Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Вид глагола" по учебнику Шмелева А.Д.»
Вид глагола.
Русский язык
5 класс
Учитель:
Шаповалова Т.А.
Шторм.
Бриз усилился, мощь ветра нар..стала, и судно поб..жало быстрей. К..залось, что оно спешит скорее в порт, как конь тянется к дому, когда почу..ствует опас..ность. Теперь рулевой весь напрягся и чутко прислушался. Вдруг ухо уловило необ..яснимый, отд..ленный шум. Шум прибл..жался, усиливался и скоро обратился в ярос..ный рёв.
Ре..кий порыв ветра нал..тел на судно, выстрелом рванул по парусам, и корабль стремительно пов..лился на левый борт. На палубе что-то гр..х..тало, звенело, тр..щало и ст..нало, казалось, что судно раз..ед..нится надвое.
Словарь:
Бриз–
это слабый береговой ветер.
Шторм.
Бриз усилился, мощь ветра нар..стала, и судно поб..жало быстрей. К..залось, что оно спешит скорее в порт, как конь тянется к дому, когда почу..ствует опас..ность. Теперь рулевой весь напрягся и чутко прислушался. Вдруг ухо уловило необ..яснимый, отд..ленный шум. Шум прибл..жался, усиливался и скоро обратился в ярос..ный рёв.
Ре..кий порыв ветра нал..тел на судно, выстрелом рванул по парусам, и корабль стремительно пов..лился на левый борт. На палубе что-то гр..х..тало, звенело, тр..щало и ст..нало, казалось, что судно раз..ед..нится надвое.
Проверьте!
нар а стала ярос т ный
поб е жало ре з кий
к а залось нал е тел
почу в ствует пов а лился
опа сн ость гр о х о тало
необ ъ яснимый тр е щало
отд а ленный ст о нало
прибл и жался раз ъ ед и нится
.
______
__________
_____
_____ _____
____
_____ ____
,
.
,
И
== ===
== ===
== ===
И
,
.
Проверьте
I вариант:Бризусилился,мощьветранарастала, исуднопобежалобыстрей. (сложное предложение, в нем три грамматических основы)
II вариант:Шумприближался,усиливалсяи скорообратилсяв яростный рев. (простое предложение, в нем три однородных члена предложения – сказуемые)
В выписанных предложениях есть два однокоренных глагола, найдите и выпишите их
Усилился
Усиливался
ЧТО ДЕЛАЛ?
ЧТО СДЕЛАЛ ?
Проверьте.
Побежало Нарастала
Почувствует Казалось
Напрягся Спешит
Прислушался Тянется
Уловило Приближался
Обратился Грохотало
Налетел Звенело
Рванул Трещало
Повалился Стонало
Разъединится
Усилился
Усиливался
Что сделал?
Что делал?
СОВЕРШЕННЫЙ
ВИД
НЕСОВЕРШЕННЫЙ
ВИД
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните
И читать, друзья, начните.
Говорят (и это лестно),
Что я выгляжу чудесно:
Шляпа, галстук и костюм,
А в глазах – природный ум,
Нос с горбинкой, ясный взгляд.
(Все восторженно глядят!)
Весь начищенный, степенный.
ВИД мойсамый СОВЕРШЕННЫЙ.
Я к тому ж не поленился
И неплохо потрудился:
Сделал нынче столько дел!
Суп сварил, с горы скатился
И при этом не разбился,
Кипятком не обварился,
Лишь немного похудел!
Совершенный вид - что сделать?
Всем вокруг сегодня ясно,
Что я выгляжу ужасно:
Сам не брит, костюм измят,
Уши в стороны торчат,
Нос крючком, потухший взгляд.
(Все сочувственно глядят!)
Суетливый, нестепенный…
Ах, мой ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ!
Запишите поговорки, определите вид глаголов:
Много захочешь - пораньше с постели вскочишь.
Лучше потерять кошелёк, чем нарушить слово.
Ест за вола, а работает за комара.
Пролитую воду не соберешь.
Поспешишь – людей насмешишь.
Не все золото, что блестит.
Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.
Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой .
Проверьте
Однажды Кот и Пес решили пойти на прогулку в лес. Долго собирались и наконец отправились . Шли они, шли , как вдруг заметили , как заблудились. Сначала они испугались , но потом успокоились . «Надо сесть , съесть бутерброды, а там видно будет», - сказал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро нашли дорогу домой.
Спасибо, ребята, за урок!До скорой встречи,дорогие друзья!