kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к научно-исследовательской работе «Происхождение и значение фамилий учащихся группы 201».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оглавления.

Введение…………………………………………………………………………….3

Основная часть

I. Из истории вопроса. Этимология  слова «фамилия» ….5

II. Способы образования фамилий.……………………………….6

III. Происхождение и значение фамилий учащихся группы 201………………………………………………………………………….…….9

Заключение……………………………………….…………………………….19

Список использованной   литературы……………….…………….20

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к научно-исследовательской работе «Происхождение и значение фамилий учащихся группы 201».»

ГАПОУ «Техникум транспорта г.Орска имени Героя России С.А. Солнечникова» Работу выполнили учащиеся группы 201: Дильманов Н., Ефросиньин А., Рубан К. Научный руководитель: Лахман О.В

ГАПОУ «Техникум транспорта г.Орска

имени Героя России С.А. Солнечникова»

Работу выполнили учащиеся группы 201:

Дильманов Н., Ефросиньин А., Рубан К.

Научный руководитель: Лахман О.В

Оглавление Введение……………………………………………………………………………..3 Основная часть  . Из истории вопроса. Этимология слова «фамилия» …...5  . Способы образования фамилий..………………………………...6  . Происхождение и значение фамилий учащихся группы 201…………………………………………………………………………..……..9 Заключение………………………………………..……………………………..19 Список использованной литературы………………..…………….20

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3

Основная часть

 . Из истории вопроса. Этимология слова «фамилия» …...5

 . Способы образования фамилий..………………………………...6

 . Происхождение и значение фамилий учащихся группы 201…………………………………………………………………………..……..9

Заключение………………………………………..……………………………..19

Список использованной литературы………………..…………….20

Порядок был когда-то русский:  Спроси: «Ты чей, каких родов?»  Ответ был ясен, горд по-русски:  «Я сын Петра. Я есть Петров». Людмила Онучина

Порядок был когда-то русский: Спроси: «Ты чей, каких родов?» Ответ был ясен, горд по-русски: «Я сын Петра. Я есть Петров».

Людмила Онучина

Цель нашей работы: проанализировать фамилии учащихся группы 201. Задачи: изучить литературу по данному вопросу; описать историю вопроса происхождения фамилий; выявить особенности происхождения фамилий; определить способы происхождения фамилий; проанализировать особенности происхождения и значения фамилий учащихся группы 201. Объект исследования: фамилии учащихся группы 201. Предмет исследования: история возникновения фамилий учащихся группы 201. Метод исследования: сравнение и обобщение, анализ и синтез. Гипотезой работы является предположение, что большинство фамилий учащихся группы 201 образовано от имён собственных.

Цель нашей работы: проанализировать фамилии учащихся группы 201.

Задачи:

  • изучить литературу по данному вопросу;
  • описать историю вопроса происхождения фамилий;
  • выявить особенности происхождения фамилий;
  • определить способы происхождения фамилий;
  • проанализировать особенности происхождения и значения фамилий учащихся группы 201.

Объект исследования: фамилии учащихся группы 201.

Предмет исследования: история возникновения фамилий учащихся группы 201.

Метод исследования: сравнение и обобщение, анализ и синтез.

Гипотезой работы является предположение, что большинство фамилий учащихся группы 201 образовано от имён собственных.

 . Из истории вопроса.  Этимология слова «фамилия»   Этимология  - это термин языкознания, обозначающий исследование происхождения слова. Следовательно, этимология фамилий - это исследование происхождения той или иной фамилии. Фамилия ( лат.  familia — семья) — наследственное  родовое имя , указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего  предка , или в более узком понимании — к одной  семье .

. Из истории вопроса. Этимология слова «фамилия»

Этимология  - это термин языкознания, обозначающий исследование происхождения слова. Следовательно, этимология фамилий - это исследование происхождения той или иной фамилии. Фамилия ( лат.  familia — семья) — наследственное  родовое имя , указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего  предка , или в более узком понимании — к одной  семье .

 . Способы образования фамилий   1. Формант - ев- формировал фамилии, когда отцовское имя/прозвище оканчивалось на - ь- (или же на согласную -й-), -й-: Хазий = Хазиев, Карабай = Карабаев, Берсень = Берсеньев, Юрий = Юрьев.  2. Формант - ин- формировал фамилии, когда отцовское имя/прозвище оканчивалось на гласную (в основном, -о-, -а-): Гайфулла = Гайфуллин, Галимулла = Галимуллин, Сковорода = Сковородин.  3. Олень = Оленьев сын = Олен = ь = ев = Оленев.

 . Способы образования фамилий

1. Формант - ев- формировал фамилии, когда отцовское имя/прозвище оканчивалось на - ь- (или же на согласную -й-), -й-:

Хазий = Хазиев, Карабай = Карабаев, Берсень = Берсеньев, Юрий = Юрьев.

2. Формант - ин- формировал фамилии, когда отцовское имя/прозвище оканчивалось на гласную (в основном, -о-, -а-):

Гайфулла = Гайфуллин, Галимулла = Галимуллин, Сковорода = Сковородин.

3. Олень = Оленьев сын = Олен = ь = ев = Оленев.

Фамилии  местность, географичес-кие понятия  форма имен  внешность, особенности характера  Животный и растительный мир  профессиональные прозвища предков

Фамилии

местность,

географичес-кие понятия

форма имен

внешность, особенности характера

Животный и растительный мир

профессиональные прозвища предков

Результаты опроса.

Результаты опроса.

 . Происхождение и значение фамилий моих одноклассников   Искаков

 . Происхождение и значение фамилий моих одноклассников

Искаков

  • Значение: «смех, смешливый, улыбчивый, веселый».
  • Происхождение: от древнеевреско- арабского имени Искак.
Шеремет Значение:  1. «достойный похвалы». 2. «имеющий скорый, легкий шаг». 3. «бедняга, горемыка». Происхождение:  1. из арабского языка. 2. из турецкого языка. 3. восходит к чувашской основе.

Шеремет

  • Значение: 1. «достойный похвалы».

2. «имеющий скорый, легкий шаг».

3. «бедняга, горемыка».

  • Происхождение: 1. из арабского языка.

2. из турецкого языка.

3. восходит к чувашской основе.

Рубан Значение:  1. «получивший рубленную рану». 2. от слова «рубанок». 3. от географического названия село Рубаново Происхождение:  1. восходит к русской основе.

Рубан

  • Значение: 1. «получивший рубленную рану».

2. от слова «рубанок».

3. от географического названия село Рубаново

  • Происхождение: 1. восходит к русской основе.

Ясаков  Значение:  1. «запрет или дань».  Происхождение:  1. восходит к русской основе.

Ясаков

  • Значение: 1. «запрет или дань».

  • Происхождение: 1. восходит к русской основе.

Происхождение фамилий Фамилии, образованные от имен собственных Фамилии от слов, которые отражают внешний вид, особенности человека Мусин Искаков Ефросиньин Ермуханов Богданов (Саврухин) (Дильманов) Фамилии, образованные от слов, выражающих свойство человеческого характера Рубан Леготин Детковский Фамилии, образованные от названий животных, растений или птиц Яубасаров Ходжиматов Перетятько Фамилии, определяющие род человеческой деятельности, занятий Шеремет Перец Орлов Карпов Быков Ясаков

Происхождение фамилий

Фамилии, образованные от имен собственных

Фамилии от слов, которые отражают внешний вид, особенности человека

Мусин

Искаков

Ефросиньин

Ермуханов

Богданов

(Саврухин)

(Дильманов)

Фамилии, образованные от слов, выражающих свойство человеческого характера

Рубан

Леготин

Детковский

Фамилии, образованные от названий животных, растений или птиц

Яубасаров

Ходжиматов

Перетятько

Фамилии, определяющие род человеческой деятельности, занятий

Шеремет

Перец

Орлов

Карпов

Быков

Ясаков

Происхождение фамилий учащихся группы 201

Происхождение фамилий учащихся группы 201

Заключение  М. В. Горбаневский в своей книге «В мире имен и названий» пишет: «Фамилия - очень ценный материал для исследований в разных областях знания: филологии, истории, этнографии». 3 Каждая фамилия - это загадка, разгадать которую можно, если быть очень внимательным к слову; это уникальное и неповторимое явление нашей культуры, живая история. Мы предполагали, что большинство фамилий образуются от личных имён. Наша гипотеза подтвердилась. Фамилии, образованные от имени, составляют большинство .

Заключение

М. В. Горбаневский в своей книге «В мире имен и названий» пишет: «Фамилия - очень ценный материал для исследований в разных областях знания: филологии, истории, этнографии». 3 Каждая фамилия - это загадка, разгадать которую можно, если быть очень внимательным к слову; это уникальное и неповторимое явление нашей культуры, живая история. Мы предполагали, что большинство фамилий образуются от личных имён. Наша гипотеза подтвердилась. Фамилии, образованные от имени, составляют большинство .

Список использованной литературы

Список использованной литературы

  • Веселовский С. Б. Ономастикон. М.: 1974
  • Ганжина Н.М. Словарь современных русских фамилий. — М.: Астрель, АСТ, 2001.
  • Горбаневский М. В. В мире имён и названий. М.: 1983
  • Горшков Александр. Русские фамилии татарского происхождения. – Исеть
  • Даль В. И. Толковый словарь живого русского языка тт. 1-4 М.: 1978
  • Никонов В. А. Словарь русских фамилий / сост. Е.Л. Крушельницкий; предисл.
  • Р.Ш. Джарылгасиновой. — М.: Школа-Пресс, 1993. — 224 с.
  • Никонов В. А. Имя и общество. М.: 1974
  • Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Совместно с Н. Ю. Шведовой. – М.: 1992
  • Оленин Н. Б. Почему дети  Фёдора  стали Фёдоровыми. Электронный журнал «Исследовано в России». 2002. 171/021118, стр.1896-1909
  • Суперанская А. В., Суслова А. В. О русских фамилиях. М.: 2008
  • Федосюк Ю. А. Русские фамилии: популярный этимологический словарь. М.: 2006 
  • Сайты Интернет:
  • www.ufolog.ru
  • www.taynafamilii.com/ua
  • www.famili.info
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Лахман Ольга Викторовна

Дата: 17.04.2016

Номер свидетельства: 319690


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства