kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения в формате ОГЭ (задание 13.3).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока напрвлена  на  формирование навыка  работы с текстом, умения анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему), анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию сочинения - рассуждения в формате ОГЭ (задание 13.3).»

Однажды великий философ Древней Греции Диоген зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. На недоуменные вопросы горожан он отвечал кратко: «Ищу человека».
  • Однажды великий философ Древней Греции Диоген зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. На недоуменные вопросы горожан он отвечал кратко: «Ищу человека».
Двадцатое марта.    Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ (13.3)

Двадцатое марта.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ (13.3)

Цели урока:   - вспомнить и закрепить структуру………; - отработать навык …………………………; - научиться отбирать……………………….; - аргументировать …………………………….

Цели урока:

- вспомнить и закрепить структуру………;

- отработать навык …………………………;

- научиться отбирать……………………….;

- аргументировать …………………………….

Цели урока:   - вспомнить и закрепить структуру сочинения-рассуждения; - отработать навык составления алгоритма сочинения; - научиться отбирать нужный материал; - аргументировать основные положения своей работы.

Цели урока:

- вспомнить и закрепить структуру сочинения-рассуждения;

- отработать навык составления алгоритма сочинения;

- научиться отбирать нужный материал;

- аргументировать основные положения своей работы.

Задание 1. Найдите соответствия Вид подчинительной связи Определение 1. Примыкание А - вид подчинительной связи, при котором зависимое слово согласуется с главным словом в роде, числе, падеже 2. Согласование Б - вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже с предлогом или без предлога. 3. Управление В - вид подчинительной связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу.

Задание 1. Найдите соответствия

Вид подчинительной

связи

Определение

1. Примыкание

А - вид подчинительной связи, при котором зависимое слово согласуется с главным словом в роде, числе, падеже

2. Согласование

Б - вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже с предлогом или без предлога.

3. Управление

В - вид подчинительной связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу.

Задание 1.  ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Задание 1. ПРОВЕРЬ СЕБЯ

  • 1 – В
  • 2 – А
  • 3 - Б
Задание 2 Истинная человечность – это благородное отношение к любой жизни.  Г.Александров Тот будет человечен, кто воплотит повсюду пять достоинств: почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброту.  Конфуций Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.  В.Сухомлинский

Задание 2

  • Истинная человечность – это благородное отношение к любой жизни.

Г.Александров

  • Тот будет человечен, кто воплотит повсюду пять достоинств: почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброту.

Конфуций

  • Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.

В.Сухомлинский

Задание 2. Взаимопроверка.   Каждый правильный ответ - 1 балл.

Задание 2. Взаимопроверка. Каждый правильный ответ - 1 балл.

  • Согласование - истинная человечность, благородное отношение, к любой жизни, добрые чувства, эмоциональная культура.
  • Управление - отношение к жизни, воплотит пять достоинств, средоточие человечности.
  • Примыкание - воплотит повсюду
Истинная человечность – это благородное отношение к любой жизни.  Г.Александров Тот будет человечен, кто воплотит повсюду пять достоинств: почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброту.  Конфуций Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.
  • Истинная человечность – это благородное отношение к любой жизни.

Г.Александров

  • Тот будет человечен, кто воплотит повсюду пять достоинств: почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброту.

Конфуций

  • Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.

В.Сухомлинский

Какой общей темой объединены эти высказывания? О каком нравственном качестве в них говорится?

Задание 3.  Среди данных слов найдите и выпишите  синонимы (1 вариант) и   антонимы  (2 вариант) к слову  ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ.

Задание 3. Среди данных слов найдите и выпишите синонимы (1 вариант) и антонимы (2 вариант) к слову ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ.

  • Доброта, гуманизм, бесчеловечность, отзывчивость, эгоизм, внимательность, безжалостность, человеколюбие, бездушие, сострадание, человеконенавистничество , мягкосердечие, жестокость, альтруизм, душевность, черствость, добросердечие , равнодушие
Задание 3.  Взаимопроверка.

Задание 3. Взаимопроверка.

  • СИНОНИМЫ : доброта, гуманизм, отзывчивость, внимательность, человеколюбие, сострадание, мягкосердечие, альтруизм, душевность, добросердечие.
  • АНТОНИМЫ : бесчеловечность, эгоизм, безжалостность, черствость, жестокость, равнодушие бездушие, человеконенавистничество.
Обратимся к словарям Человечность  – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность. Философский словарь Челове́чность  — гуманизм, гуманность, человеческое отношение к окружающим. В общем смысле — система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, не причинения страданий. Поскольку человек — социальное существо, то человечность - это требуемое поведение в социуме. Сводный словарь современной русской лексики

Обратимся к словарям

  • Человечность  – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность.

Философский словарь

  • Челове́чность  — гуманизм, гуманность, человеческое отношение к окружающим. В общем смысле — система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, не причинения страданий. Поскольку человек — социальное существо, то человечность - это требуемое поведение в социуме.

Сводный словарь современной русской лексики

Назовите примеры проявления человечности в социуме, повседневной жизни.
  • Назовите примеры проявления человечности в социуме, повседневной жизни.
Помощь нуждающимся, благотворительность. Помогая детям, пожилым и тем, кто по каким-либо причинам нуждается в помощи, человек проявляет свои лучшие качества; человечность – одно из них. Межличностные отношения. Чем большую человечность по отношению к окружающим проявляет человек, тем сильнее тянутся к нему люди. Интерес к другим людям. Человек, искренне интересующийся внутренним миром окружающих, проявляет человечность. Профессиональная деятельность. Есть профессии, в которых человечность выходит на первое место среди необходимых личностных качество, – это врачи, педагоги и спасатели. Семейные отношения. Любовь родителей к детям и детей к родителям, любовь между супругами – одно из проявлений человечности.
  • Помощь нуждающимся, благотворительность. Помогая детям, пожилым и тем, кто по каким-либо причинам нуждается в помощи, человек проявляет свои лучшие качества; человечность – одно из них.
  • Межличностные отношения. Чем большую человечность по отношению к окружающим проявляет человек, тем сильнее тянутся к нему люди.
  • Интерес к другим людям. Человек, искренне интересующийся внутренним миром окружающих, проявляет человечность.
  • Профессиональная деятельность. Есть профессии, в которых человечность выходит на первое место среди необходимых личностных качество, – это врачи, педагоги и спасатели.
  • Семейные отношения. Любовь родителей к детям и детей к родителям, любовь между супругами – одно из проявлений человечности.
Познакомимся с текстом Б.Л.Васильева

Познакомимся с текстом Б.Л.Васильева

Какова тематика этого текста?   Назовите стиль данного текста. Какой тип речи использован в тексте?
  • Какова тематика этого текста?  
  • Назовите стиль данного текста.
  • Какой тип речи использован в тексте?
Как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: (52) «Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа …»  Какое средство художественной выразительности использовал автор в данном предложении?
  • Как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: (52) «Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа …»
  • Какое средство художественной выразительности использовал автор в данном предложении?

Какова основная мысль текста?

Какова основная мысль текста?

  • Нельзя быть… нужно оставаться человеком…
. Формулировка задания 13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность?» Дайте определение понятию ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

.

Формулировка задания 13.3

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность?»

Дайте определение понятию ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Композиция сочинения-рассуждения  с объяснением значения слова (13.3)

Композиция сочинения-рассуждения с объяснением значения слова (13.3)

Запомните!   1 . Нельзя  начинать сочинение со слов

Запомните!

1 . Нельзя начинать сочинение со слов "Человечность - ЭТО КОГДА ...".

Человечность  — это нравственное качество , которое….

2 . Нельзя не пояснять примеры, обходиться только пересказом.

3. Нельзя взаимозаменять паронимы в речи, т.к. это приводит к грубейшей речевой ошибке – искажению смысла высказывания.

Задание 4. Объясните разницу в значении   паронимов. Составьте с/с с этими словами

Задание 4. Объясните разницу в значении  паронимов. Составьте с/с с этими словами

  • Человеческийчеловечный
  • Гуманныйгуманитарный
Задание 4.

Задание 4.

  • Человеческий — 1. Относящийся к человеку, 2. присущий человеку. Человеческое общество .
  • Человечный — 1. Внимательный, отзывчивый, чуткий к другим людям, 2. выражающий внимание, чуткость, заботу о людях. Человечный подход, человечный поступок.
  • Гуманный — Человечный, человеколюбивый, проникнутый любовью к человеку, уважением к личности. Гуманный человек, гуманный метод.
  • Гуманитарный — Обращенный к правам и интересам человека; относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру. Гуманитарная помощь, гуманитарный груз.
ПОДСЧИТАЙТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  1 ЧАСТИ ЗАДАНИЯ

ПОДСЧИТАЙТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 ЧАСТИ ЗАДАНИЯ

Задание 13.3

Задание 13.3

Вступление. Тезис. Раскрыть понятие Дать толкование слова – это значит…. Дать характеристику Сказать другими словами Определить смысл слова

Вступление. Тезис.

Раскрыть понятие

Дать толкование слова – это значит….

Дать характеристику

Сказать другими словами

Определить смысл слова

Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?

Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?

  • Сформулируйте и запишите определение данного слова.
Человечность -  это нравственное качество, которое предполагает милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, желание помочь другому бескорыстно.
  • Человечность - это нравственное качество, которое предполагает милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, желание помочь другому бескорыстно.
Комментарий.  Вопросы, помогающие оформить комментарий. Комментарий – это толкование, расширение определения с целью его разъяснения или оценки (2-3 предложения).  Что мне известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)

Комментарий. Вопросы, помогающие оформить комментарий.

Комментарий – это толкование, расширение определения с целью его разъяснения или оценки (2-3 предложения).

  • Что мне известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)

Напишите комментарий к тезису  (3 мин.)

Напишите комментарий к тезису (3 мин.)

Переходим к аргументации Аргументы  — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, т.е. всё, что может подтвердить тезис.  Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (примерах из текста). Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.

Переходим к аргументации

Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, т.е. всё, что может подтвердить тезис.

  • Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (примерах из текста).
  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.

Работа в парах.  ( 3 мин.)

Работа в парах. ( 3 мин.)

  • 1-й аргумент – выбрать из прочитанного текста (цитата или № предложения). Прокомментировать.
Приводим примеры из жизненного опыта

Приводим примеры из жизненного опыта

2-й  аргумент

2-й  аргумент

  • Вспомнить и записать пример из Вашего жизненного опыта (из художественной литературы).
Переходим к заключению Вывод -  заключение, сделанное на основе аргументов и связанное с тезисом.

Переходим к заключению

Вывод - заключение, сделанное на основе аргументов и связанное с тезисом.

  • Таким образом ..., итак ..., в заключение..., как видим…
  • Итак, можно увидеть, что...
  • В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что ...
Домашнее задание

Домашнее задание

  • Доработать черновой материал к сочинению – рассуждению   «Что такое человечность?»
Нам бы вирус с названием «Человечность»  Навсегда без вакцин и лечений внедрить,  Чтоб он жил на Земле чуть подольше чем вечность,  Чтоб он мир в безопасности смог сохранить.   Нам бы вирус с симптомом добра и прощенья,  С пониманием сути просто любви,  Чтоб с побочками радости, без облегченья,  Мы болеть постоянно им бы смогли.   Нам бы вирус такой, чтоб прогнал с сердца злобу,  На нее подарил крепкий иммунитет,  Бог, прошу «Человечность» внедрить вновь попробуй,  В первую очередь тем, у кого ее нет.
  • Нам бы вирус с названием «Человечность» Навсегда без вакцин и лечений внедрить, Чтоб он жил на Земле чуть подольше чем вечность, Чтоб он мир в безопасности смог сохранить. Нам бы вирус с симптомом добра и прощенья, С пониманием сути просто любви, Чтоб с побочками радости, без облегченья, Мы болеть постоянно им бы смогли. Нам бы вирус такой, чтоб прогнал с сердца злобу, На нее подарил крепкий иммунитет, Бог, прошу «Человечность» внедрить вновь попробуй, В первую очередь тем, у кого ее нет.

Елена Лесничка

Цели урока:   - вспомнить и закрепить структуру сочинения-рассуждения; - отработать навык составления алгоритма сочинения; - научиться отбирать нужный материал; - аргументировать основные положения своей работы.

Цели урока:

- вспомнить и закрепить структуру сочинения-рассуждения;

- отработать навык составления алгоритма сочинения;

- научиться отбирать нужный материал;

- аргументировать основные положения своей работы.

Подведем итоги.  Выберите один из вариантов .

Подведем итоги. Выберите один из вариантов .

  • 1) Я полностью владею материалом и успешно справлюсь с заданием на экзамене.
  • 2) Я владею материалом, но есть вопросы.
  • 3) Мне нужно вернуться к этой теме.
Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

  • Спасибо за урок!
  • Спасибо за урок!
  • Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подготовка к написанию сочинения - рассуждения в формате ОГЭ (задание 13.3).

Автор: Ковалева Наталья Равильевна

Дата: 27.07.2025

Номер свидетельства: 672927


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства