kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему: "Подготовка к сочинению-рассуждению на Едином Государственном экзамене"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация  ориентирована на подготовку учащихся 11 классов к написанию сочинения-рассуждения на  ЕГЭ по русскому языку.  Презентация поможет качественно организовать занятия, на которых будут рассмотрены основные принципы написания экзаменационного сочинения. Она окажет ощутимую помощь в подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Подготовка к сочинению-рассуждению на Едином Государственном экзамене" »

С очинение-рассуждение  на Государственной итоговой аттестации .

С очинение-рассуждение на Государственной итоговой аттестации .

План сочинения-рассуждения Вступление. Основная часть. 1)Проблема ( одна из проблем) исходного текста. 2) Комментарий данной проблемы. 3) Позиция автора по данной проблеме. 4) Собственное мнение по сформулированной проблеме, подтверждённое 2-мя аргументами. III . Заключение.

План сочинения-рассуждения

  • Вступление.
  • Основная часть.

1)Проблема ( одна из проблем) исходного текста.

2) Комментарий данной проблемы.

3) Позиция автора по данной проблеме.

4) Собственное мнение по сформулированной проблеме, подтверждённое 2-мя аргументами.

III . Заключение.

I . Вступление Цели вступительной части: Вводит читателя в рассуждение. Помогает раскрыть тему. Говорит об умении видеть проблематику и идею текста. Свидетельствует о твоём кругозоре. Делает твою работу композиционно стройной и логично завершённой.

I . Вступление

Цели вступительной части:

  • Вводит читателя в рассуждение.
  • Помогает раскрыть тему.
  • Говорит об умении видеть проблематику и идею текста.
  • Свидетельствует о твоём кругозоре.
  • Делает твою работу композиционно стройной и логично завершённой.

Варианты вступлений Во вступительной части определяется тема текста ; Во вступлении приводятся сведения об авторе текста : об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, о художественном мире. (Такое вступление уместно только в том случае, если вы действительно знакомы с творчеством этого автора.) Вступительная часть может начинаться с лирического отступления или рассуждения, содержащего взгляд ученика на основные вопросы, рассматриваемые в тексте. Одним из возможных элементов вступления любого типа может быть цитата, взятая из текста, или изречение известных писателей, ученых, деятелей искусства, имеющее отношение к проблеме текста.  Выбранное высказывание должно быть кратким, выразительным и содержащим одну из основных мыслей текста.

Варианты вступлений

  • Во вступительной части определяется тема текста ;
  • Во вступлении приводятся сведения об авторе текста : об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, о художественном мире. (Такое вступление уместно только в том случае, если вы действительно знакомы с творчеством этого автора.)
  • Вступительная часть может начинаться с лирического отступления или рассуждения, содержащего взгляд ученика на основные вопросы, рассматриваемые в тексте.
  • Одним из возможных элементов вступления любого типа может быть цитата, взятая из текста, или изречение известных писателей, ученых, деятелей искусства, имеющее отношение к проблеме текста.

Выбранное высказывание должно быть кратким, выразительным и содержащим одну из основных мыслей текста.

Тема текста   Тема  – то, о чём говорится в тексте, основной предмет повествования (рассуждения, описания).  Слова-подсказки для формулировки темы: о роли, о значении, о влиянии, об отношении, о важности…  Тема может быть – интересной, глубокой, захватывающей, волнующей, неисчерпаемой, традиционной, вечной, философской.  Тему можно  – формулировать, изложить, по-разному трактовать, осмысливать, раскрывать, развивать.

Тема текста

Темато, о чём говорится в тексте, основной предмет повествования (рассуждения, описания).

Слова-подсказки для формулировки темы: о роли, о значении, о влиянии, об отношении, о важности…

Тема может быть интересной, глубокой, захватывающей, волнующей, неисчерпаемой, традиционной, вечной, философской.

Тему можно – формулировать, изложить, по-разному трактовать, осмысливать, раскрывать, развивать.

Сведения об авторе ФИО автора (писателя или публициста) Основные проблемы, которые он поднимал в своих произведениях; Особенности художественного мира; Особенности личности.  Слова-синонимы:  автор статьи, писатель (публицист), рассказчик, великий мастер слова, выдающийся писатель(публицист),  художник слова…  Автор может быть – талантливым, выдающимся, великим, знаменитым, популярным, широко известным, современным, гениальным…

Сведения об авторе

  • ФИО автора (писателя или публициста)
  • Основные проблемы, которые он поднимал в своих произведениях;
  • Особенности художественного мира;
  • Особенности личности.

Слова-синонимы: автор статьи, писатель (публицист), рассказчик, великий мастер слова, выдающийся писатель(публицист),

художник слова…

Автор может быть талантливым, выдающимся, великим, знаменитым, популярным, широко известным, современным, гениальным…

Лирическое отступление   Собственные мысли, ощущения, чувства, ассоциации  вызванные предметом изображения: проблемой текста, картиной природы, поступками героев и т.д.)  Лирическое отступление можно начать:  С назывного предложения: «Добро и красота… Два понятия, неразделимо связанные друг с другом»;  С риторического вопроса: «Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить о своём детстве, юности?»  С восклицательного предложения: «Как редко мы вспоминаем родных!»

Лирическое отступление

Собственные мысли, ощущения, чувства, ассоциации вызванные предметом изображения: проблемой текста, картиной природы, поступками героев и т.д.)

Лирическое отступление можно начать:

  • С назывного предложения: «Добро и красота… Два понятия, неразделимо связанные друг с другом»;
  • С риторического вопроса: «Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить о своём детстве, юности?»
  • С восклицательного предложения: «Как редко мы вспоминаем родных!»

Цитирование Цитата из исходного текста : «…Милосердие и сочувствие требуются в нормальной, будничной жизни, от человека к человеку» - вот основная мысль, над которой, по мнению Д.Гранина, нам сегодня необходимо задуматься. Цитата из другого текста:  Кто-то из великих сказал: «Человек, не помнящий прошлого, не имеет настоящего». Эти слова, на мой взгляд, как нельзя лучше отражают основную мысль статьи Д.С. Лихачёва о великой силе памяти».

Цитирование

  • Цитата из исходного текста : «…Милосердие и сочувствие требуются в нормальной, будничной жизни, от человека к человеку» - вот основная мысль, над которой, по мнению Д.Гранина, нам сегодня необходимо задуматься.
  • Цитата из другого текста: Кто-то из великих сказал: «Человек, не помнящий прошлого, не имеет настоящего». Эти слова, на мой взгляд, как нельзя лучше отражают основную мысль статьи Д.С. Лихачёва о великой силе памяти».

Афоризмы о языке «Богат и красноречив русский язык. Но уже и его не стало хватать».   Неизвестный автор  «Язык дан для упоминания о добре, не оскверняйте же его недостойной речью».   Абдул-Баха  «Язык - самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем от слова».   Неизвестный автор «С чем сравнить язык в устах человека? Это ключ сокровищницы: когда дверь заперта, никто не может знать, что там - драгоценные камни или ненужный хлам».   Муслихаддин Саади

Афоризмы о языке

  • «Богат и красноречив русский язык. Но уже и его не стало хватать».   Неизвестный автор
  • «Язык дан для упоминания о добре, не оскверняйте же его недостойной речью».   Абдул-Баха
  • «Язык - самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем от слова».   Неизвестный автор
  • «С чем сравнить язык в устах человека? Это ключ сокровищницы: когда дверь заперта, никто не может знать, что там - драгоценные камни или ненужный хлам».   Муслихаддин Саади

Не начинай сочинение со слов: В этом тексте говорится… Автор данного текста обратился к проблеме… Этот текст посвящён… В статье Л.Долининой рассказывается… В своём тексте автор…

Не начинай сочинение со слов:

  • В этом тексте говорится…
  • Автор данного текста обратился к проблеме…
  • Этот текст посвящён…
  • В статье Л.Долининой рассказывается…
  • В своём тексте автор…

I I . 1) Формулировка проблемы текста  Проблема – основной вопрос ,  который поднимается в тексте . Способы формулировки проблемы 1. В виде слова или словосочетания:   Проблема нравственного выбора человека;  смысла жизни; взаимоотношений людей; истинной доброты; милосердия; взаимоотношения отцов и детей, воины и мира и т.д.  2. В виде вопроса:  Какова роль литературы в жизни общества?  Что значит быть современным?

I I . 1) Формулировка проблемы текста

Проблемаосновной вопрос ,

который поднимается в тексте .

Способы формулировки проблемы

1. В виде слова или словосочетания:

Проблема нравственного выбора человека; смысла жизни; взаимоотношений людей; истинной доброты; милосердия; взаимоотношения отцов и детей, воины и мира и т.д.

2. В виде вопроса:

Какова роль литературы в жизни общества?

Что значит быть современным?

Проблема (какая?)  важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная…. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность… проблемы . Точка зрения, взгляд на проблему . Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить проблему . Коснуться какой-либо проблемы. Уделить внимание проблеме.  Над проблемой думать, работать, размышлять…  Проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

  • Проблема (какая?) важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная….
  • Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность… проблемы .
  • Точка зрения, взгляд на проблему .
  • Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить проблему .
  • Коснуться какой-либо проблемы.
  • Уделить внимание проблеме. Над проблемой думать, работать, размышлять… Проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

Речевые клише В тексте автор затрагивает (ставит, освещает) следующие проблемы… Автор текста останавливается на следующих проблемах… Автор касается следующих проблем  (вопросов, фактов)… Сущность проблемы заключается (состоит) в … В тексте излагается.., говорится о.., даётся оценка..., представлена точка зрения…  В центре внимания автора находятся следующие вопросы… Автор ставит и решает в тексте проблему.., касается следующих проблем (вопросов)…

Речевые клише

  • В тексте автор затрагивает (ставит, освещает) следующие проблемы…
  • Автор текста останавливается на следующих проблемах…
  • Автор касается следующих проблем

(вопросов, фактов)…

  • Сущность проблемы заключается (состоит) в …
  • В тексте излагается.., говорится о.., даётся оценка..., представлена точка зрения…
  • В центре внимания автора находятся следующие вопросы…
  • Автор ставит и решает в тексте проблему.., касается следующих проблем (вопросов)…

2. Комментарий проблемы  Глагол комментировать  означает «объяснять,  пояснять». Следовательно, здесь требуются ваши мысли по поводу сформулированной проблемы текста: кому адресован текст? Почему эта проблема интересна? кому адресован текст? Почему эта проблема интересна? насколько актуально то, о чем пишет автор, и почему? кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? если это возможно, коснитесь «истории вопроса», т.е. коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы; есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.

2. Комментарий проблемы

Глагол комментировать означает «объяснять, пояснять». Следовательно, здесь требуются ваши мысли по поводу сформулированной проблемы текста:

  • кому адресован текст? Почему эта проблема интересна?
  • кому адресован текст? Почему эта проблема интересна?
  • насколько актуально то, о чем пишет автор, и почему?
  • кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
  • если это возможно, коснитесь «истории вопроса», т.е. коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы;
  • есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.

Способы изложения мыслей

1) От частных фактов (комментарий) к формулировке проблемы: « Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст Пескова посвящен проблеме экологии и призывает каждого из нас осознать свою ответственность за неразумное вмешательство человека в жизнь природы.»

2.От формулировки проблемы – к комментарию: « Отчего в нашей стране, обладающей богатыми природными ресурсами, большая часть населения живет бедно? Над этой сложной проблемой размышляет Тимофеев. Надо сказать, что затронутая автором проблема имеет многовековую историю. Вот уже много лет не одно поколение соотечественников задается вопросом: почему наша жизнь так далека от совершенства.» Вспомните хотя бы историю из «Повести временных лет» о том, как древние русичи приглашали варяжских князей на богатую землю, в которой не было порядка.

Речевые клише  Несомненна актуальность поднятой автором проблемы… Проблема, затронутая автором текста, без сомнения, сложна и серьёзна, потому что…  Острота и значимость данной проблемы не вызывают сомнения, так как… Актуальность поставленной автором текста проблемы подтверждается тем, что, несмотря на многочисленные попытки решить её, она до сих пор волнует писателей, публицистов и, конечно, нас – читателей… Новизна затронутой автором проблемы выражается в оригинальности её раскрытия, в необычности описываемой в тексте ситуации… Поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна…

Речевые клише

  • Несомненна актуальность поднятой автором проблемы…
  • Проблема, затронутая автором текста, без сомнения, сложна и серьёзна, потому что…
  • Острота и значимость данной проблемы не вызывают сомнения, так как…
  • Актуальность поставленной автором текста проблемы подтверждается тем, что, несмотря на многочисленные попытки решить её, она до сих пор волнует писателей, публицистов и, конечно, нас – читателей…
  • Новизна затронутой автором проблемы выражается в оригинальности её раскрытия, в необычности описываемой в тексте ситуации…
  • Поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна…

3.Выявление позиции автора Проблема  – вопрос ,   позиция автора –  ответ  на этот вопрос Подумайте: Каково мнение автора по поставленной проблеме? Что он сказать читателям автор, создавая этот текст? Как автор оценивает и описывает ситуацию, поступки героев? !  Обратите внимание на слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам.

3.Выявление позиции автора

Проблемавопрос ,

позиция автораответ на этот вопрос

Подумайте:

  • Каково мнение автора по поставленной проблеме?
  • Что он сказать читателям автор, создавая этот текст?
  • Как автор оценивает и описывает ситуацию, поступки героев?

! Обратите внимание на слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам.

3.Выявление позиции автора  В тексте публицистического стиля позиция автора, как правило, выражена четко, повествование ведется от первого лица. Поскольку особенностью публицистического стиля является передача информации с одновременным воздействием на читателя (слушателя), в тексте могут быть  языковые средства:  оценочные и водные слова, риторические фигуры и другие, передающие авторскую позицию.   В тексте художественного стиля при узнавании авторской позиции обратите внимание на лексику и фразеологию, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам.

3.Выявление позиции автора

В тексте публицистического стиля позиция автора, как правило, выражена четко, повествование ведется от первого лица. Поскольку особенностью публицистического стиля является передача информации с одновременным воздействием на читателя (слушателя), в тексте могут быть языковые средства: оценочные и водные слова, риторические фигуры и другие, передающие авторскую позицию. В тексте художественного стиля при узнавании авторской позиции обратите внимание на лексику и фразеологию, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам.

При толковании позиции автора Употребляй слова-синонимы:  автор статьи, писатель (публицист), рассказчик, великий мастер слова, выдающийся писатель(публицист), художник слова… Используй цитаты. !!! Позицию автора определяй только по проблеме, которую  сам выбрал для комментария и по которой ты способен найти аргументы. !!! Позиция автора считается несформулированной  без слов: « считает, утверждает, убеждён, (не) уверен, восклицает, восхищается, вопрошает, иронизирует, сомневается, высказывает недоверие, заставляет задуматься, осуждает, удивляется, призывает, сожалеет» и т. д.

При толковании позиции автора

  • Употребляй слова-синонимы: автор статьи, писатель (публицист), рассказчик, великий мастер слова, выдающийся писатель(публицист), художник слова…
  • Используй цитаты.
  • !!! Позицию автора определяй только по проблеме, которую  сам выбрал для комментария и по которой ты способен найти аргументы.
  • !!! Позиция автора считается несформулированной

без слов: « считает, утверждает, убеждён, (не) уверен, восклицает, восхищается, вопрошает, иронизирует, сомневается, высказывает недоверие, заставляет задуматься, осуждает, удивляется, призывает, сожалеет» и т. д.

Речевые клише Автор говорит, анализирует, характеризует, раскрывает (сущность, суть), описывает, выдвигает, останавливается, касается, отмечает, подчеркивает, утверждает, доказывает… Автор считает, придерживается точки зрения, отстаивает точку зрения, разделяет точку зрения… Автор сравнивает, сопоставляет, противопоставляет… Автор соглашается (согласен), возражает, опровергает, полемизирует, критикует, выдвигает возражения (аргументы, доказательства)… Автор ссылается, опирается, исходит, иллюстрирует, приводит пример, цитирует, обосновывает, имеет в виду. Видит причину этого в том, что … Авторскую позицию нельзя не увидеть в… По мнению автора, «…» Авторскую позицию лучше всего, на мой взгляд, характеризуют слова: «…»

Речевые клише

  • Автор говорит, анализирует, характеризует, раскрывает (сущность, суть), описывает, выдвигает, останавливается, касается, отмечает, подчеркивает, утверждает, доказывает…
  • Автор считает, придерживается точки зрения,
  • отстаивает точку зрения, разделяет точку зрения…
  • Автор сравнивает, сопоставляет, противопоставляет…
  • Автор соглашается (согласен), возражает, опровергает, полемизирует, критикует, выдвигает возражения (аргументы, доказательства)…
  • Автор ссылается, опирается, исходит, иллюстрирует, приводит пример, цитирует, обосновывает, имеет в виду. Видит причину этого в том, что
  • Авторскую позицию нельзя не увидеть в…
  • По мнению автора, «…»
  • Авторскую позицию лучше всего, на мой взгляд, характеризуют слова: «…»

Собственная позиция Строится по типу речи – рассуждение  Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Ваша цель – не только  высказать собственное мнение по проблеме, согласившись или не согласившись с мнением автора, но и доказать собственную правоту, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Собственная позиция

Строится по типу речи – рассуждение

  • Цель данного типа речиубедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение.
  • Ваша цель – не только высказать собственное мнение по проблеме, согласившись или не согласившись с мнением автора, но и доказать собственную правоту, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Структура собственного рассуждения Тезис - мысль, которую нужно доказать (отношение к позиции автора и мнение о проблеме текста ) Довод Довод Вывод

Структура собственного рассуждения

Тезис - мысль, которую нужно доказать

(отношение к позиции автора и мнение о проблеме текста )

Довод

Довод

Вывод

Понятия, используемые при рассуждении Тезис – мысль, которую нужно доказать.  Аргументы – это доводы , приводимые в поддержку тезиса и подтверждённые конкретными  фактами, примерами . Довод – это  мысль , содержащая необходимые доказательства оттенки в раскрытии, основной проблемы  текста . Пример – это наглядная иллюстрация высказанной мысли . Вывод – общий итог работы над сочинением

Понятия, используемые при рассуждении

  • Тезисмысль, которую нужно доказать.
  • Аргументы – это доводы , приводимые в поддержку тезиса и подтверждённые конкретными фактами, примерами .
  • Доводэто мысль , содержащая необходимые доказательства оттенки в раскрытии, основной проблемы текста .
  • Примерэто наглядная иллюстрация высказанной мысли .
  • Выводобщий итог работы над сочинением

КАК сформулировать ТЕЗИС  Если Вы согласны с позицией автора, то его и Ваш тезисы совпадают  можно использовать высказывания автора либо косвенно передавая его мысли, либо цитируя текст.   НО: Вы НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДОЛЖНЫ  повторять доводы автора , использованные в тексте, Вам необходимо привести  свои .

КАК сформулировать ТЕЗИС

Если Вы согласны с позицией автора, то его и Ваш тезисы совпадают

можно использовать высказывания автора либо косвенно передавая его мысли, либо цитируя текст.

НО: Вы НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДОЛЖНЫ повторять доводы автора , использованные в тексте, Вам необходимо привести свои .

Как выделить тезис? Для того чтобы выделить тезис из высказывания большого объема, можно пользоваться следующим алгоритмом: Прочитать текст и разделить его на структурные части; Ориентируясь на сильные позиции текста, выписать из каждой части предложения, выражающие главное суждение, отделить их от доказательств; Соединить смысловыми союзами (если, чтобы….) выделенные части тезиса и сформулировать его целиком.

Как выделить тезис?

Для того чтобы выделить тезис из высказывания большого объема, можно пользоваться следующим алгоритмом:

  • Прочитать текст и разделить его на структурные части;
  • Ориентируясь на сильные позиции текста, выписать из каждой части предложения, выражающие главное суждение, отделить их от доказательств;
  • Соединить смысловыми союзами (если, чтобы….) выделенные части тезиса и сформулировать его целиком.

В качестве примеров используйте 1. Примеры из художественной литературы и публицистики. 2.Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений; 3. Пословицы, поговорки, отражающие народную мудрость; 4. Факты, события истории и современности; 5. Примеры из телевизионных передач и фильмов. 6. Примеры из личной жизни и жизни окружающих. !!! Если в Вашем интеллектуальном арсенале не найдётся ни одного из вышеназванных примеров, придумайте их , предварительно решив, в какой жизненной ситуации тот или иной факт может иметь место.

В качестве примеров используйте

1. Примеры из художественной литературы и публицистики.

2.Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений;

3. Пословицы, поговорки, отражающие народную мудрость;

4. Факты, события истории и современности;

5. Примеры из телевизионных передач и фильмов.

6. Примеры из личной жизни и жизни окружающих.

!!! Если в Вашем интеллектуальном арсенале не найдётся ни одного из вышеназванных примеров, придумайте их , предварительно решив, в какой жизненной ситуации тот или иной факт может иметь место.

Типы аргументов  Аргументы «ЗА»  должны подтвердить точку зрения (тезис) автора. Выдвигая такие аргументы, вы не только соглашаетесь с основной мыслью текста, но и открываете новые оттенки и грани в её раскрытии.  Аргументы «ПРОТИВ»  должны убедить в том, что доказательства, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором вам придется выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от пишущего такта, подчеркнутой корректности.

Типы аргументов

Аргументы «ЗА» должны подтвердить точку зрения (тезис) автора. Выдвигая такие аргументы, вы не только соглашаетесь с основной мыслью текста, но и открываете новые оттенки и грани в её раскрытии.

Аргументы «ПРОТИВ» должны убедить в том, что доказательства, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором вам придется выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от пишущего такта, подчеркнутой корректности.

Средства межфразовых связей Вводные слова и выражения: словом, например, наряду с только что сказанным, конечно, допустим, предположим, вообще говоря, в самом деле, как известно, продолжая мысль, наряду с только что сказанным и т.д.

Средства межфразовых связей

  • Вводные слова и выражения: словом, например, наряду с только что сказанным, конечно, допустим, предположим, вообще говоря, в самом деле, как известно, продолжая мысль, наряду с только что сказанным и т.д.

Речевые клише  Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…  Автор прав в том, что… Однако трудно согласиться с тем, что…  Нельзя не согласиться с автором в том, что…  Кажется спорной мысль автора о том, что…  Текст (ф.и.о. автора) вызвал во мне противоречивые чувства. С одной стороны… с другой стороны…  Нельзя не заметить авторскую позицию в использованных оценочных словах, сравнительных оборотах, риторических восклицаниях и т.п.  С автором статьи трудно не согласиться. Действительно, подобные примеры…  Хочу поддержать точку зрения автора в том, что…  Интересна позиция автора в том, что…  Я не могу согласиться с точкой зрения автора, потому что…

Речевые клише

Позиция автора представляется мне убедительной, потому что… Автор прав в том, что… Однако трудно согласиться с тем, что… Нельзя не согласиться с автором в том, что… Кажется спорной мысль автора о том, что… Текст (ф.и.о. автора) вызвал во мне противоречивые чувства. С одной стороны… с другой стороны… Нельзя не заметить авторскую позицию в использованных оценочных словах, сравнительных оборотах, риторических восклицаниях и т.п. С автором статьи трудно не согласиться. Действительно, подобные примеры… Хочу поддержать точку зрения автора в том, что… Интересна позиция автора в том, что… Я не могу согласиться с точкой зрения автора, потому что…

Речевые клише Приведём пример…  Убедительность своей позиции хочу доказать примером из… В качестве иллюстрации этой мысли хочу привести пример из произведения… Подтверждая сказанное, хочу обратиться к реальной жизненной ситуации, когда… Размышляя над проблемой данного текста, я вспомнил(а) случай (или историческое событие, или литературного героя, или эпизод из художественного произведения), являющийся, на мой взгляд, ярким подтверждением авторских мыслей…

Речевые клише

  • Приведём пример…
  • Убедительность своей позиции хочу доказать примером из…
  • В качестве иллюстрации этой мысли хочу привести пример из произведения…
  • Подтверждая сказанное, хочу обратиться к реальной жизненной ситуации, когда…
  • Размышляя над проблемой данного текста, я вспомнил(а) случай (или историческое событие, или литературного героя, или эпизод из художественного произведения), являющийся, на мой взгляд, ярким подтверждением авторских мыслей…

III . Заключение подвести итог всему сказанному, сделать обобщение.

III . Заключение

подвести итог всему сказанному, сделать обобщение.

    Речевые клише Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод… Подводя итог, хочется сказать… Сущность вышеизложенного сводится к следующему… На основании прочитанного текста можно сделать вывод… Обобщая сказанное, можно сказать, что…Из этого следует, что… Я искренне благодарна (ен) автору текста, потому что он заставил меня задуматься о том, что… Этот текст ещё раз убедил меня в том, что… В заключение должна(ен) сказать, что старания автора не прошли даром – они пробудили в моей душе желание лучше осмыслить проблему…  Этот текст заставил меня ещё глубже задуматься над проблемой..., переоценить её важность в нашей жизни…

    Речевые клише

    • Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод…
    • Подводя итог, хочется сказать…
    • Сущность вышеизложенного сводится к следующему…
    • На основании прочитанного текста можно сделать вывод…
    • Обобщая сказанное, можно сказать, что…Из этого следует, что…
    • Я искренне благодарна (ен) автору текста, потому что он заставил меня задуматься о том, что…
    • Этот текст ещё раз убедил меня в том, что…
    • В заключение должна(ен) сказать, что старания автора не прошли даром – они пробудили в моей душе желание лучше осмыслить проблему…
    • Этот текст заставил меня ещё глубже задуматься над проблемой..., переоценить её важность в нашей жизни…


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Русский язык

    Категория: Презентации

    Целевая аудитория: 11 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Автор: Киосева Елена Николаевна

    Дата: 16.06.2014

    Номер свидетельства: 106144


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства