kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (13.1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием, внимательно его читаем, осмысливаем, выделяем ключевые слова.

Шаг 2.  Выясняем, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Примерные ответы:

  • о богатстве, выразительности, точности русской речи;

  • о средствах выражения мыслей;

  • о роли в русском языке изобразительно-выразительных средств (эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.);

  • о взаимосвязи лексики и грамматики;

  • о роли синтаксиса в человеческом общении;

  • о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3. Определяем основную мысль высказывания (что хотел сказать автор?).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (13.1)»

Готовимся к сочинению ОГЭ 2024 (13.1) на лингвистическую тему

Готовимся

к сочинению

ОГЭ 2024 (13.1)

на лингвистическую

тему

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ 13.1

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ 13.1

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ 13.1 ВСТУПЛЕНИЕ + КОММЕНТАРИЙ 1-Й АРГУМЕНТ+ПОЯСНЕНИЕ 2-Й АРГУМЕНТ + ПОЯСНЕНИЕ ВЫВОД

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ 13.1

ВСТУПЛЕНИЕ + КОММЕНТАРИЙ

1-Й АРГУМЕНТ+ПОЯСНЕНИЕ

2-Й АРГУМЕНТ + ПОЯСНЕНИЕ

ВЫВОД

ВСТУПЛЕНИЕ + КОММЕНТАРИЙ  Вступление  = цитата в виде прямой речи Комментарий  = раскрытие сути цитаты (подумайте, о каком лингвистическом понятии идёт речь и что именно хотел донести автор до читателя)

ВСТУПЛЕНИЕ + КОММЕНТАРИЙ

Вступление = цитата в виде прямой речи

Комментарий = раскрытие сути цитаты

(подумайте, о каком лингвистическом понятии идёт

речь и что именно хотел донести автор до читателя)

ВСТУПЛЕНИЕ + КОММЕНТАРИЙ    Известный лингвист В.В.Виноградов говорил: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении ». Я полностью согласен с данным высказыванием. Действительно, имя прилагательное играет важную роль в русском языке. С его помощью мы можем более полно описать человеческие чувства и эмоции, а также передать признаки объектов, окружающих нас.

ВСТУПЛЕНИЕ + КОММЕНТАРИЙ

Известный лингвист В.В.Виноградов говорил:

«Прилагательное – это самая изобразительная часть

речи. Прилагательные могут описать цвет, запах,

форму любого предмета, рассказать о наших чувствах,

характере, внешности, переживаниях, о настроении ».

Я полностью согласен с данным высказыванием.

Действительно, имя прилагательное играет важную

роль в русском языке. С его помощью мы можем более

полно описать человеческие чувства и эмоции, а

также передать признаки объектов, окружающих нас.

РАБОТА С АРГУМЕНТАМИ Найдите в тексте предложения, в которых используются понятия из высказывания (в данном случае прилагательные). С помощью предложений докажите тезис (прилагательные могут описать чувства, эмоции и т.д).  Выбирайте прилагательные, которые наиболее ярко доказывают вашу позицию.

РАБОТА С АРГУМЕНТАМИ

  • Найдите в тексте предложения, в которых

используются понятия из высказывания (в данном

случае прилагательные).

  • С помощью предложений докажите тезис

(прилагательные могут описать чувства, эмоции и т.д).

  • Выбирайте прилагательные, которые наиболее

ярко доказывают вашу позицию.

(1)Метрах в пяти от огромного офисного здания на обледенелом грязном асфальте стояла на трёх ногах худая бездомная собака со слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях. (2)Больная нога, видимо, мёрзла, и собака, прижимая её к животу, невольно приседала.  (3)Выражающим муку, загнанным взглядом она равнодушно провожала одних, заискивающе виляла хвостом перед другими, третьи бросали ей что-то вроде: «Ну что, Жучка?» – и её глаза загорались надеждой. (4)Но машинально заметившие её уже забывали о ней и равнодушно уходили или брезгливо отмахивались, и её слезящиеся глаза тухли, и она опять приседала, поджимая под себя больную ногу.

(1)Метрах в пяти от огромного офисного здания на обледенелом

грязном асфальте стояла на трёх ногах худая бездомная собака со

слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях. (2)Больная

нога, видимо, мёрзла, и собака, прижимая её к животу, невольно

приседала.

(3)Выражающим муку, загнанным взглядом она равнодушно

провожала одних, заискивающе виляла хвостом перед другими, третьи

бросали ей что-то вроде: «Ну что, Жучка?» – и её глаза загорались

надеждой. (4)Но машинально заметившие её уже забывали о ней и

равнодушно уходили или брезгливо отмахивались, и её слезящиеся

глаза тухли, и она опять приседала, поджимая под себя больную ногу.

(5)И я понял, что она никого не ждёт, а выбирает себе хозяина.  (6)Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина. (7)Она дрожала от холода, была голодна, и глаза её, худое тело, хвост умоляли: «Ну, посмотрите на меня кто-нибудь, ну, возьмите меня кто-нибудь, а я отвечу вам такой любовью!..» (8)Но усталые люди шли дальше. (9)Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.  (10)Она остановила свой выбор на молодой женщине, такой же усталой. (11)Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно. (12)Женщина случайно оглянулась, увидела собаку, сразу преданно завилявшую хвостом, но тут же пошла дальше. (13)Собака легла и положила голову на лапы. (14)Она уже не ласкалась униженно,

(5)И я понял, что она никого не ждёт, а выбирает себе хозяина. 

(6)Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она

выбирала хозяина. (7)Она дрожала от холода, была голодна, и глаза её,

худое тело, хвост умоляли: «Ну, посмотрите на меня кто-нибудь, ну,

возьмите меня кто-нибудь, а я отвечу вам такой любовью!..» (8)Но

усталые люди шли дальше. (9)Бедная собака порывалась идти то за

одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же

возвращалась.

(10)Она остановила свой выбор на молодой женщине, такой же

усталой. (11)Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо,

но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и

безоглядно. (12)Женщина случайно оглянулась, увидела собаку, сразу

преданно завилявшую хвостом, но тут же пошла дальше. (13)Собака

легла и положила голову на лапы. (14)Она уже не ласкалась униженно,

она просто ждала, не сводя с женщины глаз. (15)Женщина что-то сказала ей, и собака завиляла хвостом и почти на брюхе подползла к её ногам.  (16)Женщина достала из сумки булку, положила её перед собакой, но та не ела, глядела в глаза женщине: она понимала, что от неё хотят отделаться подачкой.  (17)Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт.   (18)Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине. (19)Потом достала из сумки ливерный пирожок, положила его перед собакой и быстро, не оглядываясь, пошла.  (20)Собака, оставив недоеденный пирожок, побежала за женщиной, заскулила, та растерянно остановилась.

она просто ждала, не сводя с женщины глаз. (15)Женщина что-то сказала

ей, и собака завиляла хвостом и почти на брюхе подползла к её ногам.

(16)Женщина достала из сумки булку, положила её перед

собакой, но та не ела, глядела в глаза женщине: она понимала, что от

неё хотят отделаться подачкой.

(17)Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по

голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело

поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт. 

(18)Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально

говорила так же печально вздрагивающей животине. (19)Потом достала

из сумки ливерный пирожок, положила его перед собакой и быстро,

не оглядываясь, пошла.

(20)Собака, оставив недоеденный пирожок, побежала за

женщиной, заскулила, та растерянно остановилась.

– (21)Ну, что мне с тобой делать? – почти со слезами спросила женщина.  (22)Собака благоговейно смотрела на неё.  (23)Женщина вынула из сумки конфету, положила перед собакой.  (24)Та взяла – просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной.  (25)Так они скрылись за углом.  (26)Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину?..          (По М. А. Чванову*) Михаил Андреевич Чванов (род. в 1944 г.) – русский писатель, публицист, директор мемориального дома-музея С.Т. Аксакова.

– (21)Ну, что мне с тобой делать? – почти со слезами спросила

женщина.

(22)Собака благоговейно смотрела на неё.

(23)Женщина вынула из сумки конфету, положила перед собакой. 

(24)Та взяла – просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не

спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. 

(25)Так они скрылись за углом.

(26)Почему из сотен других собака выбрала именно эту

женщину?..

(По М. А. Чванову*)

Михаил Андреевич Чванов (род. в 1944 г.) – русский писатель,

публицист, директор мемориального дома-музея С.Т. Аксакова.

РАБОТА С АРГУМЕНТАМИ Внешний вид собаки и её положение      Отношение автора к животному (1)Метрах в пяти от огромного офисного здания на обледенелом грязном асфальте стояла на трёх ногах худая бездомная собака со слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях.  (9) Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.

РАБОТА С АРГУМЕНТАМИ

Внешний вид собаки и её положение

Отношение автора к животному

(1)Метрах в пяти от огромного

офисного здания на обледенелом

грязном асфальте стояла на трёх

ногах худая бездомная собака со

слезящимися глазами и кого-то

высматривала в дверях.

(9) Бедная собака порывалась идти

то за одним, то за другим, даже

делала несколько шагов вслед, но

тут же возвращалась.

1-й АРГУМЕНТ + ПОЯСНЕНИЕ  В подтверждение своих слов хочу обратиться к примерам из текста М.А.Чванова. В предложении (1) автор использует прилагательные «худая» и «бездомная», с помощью которых он описывает внешний вид собаки и сообщает о том, что у неё нет хозяина.

1-й АРГУМЕНТ + ПОЯСНЕНИЕ

В подтверждение своих слов хочу обратиться к

примерам из текста М.А.Чванова. В предложении (1)

автор использует прилагательные «худая» и

«бездомная», с помощью которых он описывает

внешний вид собаки и сообщает о том, что у неё нет

хозяина.

2-й АРГУМЕНТ + ПОЯСНЕНИЕ   В качестве ещё одного примера приведу предложение (9). В нём с помощью прилагательного «бедная» автор передаёт отношение героя-рассказчика к животному.

2-й АРГУМЕНТ + ПОЯСНЕНИЕ

В качестве ещё одного примера приведу

предложение (9). В нём с помощью прилагательного

«бедная» автор передаёт отношение

героя-рассказчика к животному.

ВЫВОД ВЫВОД = пересказ цитаты в косвенной речи   Таким образом, я думаю, мне удалось доказать, что прилагательное – это самая изобразительная часть речи.

ВЫВОД

ВЫВОД = пересказ цитаты в косвенной речи

Таким образом, я думаю, мне удалось

доказать, что прилагательное – это самая

изобразительная часть речи.

ПОСЛЕ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ  ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОВЕРЬТЕ,  ПРАВИЛЬНО ЛИ СВЯЗАНЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ МЕЖДУ СОБОЙ!!!

ПОСЛЕ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОВЕРЬТЕ,

ПРАВИЛЬНО ЛИ СВЯЗАНЫ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ МЕЖДУ СОБОЙ!!!

Известный лингвист В.В.Виноградов говорил: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении ». Я полностью согласен с данным высказыванием. Действительно, имя прилагательное играет важную роль в русском языке. С его помощью мы можем более полно описать человеческие чувства и эмоции, а также передать признаки объектов, окружающих нас.  В подтверждение своих слов хочу обратиться к примерам из текста М.А.Чванова. В предложении (1) автор использует  прилагательные «худая» и «бездомная», с помощью которых он описывает внешний вид собаки и сообщает о том, что у неё нет хозяина.

Известный лингвист В.В.Виноградов говорил:

«Прилагательное – это самая изобразительная часть речи.

Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого

предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности,

переживаниях, о настроении ». Я полностью согласен с данным

высказыванием. Действительно, имя прилагательное играет

важную роль в русском языке. С его помощью мы можем более

полно описать человеческие чувства и эмоции, а также передать

признаки объектов, окружающих нас.

В подтверждение своих слов хочу обратиться к примерам

из текста М.А.Чванова. В предложении (1) автор использует

прилагательные «худая» и «бездомная», с помощью которых он

описывает внешний вид собаки и сообщает о том, что у неё нет

хозяина.

В качестве ещё одного примера приведу предложение (9). В нём с помощью прилагательного «бедная» автор передаёт отношение героя-рассказчика к животному.  Таким образом, я думаю, мне удалось доказать, что прилагательное – это самая изобразительная часть речи.     Синим цветом обозначены части текста, которые можно  использовать при написании любого сочинения на  лингвистическую тему (9.1)

В качестве ещё одного примера приведу предложение (9).

В нём с помощью прилагательного «бедная» автор передаёт

отношение героя-рассказчика к животному.

Таким образом, я думаю, мне удалось доказать, что

прилагательное – это самая изобразительная часть речи.

Синим цветом обозначены части текста, которые можно

использовать при написании любого сочинения на

лингвистическую тему (9.1)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (13.1)

Автор: Лайкова Елена Анатольевна

Дата: 23.10.2023

Номер свидетельства: 638611


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства