kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Портфолио как один из наиболее демократичных способов оценивания учебных достижений учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельно выбирать траекторию  развития в соответствии со своими возможностями, критически оценивать результаты собственного труда - на сегодняшний день, пожалуй, наиболее важные умения, формирование которых ставит перед собой система образования. Но без изменения системы оценивания такой процесс происходить не может.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Портфолио как один из наиболее демократичных способов оценивания учебных достижений учащихся»




Портфолио как один из наиболее демократичных  способов оценивания учебных достижений учащихся

 

 

 Самостоятельно выбирать траекторию  развития в соответствии со своими возможностями, критически оценивать результаты собственного труда - на сегодняшний день, пожалуй, наиболее важные умения, формирование которых ставит перед собой система образования. Но без изменения системы оценивания такой процесс происходить не может.

         Безотметочное оценивание, а именно к этому виду можно отнести портфолио, современная школа освоила достаточно давно. Учебные достижения учащихся предлагалось оценивать по дихотомической шкале "достиг"- "не достиг". Чаще всего эта форма оценки применяется в работе с детьми младшего школьного возраста.  А что же старшеклассник? Имеет ли он возможность продемонстрировать личностные достижения, которые позволили бы ему не столько продемонстрировать "знания-умения-навыки", сколько показали его способность применить полученные знания на практике, создать самостоятельный продукт? Тем более что оценка такого труда будет объективной хотя бы потому, что может включать сразу несколько составляющих: самооценку, оценку учителя, одноклассников, родителей и др.

         Так что же такое портфолио? Целеустремлённое собрание работ, которые показывают усилия ученика, его развитие и достижения в одной или более областях учебного плана называется портфолио. Этот популярный за рубежом  вид оценивания всё чаще встречается и в российских школах.  

         Портфолио может состоять из работ, собранных учащимися на протяжении всего периода деятельности в рамках какой-либо направленности (портфолио документации), портфолио процесса может продемонстрировать, как развивались умения и навыки школьников на протяжении всего процесса обучения.

         Но нас будет интересовать портфолио показательный, который лучше всего использовать для "суммирования" мастерства учащихся по отдельно взятому предмету.

         Таким предметом, где оценка портфолио наиболее эффективна, может стать курс по выбору, или элективный курс. Это объясняется многими причинам: во-первых, цели и задачи позволяют проводить отбор содержания с учётом решения конкретной задачи в зависимости от потребностей учеников, что повышает мотивацию, и, следовательно, качество выполненных заданий; во-вторых, форма организации занятий такова, что может включать и проектную деятельность, и исследовательскую, и аналитическую; в-третьих, формы итогового контроля позволяют включать вариативную часть, в том числе  творческого характера, а представление результатов работы учащихся могут быть самыми разнообразными.

         Примером такого курса стал элективный курс по русскому языку "Устная и письменная речевая культура", 10 класс.

Стандарт современного образования, расширяя обязательный минимум содержания образовательных программ, решает задачу воспитания культуры речевого поведения, формирование языковой компетентности. Однако не всегда урок, в привычном нам виде, способен достичь желаемого результата. Эту возможность даёт элективный курс, который обладает широким спектром функций и возможностей.

         Курс "Устная и письменная речевая культура" рассчитан на учащихся класса гуманитарного профиля. Итогом  учебной деятельности как раз и  является ряд выполненных работ, составляющих "папку достижения", или портфолио.

         Чтобы портфолио не стал просто папкой, в которой собраны какие-то документы, обязательным условием такой работы должны стать четко выработанные критерии , по которым ученик смог бы определить степень освоения материала, а также письменный анализ учебной деятельности в рамках данного курса.

         Таким образом, портфолио ученика, изучающего данный курс, содержит следующее:

- карту достижений, которая состоит их двух частей:

таблицы,где в порядке возрастания перечислены виды работ, которые должен выполнить учащийся (причем часть работ обязательна для выполнения, а другая часть - работа по выбору) и

 шкалы достижений, на которой ребята смогут отмечать ту степень продвижения, которую они в себе отметили;

- материалы (творческие работы, отчёты о выполненном задании, рефлексию деятельности)

Осваивая данный элективный курс, ученики решают задачи воспитания культуры речевого поведения: устного и письменного. Поэтому работы, собранные учениками для портфолио, отражают освоение различных видов речевой деятельности.

         Итогом работы в блоке "Основные виды речевых норм" становятся:

- самостоятельно отредактированные сочинения,

- рецензия на сочинение.

На шкале достижений ребята отмечают, где они находились первоначально при освоении  речевых норм и насколько продвинулись, редактируя сочинения.

         Результат работы в блоке "Деловое общение" представлен следующим:

- стенограммой или аудиозаписью деловой телефонной беседы (по выбору учащихся);

- стенограммой или аудиозаписью переговоров (по выбору учащихся);

- презентация какого-либо продукта (бумажный или электронный вариант)

Следует отметить, что для обязательного представления в портфолио учащиеся могли выбрать только один вид работы. На шкале достижений ребята указывали, с каким видом заданий они справились, а какие вызвали затруднения.  Кроме того, можно было представить результат работы в этом блоке в виде выполненных тестов "Коммуникабельны ли вы?", "Умеете ли вы слушать?", "Умеете ли вы вести переговоры?"

Блок "Ораторское искусство" завершают работы:

- риторический эскиз на любую из предложенных тем: "Ночь", "Дружба", "Музыка" и др.;

- публичное выступление (текст выступления) на одну из предложенных тем: "Можно ли в мои годы выбрать профессию на всю жизнь?", "Что важнее: кем быть или каким быть?", "Что дают человеку знание?";

- проведение лекции на выставке "Милосердие на поле брани" (отчёт можно представить в бумажном варианте, фоторепортаж, видеосъемка).Кроме того, учащиеся могли приложить к отчёту отзывы экскурсантов.

Последний вид работы в портфолио учащиеся могли включить по желанию. На шкале достижений ребята отмечают тот уровень сформированности ораторского мастерства, которого, по их мнению, они достигли.

Портфолио формируется на протяжении всего учебного года. Перед изучением каждого нового блока у ребят есть возможность обратиться к собранному материалу, проанализировать собственную деятельность. Поскольку темы и виды работ заранее известны, ученики могут определить, в каком виде деятельности они будут более успешны, учитывая предыдущий опыт.

Когда изучение курса подходит к концу, все работы собраны, таблица и шкалы достижений заполнены, можно видеть, какие виды речевой деятельности вызывают у ребят затруднения, какие выполняются с легкостью. Кроме того, можно понять, индивидуальный или групповой вид работы ближе ученику.

Поскольку элективный курс не предполагает выставление традиционной отметки, такая безоценочная форма, как портфолио, является наиболее оптимальной. Она ускоряет процесс оценки, позволяя видеть диапазон навыков и умений учащихся, фиксировать изменения за определённый период времени, поощрять результаты работы учащихся. А самое главное, сравнивая свои результаты с работой других учащихся, ребята имею отличную возможность развивать навык критически оценивать собственную учебную деятельность.  


3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Михайлина Наталья Федоровна

Дата: 09.06.2016

Номер свидетельства: 333666


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства