kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОТКРЫТОЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ В 9-М КЛАССЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Фразеологизмы, особенности их употребления и использования в речи»

Цель: повторить и систематизировать знания о фразеологизмах, совершенствовать умения «видеть» образные возможности фразеологизмов и умело использовать их в речи;  продолжить работу над усвоением структуры сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, в рамках подготовки к основному государственному экзамену по русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОТКРЫТОЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ В 9-М КЛАССЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ »

ОТКРЫТОЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ  В 9-М КЛАССЕ  ПО ПОДГОТОВКЕ К  ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ   Евстигнеева Ольга Ивановна, учитель первой  квалификационной категории МАОУ СОШ № 53

ОТКРЫТОЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ В 9-М КЛАССЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 

Евстигнеева Ольга Ивановна,

учитель первой

квалификационной категории

МАОУ СОШ № 53

Определение Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову или предложению.

Определение

  • Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову или предложению.

  • «Фразеология – от греч. фразис – «выражение» и логос – «учение» – раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению».
ТЕМА ЗАНЯТИЯ « Фразеологизмы, особенности их употребления и использования в речи»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

« Фразеологизмы, особенности их употребления и использования в речи»

  • Цель: повторить и систематизировать знания о фразеологизмах, совершенствовать умения «видеть» образные возможности фразеологизмов и умело использовать их в речи; продолжить работу над усвоением структуры сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, в рамках подготовки к основному государственному экзамену по русскому языку.
ВОДИТЬ ЗА НОС ЗАРУБИТЬ НА НОСУ БИТЬ БАКЛУШИ

ВОДИТЬ ЗА НОС

ЗАРУБИТЬ НА НОСУ

БИТЬ БАКЛУШИ

ЗАСУЧИВ РУКАВА СПУСТЯ РУКАВА

ЗАСУЧИВ РУКАВА

СПУСТЯ РУКАВА

ПРИТЧА ВО ЯЗЫЦЕХ

ПРИТЧА ВО ЯЗЫЦЕХ

КТО ЖЕ ЭТО: ЗНАКОМЫЕ «НЕЗНАКОМЦЫ» ?

КТО ЖЕ ЭТО: ЗНАКОМЫЕ «НЕЗНАКОМЦЫ» ?

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Притча во языцех  (в сочетании с глаголами быть, стать, становится и т. п. ).Сказ. Книжн. Шутл. – ирон. Употр. При подлеж. Со значением лица или отвлеч. предмета.  Предмет всеобщих разговоров, насмешек, пересудов и т. П. О ком – либо или о чем – либо очень надоевшем. Прежде поп был притча во языцех, последняя спица в колеснице, а ныне и мы себе цену узнали . Мамин –Сибиряк. «Все мы хлеб едим…»

Притча во языцех

  • (в сочетании с глаголами быть, стать, становится и т. п. ).Сказ. Книжн. Шутл. – ирон. Употр. При подлеж. Со значением лица или отвлеч. предмета.

  • Предмет всеобщих разговоров, насмешек, пересудов и т. П. О ком – либо или о чем – либо очень надоевшем.

Прежде поп был притча во языцех, последняя спица в колеснице, а ныне и мы себе цену узнали . Мамин –Сибиряк. «Все мы хлеб едим…»

На уроке мы будем с миру по нитке собирать информацию о фразеологизмах, работать засучив рукава, не на страх , а на совесть. Категорически запрещаю бить баклуши, валять дурака или считать ворон. Желаю вам не попасть впросак и не сесть в галошу.

На уроке мы будем с миру по нитке собирать информацию о фразеологизмах, работать засучив рукава, не на страх , а на совесть. Категорически запрещаю бить баклуши, валять дурака или считать ворон. Желаю вам не попасть впросак и не сесть в галошу.

Группа № 1

Группа № 1

  • Задание: Определить источники происхождения данных фразеологизмов.
  • Составить классификацию фразеологических оборотов по их происхождению. При выполнении задания можно пользоваться фразеологическим словарем.
  • А ларчик просто открывался
  • Во всю ивановскую
  • За тридевять земель
  • Тянуть канитель
  • Авгиевы конюшни
  • Глас, вопиющего в пустыне
  • Потерпеть фиаско
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

  • А ларчик просто открывался
  • Во всю ивановскую
  • Авторское произведение
  • История страны, обычаи наших предков
  • УНТ
  • Русские ремесла, профессия
  • Мифы Древней Греции
  • Библия
  • Иностранный язык
  • За тридевять земель
  • Тянуть канитель
  • Авгиевы конюшни
  • Глас, вопиющего в пустыне
  • Потерпеть фиаско
Группа №2    Задание:  Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы и антоним (можно использовать слова для справок).

Группа №2

 

Задание: Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы и антоним (можно использовать слова для справок).

  • Не покладая рук
  • Мчаться на всех парусах
  • Повернуться негде
  • Как кошка с собакой
Не покладая рук ( синонимы: засучив рукава, до седьмого пота, антоним работать спустя рукава). Мчаться на всех парусах ( синонимы: в мгновенье ока, только пятки засверкали- антоним черепашьим шагом). Повернуться негде( синонимы: яблоку негде упасть, как сельдей в бочке- антоним кот наплакал). Как кошка с собакой( синонимы: был не в ладах, был в контрах антоним – душа в душу)
  • Не покладая рук ( синонимы: засучив рукава, до седьмого пота, антоним работать спустя рукава).
  • Мчаться на всех парусах ( синонимы: в мгновенье ока, только пятки засверкали- антоним черепашьим шагом).
  • Повернуться негде( синонимы: яблоку негде упасть, как сельдей в бочке- антоним кот наплакал).
  • Как кошка с собакой( синонимы: был не в ладах, был в контрах антоним – душа в душу)
Группа № 3   Задание:  Определить синтаксическую функцию фразеологизмов.

Группа № 3

Задание: Определить синтаксическую функцию фразеологизмов.

  • В колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды велосипед .
  • Я прошу тебя не вешать нос.
  • Он бежал сломя голову .
  • Первое боевое крещение получил под Москвой.
  • У нег золотые руки.
В колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды велосипед . Я прошу тебя не вешать нос. Он бежал сломя голову . Первое боевое крещение получил под Москвой. У него золотые руки
  • В колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды велосипед .
  • Я прошу тебя не вешать нос.
  • Он бежал сломя голову .
  • Первое боевое крещение получил под Москвой.
  • У него золотые руки
Группа №4 Задание: Заменить выделенные в тексте слова и словосочетания фразеологизмами. Сделать вывод о роли фразеологизмов в речи.  Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла без всяких затруднений . Вообще он очень хорошо знал эту тему, потому что на уроках все быстро воспринимал и легко усваивал, а вот его друг Вовка в это время бездельничал и порой даже дремал.  

Группа №4

Задание: Заменить выделенные в тексте слова и словосочетания фразеологизмами. Сделать вывод о роли фразеологизмов в речи. 

Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла без всяких затруднений . Вообще он очень хорошо знал эту тему, потому что на уроках все быстро воспринимал и легко усваивал, а вот его друг Вовка в это время бездельничал и порой даже дремал.

 

РОЛЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ  В РЕЧИ

РОЛЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В РЕЧИ

  • Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла как по маслу . Вообще он как свои пять пальцев знал эту тему, потому что на уроках все схватывал на лету , а вот его друг Вовка в это время бил баклуши и порой даже клевал носом.
  •   Вывод:
  • Фразеологизмы кратко и ёмко выражают мысль , авторскую оценку изображаемого.
ЦЕЛЬ Повторить и систематизировать знания о фразеологизмах, совершенствовать умения «видеть» образные возможности фразеологизмов и умело использовать их в речи; продолжить работу над усвоением структуры сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, в рамках подготовки к основному государственному экзамену по русскому языку

ЦЕЛЬ

  • Повторить и систематизировать знания о фразеологизмах, совершенствовать умения «видеть» образные возможности фразеологизмов и умело использовать их в речи;

продолжить работу над усвоением структуры сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, в рамках подготовки к основному государственному экзамену по русскому языку

Структура сочинения-рассуждения . 1.  Тезис. Рассуждение о тезисе. 2. Аргументы (2). (Приводя примеры-аргументы, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение, указать роль в тексте). 3.  Вывод.

Структура сочинения-рассуждения .

1.  Тезис. Рассуждение о тезисе.

2. Аргументы (2). (Приводя примеры-аргументы, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение, указать роль в тексте).

3.  Вывод.

Обратимся к цитате «Фразеологизмы—неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

Обратимся к цитате

«Фразеологизмы—неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

  • Из учебника русского языка
ПРИМЕРЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ИЗ ТЕКСТА  Стер бы с лица земли ФРАЗЕОЛОГИЗМ   Полностью уничтожить, разрушить до основания ТОЛКОВАНИЕ     Ругать, наказывать кого-либо Задал бы перцу   Без посторонней помощи  Один на один Поверить кому-либо  Ловлю тебя на слове Немедленно взяться за что-либо Руки чесались  

ПРИМЕРЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ИЗ ТЕКСТА

Стер бы с лица земли

ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Полностью уничтожить, разрушить до основания

ТОЛКОВАНИЕ

Ругать, наказывать кого-либо

Задал бы перцу

Без посторонней помощи

Один на один

Поверить кому-либо

Ловлю тебя на слове

Немедленно взяться за что-либо

Руки чесались

 

Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему  по цитате Работа в группах.

Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате

Работа в группах.

  • Каждая группа работает над отдельным элементом сочинения и записывает в таблицу.
  • I группа работает над созданием вступления.
  • II группа работает над введением первого аргумента (выбирает тот фразеологизм, значение которого может истолковать).
  • III группа работает над введением второго аргумента.
  • IV группа работает над созданием заключения.
ШАБЛОН ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ

ШАБЛОН ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ

  • Я согласен __________________.Действительно,_________________________.Чтобы подтвердить сказанное,_________________________.
  • В предложении________________встречается фразеологизм ___________________. Это устойчивое _________________ выражает _________________________.
  • В предложении____________автор_________фразеологизм________. Его можно заменить синонимом_________________. Данный фразеологизм________________.
  • Таким образом, __________________________________.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ

СПАСИБО ЗА РАБОТУ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Евстигнеева Ольга Ивановна

Дата: 19.12.2014

Номер свидетельства: 145729


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства