Дата: 27.01.2015г
Предмет: русский урок.
Класс: 5
Тема: «Род имён существительных».
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Цель урока: Научиться определять род имён существительных.
Задачи урока:
1.Познакомиться с грамматическим признаком имён существительных – родом. Учить определять род имён существительных.
2.Развивать монологическую речь учащихся через исследования алгоритма ответа; развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.
3.Воспитывать умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.
Оборудование: таблицы, карточки, картинки.
Ход урока.
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
1.Организационный момент (психологический настрой на урок).
- Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт вам радость общения друг с другом.
2.Сообщение целей урока.
Сегодня на уроке мы будем работать над темой род имен существительных. Мы должны научиться распределять по родам имена существительные.
Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам.
- О какой части речи на уроке пойдёт речь? (об имени существительном)
Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны имён существительных. Узнаем, каким ещё постоянным признаком они обладают.
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.СЛАЙД№1
Упр.213
III. ПОВТОРЕНИЕ.СЛАЙД№2
- Какую часть речи мы изучаем в ходе последних уроков? (имя сущ.)
- Проверим, какие знания у вас имеются на данный момент по этой теме. Перед вами полоски с цифрами и буквами. Я читаю утверждение, если вы с ним согласны, то соответствующую цифру обводите в кружок, а если нет – зачёркиваете.
1 2 3 4 5 6а 6б 6в
1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.
2. Имя существительное бывает только одушевлённым.
3. Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что?
4. Имя существительное изменяется по числам.
5. Имена существительные бывают собственные и нарицательные.
6. Какое из слов имя существительное:
а) радостный
б) радость
в) радоваться
- А теперь сверьте выполнение задания с доской и оцените свою работу.
- Расскажите всё, что мы знаем на сегодняшний день об имени существительном…
IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
СЛАЙД№3.
А теперь приготовились делать открытие!
Муж. род. | Жен.род. | Ср. р. |
Он мой. , -а, -я стол дядя папа | Она моя. -а, -я, ь парта земля рожь | Оно мое. -о, -е. дело солнце |
- Какова же тема сегодняшнего урока?
Тема урока «Род имён существительных».
Все существительные делятся на 3 большие группы: мужской, женский, средний род.
-Как мы их будем различать? (в этом нам помогут окончания)
-Из каких частей состоит слово? (корень, приставка, суффикс, окончание).
-Для чего нужны окончания имен существительных?
- Какого рода бывают имена существительные?
- Какие слова можно подставить к словам мужского рода. Какие окончания?
- Какие слова можно подставить к словам женского рода. Какие окончания?
- Какие слова можно подставить к словам среднего рода. Какие окончания?
Это же правило поэт заключил в стихотворении. Прочитаем его.СЛАЙД№5
Женский род запомню я и скажу «она моя».
И запомню род мужской, и опять скажу «он мой».
Средний род – «оно моё» - это правило моё.
3. Работа по учебнику. Работа по рядам. Упр. 224СЛАЙД№6
Чтение по ролям.
-О чем повествуется в тексте?
-Чему учит текст?
1 ряд – М. р.: ..., …, …,
2 ряд – Ж. р.: …, …, …,
3 ряд – Ср. р.: .., …, …,
Проверка. – Как определить род имён существительных?
V. ФИЗМИНУТКА.СЛАЙД№7
Учитель называет имена существительные, если оно
М. р. – дети поднимают руки вверх.
Ж. р. – хлопают,
Ср. р. – приседают.
Слово, берег, беседа, озеро, костёр, свобода, аллея, яблоко, радио, товарищ, земляника.
VI. ОСМЫСЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.
Работа по группам.СЛАЙД№8
Речь, слово, текст, тема, план, солнце, снег, буря, мороз, лето, жара, хлеб, осень, зима, кресло, рука, тело, ящик, день, золото, здание.
-Распределите слова по родам (1 ряд выписывают слова м. р., 2 ряд-ж. р., 3 ряд-ср. р.)
2. Проверка.
VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ УМЕНИЙ.СЛАЙД№9
(На слайде загадки без отгадок. Ученики по одному выходят к доске пишут слово отгадку)
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте. Определить род слов – отгадок.
Михаил играл в футбол
И забил в ворота… гол
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла… зима
Как зовут меня, скажи,
Часто прячусь я во ржи.
Скромный полевой цветок,
Синеглазый… василёк
Над котом кружилась муха,
Навострил Василий… ухо
С пальмы вниз, на пальму снова,
Ловко прыгает….. обезьяна
Зиму спит в берлоге он
Косолапый, бурый…. медведь
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно рыжая… белка
VIII . ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
IX. РЕФЛЕКСИЯ.
- Над какой темой работали?
- Что для вас было самым интересным на уроке?
- Что было сложным?
- Справились ли мы с задачей урока – научиться определять род имён сущ.?
«СВЕТОФОР»
Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!
X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
-Выучить правило, с 95.
-Упр. 226
5