные движения плывущей русалки передаются через звук «Л».
Замечательный русский поэт конца 19-нач. 20 века К.Бальмонт сказал: «Каждый звук речи - малый колдующий гном» .
(Записываем в тетрадь).
Как вы понимаете слова поэта?
При помощи звуков можно творить разные чудеса.
Искатель
Тише, тише, тише, тише,
Шелестят на крыше мыши.
Под мышиным серым флагом
Маршируют шаг за шагом.
Впереди идут старшИны,
Запевают гимн мышиный:
«Тише, тише, тише, тише!»
Для мышей столы накрыты.
Затихает шорох шинный,
Ночью пусть пируют мыши
Тише, тише, тише, тише!
Повтор [ш] изображает шуршание мышей, шорох, который они могут издавать.
2. Определить, какие одинаковые или сходные звуки преобладают в слове.
3. если Согласные - Аллитерация
Гласные - Ассонанс
Александр Блок - наиболее певучий поэт, осуществляющий музыку своих ритмов и красок, словесной инструментовки непредвзято, непроизвольно.
Его орудием являются ассонансы ударных гласных; например: "бисер нижет, нити вяжет" (и-и-и), "И веют древними поверьями" (е-е-е); "жду я Прекрасной Дамы в сияньи красных лампад" (у-я-а-а-я-а-а).
Еще более богата поэзия Блока аллитерациями; многообразием мягких аллитераций залит первый том; очень много аллитераций на "б" в сочетании с "л", с "ми" и с другими согласными:
Брожу (брж) в стенах монастыря (ст-ст-на-на)
Безрадостный (бэр) (ст) (ный) и темный (ный) инок (ин)
Появление героини сопровождается редкой по красоте звукописью. В стихотворении встречаются ассонансы (повтор гласных звуков) и аллитерации (повторение согласных звуков), создающие ощущение воздушности образа: «И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный…»;«Девичий стАн, шелкАми схвАченный, В тумАнном движется (А) о (А) кне» . Ассонансы на у придают утончённость образу Незнакомки: И вею (У) т древними поверьями Её УпрУгие шелка, И шляпа с траУрными перьями, И в кольцах Узкая рУка.
Фонетика стихотворения выражает пластику образа Незнакомки: шипящие передают проникновение одетой в шелка героини в суету быта.
Фонетические средства выполняют очень важные функции, как в создании целостности стихотворного произведения, так и в выражении его тематического развития. Фонетические средства создают звуковое единство текста. Это выражается в процентном соотношении согласных и гласных. В стихотворении самыми частотными являются шумные согласные: взрывные 34%, сонорные 26%, щелевые 18 %.
В первой части перед нами умышленное нагромождение труднопроизносимых согласных (Например,
«По вечерам над ресторанами, горячий воздух дик и глух-пвчрм ндрстрнм грч вздх дк глх). Лексика этой части подчёркнуто «заземлена», оценки носят отрицательный характер (« воздух дик и глух», « окриками пьяными», « пылью переулочной», « заламывая котелки», « скрипят уключины», « женский визг» и даже лунный диск «бессмысленно кривится». Отличие второй части от первой очевидно уже на уровне её звуковой инструментовки. Поэт сводит к минимуму шипящие, отдавая предпочтение сонорным л, р, м.н. одновременно он использует повторы гласных.
1. Какие фонетические средства выразительности языка вы знаете?
2. Вспомним, что же такое звукопись? Звукоподражание? Аллитерация? Ассонанс?
« …Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – вслушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо». (Д.С.Лихачев)