Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно- этическому тему»
Подготовка к сочинению на морально-нравственную тему
Структура сочинения-рассуждения
1 абзац. Ряд риторических вопросов + предложение переход (клише).
2 абзац – ответы на поставленные вопросы.
3 абзац – переход к теме.
4-5 абзац – аргументы из читательского опыта.
6 абзац - вывод
Какие нравственные уроки, с Вашей точки зрения, может преподать литература?
Какой герой Вам ближе: созерцающий жизнь или преобразующий её?
Какие вопросы задаёт жизни литература?
Кого из литературных героев Вы узнаёте в своих современниках?
Кого из литературных героев Вы понимаете, но не принимаете?
Литература… Какое место она занимает в нашей жизни? Может ли художественная литература изменить наше представление о мире? На самом ли деле она учит нас понимать, что хорошо, а что плохо? Именно над этими вопросами заставляет нас задумать тема, предложенная для сочинения.
Литература – это, на мой взгляд, субъективное отражение писателями нашей жизни. Можно сказать, литература рождается самой жизнью. Одни творцы слова повествуют о том, что их волнует, о чем они мечтают, к чему стремятся, о том, что занимает умы их современников. Другие, обращаясь с истории, ищут ответы на вопросы, которые их волнуют. Третьи устремляют свой взгляд в будущее, хотят показать нам то, что ожидает нас впереди. Но в центре любого художественного творения будет всегда одно и то же. В центре будет человек, с его переживаниями, его волнениями, мечтами и желаниями.
Цель художественного произведения – воспитание нравственных качеств читателей.(переход по темам)
1
2
Литература преподает нам жизненные уроки.
3
Литература показывает нам героев, как созерцающих жизнь, таки преобразующих ее.
4
Литература задает нам многие вопросы.
5
Литература показывает нам героев, черты которых мы можем увидеть и в своих современниках
Литература показывает нам героев, которых мы может понять, но не всегда принять их.
Доказать данную точку зрения поможет мой читательский опыт, ведь произведения многих русских писателей «будят» наши души, показывают...
Аргументация
Стихотворение в прозе
«Довольный человек»
Определить тему, проблему произведения;
Составить план по абзацам;
Определить авторскую позицию.
И. С. Тургенев
Вспомним стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Довольный человек».
Писатель рисует молодого человека, который весь – довольство и радость.
Задавая ряд риторических вопросов, автор пытается понять причину такого настроения.
Ответ нас поражает: герой доволен тем, что сочинил клевету про другого.
Понять авторскую позицию нам позволяет горькая ирония: «многообещающий молодой человек»
Стихотворение в прозе
«Фальшивая монета»
Определить тему, проблему произведения;
Составить план по абзацам;
Определить авторскую позицию.
Шарль Бодлер
О безнравственном поступке героя рассказывает и Шарль Бодлер в прозаическом стихотворении «Фальшивая монета».
Повествование начинается с описания того, что один из героев загадочно разбирает деньги.
Это поражает нашего рассказчика.
Далее появляется еще один герой – нищий, глаза которого полны красноречивой мольбы.
События принимают интересный поворот: милостыня приятеля оказалась фальшивой монетой.
5-6. Словно слыша немые вопросы рассказчика, приятель произносит, на мой взгляд, страшную фразу: он получает от обмана удовольствие.
7. Приговор автора однозначен: непростительно быть злым, а еще хуже – делать зло по глупости.
Итак, в заключение хочу сказать, что художественная литература позволяет нам посмотреть на мир со стороны, понять нравственные законы. Литература есть отражение нашей жизни, и мы должны понимать то, что завещают нам писатели.