kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Использование различных словообразовательных элементов в языке художественной литературы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена для учителей и учащихся 10 класса и содержит материалы, иллюстрирующие  использование словообразования в произведениях А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Ф.М.Достоевского, а также писателей XX века.Русская художественная литература даёт множество интересных примеров искусного применения словообразования для выражения разнообразных оттенков значений и эмоциональной окраски слов, что  обусловлено особенностями стиля и художественными задачами авторов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Использование различных словообразовательных элементов в языке художественной литературы" »

Почему поэт назвал своих красавиц именно так – девицы? Как назвали бы вы этих героинь?
  • Почему поэт назвал своих красавиц именно так – девицы?
  • Как назвали бы вы этих героинь?

В наше время незамужнюю молодую женщину называют девушкой, а несколько устаревшее слово девица теперь звучит насмешливо. Однако в сказке оно, безусловно, уместно: его употребление создаёт особый народно-поэтический смысл.

В произведениях А.С.Пушкина можно встретить и другие слова с этим корнем: «Послушайте ж меня без гнева: Сменит не раз младая дева Мечтами лёгкие мечты», - говорит Онегин Татьяне. А в конце романа поэт пишет: « Но мой Онегин вечер целый Татьяной занят был одной, Не этой девочкой несмелой, Влюблённой, бедной и простой, Но равнодушною княгиней». В другом месте автор восклицает: « Какая радость: будет бал! Девчонки прыгают заране» . Последняя строчка дала повод современникам Пушкина спорить: можно ли светских барышень назвать девчонками? Критик, осудивший поэта за такую вольность, возмущался тем, что поэт в другом случае простую крестьянку назвал девой: «В избушке, распевая, Дева прядёт, И, зимних друг ночей, Трещит лучина перед ней».
  • В произведениях А.С.Пушкина можно встретить и другие слова с этим корнем: «Послушайте ж меня без гнева: Сменит не раз младая дева Мечтами лёгкие мечты», - говорит Онегин Татьяне. А в конце романа поэт пишет: « Но мой Онегин вечер целый Татьяной занят был одной, Не этой девочкой несмелой, Влюблённой, бедной и простой, Но равнодушною княгиней». В другом месте автор восклицает: « Какая радость: будет бал! Девчонки прыгают заране» . Последняя строчка дала повод современникам Пушкина спорить: можно ли светских барышень назвать девчонками? Критик, осудивший поэта за такую вольность, возмущался тем, что поэт в другом случае простую крестьянку назвал девой: «В избушке, распевая, Дева прядёт, И, зимних друг ночей, Трещит лучина перед ней».
Великий поэт сознательно употреблял в поэтической речи разговорные и книжные слова как равноправные, выступая против всяких условностей, не боясь оскорбить томных дев и уравнивая с ними в правах простых крестьянок. Богатство словообразовательных суффиксов в русском языке дало возможность Пушкину расширить пределы поэтического словаря, используя все разнообразие синонимов, имеющих стилистические различия. И после этого «урока» поэта ни у кого не вызывает сомнения право писателя употреблять в своих произведениях самые различные словообразовательные средства родного языка.
  • Великий поэт сознательно употреблял в поэтической речи разговорные и книжные слова как равноправные, выступая против всяких условностей, не боясь оскорбить томных дев и уравнивая с ними в правах простых крестьянок.
  • Богатство словообразовательных суффиксов в русском языке дало возможность Пушкину расширить пределы поэтического словаря, используя все разнообразие синонимов, имеющих стилистические различия. И после этого «урока» поэта ни у кого не вызывает сомнения право писателя употреблять в своих произведениях самые различные словообразовательные средства родного языка.
Использование словообразовательных элементов в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Использование словообразовательных элементов в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Русская художественная литература даёт множество интересных примеров искусного применения словообразования для выражения разнообразных оттенков значений и эмоциональной окраски слов. Ещё в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» показано, как в разговорной речи употребляются уменьшительно-ласкательные суффиксы. Фамусов, например, использует их, чтобы выразить расположение к собеседнику (Скалозубу): «Прозябли вы – согреем вас; отдушничек откроем поскорее».
  • Русская художественная литература даёт множество интересных примеров искусного применения словообразования для выражения разнообразных оттенков значений и эмоциональной окраски слов. Ещё в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» показано, как в разговорной речи употребляются уменьшительно-ласкательные суффиксы. Фамусов, например, использует их, чтобы выразить расположение к собеседнику (Скалозубу): «Прозябли вы – согреем вас; отдушничек откроем поскорее».

В иных репликах эти же суффиксы придают речи его ироническую окраску : «Будь плохонький , да если наберётся душ тысячки две родовых, тот и жених»; создают фамильярно-непринуждённый тон его монологов : «Как станешь представлять к крестишку иль местечку , Ну как не порадеть родному человечку

А вот пристрастие Молчалина к уменьшительно-ласкательным словам придает его речи заискивающий оттенок, подчеркивая его зависимое положение : « Ваш шпиц – прелестный шпиц!.. Как шелковая шерстка ».
  • А вот пристрастие Молчалина к уменьшительно-ласкательным словам придает его речи заискивающий оттенок, подчеркивая его зависимое положение : « Ваш шпиц – прелестный шпиц!.. Как шелковая шерстка ».
В монологах же Чацкого слова с оценочными суффиксами выполняют сатирическую функцию : « Французик из Бордо; Посмотришь вечерком , он чувствует себя здесь маленьким князьком ».
  • В монологах же Чацкого слова с оценочными суффиксами выполняют сатирическую функцию : « Французик из Бордо; Посмотришь вечерком , он чувствует себя здесь маленьким князьком ».
Использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Ф.М.Достоевского

Использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Ф.М.Достоевского

Стилистическое использование выразительных возможностей словообразования в творчестве русских писателей обусловлено и особенностями их стиля, и конкретными художественными задачами. Н.В.Гоголь с иронией описал увлечение уменьшительно-ласкательными словами дам города, пересыпавших свою пустую речь сентиментальными восклицаниями :
  • Стилистическое использование выразительных возможностей словообразования в творчестве русских писателей обусловлено и особенностями их стиля, и конкретными художественными задачами.
  • Н.В.Гоголь с иронией описал увлечение уменьшительно-ласкательными словами дам города, пересыпавших свою пустую речь сентиментальными восклицаниями :

-Какой весёленький ситец!- воскликнула во всех отношениях приятная дама…

-Да, очень весёленький . Прасковья Фёдоровна, однако же, находит, что лучше, если бы клеточки были помельче… Сестре её прислали материйку : это такое очарованье, которого просто нельзя выразить словами; вообразить себе полосочки узенькие-узенькие … и через полоску всё глазки и лапки , глазки и лапки Фестончики , всё фестончики : перелинка из фестончиков , на рукавах фестончики , эполетцы из фестончиков , внизу фестончики , везде фестончики ».

И.С.Тургенев часто обращался к уменьшительно-ласкательным словам для выражения симпатии, расположения к своим героям : « Она сидела в своей комнатке. Как мышонок в норке; с красными детски-пухлявыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверёк». (Фенечка, роман «Отцы и дети»). Суффиксы у Тургенева подчёркивают малый размер предметов, их незначительность : «голубь отправился пить в лужицу ; мостик загремел под копытами; барин присел на скамеечку ; постоялый дворик» и т.д. В иных случаях обращение Тургенева к суффиксам субъективной оценки объясняется иронией по отношению к описываемому: « небрежно повязанный галстучек , лаковые сапожки » (О Павле Петровиче Кирсанове). А порой – стремлением придать речи сатирическую окраску : «Каждая пчёлочка с каждого цветочка берёт взяточку » (о губернаторе)
  • И.С.Тургенев часто обращался к уменьшительно-ласкательным словам для выражения симпатии, расположения к своим героям : « Она сидела в своей комнатке. Как мышонок в норке; с красными детски-пухлявыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверёк». (Фенечка, роман «Отцы и дети»).
  • Суффиксы у Тургенева подчёркивают малый размер предметов, их незначительность : «голубь отправился пить в лужицу ; мостик загремел под копытами; барин присел на скамеечку ; постоялый дворик» и т.д.
  • В иных случаях обращение Тургенева к суффиксам субъективной оценки объясняется иронией по отношению к описываемому: « небрежно повязанный галстучек , лаковые сапожки » (О Павле Петровиче Кирсанове).
  • А порой – стремлением придать речи сатирическую окраску : «Каждая пчёлочка с каждого цветочка берёт взяточку » (о губернаторе)
Иные стилистические функции выполняет оценочная лексика в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Она служит основой создания психологического портрета Иудушки-Кровопивушки , в самом прозвище которого суффиксы субъективной оценки выполняют сатирическую роль . Его речам «ласковые» слова придают слащавость, которыми он старается прикрыть свое лицемерие и ханжество : « А знаете ли вы, маменька , отчего мы в дворянском звании родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели теперь в избушке , да горела бы у нас не свечечка , а лучинушка , а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали…»
  • Иные стилистические функции выполняет оценочная лексика в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Она служит основой создания психологического портрета Иудушки-Кровопивушки , в самом прозвище которого суффиксы субъективной оценки выполняют сатирическую роль . Его речам «ласковые» слова придают слащавость, которыми он старается прикрыть свое лицемерие и ханжество : « А знаете ли вы, маменька , отчего мы в дворянском звании родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели теперь в избушке , да горела бы у нас не свечечка , а лучинушка , а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали…»
  • Ф.М.Достоевский обращался к ласкательным суффиксам как к сильному средству речевой характеристики героев.
  • В одних случаях эти языковые средства свидетельствуют о нежности , любви героя : « Мамочка , мама, раз-то в жизни была ты у меня… Мамочка , где ты теперь, гостья моя далёкая?.. Только обнять мне тебя и поцеловать твои синенькие глазки » («Подросток»).
  • В других- уменьшительно-ласкательные слова передают издёвку, насмешливо-иронический тон говорящего: « Я знаю, он моя жертвочк а ; говорит, а у самого зубки во рту один о другой колотятся ; губка-то , как и тогда, вздрагивает» (следователь Порфирий Петрович «Преступление и наказание»).
  • При изображении «маленького человека» в романе «Бедные люди» Достоевский обращается к уменьшительно-ласкательным суффиксам, чтобы показать приниженность своего героя, его жалкую привычку угождать сильным мира сего, поступаясь своим человеческим достоинством : «Было мне всего семнадцать годочков , когда я на службу явился; так знаете ли Варенька , что сделал мне злой человек?.. А оттого что я смирненький , а оттого что я тихонький , а оттого что я добренький !.. Стыдненько мне было…»
В творчестве писателей 20 века широко использованы разговорные и просторечные словообразовательные модели , чтобы отразить речь рабочих, крестьян, людей умственного труда , которые ценят острое, порой грубоватое, порой шутливое нелитературное слово : «Скоро нас, шоферяг , автошофером заменят» (А.Коробов «Танк на дороге») «Вот это да! Везуха !» (Ф.Абрамов «Пути-перепутья») Яркой экспрессией выделяются многие глаголы, получающие сниженную окраску, благодаря словообразованию:

В творчестве писателей 20 века широко использованы разговорные и просторечные словообразовательные модели , чтобы отразить речь рабочих, крестьян, людей умственного труда , которые ценят острое, порой грубоватое, порой шутливое нелитературное слово :

  • «Скоро нас, шоферяг , автошофером заменят» (А.Коробов «Танк на дороге»)
  • «Вот это да! Везуха (Ф.Абрамов «Пути-перепутья»)

Яркой экспрессией выделяются многие глаголы, получающие сниженную окраску, благодаря словообразованию:

  • «Рая пуганула их» (И.Зверев «Он и она»
  • «Мальчик изо всей силы крутанул колесо» (Н.Евдокимов «Конец ночи»)
  • « Пооткормили меня, поотлежался , да и …на фронт» (В. Белов «На росстанном холме»)
  • «Худяков и вовсе запоглядывал весело» (Ф.Абрамов «Пути-перепутья»)
-Я приобрел книж о нку, сказал мой собеседн и к и назвал фамилию поэта-класс и ка. -Почему вы говорите так прен е брежительно? – в о змутился я. -Что вы, но ведь она тон е нькая да и ф о рмат н еб ольшой, - ответил собеседн и к. Так я и выяснил, что мой собеседн и к путает слова «книж е чка» и книж о нка», не замечает разниц ы в их значени и.

-Я приобрел книж о нку, сказал мой собеседн и к и назвал фамилию поэта-класс и ка.

-Почему вы говорите так прен е брежительно? – в о змутился я.

-Что вы, но ведь она тон е нькая да и ф о рмат н еб ольшой, - ответил собеседн и к.

Так я и выяснил, что мой собеседн и к путает слова «книж е чка» и книж о нка», не замечает разниц ы в их значени и.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь «Занимательная стилистика»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Миронова Наталья Алексеевна

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187525


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства