Презентация "Информационная грамотность. Формирование читательской грамотности - путь к успеху!"
Презентация "Информационная грамотность. Формирование читательской грамотности - путь к успеху!"
Презентация адресована педагогам, работащим по формированию читательской грамотности (одной из составляющих информационной грамотности). Теоретический и практический материал презентации поможет подготовить учащихся к мониторингу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Информационная грамотность. Формирование читательской грамотности - путь к успеху!"»
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Формирование читательской грамотности – путь к успеху!
Люди перестают мыслить,
когда перестают читать.
Д. Дидро
Гузей Н. В., учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №1 города Новоалтайска Алтайского края»
Функциональная грамотность
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (PISA)
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ФИНАНСОВАЯ
Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности»
работать на уроке с информацией, представленной в разной форме (рисунок, текст, таблица, диаграмма);
работать с реальными данными, величинами и единицами измерений;
поощрять проявление учащимися самостоятельности, использование учебного и жизненного опыта;
активно разрабатывать «PISA-подобные» задания и разворачивать программы повышения квалификации учителей;
включать задачи по функциональной грамотности в каждый предмет и обыденный учебный процесс.
Результаты Российской Федерации в исследовании PISA
Направление исследования
Место РФ среди других стран-участниц* (по количеству баллов)
PISA-2000
Естественно-научная грамотность
26
PISA-2003
Математическаяграмотность
PISA-2006
22
24
Читательскаяграмотность
35
29
PISA-2009
27
PISA-2012
34
39
32
37
39
38
PISA-2015
34
PISA-2018(79 стран)
32
43
42
33
23
30
26
31
https://fioco.ru/pisa
Читательская грамотность
« Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
формулирование основных идей и выводов;
общее понимание текста;
размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.
Объектом оценивания является:
интеграция и интерпретация информации;
сравнение информации, полученной из разных источников;
оценка достоверности текстов;
интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся (а иногда противоречащих по содержанию) источников;
умение осуществлять эффективный поиск, сортировку и фильтрацию большого объёма информации, проводить поиск нужной информации при просмотре множественных источников;
умение использовать при работе с текстом информацию из разных предметных областей;
использовать информацию из текста.
Виды деятельности на уроках русского языка:
нахождение границ предложений в тексте;
деление текста на абзацы;
составление плана текста;
составление таблиц, схем текста;
восстановление деформированного текста;
собирание текста из фрагментов;
определение темы, главной мысли, идеи;
озаглавливание текста;
дописывание концовки текста;
создание текстов разных стилей, разных типов речи.
Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов
несплошные (кроме вербальных фрагментов, включаются различные виды изображений: иллюстрации, таблицы, графики, карты, схемы, информационные листы, объявления).
Тематические области текстов (для исследования учащихся 5 и 7 классов)
межличностные отношения,
человек и природа,
человек и технический прогресс,
экологические проблемы,
здоровый образ жизни,
безопасность,
путешествия по родной земле,
научные открытия,
выбор товаров и услуг,
образование,
великие люди нашей страны,
будущее и др.
Ресурсы:
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению // Центр оценки качества образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.centeroko.ru/public.html#pisa_pub