kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для урока русского языка в 5 классе "Имена существительные:одушевлённые и неодушевлённые"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересный материал для уеников 5 класса. Представлен материал с текстом из учебника и яркими иллюстрациями. 

•Дать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Выработать навыки определения одушевленных  и неодушевленных имен существительных.

Повторить средства выразительности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока русского языка в 5 классе "Имена существительные:одушевлённые и неодушевлённые" »

Тема:  «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».   .

Тема: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».

.

Цель:

Цель:

  • Дать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
  • Выработать навыки определения одушевленных и неодушевленных имен существительных.
  • Повторить средства выразительности.
I. Тезис.  Слово … - имя существительное. Докажем это. II. Доказательства.

I. Тезис.

Слово … - имя существительное. Докажем это.

II. Доказательства.

  • Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, т.к. к нему можно задать вопрос что? (кто?)
  • Во-вторых, слово … относится к одному из трех родов, а именно к … : (примеры).
  • В-третьих, слово … склоняется, т.е. изменяется по падежам: … .
  • В-четвертых, изменяется по числам: ед.ч.,мн.ч.
  • В-пятых, в словосочетании с прилагательным слово … является главным.
  • В-шестых, в предложении слово … бывает чаще всего подлежащим или дополнением, но может быть и обстоятельством, сказуемым, определением (примеры).
III. Вывод:  Следовательно, мы доказали, что слово … - имя существительное, так как обладает всеми признаками данной части речи.

III. Вывод:

Следовательно, мы доказали, что слово … - имя существительное, так как обладает всеми признаками данной части речи.

Одушевленные (живые) – КТО? (дракон, принцесса, кот, король, попугай, мальчик)  Неодушевленные (неживые) – ЧТО? (труба, лодка, море, дерево, бочка, солнце, причал)

Одушевленные (живые) – КТО? (дракон, принцесса, кот, король, попугай, мальчик)

Неодушевленные (неживые) – ЧТО? (труба, лодка, море, дерево, бочка, солнце, причал)

Где поставить запятую? Очень-очень странный вид: Речка за окном горит Чей-то дом хвостом виляет Песик из ружья стреляет Мальчик чуть не слопал мышку Кот в очках читает книжку Старый дед влетел в окно Воробей схватил зерно, Да как крикнет, улетая: -Вот что значит запятая!

Где поставить запятую?

Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит

Чей-то дом хвостом виляет

Песик из ружья стреляет

Мальчик чуть не слопал мышку

Кот в очках читает книжку

Старый дед влетел в окно

Воробей схватил зерно,

Да как крикнет, улетая:

-Вот что значит запятая!

Неодушевленные (что?) Вид Речка Окно Дом Ружье Очки Книжка Зерно Запятая Хвост Одушевленные (кто?)  Песик Мальчик Мышка Кот Дед Воробей

Неодушевленные (что?)

Вид

Речка

Окно

Дом

Ружье

Очки

Книжка

Зерно

Запятая

Хвост

Одушевленные (кто?)

Песик

Мальчик

Мышка

Кот

Дед

Воробей

Показатели  одушевленности – неодушевленности: Значение слова: одушевленные существительные чаще называют живой предмет, а неодушевленные – неживой.  Вопрос (Кто? Что?).  Совпадение падежных окончаний: у одушевленных – В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. у неодушевленных – В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.

Показатели одушевленности – неодушевленности:

  • Значение слова: одушевленные существительные чаще называют живой предмет, а неодушевленные – неживой.
  • Вопрос (Кто? Что?).
  • Совпадение падежных окончаний:

у одушевленных – В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.

у неодушевленных – В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.

Примеры: а) Р.п. Нет кого? Собак, птиц. В.п. Вижу кого? Собак, птиц. б) И.п. что? Книг и , деревь я .  В.п. вижу что? Книг и , деревь я .

Примеры:

а) Р.п. Нет кого? Собак, птиц. В.п. Вижу кого? Собак, птиц.

б) И.п. что? Книг и , деревь я .

В.п. вижу что? Книг и , деревь я .

кот плот мн.ч. коты мн.ч. плоты Р.п. нет кого? котов И.п. что? плоты В.п. вижу кого? котов В.п. вижу что? плоты Одуш. имя сущ. Неодуш. имя сущ.

кот плот

мн.ч. коты мн.ч. плоты

Р.п. нет кого? котов И.п. что? плоты

В.п. вижу кого? котов В.п. вижу что? плоты

Одуш. имя сущ. Неодуш. имя сущ.

Олицетворение  –  речевой оборот, в котором слова, обозначающие свойства и признаки явлений одушевленного мира, применяются в описаниях внешне сходных явлений мира неодушевленного.

Олицетворение – речевой оборот, в котором слова, обозначающие свойства и признаки явлений одушевленного мира, применяются в описаниях внешне сходных явлений мира неодушевленного.

А посуда вперед и вперед По полям, по болотам идет. И чайник шепнул утюгу: «Я дальше идти не могу». И заплакали блюдца: «Не лучше ли вернуться?» И зарыдало корыто: «Увы, я разбито, разбито!» Но блюдо сказало: « Гляди, Кто это там позади?» (К. Чуковский.)

А посуда вперед и вперед

По полям, по болотам идет.

И чайник шепнул утюгу:

«Я дальше идти не могу».

И заплакали блюдца:

«Не лучше ли вернуться?»

И зарыдало корыто:

«Увы, я разбито, разбито!»

Но блюдо сказало: « Гляди,

Кто это там позади?»

(К. Чуковский.)

Одушевленные (кто?) Посуда идет Чайник шепнул Утюг он слушает Блюдца заплакали Корыто зарыдало Блюдо сказало Олицетворение Неодушевленные (что?) Поля Луга

Одушевленные (кто?)

Посуда идет

Чайник шепнул

Утюг он слушает

Блюдца заплакали

Корыто зарыдало

Блюдо сказало

Олицетворение

Неодушевленные (что?)

Поля

Луга

Бабочка, судак, тюльпан. Дерево, кукла, девочка. Насекомое, животное, расписание. Самолет, машина, летчик. Соловей, песня, певец.
  • Бабочка, судак, тюльпан.
  • Дерево, кукла, девочка.
  • Насекомое, животное, расписание.
  • Самолет, машина, летчик.
  • Соловей, песня, певец.
Вывод: Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто? (они живые)  Неодушевленные – что? (неживые) 2. Отличие одушевленных от неодушевленных:  Одушевленные имена существительные –  мн.ч. Р.п. = мн.ч. В.п.  Неодушевленные имена существительные –  мн.ч. И.п. = мн.ч. В.п. 3. Если предмет совершает действия – одушевленное имя существительное.  Если не передвигаются, не едят – неодушевленные имена существительные. 4. В сказках неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных. Такой прием называется олицетворением.

Вывод:

  • Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто? (они живые)

Неодушевленные – что? (неживые)

2. Отличие одушевленных от неодушевленных:

Одушевленные имена существительные –

мн.ч. Р.п. = мн.ч. В.п.

Неодушевленные имена существительные –

мн.ч. И.п. = мн.ч. В.п.

3. Если предмет совершает действия – одушевленное имя существительное.

Если не передвигаются, не едят – неодушевленные имена существительные.

4. В сказках неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных. Такой прием называется олицетворением.

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • 1) напишите сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных;
  • 2) нарисуйте одушевленные и неодушевленные имена существительные;
  • 3) упражнение
Благодарим за внимание!

Благодарим за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мадьярова Мейрамгуль Мажикеновна

Дата: 02.06.2015

Номер свидетельства: 217243


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства