kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация урока "Синтаксический и пунктуационный разбор на основе рассказа М.Карима "Два соловья". Подготовка к ЕГЭ". 11 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Синтаксический и пунктуационный разбор на основе рассказа М.Карима "Два соловья". Подготовка к ЕГЭ."

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока "Синтаксический и пунктуационный разбор на основе рассказа М.Карима "Два соловья". Подготовка к ЕГЭ". 11 класс.»

Синтаксис и пунктуация. Пунктуационный разбор. Подготовка к ЕГЭ 16-21 задания на основе анализа произведения Мустая Карима «Два соловья» (региональный компонент) Презентацию выполнила: Пантелеева М.А. Учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ с. Зубово Уфимского района Республики Башкортостан

Синтаксис и пунктуация.

Пунктуационный разбор.

Подготовка к ЕГЭ 16-21 задания

на основе анализа произведения

Мустая Карима «Два соловья»

(региональный компонент)

Презентацию выполнила: Пантелеева М.А.

Учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ с. Зубово Уфимского района

Республики Башкортостан

Цели урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Синтаксис и пунктуация» (задания 16-21) , ликвидировать пробелы в знаниях.  Развивать учебно-организационные умения (способность к целеустремленности и целеполаганию, овладение навыками самоорганизации учебной деятельности), учебно-коммуникативные умения (устная и письменная речь). Воспитывать желание быть значимой личностью, интерес к родному языку, желание изучать родное слово. Привить учащимся чувство патриотизма к Родине, чувство любви к родной природе.

Цели урока:

Обобщить и систематизировать знания по теме «Синтаксис и пунктуация» (задания 16-21) , ликвидировать пробелы в знаниях.

Развивать учебно-организационные умения (способность к целеустремленности и целеполаганию, овладение навыками самоорганизации учебной деятельности), учебно-коммуникативные умения (устная и письменная речь).

Воспитывать желание быть значимой личностью, интерес к родному языку, желание изучать родное слово. Привить учащимся чувство патриотизма к Родине, чувство любви к родной природе.

1.Орг. момент. Приветствие. Сообщение цели занятия. Оформление тетради. (1,5 – 2 мин) -Ребята, я рада вас приветствовать. Присаживайтесь, пожалуйста. Сегодня на уроке нам предстоит важная работа, мы повторим, обобщим и систематизируем изученный ранее материал по разделу «Синтаксис и Пунктуация»», который необходим нам для серьезной подготовки к единому государственному экзамену. Наша работа будет построена на литературном материале . За основу мы возьмём небольшое произведение нашего народного поэта и писателя, истинного патриота Башкортостана, М.Карима «Два соловья».  Запишем число в тетрадях и тему урока: «Повторение. Синтаксис и пунктуация. Пунктуационный разбор. Подготовка к ЕГЭ, задания 16-21».  - Почему будем повторять и пунктуацию?  ( Ученик: На экзамене нам необходимы знания и  синтаксиса и пунктуации, чтобы успешно выполнить  задания 16-21 , а ещё пунктуация неразрывно  связана с синтаксисом).

1.Орг. момент. Приветствие. Сообщение цели занятия. Оформление тетради.

(1,5 – 2 мин)

-Ребята, я рада вас приветствовать. Присаживайтесь, пожалуйста.

Сегодня на уроке нам предстоит важная работа, мы повторим, обобщим и

систематизируем изученный ранее материал по разделу «Синтаксис и Пунктуация»»,

который необходим нам для серьезной подготовки к единому государственному

экзамену. Наша работа будет построена на литературном материале . За основу мы

возьмём небольшое произведение нашего народного поэта и писателя, истинного

патриота Башкортостана, М.Карима «Два соловья».

Запишем число в тетрадях и тему урока: «Повторение. Синтаксис и пунктуация.

Пунктуационный разбор. Подготовка к ЕГЭ, задания 16-21». - Почему будем повторять и пунктуацию?

( Ученик: На экзамене нам необходимы знания и

синтаксиса и пунктуации, чтобы успешно выполнить

задания 16-21 , а ещё пунктуация неразрывно

связана с синтаксисом).

2. Актуализация знаний учащихся. 4-5 мин.  - Что изучает синтаксис?   Синтаксис (греч.- построение, сочетание, порядок)- раздел языкознания, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетаниях и предложениях.   Класс делится на 4 группы, и каждая объясняет теоретический материал, приводя примеры.   1 группа – Словосочетание. Примеры видов подчинения в словосочетании.  2 группа – Простое предложение. Пунктуация в ПП.  3 группа – Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособлении.  4 группа - Сложное предложение. Пунктуация в ССП и СПП.

2. Актуализация знаний учащихся. 4-5 мин. - Что изучает синтаксис?

Синтаксис (греч.- построение, сочетание,

порядок)- раздел языкознания, изучающий

способы соединения слов и форм слов в

словосочетаниях и предложениях.

Класс делится на 4 группы, и каждая объясняет

теоретический материал, приводя примеры.

1 группа – Словосочетание. Примеры видов подчинения в словосочетании. 2 группа – Простое предложение. Пунктуация в ПП. 3 группа – Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособлении. 4 группа - Сложное предложение. Пунктуация в ССП и СПП.

Ответы 1 группы. Словосочетание – это… ( два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически ) Какие способы подчинительной связи в словосочетании характерны для русского языка? ( согласование, управление, примыкание ) Расскажите подробнее о каждом способе связи и приведите примеры.

Ответы 1 группы.

Словосочетание – это…

( два или несколько слов, связанных по смыслу и

грамматически )

Какие способы подчинительной связи в словосочетании характерны для

русского языка?

( согласование, управление, примыкание )

Расскажите подробнее о каждом способе связи и

приведите примеры.

Согласование Согласование — это вид подчинительной связи, когда зависимое слово принимает грамматические формы главного слова, например: красивая картина. Главным словом при согласовании являются имя существительное, субстантивированное прилагательное или причастие (т.е. перешло в разряд существительных), а также местоимение, существительное, например: приподнятое настроение, студенческая столовая. Зависимое слово может быть именем прилагательным, местоимением- прилагательным, порядковым числительным или причастием, т.е. такими разрядами слов, в которых категории рода, числа и падежа не являются самостоятельными, например: верное решение, наша встреча.

Согласование

  • Согласование — это вид подчинительной связи, когда

зависимое слово принимает грамматические формы

главного слова, например: красивая картина.

  • Главным словом при согласовании являются имя

существительное, субстантивированное прилагательное или

причастие (т.е. перешло в разряд существительных), а также

местоимение, существительное, например: приподнятое

настроение, студенческая столовая.

  • Зависимое слово может быть именем прилагательным, местоимением-

прилагательным, порядковым числительным или причастием, т.е. такими разрядами

слов, в которых категории рода, числа и падежа не являются самостоятельными,

например: верное решение, наша встреча.

Управление Управление — вид подчинительной связи, когда зависимое слово употребляется в том  косвенном падеже, требующем главное слово, например: писать книгу, щелкать зубами, советовать другу (кому? дательный.падеж); Главное слово при управлении может выступать в качестве глагола( радоваться встрече ), существительного( любовь к людям ), прилагательного( достойный сожаления ), наречия( недалеко от города ), порядковым числительного( первый в классе ). При управлении зависимым словом всегда выступают имена существительные, местоимения-существительные, субстантивированные прилагательные(покрыть снегом, беседа с рабочими ).

Управление

Управление — вид подчинительной связи, когда зависимое слово употребляется в том

косвенном падеже, требующем главное слово, например: писать книгу, щелкать зубами,

советовать другу (кому? дательный.падеж);

Главное слово при управлении может выступать в качестве глагола( радоваться встрече ),

существительного( любовь к людям ), прилагательного( достойный сожаления ),

наречия( недалеко от города ), порядковым числительного( первый в классе ).

При управлении зависимым словом всегда выступают имена

существительные, местоимения-существительные,

субстантивированные прилагательные(покрыть снегом,

беседа с рабочими ).

Примыкание Примыкание — это такой вид синтаксической связи, когда неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному по смыслу. Например: Очень мило (как мило? ). Примыкают неизменяемые слова: инфинитив, наречие, форма простой сравнительной степени, деепричастие, некоторые неизменяемые прилагательные (приказ наступать, дверь налево, чуть южнее).

Примыкание

Примыкание — это такой вид синтаксической

связи, когда неизменяемое зависимое слово

присоединяется к главному по смыслу. Например:

Очень мило (как мило? ).

Примыкают неизменяемые слова: инфинитив, наречие,

форма простой сравнительной степени, деепричастие,

некоторые неизменяемые прилагательные

(приказ наступать, дверь налево, чуть южнее).

2 группа. Предложение – это…

(основная единица языка, которая выражает законченную

мысль и отношение говорящего к тому, что он говорит, т. е. предложение обязательно

показывает, зачем он это говорит: сообщает о чем-то, или требует, чтобы что-то было

сделано, или спрашивает о чем-то)

Какие предложения могут быть:

- по цели высказывания

(повествовательные, побудительные, вопросительные)

- по эмоциональной окраске

(восклицательные и невосклицательные)

- по количеству грамматических основ

(простые и сложные)

(односоставные и двусоставные)

- по наличию главных членов

- по наличию второстепенных членов

(распространенные и нераспространенные)

Какие виды односоставных предложений свойственны русскому языку?

(назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное)

По количеству грамматических основ предложения могут быть (простыми и

сложными.)

Чем может быть осложнено простое предложение?

(причастными и деепричастными оборотами, сравнительными

оборотами, уточняющими членами предложения, вводными

словами и обращениями, однородными членами предложениями).

3 группа. Что такое простое осложненное предложение? ( Простое осложнённое предложение –  это такая синтаксическая единица, в конструкцию которой, кроме обычных членов предложения, входят также другие конструкции без грамматической основы. Имеются в виду вводные слова, обращения и вставки.) Какие второстепенные члены предложений могут обособляться? (Определения, обстоятельства, дополнения, приложения) Как выделяются на письме и в речи обособленные члены предложения?  (Обособленные члены предложения на письме выделяются запятыми или тире, в речи – интонацией.)

3 группа.

Что такое простое осложненное предложение?

( Простое осложнённое предложение – это такая

синтаксическая единица, в конструкцию которой, кроме

обычных членов предложения, входят также другие

конструкции без грамматической основы. Имеются в виду

вводные слова, обращения и вставки.)

Какие второстепенные члены предложений могут обособляться?

(Определения, обстоятельства, дополнения, приложения)

Как выделяются на письме и в речи обособленные члены предложения?

(Обособленные члены предложения на письме выделяются запятыми или тире,

в речи – интонацией.)

Примеры обособлений: Парк, усыпанный листвой, выглядел прекрасно (обособленное согласованное определение); Марина, в бежевой шляпке, выбежала из дома (обособленное несогласованное определение); Кирилл, разглядывая деревья, неспешно шел из школы (обособленное обстоятельство); (обособление дополнения); Поехали все, за исключением Даши (обособленное приложение); Здесь был Николай, ученик 5 класса Внизу, у крайнего дома, было гулянье (обособление уточняющего члена предложения).

Примеры обособлений:

Парк, усыпанный листвой, выглядел прекрасно

(обособленное согласованное

определение);

Марина, в бежевой шляпке, выбежала из дома

(обособленное несогласованное

определение);

Кирилл, разглядывая деревья, неспешно шел из школы

(обособленное обстоятельство);

(обособление дополнения);

Поехали все, за исключением Даши

(обособленное приложение);

Здесь был Николай, ученик 5 класса

Внизу, у крайнего дома, было гулянье

(обособление уточняющего члена предложения).

4 группа. Какие виды сложных предложений вам известны?  (ССП, СПП, БСП) Средством связи простых предложений в Составе ССП являются сочинительные союзы. На какие группы они делятся? ( соединительные, противительные, разделительные ) В чем заключается разница между ССП и СПП? ( Части ССП относительно равноправны, между ними можно поставить точку. В СПП одна часть является главной, другая – придаточной. ) Какие виды придаточных предложений вам известны?  ( изъяснительное, определительное, обстоятельственные ) Какие типы подчинения придаточных предложений в составе СПП вы знаете? ( однородное, последовательное, параллельное ). Когда между частями БСП ставится двоеточие? ( дополнение, причина, пояснение, пропущен глагол восприятия ).

4 группа. Какие виды сложных предложений

вам известны?

(ССП, СПП, БСП)

Средством связи простых предложений в

Составе ССП являются

сочинительные союзы.

На какие группы они делятся?

( соединительные, противительные, разделительные )

В чем заключается разница между ССП и СПП?

( Части ССП относительно равноправны, между ними можно

поставить точку. В СПП одна часть является главной, другая –

придаточной. )

Какие виды придаточных предложений вам известны?

( изъяснительное, определительное, обстоятельственные )

Какие типы подчинения придаточных предложений в составе СПП вы знаете?

( однородное, последовательное, параллельное ).

Когда между частями БСП ставится двоеточие?

( дополнение, причина, пояснение,

пропущен глагол восприятия ).

Отметьте на оценочных листах данный этап работы: Актуализация знаний. Повторение теории. Плохо знаю Оценка   Частично знаю  Знаю хорошо.    

Отметьте на оценочных листах данный этап работы:

Актуализация знаний. Повторение теории.

Плохо знаю

Оценка

 

Частично знаю

Знаю хорошо.

 

 

3. Проверка д/з. (3-4 мин)   Давайте вспомним, что вам необходимо было выполнить дома. (Выполнить несколько вариантов заданий 16-21). С какой целью, вы выполняли задания ? Давайте проверим правильность выполнения. Что предполагает за­да­ние 16? (Пунк­ту­а­ция в слож­но­со­чи­нен­ном предложении и в пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.) Поднимите руки, кто допустил ошибки в этом задании. О чем за­да­ние 17? (Знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с обособ­лен­ны­ми членами). У кого ошибки? За­да­ние 18? (Знаки пре­пи­на­ния при сло­вах и конструкциях, не свя­зан­ных с чле­на­ми предложения.)

3. Проверка д/з. (3-4 мин)

Давайте вспомним, что вам необходимо было выполнить дома.

(Выполнить несколько вариантов заданий 16-21).

С какой целью, вы выполняли задания ?

Давайте проверим правильность выполнения.

Что предполагает за­да­ние 16?

(Пунк­ту­а­ция в слож­но­со­чи­нен­ном предложении и в

пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.)

Поднимите руки, кто допустил ошибки в этом задании.

О чем за­да­ние 17?

(Знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с обособ­лен­ны­ми

членами).

У кого ошибки?

За­да­ние 18?

(Знаки пре­пи­на­ния при сло­вах и конструкциях, не свя­зан­ных

с чле­на­ми предложения.)

Что предполагает за­да­ние 19? (Знаки пре­пи­на­ния в слож­но­под­чи­нен­ном предложении) За­да­ние 20? (Знаки пре­пи­на­ния в слож­ных предложениях с раз­ны­ми видами связи). Задание 21? (Пунктуационный анализ) В своих оценочных листах отметьте данный этап работы: Домашнее задание Задания 16-21 Задание 16 Представляют для меня трудность Задание 17   Частично справлюсь   Задание 18   Справлюсь хорошо       Задание 19   Задание 21     Итог                  

Что предполагает за­да­ние 19?

(Знаки пре­пи­на­ния в слож­но­под­чи­нен­ном предложении)

За­да­ние 20?

(Знаки пре­пи­на­ния в слож­ных предложениях с раз­ны­ми видами связи).

Задание 21?

(Пунктуационный анализ)

В своих оценочных листах отметьте данный этап работы:

Домашнее задание

Задания 16-21

Задание 16

Представляют для меня трудность

Задание 17

 

Частично справлюсь

 

Задание 18

 

Справлюсь хорошо

 

 

 

Задание 19

 

Задание 21

 

 

Итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основная часть урока. Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация, пунктуационный  разбор», выполнение практической части. ( 25 минут). а) В каком задании вы меньше всего допустили ошибок? (в заданиях 19 и 20 - Знаки пре­пи­на­ния в слож­но­под­чи­нен­ном предложении и в сложном предложении с разными видами связи).  б) Давайте приступим к выполнению практического задания. Прочитайте текст Мустая Карима и расставьте знаки препинания. Подумайте, какова основная идея этого рассказа? (Обучающиеся читают текст и расставляют пропущенные знаки препинания.)

4. Основная часть урока. Повторение по теме

«Синтаксис и пунктуация, пунктуационный

разбор», выполнение практической части.

( 25 минут).

а) В каком задании вы меньше всего допустили ошибок?

(в заданиях 19 и 20 - Знаки пре­пи­на­ния в слож­но­под­чи­нен­ном

предложении и в сложном предложении с разными видами связи).

б) Давайте приступим к выполнению практического задания. Прочитайте

текст Мустая Карима и расставьте знаки препинания.

Подумайте, какова основная идея этого рассказа?

(Обучающиеся читают текст и расставляют пропущенные знаки препинания.)

Два соловья М.Карим 1)На поникшей ветке черемухи раскачивается маленькая серая птич­ка. 2)Вправо голову повернет, влево повернет, кидая по сторонам быстрые взгляды. 3)«Видят ли соседи, какие отменные у меня качели?» — гадает она. 4)Тут на соседнюю ветку, хлопая крыльями, опустилась точно такая же серая птичка. 5)Хозяйка куста недовольно покосилась на нее. 6)—    Кто ты такая, что с фырканьем садишься на мой куст? — спроси­ла она. 7) —    Я — Соловей. 8)Живу в кусте бересклета, — ответила птичка. 9)—    Не выдумывай! 10)Это я — Соловей. 11)—  Ну, если Соловей, тогда спой, — сказала залетная гостья. 12)Хозяйка запела. 13)Так задорно, так красиво она пела, что гостья слушала и вздохнуть боялась. 14)«Вот это соловушка!» — с  восторгом подумала она.  15) —   А теперь, если Соловьем назвалась, ты спой! — сказала, допев,  хозяйка.  16)Теперь незваная гостья запела, защелкала, рассыпая трели на всю рощу.

Два соловья М.Карим

1)На поникшей ветке черемухи раскачивается маленькая серая птич­ка. 2)Вправо голову повернет, влево

повернет, кидая по сторонам быстрые взгляды. 3)«Видят ли соседи, какие отменные у меня качели?» —

гадает она.

4)Тут на соседнюю ветку, хлопая крыльями, опустилась точно такая же серая птичка. 5)Хозяйка куста

недовольно покосилась на нее.

6)—    Кто ты такая, что с фырканьем садишься на мой куст? — спроси­ла она.

7) —    Я — Соловей. 8)Живу в кусте бересклета, — ответила птичка.

9)—    Не выдумывай! 10)Это я — Соловей.

11)—  Ну, если Соловей, тогда спой, — сказала залетная гостья. 12)Хозяйка запела. 13)Так задорно,

так красиво она пела, что гостья слушала и вздохнуть боялась. 14)«Вот это соловушка!» — с

восторгом подумала она.

15) —   А теперь, если Соловьем назвалась, ты спой! — сказала, допев,

хозяйка.

16)Теперь незваная гостья запела, защелкала, рассыпая трели на всю рощу.

17)Слушая ее, хозяйка все на свете забыла, шею вытянула, словно помочь ей хотела, каждую трель гостьи про себя повторяла. 18)И так растрогалась, что из глаз покатились слезы. 19)Она их левым крылом вытирала. 20)Хотя порою и напускает на себя строгость, душа у неё, оказывается, мягкая. 21) —    Ты — Соловей, ты настоящий Соловей, — сказала она, — прости, что я так неприветливо тебя встретила. 22)—    А, мелочи! 23)Ты сама заворожила меня. 24)Ты — знатная птица. 25)Вот так говорили они. 26)Видно, настоящую цену соловью знает только другой соловей. 27) —    Давай будем ходить друг к другу и вместе петь, — сказал один. 28)—    Давай! — ответил второй. 29)Так они и сделали. 30)Летали с куста на куст, и парой пели, и каждый поодиночке. 31)Широкой душе и роща не тесна!

17)Слушая ее, хозяйка все на свете забыла, шею вытянула, словно помочь ей хотела, каждую трель гостьи

про себя повторяла. 18)И так растрогалась, что из глаз покатились слезы. 19)Она их левым крылом

вытирала. 20)Хотя порою и напускает на себя строгость, душа у неё, оказывается, мягкая.

21) —    Ты — Соловей, ты настоящий Соловей, — сказала она, — прости, что я так неприветливо тебя

встретила.

22)—    А, мелочи! 23)Ты сама заворожила меня. 24)Ты — знатная птица.

25)Вот так говорили они. 26)Видно, настоящую цену соловью знает только другой соловей.

27) —    Давай будем ходить друг к другу и вместе петь, — сказал один.

28)—    Давай! — ответил второй.

29)Так они и сделали. 30)Летали с куста на куст, и парой пели, и каждый поодиночке.

31)Широкой душе и роща не тесна!

Ответим на вопрос: какова идея этого произведения? Найдите в тексте предложение, в котором заключена основная мысль. (Идея этого произведения выражена в двух предложениях текста: Видно, настоящую цену соловью знает только другой соловей. Широкой душе и роща не тесна! Т.е. только тот может оценить мастерство и талант другого, кто сам талантлив или хорошо разбирается в том или ином деле. Только человек с широкой душой может быть великодушным, благородным, добрым, искренним и гостеприимным) Как на ЕГЭ нам пригодится умение выявлять идею произведения? ( Выявление идеи поможет нам обозначить проблему произведения)

Ответим на вопрос: какова идея этого

произведения? Найдите в тексте предложение,

в котором заключена основная мысль.

(Идея этого произведения выражена в двух предложениях текста:

Видно, настоящую цену соловью знает только другой соловей.

Широкой душе и роща не тесна! Т.е. только тот может оценить

мастерство и талант другого, кто сам талантлив или хорошо

разбирается в том или ином деле. Только человек с широкой

душой может быть великодушным, благородным, добрым,

искренним и гостеприимным)

Как на ЕГЭ нам пригодится умение выявлять идею произведения?

( Выявление идеи поможет нам обозначить проблему произведения)

Синтаксический и пунктуационный анализ текста В) Учитель: А теперь проведём синтаксический и пунктуационный анализ. Скажите, встретили ли вы в тексте предложения, соответствующие 16 заданию ЕГЭ? (Ученик: Да, это предложения №2, №13, №16, №30– запятая в предложении с однородными членами) Назовите номера предложений, если такие есть, которые соответствуют 17 заданию ЕГЭ? (Ученик: Предложение №2, №4, №15, №16, №17 – с обособленным обстоятельством, № 17 – со сравнительным оборотом) Встретились ли в тексте предложения со знаками пре­пи­на­ния при сло­вах и конструкциях, не свя­зан­ных с чле­на­ми предложения, задание 18 ЕГЭ?  (Ученик: Да, это предложения №20, №26 – предложения  с вводными словами).

Синтаксический и пунктуационный анализ текста

В) Учитель: А теперь проведём синтаксический и пунктуационный анализ.

Скажите, встретили ли вы в тексте предложения, соответствующие 16 заданию ЕГЭ?

(Ученик: Да, это предложения №2, №13, №16, №30– запятая в предложении с

однородными членами)

Назовите номера предложений, если такие есть, которые соответствуют 17 заданию ЕГЭ?

(Ученик: Предложение №2, №4, №15, №16, №17 – с обособленным обстоятельством,

17 – со сравнительным оборотом)

Встретились ли в тексте предложения со знаками пре­пи­на­ния при сло­вах и конструкциях,

не свя­зан­ных с чле­на­ми предложения, задание 18 ЕГЭ?

(Ученик: Да, это предложения №20, №26 – предложения

с вводными словами).

Есть ли в тексте сложноподчинённые предложения, задание 19 ЕГЭ ? (Ученик: Есть. Это №3, №6 – СПП с изъяснительным придаточным, №11, №15 – с придаточным условия, №13, №18 – с придаточным меры и степени, №20 – с придаточным уступки, №21 – с придаточным причины).   Встретились ли в тексте предложения, соответствующие 20 заданию ЕГЭ? (Ученик: Нет, таких в тексте Мустая Карима не встретилось). А что представляют из себя предложения с разными видами связей? (Ученик: Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения , которые состоят не менее чем из трёх простых предложений , связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.)

Есть ли в тексте сложноподчинённые

предложения, задание 19 ЕГЭ ?

(Ученик: Есть. Это №3, №6 – СПП с

изъяснительным придаточным, №11, №15 – с придаточным условия, №13, №18 – с придаточным меры и степени, №20 – с придаточным уступки, №21 – с придаточным причины).

Встретились ли в тексте предложения, соответствующие

20 заданию ЕГЭ?

(Ученик: Нет, таких в тексте Мустая Карима не

встретилось).

А что представляют из себя предложения с разными видами связей?

(Ученик: Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения ,

которые состоят не менее чем из трёх простых предложений , связанных между собой

сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.)

Составьте по 1 предложению с разными видами связи, используя словосочетания и предложения из текста М.Карима «Два соловья» Пример: «Незваная гостья запела, рассыпая трели по всему лесу, а хозяйка от её пения всё на свете забыла, она слушала и вздохнуть боялась, чтобы не спугнуть прекрасную гостью».

Составьте по 1 предложению с разными видами связи, используя словосочетания и

предложения из текста М.Карима «Два соловья»

Пример: «Незваная гостья запела, рассыпая трели по всему лесу, а хозяйка от её

пения всё на свете забыла, она слушала и вздохнуть боялась, чтобы не спугнуть

прекрасную гостью».

21 задание : 1 и 2 группа – Среди предложений 25-31 найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (Ученик : это предложения 27, 28 – выделительные тире при оформлении диалога) 3 и 4 группа - Среди предложений 1-5 найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (Ученик: Это предложения 2 и 4  – с обособленным обстоятельством – деепричастным оборотом).  Учитель: всё верно. Какие знания и умения вы применили на этом  этапе урока?

21 задание : 1 и 2 группа – Среди предложений 25-31 найдите предложения, в которых

тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите

номера этих предложений.

(Ученик : это предложения 27, 28 – выделительные тире при оформлении диалога)

3 и 4 группа - Среди предложений 1-5 найдите предложения, в которых запятая

ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих

предложений.

(Ученик: Это предложения 2 и 4 – с обособленным обстоятельством – деепричастным

оборотом).

Учитель: всё верно. Какие знания и умения вы применили на этом

этапе урока?

Отметьте свою работу в оценочных листах, поставив «+» напротив одного из суждений: Практическое задание Синтаксический и пунктуационный анализ   Испытывал большую трудность при анализе предложений. Частично справился с заданием.   С заданием справился легко.    

Отметьте свою работу в оценочных листах,

поставив «+» напротив одного из суждений:

Практическое задание

Синтаксический и пунктуационный анализ

 

Испытывал большую трудность при анализе предложений.

Частично справился с заданием.

 

С заданием справился легко.

 

 

5. Подведение итогов. Выполнение рефлексии своей деятельности. (3 мин) Каковы ваши результаты сегодня? (оценочный лист). Благодаря чему вам удалось  их достичь? Какие задания были наиболее легкими, выполнены без ошибок? Какие задания были наиболее трудные? Как я преодолевал(а) (пыталась преодолевать) трудности? Мои ощущения при этом?  Над чем ещё нужно поработать? 5. Пожелания одноклассникам/учителю/себе по результатам урока?  

5. Подведение итогов. Выполнение рефлексии своей деятельности. (3 мин)

  • Каковы ваши результаты сегодня? (оценочный лист). Благодаря чему вам удалось

их достичь?

  • Какие задания были наиболее легкими, выполнены без ошибок?
  • Какие задания были наиболее трудные?
  • Как я преодолевал(а) (пыталась преодолевать) трудности? Мои ощущения при этом?

Над чем ещё нужно поработать?

5. Пожелания одноклассникам/учителю/себе по результатам урока?

 

6. Домашнее задание. (1 мин) Выписать из любого художественного текста примеры предложений по заданиям 16-20 ЕГЭ, сделать их синтаксический и пунктуационный разборы.

6. Домашнее задание. (1 мин)

Выписать из любого художественного текста

примеры предложений по заданиям 16-20 ЕГЭ,

сделать их синтаксический и пунктуационный

разборы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Пантелеева Мария Александровна

Дата: 02.03.2020

Номер свидетельства: 541766


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства