Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы»»
Чего же не хватает в этом портрете?
«…от роду 23 года, роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось».
В нём нет ничего заметного, яркого, индивидуального, отражающего характер человека.
Изображение какого-нибудь человека на картине или фотографии.
Вот мы с вами и попытаемся создать словесный портрет, который будет ярким, оригинальным; попытаемся понять и описать характер, привычки этого человека.
Какова тема нашего урока?
Подготовка к сочинению по картине
В.И. Хабарова «Портрет Милы»
Каждое лицо – интересно. Задача художника-портретиста – выразить внутренний мир человека, дать свою оценку.
И. Глазунов
* дать понятие о словесном портрете; * повторить типы текстов, виды описаний, средства художественной выразительности; * закрепить навыки употребления причастий; * подготовиться к написанию картины; * развивать воображение и активизировать словарный запас.
Сегодняшний урок поможет вам не только написать сочинение. Наш разговор о внешности человека поможет вам задуматься над тем, как важно быть наблюдательным человеком, внимательным к окружающим нас людям, как важно понять характер и настроение, внутренний мир человека, находить главное (неповторимое) во внешности конкретного человека и уметь описывать свои наблюдения.
(чтобы представить героя, через описание внешности понять внутренний мир, объяснить его поступки)
Ваши первые впечатления о картине.
Что вы видите?
Кого изобразил автор? В какое время это происходит?
Валерий Хабаров родился 4 августа 1944 года в с. Заворонежском. Мама Валеры в годы войны ушла на фронт ,его воспитанием занимались бабушка и дедушка. С самых малых лет мальчик проявил тягу к рисованию. В 14 лет он поступил в Рязанское художественное училище , а потом в институт им. В.И. Сурикова. Окончив институт в 1973 году, Валерий Хабаров отправляется на стажировку при Академии художеств.
Он принимал участие в международных выставках. Самой ответственной и трудной работой художника Хабарова было написание икон для Ильинской церкви города Мичуринска.
В.И. Хабарова называют портретистом от Бога. Над каждым портретом он работает медленно, тщательно, с полной отдачей, проникая в характер человека, затрагивая его психологические струнки.
С чего начинаем описывать внешность человека?
(с описания лица)
Что вы можете сказать о Миле?
(ей 12-13 лет, начитанная, серьезная, увлеченная).
Голова Милы слегка наклонена набок.
Вглядимся в её лицо. Оно сосредоточенное, задумчивое. Нос у читательницы красивой формы. Губы слегка приоткрыты. Волосы русые, рассыпанные по плечам.
Глаза прикрыты, и всё выражение её лица говорит о том, что она очень увлечена чтением.
Мила стройная, привлекательная девочка.
Сосредоточить, устремить (- ЕНН -)
Сосредоточ енн ый, устремл ённ ый
Ниспадать, читать (- ЮЩ -)
Ниспада ющ ий, чита ющ ий
Какое настроение возникает у вас при рассматривании картины?
Можно почувствовать, как тепло и уютно дома.
Как комната характеризует хозяйку?
Назовите те предметы, что видим на картине.
Светло-жёлтые стены комнаты. Сверху над креслом висит небольшая лампа, которая освещает легкими лучами книжку.
Кресло большое, удобное и Мила как будто утопает в нём. Глубокий синий цвет кресла добавляет в картину уюта и покоя. Этот цвет напоминает нам о спокойном зимнем вечере, когда за окнами сгущается темнота и так замечательно устроиться дома с книжкой на коленях, читать о приключениях и тайнах.
Художник специально почти ничего не изобразил вокруг Милы, чтобы не отвлекать внимание от неё самой. В картине нет ничего масштабного и серьёзного, но тем не менее она очень выразительная и трогательная.
Какие краски использует художник?
Синий тон обивки кресла свидетельствует о стремлении художника изобразить спокойствие вечера.
Обрамление кресла — это светлые бежевые обои на стенах и тепло-коричневый, слегка красноватый пол, предположительно деревянный или паркетный. Пол сверкает в лучах электрического света, оттеняя матовую синеву кресла. Почти янтарного цвета тонкие ножки кресла подчеркивают «солнечность», уютность настроения картины.
Хабаров сумел изобразить расслабленную увлеченность девочки, отдыхающей с книгой в руках.
Как вы думаете, почему рядом с креслом девочки лежат коньки?
Увлечение Милы. Рядом с креслом небрежно лежат коньки, что говорит о том, что девочка недавно вернулась с прогулки. Она только успела расстаться с коньками – и сразу же уселась за любимую книгу.
Какую книгу читает Мила? О чем? Интересна ли она?
Мила удобно сидит, согнув ноги в коленях, и с интересом дочитывает любимую книгу. Книга, наверно, очень увлекательная это видно по задумчивому лицу подростка.
Можно предположить, что героиня наконец-то взяла в руки книгу, которую давно мечтала прочесть. Поза героини картины свидетельствует о том, что девочка сопереживает персонажам, она увлечена чтением. Очевидно, повествование уже подходит к завершению, и потому лицо героини выражает такую сосредоточенность и погруженность в события сюжета.
Представьте себе, что вы вошли в комнату Милы и увидели свою подругу (сестру) с книгой в руке. Девочка даже не обратила на вас внимания, и вы невольно стали рассматривать её лицо, позу, одежду. Что нового узнали о Миле? О чем хотели бы её спросить?
Что такое диалог? Как он оформляется на письме?
О чем вы спросите читающую подругу (сестру)?
Составление диалога (работа в парах)
Лампа освещающая девочку висит над креслом.
На полу лежат коньки брошенные девочкой.
Девочка увлеченно читающая книгу, сидит в кресле.
Причастия, так же как и прилагательные, обогащают нашу речь, делают её выразительной, красочной.
С чего начинаем описывать внешность человека?
(с описания лица)
Что вы можете сказать о Миле?
(ей 12-13 лет, начитанная, серьезная, увлеченная).
Голова Милы слегка наклонена набок.
Вглядимся в её лицо. Оно сосредоточенное, задумчивое. Нос у читательницы красивой формы. Губы слегка приоткрыты. Волосы русые, рассыпанные по плечам.
Глаза прикрыты, и всё выражение её лица говорит о том, что она очень увлечена чтением.
Мила стройная, привлекательная девочка.
Поза, жесты, выражение лица свидетельствуют об умении живописца глубоко проникнуть во внутренний мир ребенка и раскрыть его зрителю.
Художник показал девочку, не только увлеченную чтением, девочку, мыслящую, думающую, по лицу (настолько она увлечена, сосредоточена) мы видим, что у неё происходит внутри, о чем она думает, переживает.
Мне картина понравилась тем, что на ней самые обыкновенные вещи изображены тепло и душевно. Можно удивляться тому, почему художник не выбрал для своего произведения более интересной и выразительной темы. Но лично мне во время написания сочинения по картине «Портрет Милы» Хабарова стала понятна одна вещь. Для того, чтобы изобразить красоту, необязательно искать её в чем-то необычном. В увлеченной чтением Миле, сидящей в синем кресле, нет ничего необыкновенного. Но любой, кто увидел эту картину, еще долго ее не забудет.
Iвариант
На к..ртине изобр..жена, хру..кая ф..гурка, (с,з)жавшись в уютн..м кресле, белая фу..болка, а(к, кк)уратная прич..ска, удобные к..рич(?)нев…… брюки, лё?кие тапоч(?)ки.
IIвариант
С..рьёзн..е выр..жение лица, тёплое с..яние волос, ра..крытая книга, св..рнувшись, как к..тёнок, соч..тание тёплых красок, о(т, тт)енков, п..литра художника.
Лицо и волосы:мечтательное выражение, задумчивый взгляд, тонкие черты лица, увлечена чтением , светлые волосы до плеч , аккуратная причёска , чуть приоткрытые губы.Фигура и одежда:хрупкая фигура, поджала ноги, сидит неподвижно, лёгкие домашние тапочки , тёмно-синие брюки , светлая футболка.
Цвета и оттенки, предметы :насыщенный синий цвет, янтарно -жёлтый отблеск, тёплые оттенки коричневого, необычной формы кресло, белые фигурные коньки, светлые обои.
Замысел художника:современный подросток, разнообразные интересы, увлекающаяся натура, спокойствие и сосредоточенность , эмоции и мысли.
1. Представление картины.
2.Портрет девочки:
а) Фигура, возраст, поза.
б) Одежда, обувь.
в) Выражение лица, взгляд, причёска.
г) Детали интерьера.
4. Отношение художника к героине.илиМои впечатления о картине.