kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по обобщению опыта работы по теме "Виды работ по развитию речи учащихся с ОВЗ в коррекционной школе 8 вида"

Нажмите, чтобы узнать подробности

lОдной из причин, препятствующих включению в социум уч-ся с интеллектуальной недостаточностью,является низкий уровень развития речевой культуры.  Речь учащихся и выпускников коррекционных школ примитивна, шаблонна, недостаточно точна, особенно беден и ограничен их словарный запас. Эмоциональный и звуковой строй речи тоже страдают. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствует самореализации ребенка, его личностному росту, процессам адаптации и интеграции. Выпускники не умеют использовать имеющиеся знания, не могут найти себя в жизни, выстроить общение с окружающими. При этом специальная педагогика (олигофренопедагогика)  предлагает широкий спектр учебных и методических рекомендаций по проблеме речевого развития умственно – отсталого школьника, а конкретные способы, средства и методы каждый учитель подбирает индивидуально, исходя из особенностей класса, имеющихся проблем в речи детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«презентация по обобщению опыта работы по теме "Виды работ по развитию речи учащихся с ОВЗ в коррекционной школе 8 вида" »

Виды работ по развитию речи учащихся с ОВЗ на уроках письма и чтения в коррекционной школе 8 вида»    МБОУ «Боградская СОШ» учитель О.Ф.Тихонович

Виды работ по развитию речи учащихся с ОВЗ на уроках письма и чтения в коррекционной школе 8 вида»

МБОУ «Боградская СОШ» учитель О.Ф.Тихонович

Актуальность:

Актуальность:

  • Одной из причин, препятствующих включению в социум уч-ся с интеллектуальной недостаточностью ,является низкий уровень развития речевой культуры. Речь учащихся и выпускников коррекционных школ примитивна, шаблонна, недостаточно точна, особенно беден и ограничен их словарный запас. Эмоциональный и звуковой строй речи тоже страдают. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствует самореализации ребенка, его личностному росту, процессам адаптации и интеграции. Выпускники не умеют использовать имеющиеся знания , не могут найти себя в жизни, выстроить общение с окружающими. При этом специальная педагогика (олигофренопедагогика) предлагает широкий спектр учебных и методических рекомендаций по проблеме речевого развития умственно – отсталого школьника, а конкретные способы, средства и методы каждый учитель подбирает индивидуально, исходя из особенностей класса, имеющихся проблем в речи детей.
2.Развитие, совершенствование и обогащение речи умственно- отсталых учащихся – одна из серьезнейших и всегда актуальных задач преподавания русского языка и чтения в коррекционной школе. Здесь обучаются дети с нарушением интеллектуальной деятельности, часто осложненной недоразвитием слухового и речедвигательного аппаратов. Все это приводит к значительным затруднениям в овладении ими речью. Речи умственно – отсталых учащихся не свойственны слова различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия .Очень редко они употребляют наречия, глаголы с приставками, союзы, имена прилагательные, но зато часто можно услышать слова он, она, тут, там, вот, ну, как его там, ага и др.
  • 2.Развитие, совершенствование и обогащение речи умственно- отсталых учащихся – одна из серьезнейших и всегда актуальных задач преподавания русского языка и чтения в коррекционной школе. Здесь обучаются дети с нарушением интеллектуальной деятельности, часто осложненной недоразвитием слухового и речедвигательного аппаратов. Все это приводит к значительным затруднениям в овладении ими речью. Речи умственно – отсталых учащихся не свойственны слова различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия .Очень редко они употребляют наречия, глаголы с приставками, союзы, имена прилагательные, но зато часто можно услышать слова он, она, тут, там, вот, ну, как его там, ага и др.
Бедный запас слов, неправильное понимание и неточное употребление слов умственно- отсталыми детьми препятствует и изучению ими орфографии, т.к. обучать орфографии невозможно без учета взаимодействия лексического и грамматического значения. Развитая речь предполагает владение достаточно большим запасом слов, умение использовать арсенал фонологических, словообразовательных, морфологических и синтаксических средств языка в соответствии с нормами правильной речи, а также умение правильно пользоваться этими средствами в различных ситуациях с учетом задачи точной передачи информации, задачи быть понятым собеседником и задачи воздействия на собеседника.
  • Бедный запас слов, неправильное понимание и неточное употребление слов умственно- отсталыми детьми препятствует и изучению ими орфографии, т.к. обучать орфографии невозможно без учета взаимодействия лексического и грамматического значения.
  • Развитая речь предполагает владение достаточно большим запасом слов, умение использовать арсенал фонологических, словообразовательных, морфологических и синтаксических средств языка в соответствии с нормами правильной речи, а также умение правильно пользоваться этими средствами в различных ситуациях с учетом задачи точной передачи информации, задачи быть понятым собеседником и задачи воздействия на собеседника.
. Как организовать работу по овладению учащимися нормами развитой речи, какие виды упражнений дают более ощутимые результаты , какие методы и приемы работы, применяемые в общеобразовательной школе , возможно использовать и в коррекционной? Как обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход в работе по развитию речи умственно- отсталых учащихся?
  • . Как организовать работу по овладению учащимися нормами развитой речи, какие виды упражнений дают более ощутимые результаты , какие методы и приемы работы, применяемые в общеобразовательной школе , возможно использовать и в коррекционной? Как обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход в работе по развитию речи умственно- отсталых учащихся?
Исследовательская, поисковая активность не чужда и детям с умственными отклонениями. Именно поисковая активность порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое и умственное развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития
  • Исследовательская, поисковая активность не чужда и детям с умственными отклонениями. Именно поисковая активность порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое и умственное развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития
Работу исследовательского характера в коррекционных классах удобно проводить при работе над словом: - это и знакомство с новыми словами; - составление и анализ словарных статей к изучаемому слову; - словарно-орфографическая работа на уроке; - работа со словарем. В зависимости от того ,какие цели ставит учитель при работе над словом, словарная работа должна быть разной по своему содержанию: - может быть направлена на изучение лексического значения слова и тем самым на расширение и углубление словарного запаса, - может исследовать грамматические цели; - может проводиться с целью обучения детей правильному произношению отдельных слов.  В словарной работе на первый план выдвигается семантический компонент, т. к. только понимание ребёнком значения слова формирует у него умение сознательного выбора слов и словосочетаний. Поэтому в уроки и в учебники включены упражнения по подбору синонимов, антонимов, слов с обобщённым значением, работа с многозначными словами, ритмом и рифмой.
  • Работу исследовательского характера в коррекционных классах удобно проводить при работе над словом:
  • - это и знакомство с новыми словами;
  • - составление и анализ словарных статей к изучаемому слову;
  • - словарно-орфографическая работа на уроке;
  • - работа со словарем.
  • В зависимости от того ,какие цели ставит учитель при работе над словом, словарная работа должна быть разной по своему содержанию:
  • - может быть направлена на изучение лексического значения слова и тем самым на расширение и углубление словарного запаса,
  • - может исследовать грамматические цели;
  • - может проводиться с целью обучения детей правильному произношению отдельных слов.
  • В словарной работе на первый план выдвигается семантический компонент, т. к. только понимание ребёнком значения слова формирует у него умение сознательного выбора слов и словосочетаний. Поэтому в уроки и в учебники включены упражнения по подбору синонимов, антонимов, слов с обобщённым значением, работа с многозначными словами, ритмом и рифмой.
замена слова в словосочетании  прозрачный воздух - свежий, чистый любимое дело - увлекательное дело…

замена слова в словосочетании

прозрачный воздух - свежий, чистый

любимое дело - увлекательное дело…

  • Несмотря на … погоду, дети пошли гулять.
  • Несмотря на … час, во дворе ещё играли дети.
составление предложений со словами синонимического ряда:

составление предложений со словами синонимического ряда:

  • помощь – первая, неотложная, скорая
  • грязный – руки, овощи, улица
нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках :

нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках :

  • русский язык – язык во рту
  • носить очки – набрать очки
  • месяц года – месяц на небе
  • * рисование на тему многозначного слова.
Работа над образным сравнением.

Работа над образным сравнением.

  • Вставьте вместо точек подходящие по смыслу существительные.
  • Горячий, как огонь.
  • Легкий, как ... .
  • Черный, как ... .
  • Острый, как ....
  • Красный, как ....
  • Слова для справок: рак, пух, игла, уголь.
Групповая работа со словарным словом.   Комплексный анализ слова.  Схема.

Групповая работа со словарным словом. Комплексный анализ слова. Схема.

  • .
  • 1.Прочитай слово выразительно.
  • 2.Поставь ударение, подчеркни безударную гласную. Которую необходимо запомнить в слове.
  • 3.Произнесите слово по слогам. Обозначьте графически./
  • 4.Назовите 1,2 и т.д. букву и звук .Фонетическая запись слова /балото/.
  • 5.Подумай, что обозначает данное слово. Попробуй сформулировать определение самостоятельно. Сверка по толковому словарю .Запись значения под диктовку учителя или с образца.
  • 6.Подберите однокоренные слова. Обозначьте корень.
  • 7. Подберите словосочетания с данным словом.
  • 8. Составьте предложение.
  • 9.Выбор лучших предложений, запись на доске либо каждый ученик записывает свой вариант, затем он корректируется, уточняется, исправляется.
  • 10. Можно ли использовать слово в переносном значении? Пример.

  • Для формирования культуры мышления и речи и развития умения и навыков исследовательского поведения ребенка можно использовать различные методики

  • Для развития речевых способностей умственно- отсталых учащихся на уроке письма целесообразно проводить речевые упражнения исследовательского характера.
«ПОСМОТРИ НА МИР ЧУЖИМИ ГЛАЗАМИ» Читаю учащимся неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…» Предлагаю продолжить и закончить рассказ несколькими способами: -Представь, что ты гуляешь во дворе с друзьями – как ты отнесешься к появлению первого снега? - Представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге. - Представь, что ты летчик, отправляющийся в полет. - Представь. что ты ворона, сидящая на ветке. - Представь, сто ты зайчик в лесу и т.д. Аналогичные рассказы можно давать на разные темы. Подобная работа позволяет смотреть на явления, события с разных точек зрения.
  • «ПОСМОТРИ НА МИР ЧУЖИМИ ГЛАЗАМИ»
  • Читаю учащимся неоконченный рассказ:
  • «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»
  • Предлагаю продолжить и закончить рассказ несколькими способами:
  • -Представь, что ты гуляешь во дворе с друзьями – как ты отнесешься к появлению первого снега?
  • - Представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге.
  • - Представь, что ты летчик, отправляющийся в полет.
  • - Представь. что ты ворона, сидящая на ветке.
  • - Представь, сто ты зайчик в лесу и т.д.
  • Аналогичные рассказы можно давать на разные темы. Подобная работа позволяет смотреть на явления, события с разных точек зрения.
.Игры –НАБЛЮДЕНИЯ можно использовать перед уроком развития речи «Описание по наблюдениям».Эффективным заданием для развития умения наблюдать может стать предложение рассмотреть осенние листья, деревья, яблоки и т.д.Их можно взять в руки, внимательно рассмотреть, определить форму, цвет. Поговорить о том, почему листья опадают или как созревают плоды, а затем знания, полученные в ходе наблюдения, использовать в сочинениях или устных высказываниях.
  • .Игры –НАБЛЮДЕНИЯ можно использовать перед уроком развития речи «Описание по наблюдениям».Эффективным заданием для развития умения наблюдать может стать предложение рассмотреть осенние листья, деревья, яблоки и т.д.Их можно взять в руки, внимательно рассмотреть, определить форму, цвет. Поговорить о том, почему листья опадают или как созревают плоды, а затем знания, полученные в ходе наблюдения, использовать в сочинениях или устных высказываниях.
Так при изучении темы «Прилагательное» я предлагаю детям образцы овощей, фруктов или других предметов и предлагаю описать их по схеме: 1.Цвет, возможные варианты цвета. 2.Форма. 3.Степень зрелости. Вкусовые качества. 4.Назначение.Применение. 5.Как еще нетрадиционно можно использовать предмет.
  • Так при изучении темы «Прилагательное» я предлагаю детям образцы овощей, фруктов или других предметов и предлагаю описать их по схеме:
  • 1.Цвет, возможные варианты цвета.
  • 2.Форма.
  • 3.Степень зрелости. Вкусовые качества.
  • 4.Назначение.Применение.
  • 5.Как еще нетрадиционно можно использовать предмет.
Составь как можно больше предложений из данных слов. Пример: творог, верблюд, матрос. Варианты детских ответов: Матрос на верблюде привез детям творог. Матрос накормил верблюда творогом. И т.д. 2.Расскажи другими словами. Пример: Муха села на варенье.(Летающее животное с прозрачными крылышками и хоботком спикировало на вещество,сваренное из ягод и сахара). И т.п.
  • Составь как можно больше предложений из данных слов.
  • Пример: творог, верблюд, матрос.
  • Варианты детских ответов: Матрос на верблюде привез детям творог.
  • Матрос накормил верблюда творогом. И т.д.
  • 2.Расскажи другими словами.
  • Пример: Муха села на варенье.(Летающее животное с прозрачными крылышками и хоботком спикировало на вещество,сваренное из ягод и сахара). И т.п.
.Назови аналоги предмета. Пример : лодка ( корабль, танкер, подлодка, крейсер и т.д.) На уроках чтения игра «Скажи по – другому» помогает в речевом анализе текста, уточнении лексического значения слов в контексте. Пример : «Ворона и лисица» И.А.Крылов – «взгромоздясь», «позадумалась», «близехонько». Игра «Ассоциации». Эта игра позволяет лучше узнать внутренний мир ребенка, взаимоотношения в подростковой группе, одновременно развивает ассоциативное мышление, образность речи. Называю слово «море».Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
  • .Назови аналоги предмета.
  • Пример : лодка ( корабль, танкер, подлодка, крейсер и т.д.)
  • На уроках чтения игра «Скажи по – другому» помогает в речевом анализе текста, уточнении лексического значения слов в контексте.
  • Пример : «Ворона и лисица» И.А.Крылов – «взгромоздясь», «позадумалась»,
  • «близехонько».
  • Игра «Ассоциации».
  • Эта игра позволяет лучше узнать внутренний мир ребенка, взаимоотношения в подростковой группе, одновременно развивает ассоциативное мышление, образность речи.
  • Называю слово «море».Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
При подготовке к обучающему сочинению с элементами рассуждения использую метод неоконченных предложений:  -Осенние каникулы я провела (провел) хорошо, потому что …(«Как я провел каникулы») -Я люблю свою маму, потому что…(«Мама слово дорогое»). -Мне нравится учиться, потому что…(«Наш главный труд- учеба»).
  • При подготовке к обучающему сочинению с элементами рассуждения использую метод неоконченных предложений:
  • -Осенние каникулы я провела (провел) хорошо, потому что …(«Как я провел каникулы»)
  • -Я люблю свою маму, потому что…(«Мама слово дорогое»).
  • -Мне нравится учиться, потому что…(«Наш главный труд- учеба»).
Исследовательская работа, проводимая на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе, сложна и многообразна. В практике своей работы над развитием речи учащихся, приучаем их выявлять и решать проблему, делать выводы и обобщения, наблюдать, экспериментировать, полученные знания применять на практике, помогая тем самым решать главную проблему речевого развития учащихся – пользоваться тем даром, которым наделен человек- даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, наблюдать.
  • Исследовательская работа, проводимая на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе, сложна и многообразна. В практике своей работы над развитием речи учащихся, приучаем их выявлять и решать проблему, делать выводы и обобщения, наблюдать, экспериментировать, полученные знания применять на практике, помогая тем самым решать главную проблему речевого развития учащихся – пользоваться тем даром, которым наделен человек- даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, наблюдать.
Источники и литература: 1.А.И.Липкина «Работа над устной речью учащихся на уроках чтения». Издательство «Просвещение» - 1987 г. 2.А.К.Аксенова.Методика обучения русскому языку в школе. Владос. 1999г. 3.М.Р.Львов.Развитие речи учащихся в начальной школе. Просвещение, Москва,1965г.
  • Источники и литература:
  • 1.А.И.Липкина «Работа над устной речью учащихся на уроках чтения».
  • Издательство «Просвещение» - 1987 г.
  • 2.А.К.Аксенова.Методика обучения русскому языку в школе.
  • Владос. 1999г.
  • 3.М.Р.Львов.Развитие речи учащихся в начальной школе.
  • Просвещение, Москва,1965г.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тихонович Ольга Федоровна

Дата: 01.04.2015

Номер свидетельства: 195270


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства