Презентация включает в себя основные правила по орфографии и пунктуации.Схемы и зарифмованные правила помогут легко и быстро подготовиться учащимся к экзаменам по русскому языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Продолжите ряд кратких прилагательных своими примерами.
(Каков?) Красив, хорош, весел, хитер…
Проверьте неясные и непроизносимые согласные в корнях имен прилагательных. В качестве проверочного слова используйте краткие формы прилагательных. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.
Потому что, оттого что, так как, как чения : помимо, кроме, сверх,
Будто, в связи с тем что, кто, что, включая, исключая, вопреки,;
Кокой, чей, который, где, когда, куда, несмотря на (= вопреки)
И т. п. ; то есть, или (= то есть)
Спишите предложения. Вставьте, где необходимо , ъ. Расставьте пропущенные запятые.
Образец рассуждения: Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар. – Запятыми надо отграничить смысловой блок, подсказанный словом который: …, в который мы вступили, … .
Хлеб если проголодаеш..ся всегда бывает свеж.. И пахуч.. 2) Тому кто гонит советчика проч.. Невозможно помоч.. . 3) Бородач.. Несмотря на холод был одет лиш.. В легкий плащ.. . 4) Когда впереди замаячили очертания дач.. Всадники пустили коней в скач.. 5) Куда не входит солнца луч.. Туда потом приходит врач.. . 6) Если проголодаетесь хлеба отреж..те. 7) Легко обжеч..ся если торопиш..ся 8) тиш.. Такая что невмоч.. Перенести ее. 9) Никаких следов на дороге не было кроме следов лыж.. 10) Дядя хорош.. Тем что всегда готов помоч.. .
Укажите слова с безударными о, а, е, и, я, в корне. Корень обозначте.
Проверьте , есть ли в предложении слово или смысловой блок, отвечающий на вопросы что делая? Что сделав?
Если есть, выделите его запятыми: заскучав, зрители начали расходится. – Что сделав? – Заскучав, … .
НО! Дождь шел не прекращаясь. Он рассказывал смеясь ( = весело ).
Необходимо повторить
Причастие
образуется от глагола:
встречающей встречать
обозначает признак глагола
Причастие предмета по действию:
танцующая девочка - девочка
которая танцует
отвечает на вопросы какой? что делающий? Что сделавший? И т.п
Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, укажите словосочетания, в которые входят причастия (п-ч) характеризующие признак предмета по действию, и словосочетания, в которые входят прилагательные (п), характеризующие признак предмета.
Укажите в каждом словосочетании главное и зависимое х
слово: прочитанная книга.
НАПИСАНИЕ «не» С ЛЮБЫМИ СЛОВАМИ:
Не с любыми словами пишется:
слитно, раздельно,
если: если:
слово не 1)есть (или подразумевается)
употребляется противопоставление с
без «НЕ» союзом «А»;
2)«не» входит в сочетание
«далеко не», «вовсе не»
«ничуть не», «нисколько
не», «отнюдь не».
«НЕ» С ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ:
I . Опираясь на схему, расскажите обобщенное правило
«Написание НЕ с определенными частями речи»
II . Определите часть речи:
гл., деепр. сущ., прил., нар. на причастие
-о-, -е-, если обра-
зовано новое слово III . зависим. сл.
(синоним, толкование,
сравнение, «НЕ»=«без») нет есть
РАЗДЕЛЬНО СЛИТНО СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО
НАПИСАНИИЕ «И-Ы» ПОСЛЕ «Ц»
Опираясь на схему и рифмованный алгоритм,
расскажите о написании «и», «ы» после «ц».
-ция-
Ц И
-цын-, -цый-, -цы-
Исключения – цыган, цыц, цыпленок, цыпочки.
Опираясь на схему и рифмованный алгоритм, расскажите о написании «и», «ы» после «ц». -ция- Ц И -цын-, -цый-, -цы- Исключения – цыган, цыц, цыпленок, цыпочки.
РИФМОВАННЫЙ АЛГОРИТМ:
В существительных на –ция-
Мы всегда напишем –ия-,
Да и в корне, посмотри,
Тоже пишем букву –и-,
А в концовках –цын-, -цый-, -цы-,
Пишем только букву –ы-.
Н-НН В ПОЛНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ:
Опираясь на схему, расскажите о правописании н-нн в
словах на а / я, н , -ый-; е / о, н , -ый-; и / ы, н , -ый-.