Просмотр содержимого документа
«Презентация "Простые и сложные предложения. Вмды сложных предложений"»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ТЕМА: «ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»5 КЛАСС
Во время этого доклада может возникнуть дискуссия с предложениями конкретных действий. Используйте PowerPoint для записи предложений по ходу обсуждения:
Во время демонстрациищелкните правой кнопкой мыши
Выберите Записная книжка
Выберите вкладку Действия
Вводите замечания по мере поступления
Нажмите кнопку ОК по завершении доклада
В результате в конец презентации автоматически будет добавлен слайд Действия со списком внесенных предложений.
Тема
Простые и сложные предложения, виды сложных предложений
Цели:
Проконтролировать степень усвоения следующих умений и навыков:
Опознавать по изученным признакам простые и сложные предложения
Правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях
Знать виды сложных предложений по способу связи простых в составе сложных
Уметь выделять в предложениях грамматическую основу, находить словосочетания
Повторение о сложном предложении
На какие группы делятся все предложения?
Как различать сложные и простые предложения?
Какими бывают предложения по цели высказывания? По эмоциональной окраске?
На какие группы по средствам связи делятся сложные предложения?
Какими бывают сложные союзные предложения?
Схема
Сложные предложения
Бессоюзные сложные
предложения
Сложные союзные предложения
Сложносочиненные
Сложноподчиненные
предложения
предложения
и, а, но
что, чтобы, когда, где, потому что, как, если
Устная синтаксическая работа
Определить количество грамматических основ в предложениях:
На зиму стаи ласточек всегда улетают в теплые края Там сидела маленькая девочка и вытирала тарелки Он поет так нежно, что слезы сами собой текут у меня из глаз Разбойники сидели вокруг огня, пели песни и пили, а старуха разбойница точила ножи.
На зиму стаи ласточек всегда улетают в теплые края
Там сидела маленькая девочка и вытирала тарелки
Он поет так нежно, что слезы сами собой текут у меня из глаз
Разбойники сидели вокруг огня, пели песни и пили, а старуха разбойница точила ножи.
Распознавание простых и сложных предложений в тексте
Прочитать текст, выписать только сложные предложения, расставляя знаки препинания
Герда протянула маленькой разбойнице обе руки в огромных рукавицах и поблагодарила ее от всего сердца. Едва успела она попрощаться с маленькой разбойницей как северный олень пустился во всю прыть. Он скакал через пни и колоды. Леса равнины болота так и мелькали перед глазами у Герды. Волки провожали ее воем вороны каркали ей вслед.
Герда протянула маленькой разбойнице обе руки в огромных рукавицах и поблагодарила ее от всего сердца. Едва успела она попрощаться с маленькой разбойницей как северный олень пустился во всю прыть. Он скакал через пни и колоды. Леса равнины болота так и мелькали перед глазами у Герды. Волки провожали ее воем вороны каркали ей вслед.
Проверь себя
[Едва успела она попрощаться с маленькой разбойницей], (как северный олень пустился во всю прыть). [Волки провожали ее воем], [вороны каркали ей вслед].
Найдите в тексте простое предложение осложненное однородными сказуемыми
Выпишите из этого предложения словосочетания, где главным словом является имя существительное, а зависимым имя прилагательное. Как называется такое словосочетание?
Из этого же предложения выписать словосочетания, где главным словом является глагол, а зависимое слово – имя существительное в дательном падеже. Как называется такое словосочетание?
Разбор сложных предложений
Памятка
Прочитайте предложение Выделите грамматические основы каждого простого предложения Пронумеруйте простые предложения в составе сложного Составьте схему Определите, какое это предложение по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по средствам связи Объясните постановку знаков препинания
Прочитайте предложение
Выделите грамматические основы каждого простого предложения
Пронумеруйте простые предложения в составе сложного
Составьте схему
Определите, какое это предложение по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по средствам связи
Объясните постановку знаков препинания
Этот лес доходил до самого синего моря, и корабли проплывали под сенью могучих деревьев.
Когда соловей кончил петь, император пожаловал ему свою золотую туфлю
Он опустился на воду и поплыл навстечу прекрасным лебедям, а лебеди замахали крыльями и поплыли прямо к нему
Проверь себя
[Этот лес доходил до самого синего моря], и [корабли проплывали под сенью могучих деревьев].
(повеств., невоскл, сложное, союзное, сложносочиненное, состоит из 2 простых предл., соединенных союзом И, перед «И» - запятая.)
(повеств., невоскл, сложное, союзное, сложносочиненное, состоит из 2 простых предл., соединенных союзом И, перед «И» - запятая.)
(Когда соловей кончил петь), [император пожаловал ему свою золотую туфлю]. (повеств., невоскл., сложное, союзное,сложноподчиненное, состоит из 2 простых, придаточное присоединено к главному союзом КОГДА, разделяются запятой
(повеств., невоскл., сложное, союзное,сложноподчиненное, состоит из 2 простых, придаточное присоединено к главному союзом КОГДА, разделяются запятой
[Он опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям], а [лебеди замахали крыльями и поплыли прямо к нему]. (повеств., невоскл, сложное, союзное, сложносочиненное, состоит из 2 простых предл., соединенных союзом А, перед «А» - запятая.)
(повеств., невоскл, сложное, союзное, сложносочиненное, состоит из 2 простых предл., соединенных союзом А, перед «А» - запятая.)
Самостоятельная проверочная работа
Списать, подчеркнуть главные члены предложения, расставить запятые.
Когда ласточка подлетела к цветку эльф не на шутку перепугался. Солдат влез на дерево спустился в дупло и очутился в большом проходе где горели сотни ламп. Сначала вода покрыла их с головой но они сейчас же вынырнули и отлично поплыли вперед. Дул такой сильный встречный ветер что утенок еле–еле передвигал лапами. Он жил на озере плавал и нырял но все вокруг по-прежнему смеялись над ним и называли его гадким и безобразным.
Когда ласточка подлетела к цветку эльф не на шутку перепугался.
Солдат влез на дерево спустился в дупло и очутился в большом проходе где горели сотни ламп.
Сначала вода покрыла их с головой но они сейчас же вынырнули и отлично поплыли вперед.
Дул такой сильный встречный ветер что утенок еле–еле передвигал лапами.
Он жил на озере плавал и нырял но все вокруг по-прежнему смеялись над ним и называли его гадким и безобразным.
Сделать синтаксический разбор 2х любых предложений
Итог урока
Чем отличается простое предложение от сложного?
На какие группы по видам связи делятся сложные предложения?
Как называются сложные предложения, где части соединяются союзами «И, А, НО»?
Как называются сложные предложения, где части соединяются союзами «КОГДА, ГДЕ, ПОТОМУ ЧТО, ЧТО, ЧТОБЫ, КАК, ЕСЛИ»?
Сегодня на уроке были использованы предложения из сказок известного писателя, можете ли вы назвать имя автора этих сказок? Что это за сказки?