Просмотр содержимого документа
«Презентация урока "Синтаксический и пунктуационный разбор на основе рассказа М.Карима "Два соловья". Подготовка к ЕГЭ". 11 класс.»
Синтаксис и пунктуация.
Пунктуационный разбор.
Подготовка к ЕГЭ 16-21 задания
на основе анализа произведения
Мустая Карима «Два соловья»
(региональный компонент)
Презентацию выполнила: Пантелеева М.А.
Учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ с. Зубово Уфимского района
Республики Башкортостан
Цели урока:
Обобщить и систематизировать знания по теме «Синтаксис и пунктуация» (задания 16-21) , ликвидировать пробелы в знаниях.
Развивать учебно-организационные умения (способность к целеустремленности и целеполаганию, овладение навыками самоорганизации учебной деятельности), учебно-коммуникативные умения (устная и письменная речь).
Воспитывать желание быть значимой личностью, интерес к родному языку, желание изучать родное слово. Привить учащимся чувство патриотизма к Родине, чувство любви к родной природе.
1.Орг. момент. Приветствие. Сообщение цели занятия. Оформление тетради.
(1,5 – 2 мин)
-Ребята, я рада вас приветствовать. Присаживайтесь, пожалуйста.
Сегодня на уроке нам предстоит важная работа, мы повторим, обобщим и
систематизируем изученный ранее материал по разделу «Синтаксис и Пунктуация»»,
который необходим нам для серьезной подготовки к единому государственному
экзамену. Наша работа будет построена на литературном материале . За основу мы
возьмём небольшое произведение нашего народного поэта и писателя, истинного
патриота Башкортостана, М.Карима «Два соловья».
Запишем число в тетрадях и тему урока: «Повторение. Синтаксис и пунктуация.
Пунктуационный разбор. Подготовка к ЕГЭ, задания 16-21». - Почему будем повторять и пунктуацию?
(Ученик:На экзамене нам необходимы знания и
синтаксиса и пунктуации, чтобы успешно выполнить
задания 16-21 , а ещё пунктуация неразрывно
связана с синтаксисом).
2. Актуализация знаний учащихся. 4-5 мин. - Что изучает синтаксис?
Синтаксис (греч.- построение, сочетание,
порядок)- раздел языкознания, изучающий
способы соединения слов и форм слов в
словосочетаниях и предложениях.
Класс делится на 4 группы, и каждая объясняет
теоретический материал, приводя примеры.
1 группа – Словосочетание. Примеры видов подчинения в словосочетании. 2 группа – Простое предложение. Пунктуация в ПП. 3 группа – Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособлении. 4 группа - Сложное предложение. Пунктуация в ССП и СПП.
Ответы 1 группы.
Словосочетание – это…
( два или несколько слов, связанных по смыслу и
грамматически )
Какие способы подчинительной связи в словосочетании характерны для
русского языка?
( согласование, управление, примыкание )
Расскажите подробнее о каждом способе связи и
приведите примеры.
Согласование
Согласование — это вид подчинительной связи, когда
зависимое слово принимает грамматические формы
главного слова, например: красивая картина.
Главным словом при согласовании являются имя
существительное, субстантивированное прилагательное или
причастие (т.е. перешло в разряд существительных), а также
25)Вот так говорили они. 26)Видно, настоящую цену соловью знает только другой соловей.
27) — Давай будем ходить друг к другу и вместе петь, — сказал один.
28)— Давай! — ответил второй.
29)Так они и сделали. 30)Летали с куста на куст, и парой пели, и каждый поодиночке.
31)Широкой душе и роща не тесна!
Ответим на вопрос: какова идея этого
произведения? Найдите в тексте предложение,
в котором заключена основная мысль.
(Идея этого произведения выражена в двух предложениях текста:
Видно, настоящую цену соловью знает только другой соловей.
Широкой душе и роща не тесна! Т.е. только тот может оценить
мастерство и талант другого, кто сам талантлив или хорошо
разбирается в том или ином деле. Только человек с широкой
душой может быть великодушным, благородным, добрым,
искренним и гостеприимным)
Как на ЕГЭ нам пригодится умение выявлять идею произведения?
( Выявление идеи поможет нам обозначить проблему произведения)
Синтаксический и пунктуационный анализ текста
В) Учитель: А теперь проведём синтаксический и пунктуационный анализ.
Скажите, встретили ли вы в тексте предложения, соответствующие 16 заданию ЕГЭ?
(Ученик: Да, это предложения №2, №13, №16, №30– запятая в предложении с
однородными членами)
Назовите номера предложений, если такие есть, которые соответствуют 17 заданию ЕГЭ?
(Ученик: Предложение №2, №4, №15, №16, №17 – с обособленным обстоятельством,
№17 – со сравнительным оборотом)
Встретились ли в тексте предложения со знаками препинания при словах и конструкциях,
не связанных с членами предложения, задание 18 ЕГЭ?
(Ученик: Да, это предложения №20, №26 – предложения
с вводными словами).
Есть ли в тексте сложноподчинённые
предложения, задание 19 ЕГЭ ?
(Ученик: Есть. Это №3, №6 – СПП с
изъяснительным придаточным, №11, №15 – с придаточным условия, №13, №18 – с придаточным меры и степени, №20 – с придаточным уступки, №21 – с придаточным причины).
Встретились ли в тексте предложения, соответствующие
20 заданию ЕГЭ?
(Ученик: Нет, таких в тексте Мустая Карима не
встретилось).
А что представляют из себя предложения с разными видами связей?
(Ученик: Сложные предложения с разными видами связи- этосложные предложения,
которые состоят не менее чемиз трёх простых предложений, связанных между собой
сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.)
Составьте по 1 предложению с разными видами связи, используя словосочетания и
предложения из текста М.Карима «Два соловья»
Пример: «Незваная гостья запела, рассыпая трели по всему лесу, а хозяйка от её
пения всё на свете забыла, она слушала и вздохнуть боялась, чтобы не спугнуть
прекрасную гостью».
21 задание : 1 и 2 группа – Среди предложений 25-31 найдите предложения, в которых
тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите
номера этих предложений.
(Ученик: это предложения 27, 28 – выделительные тире при оформлении диалога)
3 и 4 группа - Среди предложений 1-5 найдите предложения, в которых запятая
ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих
предложений.
(Ученик:Это предложения 2 и 4– с обособленным обстоятельством – деепричастным
оборотом).
Учитель: всё верно. Какие знания и умения вы применили на этом
этапе урока?
Отметьте свою работу в оценочных листах,
поставив «+» напротив одного из суждений:
Практическое задание
Синтаксический и пунктуационный анализ
Испытывал большую трудность при анализе предложений.
Частично справился с заданием.
С заданием справился легко.
5. Подведение итогов. Выполнение рефлексии своей деятельности. (3 мин)
Каковы ваши результаты сегодня? (оценочный лист). Благодаря чему вам удалось
их достичь?
Какие задания были наиболее легкими, выполнены без ошибок?
Какие задания были наиболее трудные?
Как я преодолевал(а) (пыталась преодолевать) трудности? Мои ощущения при этом?
Над чем ещё нужно поработать?
5. Пожелания одноклассникам/учителю/себе по результатам урока?