kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку "Подготовка к устному собеседованию, раздел "Говорение".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закрепление  предметных  знаний,  формирование УУД

Задачи

 

—Обучающие задачи:   закрепить  знания  об  устной речи;  отработать  основные  правила оформления  устной речи;   подготовиться   к устному  собеседованию. —Развивающие  задачи:  развивать  интонационно-выразительное   чтение,  речь диалогическую  и  монологическую. —Воспитывающие  задачи:  воспитывать  уважение  к русскому  языку,  стремиться  совершенствовать  свою речь;  воспитывать  интерес  к чтению  классической  литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Подготовка к устному собеседованию, раздел "Говорение".»

Урок по русскому языку в 9 классе Тема урока: «Подготовка к устному собеседованию , раздел «Говорение»

Урок по русскому языку в 9 классе

Тема урока: «Подготовка к устному собеседованию , раздел «Говорение»

Цель: закрепление предметных знаний, формирование УУД Задачи

Цель: закрепление предметных знаний, формирование УУД

Задачи

  • Обучающие задачи: закрепить знания об устной речи; отработать основные правила оформления устной речи; подготовиться к устному собеседованию.
  • Развивающие задачи: развивать интонационно-выразительное чтение, речь диалогическую и монологическую .
  • Воспитывающие задачи: воспитывать уважение к русскому языку, стремиться совершенствовать свою речь; воспитывать интерес к чтению классической литературы.
   Планируемые результаты образования.   Предметные умения: выразительно читать текст, соблюдая грамматические, орфоэпические , пунктуационные нормы. Метапредметные (критерии сформированности/ оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД) Познавательные: общеучебные – понимать информацию, представленную в различной форме, соотносить ее, выражать в словесной форме. Логические: уметь анализировать, моделировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы. Регулятивные: осознавать учебную задачу, принимать ее, планировать, выполнять необходимые действия для ее решения; оценивать правильность выполнения учебных действий, адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: рассказывать, слушать собеседника, участвовать в диалоге, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. Личностные: осознавать себя носителем языка, проявлять желание умело пользоваться устной речью, составлять монологическую речь, участвовать в диалоге.  Оборудование: интерактивная доска, тестовая тетрадь, раздаточный материал, оценочные листы.

  Планируемые результаты образования.

  • Предметные умения: выразительно читать текст, соблюдая грамматические, орфоэпические , пунктуационные нормы.
  • Метапредметные (критерии сформированности/ оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД)
  • Познавательные: общеучебные – понимать информацию, представленную в различной форме, соотносить ее, выражать в словесной форме.
  • Логические: уметь анализировать, моделировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы.
  • Регулятивные: осознавать учебную задачу, принимать ее, планировать, выполнять необходимые действия для ее решения; оценивать правильность выполнения учебных действий, адекватно воспринимать оценку учителя.
  • Коммуникативные: рассказывать, слушать собеседника, участвовать в диалоге, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.
  • Личностные: осознавать себя носителем языка, проявлять желание умело пользоваться устной речью, составлять монологическую речь, участвовать в диалоге.

Оборудование: интерактивная доска, тестовая тетрадь, раздаточный материал, оценочные листы.

Высокая культура разговорной речи, хорошее знание и  чутье родного языка, умение пользоваться выразительными  средствами, его стилистическим многообразием – самая  лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная  рекомендация для каждого человека в его общественной жизни   В.В.Виноградов Эпиграф

Высокая культура разговорной речи, хорошее знание и

чутье родного языка, умение пользоваться выразительными

средствами, его стилистическим многообразием – самая

лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная

рекомендация для каждого человека в его общественной жизни

В.В.Виноградов

Эпиграф

Какая должна быть речь ?  Понятная, неразборчивая, обдуманная, богатая, сбивчивая, торопливая, культурная, грамотная, невнятная, свободная, правильная, бедная, приятная, очень тихая, разборчивая.

Какая должна быть речь ?

Понятная, неразборчивая, обдуманная, богатая, сбивчивая, торопливая, культурная, грамотная, невнятная, свободная, правильная, бедная, приятная, очень тихая, разборчивая.

Состязания ораторов в древней Греции и Риме

Состязания ораторов в древней Греции и Риме

Алгоритм подготовки к выразительному чтению.    1). Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чем в нем говорится. 2). Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.  3). Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чем будете убеждать своих слушателей. 4). Обращайте внимание на знаки препинания: они указывают на места логических пауз и их длительность. 5). Найдите слова, на которые падает логическое ударение. 6). Прочитайте отрывок про себя, разделив каждое предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух использовать правильную интонацию. 7). Не торопитесь при чтении, выдерживайте средний темп речи.

Алгоритм подготовки к выразительному чтению.

1). Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чем в нем говорится.

2). Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.

3). Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чем будете убеждать своих слушателей.

4). Обращайте внимание на знаки препинания: они указывают на места логических пауз и их длительность.

5). Найдите слова, на которые падает логическое ударение.

6). Прочитайте отрывок про себя, разделив каждое предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух использовать правильную интонацию.

7). Не торопитесь при чтении, выдерживайте средний темп речи.

Интонационный эскиз текста.  О правах женщин говорится немало. Особенно в странах сытых и благополучных, где люди морщат лоб в раздумьях: какую икру намазать на хлеб – красную или черную… А подавляющему большинству россиян ныне приходится заботиться не об икре, а о хлебе. И главная тяжесть здесь, как всегда на Руси, ложится на плечи женщин.

Интонационный эскиз текста.

О правах женщин говорится немало. Особенно в странах сытых и благополучных, где люди морщат лоб в раздумьях: какую икру намазать на хлеб – красную или черную… А подавляющему большинству россиян ныне приходится заботиться не об икре, а о хлебе. И главная тяжесть здесь, как всегда на Руси, ложится на плечи женщин.

О правах женщин говорится немало. Особенно в странах сытых и благополучных, где люди морщат лоб в раздумьях: какую икру намазать на хлеб – красную или черную… А подавляющему большинству россиян ныне приходится заботиться не об икре, а о хлебе. И главная тяжесть здесь, как всегда на Руси, ложится на плечи женщин.

О правах женщин говорится немало. Особенно в странах сытых и благополучных, где люди морщат лоб в раздумьях: какую икру намазать на хлеб – красную или черную… А подавляющему большинству россиян ныне приходится заботиться не об икре, а о хлебе. И главная тяжесть здесь, как всегда на Руси, ложится на плечи женщин.

Знаки препинания являются основными указателями места логических пауз и их длительности.   Так как знаки препинания обозначают различную степень законченности
  • Знаки препинания являются основными указателями места логических пауз и их длительности.

  • Так как знаки препинания обозначают различную степень законченности

мысли , они тем самым подсказывают и нужную длительность пауз.

Точка Значение: завершение мысли и законченность предложения. Интонация: постепенное, спокойное понижение тона к концу предложения. Голос на точке опускается вниз.    Вопросительный знак Значение: вопрос, желание узнать, выяснить, уточнить. Интонация: восходящее - нисходящая, то есть повышение голоса на ударном вопросительном слове. Например. Но кто же тебя спасет? Кто даст тебе мужество? ( А если нет вопросительного слова, то голос резко повышается на слове, несущем вопрос. Например. Готовы принять решение? Правы вы перед самим собой.

Точка

Значение: завершение мысли и законченность предложения.

Интонация: постепенное, спокойное понижение тона к концу предложения. Голос на точке опускается вниз.

 

Вопросительный знак

Значение: вопрос, желание узнать, выяснить, уточнить.

Интонация: восходящее - нисходящая, то есть повышение голоса на ударном вопросительном слове. Например. Но кто же тебя спасет? Кто даст тебе мужество? ( А если нет вопросительного слова, то голос резко повышается на слове, несущем вопрос. Например. Готовы принять решение? Правы вы перед самим собой.

Восклицательный знак Значение: выражение эмоций, утверждение говорящим своей правоты. Интонация: подъем голоса, восходящая интонация ( Какая же эта чудная пора!)  Многоточие Значение : показывает , что мысль не закончена. Интонация: интонация незаконченности. Станиславский писал: «При многоточии наш голос не поднимается вверх, и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее на дно, а оставляя ее висеть в воздухе».

Восклицательный знак

Значение: выражение эмоций, утверждение говорящим своей правоты. Интонация: подъем голоса, восходящая интонация ( Какая же эта чудная пора!)

Многоточие

Значение : показывает , что мысль не закончена.

Интонация: интонация незаконченности.

Станиславский писал: «При многоточии наш голос не поднимается вверх, и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее на дно, а оставляя ее висеть в воздухе».

Запятая Значение: обычно показывает, что мысль не закончена. Интонация: соединительная пауза, перед которой повышение голоса на ударном слове. (Например: Становясь старше, сильнее чувствуешь, как глубок смысл многих простых истин.)    Скобки Значение: дополнительное пояснение, уточнение авторской мысли, второстепенное замечание. Интонация: выделение паузами, понижение тона, ускорение темпа. (Например: Цезарь (так звали льва в зверинце) спит и тихо вздрагивает во сне. Куприн.)  

Запятая

Значение: обычно показывает, что мысль не закончена.

Интонация: соединительная пауза, перед которой повышение голоса на ударном слове. (Например: Становясь старше, сильнее чувствуешь, как глубок смысл многих простых истин.)

 

Скобки

Значение: дополнительное пояснение, уточнение авторской мысли, второстепенное замечание.

Интонация: выделение паузами, понижение тона, ускорение темпа. (Например: Цезарь (так звали льва в зверинце) спит и тихо вздрагивает во сне. Куприн.)

 

Двоеточие Значение: завершение отрезка мысли, за которым последует ее продолжение: перечисление. пояснение. Интонация : перед двоеточием понижение тона, а затем логическая пауза.  ( Например: Любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой: своему городу, улице, переулку.)

Двоеточие

Значение: завершение отрезка мысли, за которым последует ее продолжение: перечисление. пояснение.

Интонация : перед двоеточием понижение тона, а затем логическая пауза.

( Например: Любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой: своему городу, улице, переулку.)

1. Чтение текста

1. Чтение текста

Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский ученый, историк и писатель, автор изобретений в области химии, физики и других наук.

Родился он в 1711 году в селе Денисовка Архангельской губернии. С детства помогал отцу ловить рыбу. Несмотря на то что в его крестьянской семье не придавалось значение образованию, Михаил обладал огромным желанием учиться. В 14 лет он грамотно писал и считал, а в 1730 году тайно от отца отправился вместе с рыбным караваном в Москву. Ломоносов взял с собой, помимо одежды, лишь самые дорогие книги: «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого.

Путешествие заняло три недели и было нелегким, да и в Москве юного гения, конечно, никто не ждал. Но Михаил осуществил свою мечту: поступил в лучшее заведение того времени: Славяно-греко-латинскую академию. Это было почти невозможно, поскольку Ломоносов не был дворянином. Но он очень хотел учиться и добился своей цели! Страстная тяга к учебе помогла ему стать выдающимся ученым и общественным деятелем. (149 слов )

(Читает ученик, другие внимательно его слушают и смотрят в критерии оценивания. Сколько баллов получил ? )

2. Пересказ текста  Достижения Михаила Васильевича Ломоносова стали возможны только благодаря его любознательности и упорству в познании нового. Благодаря его стараниям, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова и сегодня собирает в своих стенах самых талантливых и целеустремленных ребят.  Перескажите текст, включив в пересказ высказывание А.С.Пушкина о Ломоносове: «Он создал университет. Он сам был нашим университетом».   Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. У вас есть 1 минута на подготовку.

2. Пересказ текста

Достижения Михаила Васильевича Ломоносова стали возможны только благодаря его любознательности и упорству в познании нового. Благодаря его стараниям, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова и сегодня собирает в своих стенах самых талантливых и целеустремленных ребят.

Перескажите текст, включив в пересказ высказывание А.С.Пушкина о Ломоносове:

«Он создал университет. Он сам был нашим университетом».

Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. У вас есть 1 минута на подготовку.

3. Монологическое высказывание. Выберите один из предложенных вариантов беседы.  1. Праздник (на основе описания фотографии).  2. Поход на концерт (в кино, на спортивные соревнования), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).  3. Всегда ли нужно подражать кумирам? (рассуждение по поставленному вопросу)   Вам дается 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

3. Монологическое высказывание.

Выберите один из предложенных вариантов беседы.

1. Праздник (на основе описания фотографии).

2. Поход на концерт (в кино, на спортивные соревнования), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).

3. Всегда ли нужно подражать кумирам? (рассуждение по поставленному вопросу)

 

Вам дается 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Тема 1. ПРАЗДНИК.

Тема 1. ПРАЗДНИК.

Не забудьте рассказать, - кто изображен на фотографии, опишите внешний вид участников праздника (выделите на снимке главное: обычно это люди и их действия) что делают присутствующие, чем заняты, о чем думают, каковы отношения между героями; чем является для школьников праздник Последнего звонка; - какие чувства испытывают выпускники (продумайте переход от описания фотографии к рассказу о личном жизненном опыте)

Не забудьте рассказать,

- кто изображен на фотографии, опишите внешний вид участников праздника (выделите на снимке главное: обычно это люди и их действия)

  • что делают присутствующие, чем заняты, о чем думают, каковы отношения между героями;
  • чем является для школьников праздник Последнего звонка;

- какие чувства испытывают выпускники (продумайте переход от описания фотографии к рассказу о личном жизненном опыте)

Тема2. Расскажите о том, как вы ходили на концерт (в кино, на спортивные соревнования)

Тема2. Расскажите о том, как вы ходили на концерт (в кино, на спортивные соревнования)

Не забудьте рассказать,  что это был за концерт (кино, спортивные соревнования); с кем вы ходили (с друзьями, одноклассниками, с родителями); почему вы решили сходить на это мероприятие; - чем вам запомнился этот концерт (кино, спортивные соревнования)

Не забудьте рассказать,

  • что это был за концерт (кино, спортивные соревнования);
  • с кем вы ходили (с друзьями, одноклассниками, с родителями);
  • почему вы решили сходить на это мероприятие;

- чем вам запомнился этот концерт (кино, спортивные соревнования)

Тема 3. Всегда ли нужно подражать кумирам?

Тема 3. Всегда ли нужно подражать кумирам?

В своем высказывании дайте ответы на следующие вопросы: Кто был (является) вашим героем, которому вы стремитесь подражать? - В чем вы стараетесь быть похожим на своего героя? Назовите отрицательные стороны своего кумира. - Каким будет ваше отношение к кумиру, когда вы станете старше?

В своем высказывании дайте ответы на следующие вопросы:

  • Кто был (является) вашим героем, которому вы стремитесь подражать?

- В чем вы стараетесь быть похожим на своего героя?

  • Назовите отрицательные стороны своего кумира.

- Каким будет ваше отношение к кумиру, когда вы станете старше?

Подготовка к диалогу. 1. Прочитайте вопросы. 2. В каждом вопросе выделите ключевые слова, которые будут использованы в вашем ответе. 3. Избегайте односложных ответов: да, нет, конечно и т.д. 4. Чтобы избежать односложных ответов, используйте СПП с придаточными причины, условия, следствия. 5. Используйте вводные слова: я думаю, как мне кажется, по-видимому и т. п. 6. Особое внимание обратите на последний вопрос, поскольку он требует наиболее развернутого ответа. 7. При ответе на последний вопрос используйте слова: во-первых, во-вторых, наконец. 8. Используйте средний темп речи. 9. Избегайте длительных пауз. 10. Следите за правильностью и чистотой речи. Избегайте слов – паразитов.  

Подготовка к диалогу.

1. Прочитайте вопросы.

2. В каждом вопросе выделите ключевые слова, которые будут использованы в вашем ответе.

3. Избегайте односложных ответов: да, нет, конечно и т.д.

4. Чтобы избежать односложных ответов, используйте СПП с придаточными причины, условия, следствия.

5. Используйте вводные слова: я думаю, как мне кажется, по-видимому и т. п.

6. Особое внимание обратите на последний вопрос, поскольку он требует наиболее развернутого ответа.

7. При ответе на последний вопрос используйте слова: во-первых, во-вторых, наконец.

8. Используйте средний темп речи.

9. Избегайте длительных пауз.

10. Следите за правильностью и чистотой речи. Избегайте слов – паразитов.

 

4. Диалог К теме №1 «ПРАЗДНИК». 1.Какие праздники вам нравятся? 2.Какой школьный праздник вы любите? 3.Как вы готовитесь к празднику? К теме № 2 «ПОХОД НА КОНЦЕРТ». 1.На каком концерте Вы были? 2.Что Вам особенно понравилось? 3.Куда еще Вы хотели бы сходить? К теме № 3. «МОИ КУМИРЫ». 1.Кто был ( является ) Вашим кумиром? 2.Назовите черты кумира, которые Вам нравятся. 3.Подражание кумирам: плохо или хорошо?

4. Диалог

К теме №1 «ПРАЗДНИК».

1.Какие праздники вам нравятся?

2.Какой школьный праздник вы любите?

3.Как вы готовитесь к празднику?

К теме № 2 «ПОХОД НА КОНЦЕРТ».

1.На каком концерте Вы были?

2.Что Вам особенно понравилось?

3.Куда еще Вы хотели бы сходить?

К теме № 3. «МОИ КУМИРЫ».

1.Кто был ( является ) Вашим кумиром?

2.Назовите черты кумира, которые Вам нравятся.

3.Подражание кумирам: плохо или хорошо?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Презентация к уроку "Подготовка к устному собеседованию, раздел "Говорение".

Автор: Матвеева О.В

Дата: 02.10.2022

Номер свидетельства: 614239


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства