kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к сочинению по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал "Подготовка к сочинению по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» ставит своей целью развивать художественную речь учащихся; учить описывать изображённое на картине; активизировать лексику учащихся по данной теме; расширить кругозор учащихся – познакомить с  жизнью и творчеством П.П Кончаловского

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»»

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ Подготовка к сочинению по картине  П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»

р.п.Чамзинка Республики Мордовия

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Подготовка к сочинению по картине

П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

Цель урока: развивать художественную речь учащихся;  учить описывать изображённое на картине;  активизировать лексику учащихся по данной теме;

Цель урока:

  • развивать художественную речь учащихся;

  • учить описывать изображённое на картине;

  • активизировать лексику учащихся по данной теме;

  • расширить кругозор учащихся – познакомить с жизнью и творчеством П.П Кончаловского
Слово о художнике Пётр Петрович Кончаловский (1876 —1956)  русский, советский живописец, академик АХ СССР (1947), народный художник РСФСР (1946),  Лауреат Сталинской премии первой степени (1943)

Слово о художнике

Пётр Петрович Кончаловский (1876 —1956) 

русский, советский живописец,

академик АХ СССР (1947),

народный художник РСФСР (1946),

Лауреат Сталинской премии первой степени (1943)

Слово о художнике Будущий художник родился в дворянской семье 9 (21) февраля 1876 года в украинском городке Славянск. Талант проявился в раннем возрасте, и первичные навыки живописи Пётр получил в Харькове, учась в частной рисовальной школе Раевской-Ивановой. Серьезно живописью юноша занялся после переезда семьи в Москву в 1889 году. Он поступил в вечерние классы Строгановского училища технического рисования, где его преподавателем стал самобытный художник В.Д.Сухов. В это время юноша познакомился со многими известными художниками: В.И.Суриковым, М.А.Врубелем, В.А.Серовым, К.А.Коровиным, стал бывать в их мастерских, пользовался их советами. Молодой художник смело пробует свои силы в различных направлениях живописи: пишет пейзажи, портреты, иллюстрирует Пушкина и даже берётся за скульптуру.

Слово о художнике

Будущий художник родился в дворянской семье 9 (21) февраля 1876 года в украинском городке Славянск.

Талант проявился в раннем возрасте, и первичные навыки живописи Пётр получил в Харькове, учась в частной рисовальной школе Раевской-Ивановой. Серьезно живописью юноша занялся после переезда семьи в Москву в 1889 году. Он поступил в вечерние классы Строгановского училища технического рисования, где его преподавателем стал самобытный художник В.Д.Сухов.

В это время юноша познакомился со многими известными художниками: В.И.Суриковым, М.А.Врубелем, В.А.Серовым, К.А.Коровиным, стал бывать в их мастерских, пользовался их советами.

Молодой художник смело пробует свои силы в различных направлениях живописи: пишет пейзажи, портреты, иллюстрирует Пушкина и даже берётся за скульптуру.

Творческое кредо  художника Неудачных картин у художника не бывает: он их уничтожает или переделывает. П.П.Кончаловский

Творческое кредо художника

Неудачных картин у художника не бывает: он их уничтожает или переделывает.

П.П.Кончаловский

Признание  художника Более всего я люблю писать натюрморты. П.П.Кончаловский Натюрморт   (франц. nature mortе - мёртвая природа) - изображение в живописи неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т.п. 

Признание художника

Более всего я люблю писать натюрморты.

П.П.Кончаловский

Натюрморт   (франц. nature mortе - мёртвая природа) -

изображение в живописи неодушевленных предметов:

цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т.п. 

Признание  художника Цветок нельзя писать «так себе», простыми мазочками, его надо изучать и также глубоко, как и всё другое. Цветы — великие учителя художников… В цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени... Я пишу их, как музыкант играет гаммы. Поработаешь часика два, так ум за разум начинает заходить - вместо цветов являются уж звуки какие-то... Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца. П.П.Кончаловский

Признание художника

Цветок нельзя писать «так себе», простыми мазочками, его надо изучать и также глубоко, как и всё другое. Цветы — великие учителя художников… В цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени...

Я пишу их, как музыкант играет гаммы. Поработаешь часика два, так ум за разум начинает заходить - вместо цветов являются уж звуки какие-то... Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца.

П.П.Кончаловский

П.П.Кончаловский – настоящий певец сирени За свою жизнь он написал более четырёх десятков картин с сиренью (не считая авторских повторов)

П.П.Кончаловский –

настоящий певец сирени

За свою жизнь он написал более четырёх десятков картин с сиренью (не считая авторских повторов)

Легенда о сирени Молодой Пан, бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался её нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая её успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень.

Легенда о сирени

Молодой Пан, бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался её нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах.

Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая её успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами.

Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень.

«Цветочный натюрморт»

«Цветочный натюрморт»

«Сирень»

«Сирень»

«Сирень в вазе на окне»

«Сирень в вазе на окне»

«Сирень»

«Сирень»

«Сирень на подоконнике»

«Сирень на подоконнике»

«Сирень в ведре»

«Сирень в ведре»

«Окно»

«Окно»

«Сирень в кошёлке на полу»

«Сирень в кошёлке на полу»

«Сирень в стеклянной вазе»

«Сирень в стеклянной вазе»

«Сирень в бадье на полу»

«Сирень в бадье на полу»

«Сирень в корзине»

«Сирень в корзине»

Рассмотрите картину Какое общее впечатление вызывает натюрморт?

Рассмотрите картину

Какое общее впечатление вызывает натюрморт?

Рассмотрим картину Сумел ли художник показать, что сирень свежая? Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? С чем можно сравнить цветы? Опишите грозди сирени. Какими прилагательными можно передать очарование соцветий сирени?  Опишите корзину,  в которой стоит сирень. 6. На каком фоне изображена сирень? Почему автор выбрал такой фон? 7. Ощутили ли вы чарующий аромат сирени? Каков он? 7. Почувствовали ли вы восхищение  художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней? 8. Почему художник о своей картине сказал так: «В букете всё живет, цветёт и радуется»?

Рассмотрим картину

  • Сумел ли художник показать, что сирень свежая?
  • Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень?
  • С чем можно сравнить цветы?
  • Опишите грозди сирени. Какими прилагательными можно передать очарование соцветий сирени?
  • Опишите корзину,  в которой стоит сирень.

6. На каком фоне изображена сирень? Почему автор выбрал такой фон?

7. Ощутили ли вы чарующий аромат сирени? Каков он?

7. Почувствовали ли вы восхищение  художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней?

8. Почему художник о своей картине сказал так: «В букете всё живет, цветёт и радуется»?

Рассмотрим картину очень свежая  сирень; влажная от росы; кажется, что её только срезали и принесли из сада; пышная, великолепная; тяжелые, крупные, роскошные кисти… Свежесть сирени   Оттенки цветов Сравнения Букет, аромат Корзина, фон Впечатления лиловая, светло-фиолетовая, тёмно-красная, белая, розовая, бледно-розовая; вверху - тёмно-красные грозди, между ними виднеются голубоватые, фиолетовые цветки… кисти сирени похожи на гроздья винограда; цветочки - на звездочки… свежий, пышный, красивый, нарядный, богатый, ароматный, душистый, благоухающий, развесистый, большой; медвяный, нежный, тонкий, чарующий, таинственный, загадочный… тёмная, плетёная из ивовых прутьев; тёмно-зеленый с коричневым и желтоватым оттенком; на этом фоне хорошо выделяются яркие цвета, которыми написана сирень … легко и тепло на душе; желание прикоснуться к цветкам и вдыхать этот чарующий аромат; восхищение природой; картина – это признание живописца в любви к природе.…

Рассмотрим картину

очень свежая  сирень; влажная от росы; кажется, что её только срезали и принесли из сада; пышная, великолепная; тяжелые, крупные, роскошные кисти…

Свежесть сирени

Оттенки цветов

Сравнения

Букет, аромат

Корзина, фон

Впечатления

лиловая, светло-фиолетовая, тёмно-красная, белая, розовая, бледно-розовая; вверху - тёмно-красные грозди, между ними виднеются голубоватые, фиолетовые цветки…

кисти сирени похожи на гроздья винограда; цветочки - на звездочки…

свежий, пышный, красивый, нарядный, богатый, ароматный, душистый, благоухающий, развесистый, большой; медвяный, нежный, тонкий, чарующий, таинственный, загадочный…

тёмная, плетёная из ивовых прутьев; тёмно-зеленый с коричневым и желтоватым оттенком; на этом фоне хорошо выделяются яркие цвета, которыми написана сирень …

легко и тепло на душе; желание прикоснуться к цветкам и вдыхать этот чарующий аромат; восхищение природой; картина – это признание живописца в любви к природе.…

Сам художник отозвался о своей картине так:              «В букете всё живет, цветёт и радуется»

Сам художник

отозвался о своей картине так:

«В букете всё живет, цветёт и радуется»

Словарная работа [ нем. lilа, фр. lilas –  цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый. Художник — живописец, автор картины, мастер живописи, создатель полотна; Картина — полотно, произведение живописи, шедевр мастера, репродукция; Изобразил — запечатлел, создал, воплотил замысел, нарисовал, показал, передал

Словарная работа

[ нем. lilа, фр. lilas

цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый.

Художник —

живописец, автор картины, мастер живописи, создатель полотна;

Картина —

полотно, произведение живописи, шедевр мастера, репродукция;

Изобразил —

запечатлел, создал, воплотил замысел, нарисовал, показал, передал

Составим план сочинения  П.П.Кончаловский – мастер изображения цветов.  II. Натюрморт «Сирень в корзине: а) свежие  грозди сирени; б) цвета и оттенки соцветий; в) листочки; г) корзина, в которой стоит сирень; д) фон картины. 3. «В букете всё живет, цветет и радуется». 4. Моё отношение к картине.

Составим план сочинения

  • П.П.Кончаловский – мастер изображения цветов.
  • II. Натюрморт «Сирень в корзине:

а) свежие  грозди сирени;

б) цвета и оттенки соцветий;

в) листочки;

г) корзина, в которой стоит сирень;

д) фон картины.

3. «В букете всё живет, цветет и радуется».

4. Моё отношение к картине.

Опорная  лексика Передо  мной  картина  … На  переднем  плане  замечательного  полотна… В центре  картины  художник  изобразил… При создании  картины  мастер  использовал… Художнику  удалось…

Опорная  лексика

Передо  мной  картина  …

На  переднем  плане  замечательного  полотна…

В центре  картины  художник  изобразил…

При создании  картины  мастер  использовал…

Художнику  удалось…

Закончив работу над сочинением в черновике, проверьте:  есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения);  правилен ли порядок слов;  правильно ли связаны слова по смыслу;  не повторяются ли одинаковые слова и выражения;  правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания. Приступайте к работе в чистовике.   Удачи!

Закончив работу над сочинением в черновике, проверьте:

  • есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения);
  • правилен ли порядок слов;
  • правильно ли связаны слова по смыслу;
  • не повторяются ли одинаковые слова и выражения;
  • правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания.

Приступайте к работе в чистовике.

Удачи!

«Сирень» Хорошо на весеннем просторе По откосу сбежать наугад, Окунуться в душистое море, Захлебнувшее дремлющий сад. Сколько белых и тёмно-лиловых Вдоль ограды кустов разрослось. Ветку тронешь – дождём лепестковым Осыпается мокрая гроздь. В лёгкой капельке, свежей и чистой, Отразился сверкающий день, И в саду каждой веткой росистой Торжествующе пахнет сирень.  В.Рождественский

«Сирень»

Хорошо на весеннем просторе

По откосу сбежать наугад,

Окунуться в душистое море,

Захлебнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и тёмно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось.

Ветку тронешь – дождём лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

В лёгкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

В.Рождественский

Всем спасибо за работу!

Всем

спасибо

за

работу!

Использованный материал:

Использованный материал:

  • Алпатов М.В., Ростовцев Н.Н. Искусство. Живопись. Графика. М.: Просвещение, 1989 г.
  • Карасёва И.В. Поурочные аланы по учебнику «Русский язык: 5 класс». - Волгоград: Учитель, 2010 г.
  • Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка в 5 классе. - М.: Школьная пресса, 2010 г.
  • Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia
  • Репродукции картин П.П.Кончаловского: http://ru.wikipedia


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Подготовка к сочинению по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

Автор: Печказова Светлана Петровна

Дата: 24.02.2016

Номер свидетельства: 298562


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства