Презентация на тему "Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?"
Презентация на тему "Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?"
Презентация на тему "Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?".
Презентация предназначена для помощи в подготовке к ГИА - 9 (задание 15.1).
Цель презентации: объяснить этапы работы над текстом для сочинения- рассуждения, разобрать пример из КИМов, проанализировать образец готового сочинения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
(1)Нас было в комнате одиннадцать человек. (2)У каждого из нас был на фронте отец. (3)И при каждой похоронке, приходившей в детдом, одиннадцать маленьких сердец замирало. (4)Но чёрные листки шли в другие спальни. (5)И мы чуть-чуть радовались и начинали опять ждать отцов. (6)это было единственное чувство, которое не угасало всю войну. (7)Мы узнали, что война окончилась. (8)Это случилось в чистое майское утро, когда к весеннему голубому небу прилипали первые клейкие листочки. (9)Кто-то тихо вздохнул и открыл настежь окно. (10)Раздался непривычно громкий смех. (11)И вдруг все мы, одиннадцать человек, поняли, что мы победили, что мы дождались отцов. (12)В детдоме готовился вечер, Витька Козырев разучивал песенку: (13) Окна светятся весь вечер, Как подснежники весной. (14) Скоро мы дождёмся встречи С нашей армией родной. (15)Эту песню хотели петь и другие ребята, но Козырев сказал: (16) - Ребята, я отца ждал дольше, чем вы. (17)Он ушёл воевать ещё с белофиннами… (18)И мы решили, что Витька Козырев немного единоличник, но у него хороший отец и на фотографии очень красиво снят с военными орденами. (19)Поэтому пускай Витька поёт. (20)Наступил тихий вечер. (21)Заблестели через серую пыльцу звёзды, и нам они казались звёздами с солдатских пилоток – протяни лишь руку и потрогай пальцами… (22)А что от них свет долго идёт, так это враньё просто. (23)Звёзды были рядом, это мы хорошо знали в тот вечер. (24)Появилась почтальонша, но мы уже не насторожились при её приходе. (25)Мы подошли к окну и спросили, кому письмо. (26)Козыреву протянули листок. (27)И вдруг спальня замолчала. (28)Но нам понималось, что кто-то закричал. (29)Было непонятно и страшно. (30) «Сообщаем, что отец ваш, майор Козырев, пал смертью храбрых седьмого мая сорок пятого года». (31)Нас было в спальне одиннадцать человек, и десять из них молчали. (32)Майская прохладная ночь дышала в окно. (33)Светились далёкие звёзды. (34)И было ясно, что свет от них шёл долго.
«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям» (В.Г.Короленко).
Пишем вступление: 1. О чем будем писать? - о слове 2. Показываем, что смысл высказывания понятен: « Смысл высказывания знаменитого русского писателя я понимаю так…»
3. Объясняем, как поняли высказывание. «словом можно выразить все, что угодно. Но главное предназначение слова– дать возможность одному человеку донести до другого свои мысли и чувства».
Особенно важно для писателя уметь пользоваться словом, чтобы из тысячи выбрать то единственное, которое донесет «долю истины и вдохновения».
Завершаем вступление. Делаем переход к основной части. «Подтверждение этой мысли можно найти в тексте».
Итак, получилось вступление в 4 предложения. Смысл высказывания знаменитого русского писателя я понимаю так: словом можно выразить все, что угодно. Но главное предназначение слова– дать возможность одному человеку донести до другого свои мысли и чувства. Особенно важно для писателя уметь пользоваться словом, чтобы из тысячи выбрать то единственное, которое донесет «долю истины и вдохновения». Подтверждение этой мысли можно найти в тексте».
Пишем основную часть. Нужно найти два аргумента в тексте, подтверждающих то, что мы сказали во вступлении.
В предложении 4 похоронки названы «чёрными листками». Используя это сочетание, автор показывает, какие чувства вызывали у детей эти сообщения: страх смерти, страх потерять близкого человека.…
Что сделано?1. Назван номер предложения, откуда взят аргумент.2. Аргумент выписан.3. Объясняется, почему именно это выбрано (почему автор использовал именно такие слова).
Ищем второй аргумент: В предложении 21 используется слово «звёзды» в двух значениях: одно – в значении «небесные светила», другое – в значении «знак воинского отличия». Используя этот приём, автор показывает недосягаемость для детей своих отцов, точно такую же, как недосягаемость далёких звёзд.
Пишем вывод.Для связи с основной частью используем варианты:итактаким образомподведем итогсделаем выводИз приведенных примеров следует
Формулируем вывод в два предложения.Таким образом, приведенные примерыпомогают читателю понять мысль автора о тяжёлых судьбах детей военного времени. И можно утверждать, что высказывание В. Г. Короленко о назначении слова верно.