kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные сравнения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка в 9 классе приизучении придаточных сравнительных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные сравнения.»

СПП с придаточными обстоятельственными. 30.01.2021. Урок русского языка в 9М классе. Учитель Дробатухина Е.В.

СПП с придаточными обстоятельственными.

30.01.2021.

Урок русского языка в 9М классе.

Учитель Дробатухина Е.В.

Тридцатое января. Классная работа.

Тридцатое января.

Классная работа.

Вспоминаем то, что знаем. Проверьте свои таблицы, вспомните виды придаточных обстоятельственных. На какие вопросы они отвечают?

Вспоминаем то, что знаем. Проверьте свои таблицы, вспомните виды придаточных обстоятельственных. На какие вопросы они отвечают?

Алгоритм определения вида придаточных предложений:

Алгоритм определения вида придаточных предложений:

  • прочитать предложения;
  • выделить в них главную и придаточную части;
  • задать от главной части к придаточной вопрос;
  • определить тип СПП по значению придаточного предложения.
Веришь или не веришь?  Соотнесите предложения с видами придаточных. Воспользуйся алгоритмом из предыдущего слайда. Ошибки есть? Какой вид придаточного в последнем предложении? Предложение Вид придаточного 1.Только лентяй или ни на что не способный человек может говорить, что он не нашел занятия. (Л. Толстой) Верю-не верю изъяснительное 2. Мы лишь тогда истинно живем для себя, когда живем для других. (Л. Толстой) . времени   3. Если хочешь быть любимым, люби. (Сенека).   условия 4. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л. Толстой) места 5. Сегодня я чувствую себя так, как будто гора свалилась с моих плеч.     изъяснительное 6. Не видели они, как время пролетело. образа действия   7. Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве.   ?  

Веришь или не веришь? Соотнесите предложения с видами придаточных. Воспользуйся алгоритмом из предыдущего слайда. Ошибки есть? Какой вид придаточного в последнем предложении?

Предложение

Вид придаточного

1.Только лентяй или ни на что не способный человек может говорить, что он не нашел занятия. (Л. Толстой)

Верю-не верю

изъяснительное

2. Мы лишь тогда истинно живем для себя, когда живем для других. (Л. Толстой) .

времени

 

3. Если хочешь быть любимым, люби. (Сенека).

 

условия

4. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л. Толстой)

места

5. Сегодня я чувствую себя так, как будто гора свалилась с моих плеч.

 

 

изъяснительное

6. Не видели они, как время пролетело.

образа действия

 

7. Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве.

 

?

 

Верный ответ Предложение Вид придаточного 1.Только лентяй или ни на что не способный человек может говорить, что он не нашел занятия. (Л. Толстой) Верю-не верю изъяснительное 2. Мы лишь тогда истинно живем для себя, когда живем для других. (Л. Толстой) . 3. Если хочешь быть любимым, люби. (Сенека). Верю времени 4. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л. Толстой) условия Верю Верю места 5. Сегодня я чувствую себя так, как будто гора свалилась с моих плеч. Верю изъяснительное 6. Не видели они, как время пролетело. не верю образа действия 7. Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве. не верю ? ? Используя информацию из таблицы видов придаточных обстоятельственных предложений, определи вид придаточного в 7 предложении.

Верный ответ

Предложение

Вид придаточного

1.Только лентяй или ни на что не способный человек может говорить, что он не нашел занятия. (Л. Толстой)

Верю-не верю

изъяснительное

2. Мы лишь тогда истинно живем для себя, когда живем для других. (Л. Толстой) .

3. Если хочешь быть любимым, люби. (Сенека).

Верю

времени

4. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л. Толстой)

условия

Верю

Верю

места

5. Сегодня я чувствую себя так, как будто гора свалилась с моих плеч.

Верю

изъяснительное

6. Не видели они, как время пролетело.

не верю

образа действия

7. Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве.

не верю

?

?

Используя информацию из таблицы видов придаточных обстоятельственных предложений, определи вид придаточного в 7 предложении.

Используя информацию из таблицы видов придаточных, определи вид придаточных в предложениях.   Звезды дрожали в темно-синей глубине неба , как дрожат капли росы утром на траве . (СПП с придаточным сравнительным.)  [ ], (как…) Сформулируй тему урока. Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными.

Используя информацию из таблицы видов придаточных, определи вид придаточных в предложениях.

Звезды дрожали в темно-синей глубине неба , как дрожат капли росы утром на траве . (СПП с придаточным сравнительным.)

[ ], (как…)

  • Сформулируй тему урока.

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными.

Посмотрите видео урок, прочитайте материал учебника на стр.101-102, выполните задания. Видео урок. Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными – YouTube Https://www.youtube.com/watch?v=PsRfhlaA6Ok

Посмотрите видео урок, прочитайте материал учебника на стр.101-102, выполните задания.

  • Видео урок.

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными – YouTube

Https://www.youtube.com/watch?v=PsRfhlaA6Ok

  • По материалам урока составить в тетради опорную схему СПП с придаточным определительным.
  • Какая проблема может возникнуть при работе с такими предложениями?
Используя схему, устно докажите, что предложения являются СПП с придаточными сравнения.

Используя схему, устно докажите, что предложения являются СПП с придаточными сравнения.

Что объединяет и различает эти предложения? Луг как бархат. Луг, как бархат, зеленеет. Луг зеленеет, как будто кто-то расстелил нарядный бархат.

Что объединяет и различает эти предложения?

  • Луг как бархат.
  • Луг, как бархат, зеленеет.
  • Луг зеленеет, как будто кто-то расстелил нарядный бархат.

  • Во всех предложениях встречается сравнение.
  • Предложения разные по своей структуре.
Луг  как бархат. Луг , как бархат , зеленеет . [Луг  зеленеет] , (как будто кто-то  расстелил
  • Луг как бархат.
  • Луг , как бархат , зеленеет .
  • [Луг зеленеет] , (как будто кто-то расстелил нарядный бархат) .

  • !!! Сравнительный оборот состоит из одного или нескольких слов , а придаточная часть – предложение, в котором есть грамматическая основа .
Перенесите в тетрадь таблицу с предложениями.  Укажите сравнительные придаточные предложения (пред.) и предложения со сравнительными оборотами (об.).  Расставьте недостающие запятые. Какие ещё виды придаточных встретились в данных предложениях? Обозначьте их. а) Щука подпрыгивала, поленом бухалась об лёд, сверкая пёстрыми, как у африканского удава боками и тёмной спиной.   б) Вот видит Нелли как она в холодную зимнюю ночь стучится к уездному врачу Степану Лукичу. (А. Чехов)   в) Голова гудела и пульсировала как второе сердце. (В. Богомолов)   г) Матвей стоит тоже неподвижно как статуя и терпеливо ждёт. (А.Чехов)   д) Мы ждём с томленьем упованья Минуты вольности святой   Как ждёт любовник молодой Минуты верного свиданья. (А.Пушкин)

Перенесите в тетрадь таблицу с предложениями. Укажите сравнительные придаточные предложения (пред.) и предложения со сравнительными оборотами (об.). Расставьте недостающие запятые. Какие ещё виды придаточных встретились в данных предложениях? Обозначьте их.

а) Щука подпрыгивала, поленом бухалась об лёд, сверкая пёстрыми, как у африканского удава боками и тёмной спиной.

 

б) Вот видит Нелли как она в холодную зимнюю ночь стучится к уездному врачу Степану Лукичу. (А. Чехов)

 

в) Голова гудела и пульсировала как второе сердце. (В. Богомолов)

 

г) Матвей стоит тоже неподвижно как статуя и терпеливо ждёт. (А.Чехов)

 

д) Мы ждём с томленьем упованья

Минуты вольности святой

 

Как ждёт любовник молодой

Минуты верного свиданья. (А.Пушкин)

Правильный ответ а) Щука подпрыгивала, поленом бухалась об лёд, сверкая пёстрыми (как?) , как у африканского удава , боками и тёмной спиной. Сравнительный оборот б) Вот видит Нелли  (что?) ,  как она в холодную зимнюю ночь стучится к уездному врачу Степану Лукичу . (А. Чехов) Придаточное изъяснительное В) Голова  гудела и пульсировала  (как?),  как второе сердце . (В. Богомолов) Сравнительный оборот г) Матвей  стоит тоже неподвижно (как?),  как статуя , и терпеливо ждёт. (А.Чехов) Сравнительный оборот д) Мы  ждём с томленьем упованья Минуты вольности святой , (как?) Придаточное определительное Как  (словно, будто)  ждёт любовник молодой Минуты верного свиданья. (А.Пушкин)

Правильный ответ

а) Щука подпрыгивала, поленом бухалась об лёд, сверкая пёстрыми (как?) , как у африканского удава , боками и тёмной спиной.

Сравнительный оборот

б) Вот видит Нелли (что?) , как она в холодную зимнюю ночь стучится к уездному врачу Степану Лукичу . (А. Чехов)

Придаточное изъяснительное

В) Голова гудела и пульсировала (как?), как второе сердце . (В. Богомолов)

Сравнительный оборот

г) Матвей стоит тоже неподвижно (как?), как статуя , и терпеливо ждёт. (А.Чехов)

Сравнительный оборот

д) Мы ждём с томленьем упованья

Минуты вольности святой , (как?)

Придаточное определительное

Как (словно, будто) ждёт любовник молодой

Минуты верного свиданья. (А.Пушкин)

Выполните упражнение в тетради.

Выполните упражнение в тетради.

Прочитайте предложения. Определите верный вариант постановки знаков препинания в каждом предложении. 1. Дойдя до  лесного озёрка (1) присев  на пологом берегу (2) я доел хлеб (3) запил холодной (4) как  утренний  воздух (5) водой (6) и (7) сняв  ботинки (8)опустил ноги в озеро. А. 1,2,3,4,5,6,7,8  Б. 1,2,3,4,5,7,8  В. 1,2,3,4,5   2. Ещё  зелены  были деревья (1) по краям озера (2) но  несколько опавших листьев (3) уже плавало у берега (4) покачиваясь на воде (5) как качаются  желтые лодки (6) брошенные отдыхающими (7) под дождём. А. 1,2,3,4,5,6,7  Б. 2, 4,5,6,7   В. 2, 4,5,6

Прочитайте предложения. Определите верный вариант постановки знаков препинания в каждом предложении.

1. Дойдя до  лесного озёрка (1) присев  на пологом берегу (2) я доел хлеб (3) запил холодной (4) как  утренний  воздух (5) водой (6) и (7) сняв  ботинки (8)опустил ноги в озеро.

А. 1,2,3,4,5,6,7,8 Б. 1,2,3,4,5,7,8 В. 1,2,3,4,5

 

2. Ещё  зелены  были деревья (1) по краям озера (2) но  несколько опавших листьев (3) уже плавало у берега (4) покачиваясь на воде (5) как качаются  желтые лодки (6) брошенные отдыхающими (7) под дождём.

А. 1,2,3,4,5,6,7 Б. 2, 4,5,6,7 В. 2, 4,5,6

Правильный ответ. 1. Дойдя до  лесного озёрка (1) присев  на пологом берегу (2) я доел хлеб (3) запил холодной (4) как  утренний  воздух (5) водой (6) и (7) сняв  ботинки (8)опустил ноги в озеро. А. 1,2,3,4,5,6,7,8  Б. 1,2,3,4,5,7,8  В. 1,2,3,4,5   2. Ещё  зелены  были деревья (1) по краям озера (2) но  несколько опавших листьев (3) уже плавало у берега (4) покачиваясь на воде (5) как качаются  желтые лодки (6) брошенные отдыхающими (7) под дождём. А. 1,2,3,4,5,6,7  Б. 2, 4,5,6,7   В. 2, 4,5,6

Правильный ответ.

1. Дойдя до  лесного озёрка (1) присев  на пологом берегу (2) я доел хлеб (3) запил холодной (4) как  утренний  воздух (5) водой (6) и (7) сняв  ботинки (8)опустил ноги в озеро.

А. 1,2,3,4,5,6,7,8 Б. 1,2,3,4,5,7,8 В. 1,2,3,4,5

 

2. Ещё  зелены  были деревья (1) по краям озера (2) но  несколько опавших листьев (3) уже плавало у берега (4) покачиваясь на воде (5) как качаются  желтые лодки (6) брошенные отдыхающими (7) под дождём.

А. 1,2,3,4,5,6,7 Б. 2, 4,5,6,7 В. 2, 4,5,6

Подведём итоги.

Подведём итоги.

  • 1.На какие вопросы отвечают придаточные сравнения?
  • 2.Какими союзами они присоединяются к главному предложению?
  • 3.К чему относятся данные предложения?
  • 4.Их позиция по отношению к главному?
  • 5.Какова роль придаточных сравнения в речи?
Обозначьте свое участие в уроке.   1.Как еж в тумане к мишке шел, так я плутал по закоулкам темы. 2.Я был слепцом и вдруг прозрел, всё стало ясно и понятно. 3.Я в теме плавал (а), как рыба в воде, мне всё понятно и комфортно. Спасибо за работу!

Обозначьте свое участие в уроке.

1.Как еж в тумане к мишке шел, так я плутал по закоулкам темы.

2.Я был слепцом и вдруг прозрел, всё стало ясно и понятно.

3.Я в теме плавал (а), как рыба в воде, мне всё понятно и комфортно.

Спасибо за работу!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дробатухина Елена Владимировна

Дата: 02.06.2022

Номер свидетельства: 608640


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства